Тесты по литературе для подготовки к ЕГЭ по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
С 2016 года по заявлению Зинина (составителя КИМов) в тесты ЕГЭ по литературе будут включены задания на содержание художественного текста. Данные тесты разработаны именно в таком направлении.
М и М тесты.doc
МАОУ «МСОШ №16»
Валеева Ф.Р.
Тесты (ЕГЭ литература 2016)
С 2016 года по заявлению Зинина (составителя КИМов) в тесты ЕГЭ по литературе будут
включены задания на содержание текста. Данные тесты разработаны в таком направлении.
ВАРИАНТ 1
Все еще скалясь, прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце, неуклонно
подымающееся вверх над конными статуями ипподрома, лежащего далеко внизу направо, и вдруг в
какойто тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного
разбойника, произнеся только два слова: "Повесить его". Изгнать и конвой, уйти из колоннады внутрь
дворца, велеть затемнить комнату, повалиться на ложе, потребовать холодной воды, жалобным
голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию. И мысль об яде вдруг соблазнительно
мелькнула в больной голове прокуратора.
Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая,
зачем на утреннем безжалостном Ершалаимском солнцепеке стоит перед ним арестант с
обезображенным побоями лицом, и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать.
Левий Матвей? хриплым голосом спросил больной и закрыл глаза.
Да, Левий Матвей, донесся до него высокий, мучающий его голос.
А вот что ты всетаки говорил про храм толпе на базаре?
Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос
говорил:
Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал
так, чтобы было понятнее.
Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь
представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: "О, боги мои! Я спрашиваю его о чемто ненужном на суде... Мой ум
не служит мне больше..." И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. "Яду мне, яду!"
И вновь он услышал голос:
Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно
помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на
меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о
чемнибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, повидимому,
существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слова.
Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит
над ипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что
тот сторонится от солнца.
Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице
выразился ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.
Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а
только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.
Ну вот, все и кончилось, говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, и я
чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком
гденибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, арестант
повернулся, прищурился на солнце, позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а
я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову коекакие новые мысли, которые
могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что
ты производишь впечатление очень умного человека.
Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол. Беда в том, продолжал никем не останавливаемый связанный, что ты слишком замкнут и
окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в
собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, и тут говорящий позволил себе улыбнуться.
Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось
верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев
вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь
представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.
Тогда раздался сорванный, хрипловатый голос прокуратора, полатыни сказавшего: Развяжите
ему руки.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
1.Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»
_____________________________________________________________
2.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным
изображением действительности, принципы которого нашли отражение в «Мастере и Маргарите»
_________________________________________________________________
3. Как зовут арестанта, которого опрашивает Понтий Пилат?
___________________________________________________________________
4.Как называется острое столкновение характеров в литературном произведении, лежащее в основе
действия, определяющее ход сюжета?
5.Как называется выразительная подробность в художественном тексте (вытаращил глаза, секретарь
ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного
слова, секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить)
6. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется
данный вид речи?
____________________________________________________________________________
7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании
выразительных или эмоционально окрашенных определений («сорванный, хрипловатый голос»,
«мутными глазами»).
_______________________________________________________________________
8. Что заставило прокуратора, несмотря на возникшую симпатию, принять решение о казни Иешуа?
9. В каких произведениях русской литературы звучат библейские мотивы и в чем их можно
сопоставить с произведением М. Булгакова?
ВАРИАНТ 2
Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они
первые почемуто появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее
весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и
тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что
увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня
поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в
переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и
тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...
И, вообразите, внезапно заговорила она:
Нравятся ли вам мои цветы?
Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольнотаки, но со срывами, и, как это ни
глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро
перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:
Нет.
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь
любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?
Ничего я не говорю, воскликнул Иван и добавил: Умоляю, дальше!
И гость продолжал:
Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:
Вы вообще не любите цветов?
В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к
удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным.
Нет, я люблю цветы, только не такие, сказал я.
А какие?
Я розы люблю.
Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в
канаву. Растерявшись немного, я всетаки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула
цветы, и я понес их в руках.
Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на
мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.
Дальше, сказал Иван, и не пропускайте, пожалуйста, ничего.
Дальше? переспросил гость, что же, дальше вы могли бы и сами угадать. Он вдруг вытер
неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: Любовь выскочила перед нами, как изпод земли
выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Онато, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга
давнымдавно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там
тогда... с этой, как ее...
С кем? спросил Бездомный.
С этой... ну... этой, ну... ответил гость и защелкал пальцами.
Вы были женаты?
Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье
полосатое... музей... впрочем, я не помню.
Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее
нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.
Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались,
не замечая города, у кремлевской стены на набережной.
Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На
другой день мы сговорились встретиться там же, на Москвереке, и встретились.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
1.Назовите род литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и
Маргарита»
_____________________________________________________________
2. Как зовут героиню, о которой рассказывает Ивану гость?
_________________________________________________________________ 3. В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется
данный вид речи?
___________________________________________________________________
4. «Любовь выскочила перед нами, как изпод земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас
сразу обоих!» Как называется такое средство выразительности в художественном тексте?
5. Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М. Булгакова. «Мастер и Маргарита»
6. Как зовут странного гостя в приведенном фрагменте?
___________________________________________________________________________
7.Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании
выразительных или эмоционально окрашенных определений («Она несла в руках отвратительные,
тревожные желтые цветы»)
_______________________________________________________________________
8. Какую роль в судьбе главных героев романа сыграла их встреча в московском переулке?
9. Каких героев русской литературы, как и персонажей романа Булгакова, «воскресила любовь»?
(Укажите авторов и названия произведений и аргументируйте свою позицию.)
ВАРИАНТ 3
Иван опустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый,
темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос
человек примерно лет тридцати восьми.
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в
комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу,
на плечи наброшен бурый халат.
Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шепотом осведомился: "Можно
присесть?" и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.
Как же вы сюда попали? повинуясь сухому грозящему пальцу, шепотом спросил Иван, ведь
балконныето решетки на замках?
Решеткито на замках, подтвердил гость, но Прасковья Федоровна милейший, но, увы,
рассеянный человек. Я стащил у нее месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил
возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда
навестить соседа.
Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? заинтересовался Иван.
Нет, твердо ответил гость, я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне
удирать некуда. И после паузы он добавил: Итак, сидим?
Сидим, ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.
Да... тут гость вдруг встревожился, но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу
шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какойнибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?
Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, мужественно признался преображенный
поэт.
Основание? строго спросил гость.
Да, признаться, без основания, сконфузившись, ответил Иван.
Безобразие, осудил гость Ивана и добавил: А кроме того, что это вы так выражаетась: по
морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь
всетаки лицо. Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.
Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:
Профессия?
Поэт, почемуто неохотно признался Иван.
Пришедший огорчился.
Ох, как мне не везет! воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: А как
ваша фамилия?
Бездомный.
Эх, эх... сказал гость, морщась.
А вам, что же, мои стихи не нравятся? с любопытством спросил Иван.
Ужасно не нравятся.
А вы какие читали?
Никаких я ваших стихов не читал! нервно воскликнул посетитель.
А как же вы говорите?
Ну, что ж тут такого, ответил гость, как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо?
Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
Чудовищны! вдруг смело и откровенно произнес Иван.
Не пишите больше! попросил пришедший умоляюще.
Обещаю и клянусь! торжественно произнес Иван.
Клятву скрепили рукопожатием…
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
1.Назовите направление литературы, к которому принадлежит произведение М. Булгакова.
«Мастер и Маргарита»
_____________________________________________________________
2. «Бездомный» псевдоним Ивана. Назовите его настоящую фамилию.
_________________________________________________________________
3. «Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил». Назовите этого типа.
___________________________________________________________________
4. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом,
встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет
тридцати восьми». Как в литературоведении называется описание внешности героя?
5. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый…» Как называется стилистическая
фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении? 6. Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил. А кроме того, что это вы так
выражаетесь: по морде засветил?» Как называется обиходнобытовая речь, допускающая
искажение литературного языка?
___________________________________________________________________________
7. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики
персонажей и мотивирует развитие сюжета?
_______________________________________________________________________
8. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?
9. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с
произведением М. Булгакова?
ВАРИАНТ 4
Всадники остановили своих коней.
—Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только
одно, — что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около
двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его
терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что
трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся
храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
—Что он говорит? — спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось
дымкой сострадания.
—Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет
покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит
одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом ГаНоцри, потому
что, как он утверждает, он чегото не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца
нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почемуто не удается, и к нему никто не приходит. Тогда,
что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какоенибудь
разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое
бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с
оборванным бродягой Левием Матвеем.
—Двенадцать тысяч лун за одну луну когдато, не слишком ли это много? — спросила
Маргарита.
—Повторяется история с Фридой? — сказал Воланд, — но, Маргарита, здесь не тревожьте себя.
Все будет правильно, на этом построен мир.
—Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когдато кричала, когда
была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы
грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха.
Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту и говорил:
—Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо
просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится
разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: — Ну что же, теперь ваш роман вы
можете кончить одною фразой! Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего
прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым
горам:
—Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
1. Данный фрагмент – это заключительный момент, в развитии конфликта эпического произведения.
Назовите термин.
_____________________________________________________________
2. «Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как
видите, его терзает бессонница». Назовите этого героя.
_________________________________________________________________
3. Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики
персонажей и мотивирует развитие сюжета?
___________________________________________________________________
4. «Трусость — самый тяжкий порок». «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого
он любит» яркое, емкое, лаконичное высказывание. Дайте определение.
5. «Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата.
Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы». Назовите кличку собаки.
6. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когдато , хочет пойти по ней и разговаривать с
арестантом Но, увы, на эту дорогу ему выйти почемуто не удается, и к нему никто не
приходит». Как называется художественный прием сопоставления резко контрастных или резко
противоположных понятий, образов?
___________________________________________________________________________
7. «Повторяется история с Фридой?» Как называется стилистическая фигура, основанная на
изменении прямого порядка слов в предложении?
_______________________________________________________________________
8. Почему прокуратор ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»?
9. В каких произведениях русской литературы герои испытывают раскаяние за совершенные ими
поступки и в чем их сходство с персонажем Булгакова?
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.