Материалы для подготовки к ЕГЭ
Оценка 4.6

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
русская литература
11 кл
27.08.2018
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Тесты по литературе для подготовки к ЕГЭ по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" С 2016 года по заявлению Зинина (составителя КИМов) в тесты ЕГЭ по литературе будут включены задания на содержание художественного текста. Данные тесты разработаны именно в таком направлении.
М и М тесты.doc
МАОУ «МСОШ №16» Валеева Ф.Р. Тесты (ЕГЭ литература­ 2016) С 2016 года по заявлению Зинина (составителя КИМов) в тесты ЕГЭ по литературе будут  включены задания на содержание текста. Данные тесты разработаны в таком направлении. ВАРИАНТ 1             Все еще скалясь, прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно  подымающееся вверх над конными статуями ипподрома, лежащего далеко внизу направо, и вдруг в  какой­то тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного  разбойника, произнеся только два слова: "Повесить его". Изгнать и конвой, уйти из колоннады внутрь  дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным  голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию. И мысль об яде вдруг соблазнительно  мелькнула в больной голове прокуратора.        Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с  обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.        ­­ Левий Матвей? ­­ хриплым голосом спросил больной и закрыл глаза.        ­­ Да, Левий Матвей, ­­ донесся до него высокий, мучающий его голос.        ­­ А вот что ты все­таки говорил про храм толпе на базаре?        Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос  говорил:        ­­ Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал  так, чтобы было понятнее.        ­­ Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь  представления? Что такое истина?        И тут прокуратор подумал: "О, боги мои! Я спрашиваю его о чем­то ненужном на суде... Мой ум  не служит мне больше..." И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. "Яду мне, яду!"        И вновь он услышал голос:        ­­ Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно  помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на  меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о  чем­нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по­видимому,  существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.        Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слова.        Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит  над ипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что  тот сторонится от солнца.        Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице  выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.        Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а  только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.        ­­ Ну вот, все и кончилось, ­­ говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, ­­ и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком  где­нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, ­­ арестант  повернулся, прищурился на солнце, ­­ позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а  я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое­какие новые мысли, которые  могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.        Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол. ­­ Беда в том, ­­ продолжал никем не останавливаемый связанный, ­­ что ты слишком замкнут и  окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в  собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, ­­ и тут говорящий позволил себе улыбнуться.        Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось  верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев  вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь  представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.        Тогда раздался сорванный, хрипловатый голос прокуратора, по­латыни сказавшего: ­­ Развяжите  ему руки. М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» 1.Назовите жанр, к которому принадлежит произведение   М. Булгакова. «Мастер и Маргарита» _____________________________________________________________ 2.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным  изображением действительности, принципы которого нашли отражение в «Мастере и Маргарите» _________________________________________________________________ 3. Как зовут арестанта, которого опрашивает Понтий Пилат? ___________________________________________________________________ 4.Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе действия, определяющее ход сюжета?  5.Как называется выразительная подробность в художественном тексте (вытаращил глаза, секретарь  ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного  слова, секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить) 6. В  приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется  данный вид речи? ____________________________________________________________________________ 7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании  выразительных или эмоционально окрашенных определений («сорванный, хрипловатый голос»,  «мутными глазами»). _______________________________________________________________________ 8. Что заставило прокуратора, несмотря на возникшую симпатию, принять решение о казни Иешуа? 9. В каких произведениях русской литературы звучат библейские мотивы и в чем их можно  сопоставить с произведением М. Булгакова? ВАРИАНТ 2               ­­ Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему­то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее  весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и  тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что  увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня  поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!        Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и  тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...        И, вообразите, внезапно заговорила она:        ­­ Нравятся ли вам мои цветы?        Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно­таки, но со срывами, и, как это ни  глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро  перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:        ­­ Нет.        Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь  любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?        ­­ Ничего я не говорю, ­­ воскликнул Иван и добавил: ­­ Умоляю, дальше!        И гость продолжал:        ­­ Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:        ­­ Вы вообще не любите цветов?        В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным.        ­­ Нет, я люблю цветы, только не такие, ­­ сказал я.        ­­ А какие?        ­­ Я розы люблю.        Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в  канаву. Растерявшись немного, я все­таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула  цветы, и я понес их в руках.        Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на  мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.        ­­ Дальше, ­­ сказал Иван, ­­ и не пропускайте, пожалуйста, ничего.        ­­ Дальше? ­­ переспросил гость, ­­ что же, дальше вы могли бы и сами угадать. ­­ Он вдруг вытер  неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: ­­ Любовь выскочила перед нами, как из­под земли  выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!        Так поражает молния, так поражает финский нож!        Она­то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга  давным­давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там  тогда... с этой, как ее...        ­­ С кем? ­­ спросил Бездомный.        ­­ С этой... ну... этой, ну... ­­ ответил гость и защелкал пальцами.        ­­ Вы были женаты?        ­­ Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье  полосатое... музей... впрочем, я не помню.        Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее  нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.        Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались,  не замечая города, у кремлевской стены на набережной.        Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На  другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве­реке, и встретились. М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» 1.Назовите род литературы,   к которому принадлежит произведение   М. Булгакова. «Мастер и  Маргарита» _____________________________________________________________ 2. Как зовут героиню, о которой  рассказывает Ивану гость? _________________________________________________________________ 3. В  приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? ___________________________________________________________________ 4. «Любовь выскочила перед нами, как из­под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» Как называется такое средство выразительности  в художественном тексте? 5. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение   М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»   6. Как зовут странного гостя в приведенном фрагменте? ___________________________________________________________________________ 7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании  выразительных или эмоционально окрашенных определений («Она несла в руках отвратительные,  тревожные желтые цветы») _______________________________________________________________________ 8. Какую роль в судьбе главных героев романа сыграла их встреча в московском переулке? 9. Каких героев русской литературы, как и персонажей романа Булгакова, «воскресила любовь»?  (Укажите авторов и названия произведений и аргументируйте свою позицию.) ВАРИАНТ 3  Иван опустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый,  темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос  человек примерно лет тридцати восьми.        Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в  комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.        Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шепотом осведомился: "Можно  присесть?" ­и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.        ­ Как же вы сюда попали? ­­ повинуясь сухому грозящему пальцу, шепотом спросил Иван, ­­ ведь  балконные­то решетки на замках?        ­­ Решетки­то на замках, ­­ подтвердил гость, ­­ но Прасковья Федоровна ­­ милейший, но, увы,  рассеянный человек. Я стащил у нее месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил  возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда  навестить соседа.        ­Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? ­­ заинтересовался Иван.        ­Нет, ­­ твердо ответил гость, ­­ я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне  удирать некуда. ­­ И после паузы он добавил: ­­ Итак, сидим?        ­Сидим, ­­ ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.        ­­ Да... ­­ тут гость вдруг встревожился, ­­ но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу  шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой­нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?        ­Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, ­­ мужественно признался преображенный  поэт.        ­ Основание? ­­ строго спросил гость.        ­ Да, признаться, без основания, ­­ сконфузившись, ответил Иван.        ­ Безобразие, ­­ осудил гость Ивана и добавил: ­­ А кроме того, что это вы так выражаетась: по  морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь  все­таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.        Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:        ­­ Профессия?        ­­ Поэт, ­­ почему­то неохотно признался Иван.        Пришедший огорчился.        ­­ Ох, как мне не везет! ­­ воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: ­­ А как  ваша фамилия?        ­­ Бездомный.        ­­ Эх, эх... ­­ сказал гость, морщась.        ­­ А вам, что же, мои стихи не нравятся? ­­ с любопытством спросил Иван.       ­­ Ужасно не нравятся.        ­­ А вы какие читали?        ­­Никаких я ваших стихов не читал! ­нервно воскликнул посетитель.        ­ А как же вы говорите?        ­Ну, что ж тут такого, ­­ответил гость, ­­ как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо?  Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?        ­ Чудовищны! ­­ вдруг смело и откровенно произнес Иван.        ­Не пишите больше! ­­ попросил пришедший умоляюще.        ­Обещаю и клянусь! ­­ торжественно произнес Иван.        Клятву скрепили рукопожатием… М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» 1.Назовите направление  литературы,   к которому принадлежит произведение   М. Булгакова.  «Мастер и Маргарита» _____________________________________________________________ 2. «Бездомный» ­ псевдоним Ивана.  Назовите его настоящую фамилию. _________________________________________________________________ 3. «Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил». Назовите этого типа. ___________________________________________________________________ 4. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом,  встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет  тридцати восьми».  Как в литературоведении называется описание внешности героя? 5. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый…»  Как называется стилистическая  фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении? 6. Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил. А кроме того, что это вы так  выражаетесь: по морде засветил?» Как называется обиходно­бытовая речь, допускающая  искажение литературного языка? ___________________________________________________________________________ 7. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики  персонажей и мотивирует развитие сюжета? _______________________________________________________________________ 8. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча? 9. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с  произведением М. Булгакова? ВАРИАНТ 4 Всадники остановили своих коней. —Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только  одно, — что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около  двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его  терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что  трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся  храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. —Что он говорит? — спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось  дымкой сострадания. —Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет  покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит  одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га­Ноцри, потому  что, как он утверждает, он чего­то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему­то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда,  что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое­нибудь  разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое  бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с  оборванным бродягой Левием Матвеем. —Двенадцать тысяч лун за одну луну когда­то, не слишком ли это много? — спросила  Маргарита. —Повторяется история с Фридой? — сказал Воланд, — но, Маргарита, здесь не тревожьте себя.  Все будет правильно, на этом построен мир. —Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда­то кричала, когда  была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы  грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха.  Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту и говорил: —Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо  просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится  разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: — Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой! Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего  прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым  горам: —Свободен! Свободен! Он ждет тебя! М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» 1. Данный фрагмент – это заключительный момент, в развитии конфликта эпического произведения.  Назовите термин. _____________________________________________________________ 2. «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как  видите, его терзает бессонница». Назовите этого героя. _________________________________________________________________ 3.  Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета? ___________________________________________________________________ 4. «Трусость — самый тяжкий порок». «Тот,  кто любит, должен разделять участь того, кого  он любит»  ­ яркое, емкое, лаконичное высказывание. Дайте определение. 5. «Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата.  Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы». Назовите кличку собаки.   6. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда­то , хочет пойти по ней и разговаривать с  арестантом ­ Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему­то не удается, и к нему никто не  приходит». Как называется  художественный прием сопоставления резко контрастных или резко  противоположных понятий, образов? ___________________________________________________________________________ 7. «Повторяется история с Фридой?» Как называется стилистическая фигура, основанная на  изменении прямого порядка слов в предложении? _______________________________________________________________________ 8. Почему прокуратор ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»? 9. В каких произведениях русской литературы герои испытывают раскаяние за совершенные ими  поступки и в чем их сходство с персонажем Булгакова?

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2018