Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019
Оценка 4.8

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
русская литература
9 кл
23.10.2018
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019
Данный материал окажет помощь выпускникам при самостоятельной подготовке к экзамену по литературе по сборнику А.В. Фёдорова, Е.А. Зининой (20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ), здесь подобраны ответы для выполнения варианта №1 (часть 1 , варианты 1 - 2; часть 2).
Вариант 1.docx
Вариант 1 Часть 1 1.1.1 По моему мнению, для автора название романа «Герой нашего времени» ­ вовсе не ирония. Автор  хотел подчеркнуть, что таких людей, как Печорин, множество в обществе. Его пороки – это пороки  большинства людей второй трети XIX века. Разочарованность в жизни, цинизм, равнодушие как к  собственной судьбе, так и к судьбе окружающих ­ это, по мнению автора, следствие того социально­ политического устройства общества, которое воцарилось после известных событий 1825 года. 1.2.2  Мне кажется, что автор использует приём иронии, чтобы ярче, зримее представить человеческие  пороки. Например, лицемерие «истинного друга», чья «коварная нескромность понятна каждому»,  или тщеславие («исповедь Руссо имеет уже недостаток, что он читал её друзьям»). Кроме того,  авторский приём иронии в Предисловии – увертюра к ироничной личности главного героя – Печорина, которую автор выводит в романе. 1.1.3  Обоих повествователей в оценках героев сближает то, что они симпатизируют им. Так, рассказчик из  «Героя…» видит, что Печорин искренен, умён, нетщеславен («я убедился в искренности того, кто  так…»; «следствие наблюдений ума зрелого…»). Пушкин на протяжении всего романа также  неоднократно отмечает ум Онегина. Кроме того, повествователи говорят о такой черте героев, как  незаурядность, нежелание следовать общепринятым идеалам. Как раз по этой причине и Печорин, и  Онегин бегут от высшего общества, быстро поняв его истинную цену. Именно за эту непохожесть  общество осуждает героев, но именно это так интересно повествователям, так влечёт их к своим  героям. ___________________________________________________________________________ 1.2.1 Начало стихотворения проникнуто настроением покоя, умиротворенности. День плавно перетекает в  вечер: «Изнемогло движенье, труд уснул…». Но далее наступает время ночи и настроение  произведения меняется. Всё пронизано таинственностью, неясностью. У ночи своя энергетика, свой  дух. Ночью острее чувствуется другой мир – потусторонний, освобожденный от мира материи.  Именно ночной хаос приводит лирического героя в состояние восторга перед непознанностью,  таинственностью иного мира. 1.2.2  Для создания образа ночи Тютчев использует целый ряд художественных средств. Например,  метафоры и эпитеты: «Объятый негой ночи голубой», «Как сладко светит месяц золотой»,  «спустилася … завеса», а также приём олицетворения: «труд уснул». Всё это создаёт образ  прекрасной, таинственной, одухотворённой и немного пугающей ночи. 1.2.3 Стихотворения объединены одной тематикой: «главная героиня» и там, и там – ночь. Настроение  произведений также схожи: покой сменяется таинственностью и восторгом (у Фета: «Казалось, будто  в длани мощной /Над этой бездной я повис»; у Тютчева: «Проснулся чудный, еженочный гул... /Откуда он, сей гул непостижимый?..») Сходной является и проблематика произведений: мир ночи  непознаваем, он самодостаточен, прекрасен. В этом мире человек ближе к Создателю, он ощущает  себя другим, свободным от оков материального мира. И одновременно мир ночи для человека  загадочен, неясен и поэтому немного пугающ: «Я с замираньем и смятеньем…». _____________________________________________________________________________ 2.1 Часть 2 На мой взгляд, Печорин ­ это человек с очень глубокими душевными качествами, но в то же время не  лишённый самых серьёзных пороков человека. Его умение анализировать свои поступки и  окружающий мир; его зрелый ум, его способ жизни, совершенно не присущий молодому человеку в  его годах, раскрываются на протяжении всего произведения и заставляют чувствовать к нему  уважение и даже, в некотором роде, восхищение.     Но при встрече с контрабандистами мы можем увидеть в Печорине чрезмерное, на мой взгляд,  любопытство и тягу к приключениям. Ему всё интересно, важно, нужно всё «потрогать». Особенно  это его качество удивило меня в тот момент, когда Печорин, заметив силуэт слепого мальчика,  поплёлся за ним разведать: что же могло заинтересовать такого обделённого природой ребёнка ночью  на берегу моря. И это любопытство в конце концов обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь  контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. Но в это же время его смелость ­ не испугаться  странных событий, чего­то незаконного и пойти по незнакомым местам вслед за приключениями –  тоже является не самым дурным его качеством.     Печорин полон предрассудков и предубеждений его мнение о слепом мальчике заранее было  предопределено; он говорит : «Всегда есть какое­то странное отношение между наружностью  человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое­нибудь чувство». Мне кажется,  это его мнение очень неправильно, но Печорин, заранее предопределив для себя характер слепого,  относится к нему сразу с неким пренебрежением.     В обстоятельствах опасных, когда девушка (или как её называл Печорин «ундина») пыталась его  утопить, опять же проявляются такие качества, как смелость, решительность, готовность идти  навстречу риску, сила воли. По отношению к той девушке в нём возникла даже страсть, влечение,  вследствие чего он и оказался обманутым.     Может быть, именно в этом и заключается вся противоречивость характера героя. Ведь несмотря на свой глубокий здравый ум, он никогда не подчиняется ему целиком. Посмеиваясь и иронизируя над  собой, Печорин всё же не может не откликнуться на зов такой манящей, свободной и тревожной  жизни. _____________________________________________________________________________ 2.2 Творческое сознание Ф.И. Тютчева формировалось в атмосфере любомудрия – движения мысли и  творчества, которое зародилось в Московском университете, где учился поэт. Будучи  профессиональным дипломатом и прирожденным психологом, в своих произведениях Тютчев нередко обращается к философским темам бытия. Многие стихи поэта посвящены размышлениям о непознаваемости мира, о жизни и смерти, о роли  человека во Вселенной, о судьбе.  Так, в стихотворении «День и ночь» (1839 г.) поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи.  День – это иллюзия, лишь оболочка для истинного мира, который открывается ночью. Ночь – это символ хаоса, первородной стихии, откуда всё пришло и куда всё уйдет. Ее невозможно понять до  конца, как и человеческую душу, но именно поэтому ночь, так пугая, одновременно и манит нас.   Еще одна философская категория – судьба, рок – нашла отражение в лирике Тютчева. Так, тема  судьбы­рока развивается в стихотворении «Море и утёс» (1848 г.), где противопоставление фатума и  человека носит метафорический характер. Разыгравшееся море – это бунтарская природа человека,  но стихия разбивается о неприступный утес – символ судьбы. И волна успокаивается, усмиряется, как человек, уставший бросать судьбе вызов. Значительное место в лирике Тютчева занимают произведения, посвященные единству природы и  человека. Поэт проводит между человеком и окружающим миром параллель, но говорит, что людям  необходимо учиться у природы противостоять невзгодам жизни, принимать все изменения смиренно и с радостью. Тютчев часто использует в своих произведениях прием олицетворения, делая с его  помощью природу живой, одухотворенной. Именно это мы видим в произведении «Есть в осени  первоначальной» (1857 г.). Настроение стихотворения немного грустное, но умиротворенное. После  летних трудов в природе наступил покой. Еще далеко до зимних бурь, поэтому есть время  насладиться отдыхом. Всё в природе спокойно проживает свою жизнь, одно время года сменяет  другое. Увядающая красота окружающего мира не печалит, а лишь дает надежду на будущее  возрождение. Именно поэтому, по мнению Тютчева, природа должна стать идеалом для человека. Таким образом, в лирике Ф.И. Тютчева нашли отражение философские идеи непознаваемости мира,  давления судьбы над человеком, неразрывной связи природы и человека. _____________________________________________________________________________ 2.3 Духовно «стертой» личностью можно назвать Башмачкина, главного героя повести «Шинель»,  представленного писателем жертвой, не осознающей трагизма своего положения. Иронизируя над  ним, Н.В. Гоголь явно выражает и сочувствие к «маленькому человеку», бесправному и униженному. Жалким и беспомощным кажется невзрачный с виду, в свои пятьдесят с лишним лет не умеющий  говорить «чиновник для письма». Акакий Акакиевич одинок, лишен всего необходимого, даже с  именем ему не повезло. Ему не у кого попросить помощи, не на кого опереться. Его необычную  самозабвенную «любовь» к красивым буквам и ровным строчкам, будущей шинели можно объяснить  отсутствием человеческой привязанности. Несчастье, обрушившееся на Башмачкина, вмиг разрушило  все его «горемычное» существование. Со стороны «значительного лица» это беззащитное пугливое  существо подверглось бесчеловечному унижению. Но каким бы малым ни представлялся жизненный статус главного героя, в отличие от бессердечных  сослуживцев, унижаемый всеми чиновник обладает истинными человеческими достоинствами –  душевной незлобивостью, детской кротостью характера. Омерзительными и недостойными человека  кажутся насмешки над этим жалким, не умеющим постоять за себя существом. «Зачем вы меня  обижаете?» — лишь один безымянный молодой человек смог почувствовать в этих словах героя  повести неслышную мольбу о милосердии. Испытывает сострадание к нему и автор, правдиво  показавший «всю некрасоту» человеческой души. «Никогда не уныть духом…, а трудом…, твердостью и терпением переломить собственную судьбу»,  — к этому призывал в своих письмах и произведениях Гоголь еще до появления «Шинели». Не  случайно поэтому человеческая трагедия Башмачкина разыгрывается писателем на комедийном фоне. Ирония автора по отношению к главному герою чувствуется уже в начале повести. Гоголь замечает,  что тот «уже совершенно готовым» появился на свет. Великолепно владеющий каллиграфией, выполняющий с огромным удовольствием свою нехитрую работу Акакий Акакиевич не желает  сделать даже малейшего усилия над собой, чтобы научиться чему­то новому. Башмачкина совершенно не интересует жизнь вне его собственного, вымышленного мира букв и  строчек. Указывая на это, автор сообщает, что никогда «не обратил он внимания на то, что  происходит… на улице». Страдания героя повести предопределены самим укладом его  существования. Он едва осознает себя в окружающей действительности до тех пор, пока внешний мир не заставил его вернуться к реальной жизни, надругался над ним. Таким образом, не чувствующий себя личностью, видящий смысл собственной жизни исключительно в переписывании бумаг Акакий Акакиевич вызывает у Н.В. Гоголя не только сочувствие. Его  обезличенность и жизненная пассивность заставляет писателя, имеющего иную жизненную позицию,  подшучивать над ним. И все­таки, какой бы незначительной и малопривлекательной ни казалась личность этого персонажа,  автор видит в своем герое глубоко несчастного человека. Осуждая, жалеет его и призывает людей к  милосердию. _____________________________________________________________________________ 2.4 Русская литература во все времена отражала нравственные искания народа. Классики в своих  творениях обращались к проблемам современности, выводя на первое место вопросы человеческого  достоинства, совести, справедливости. Самыми поучительными являются произведения, авторы  которых поднимают морально­этические темы. Через своих героев они доносят читателю, насколько  сложны поиски положительных идеалов в жизни. Одним из таких знатоков человеческих душ является Валентин Распутин. В повести «Пожар» он искренне переживает за моральность общества. Автор  размышляет о нравственных позициях человека и гражданском мужестве. Огонь – лишь отблеск того,  что сушит душу изнутри. В момент пожара герой познает истину, осознает опасность равнодуший:  человеку не следует быть постояльцем, надо становиться хозяином, искать сближения с природой,  прислушиваться к голосу разума и очищать совесть. Анатолий Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая» также обращается к нравственным проблемам современности. В его произведении  раскрывается тема добра и зла, межнациональных отношений, показана связь поколений и сложные  отношения между героями. Многие вопросы не зависят от экономической или политической  ситуации, на первый план выходит уровень культуры человека. Для меня любимым писателем  остается Даниил Гранин. В произведениях «Иду на грозу», «Искатели», «Картина» он обращается к  острым проблемам. Понимание человеческой сущности и незаурядное дарование принесли ему  заслуженный успех. Нередко центральным сюжетом его книг становится «ученый и власть». Автор  показывает, как осознанный выбор профессии отражается на мышлении и образе жизни личности.  Судьбы героев Гранина сложны, но человеку не под силу повернуть время, чтобы исправить ошибки  прошлого… Духовная перестройка необходима нам как воздух. Прогресс сделал людей черствыми:  мы не всегда слышим и поддерживаем друг друга, не испытываем глубокого сострадания к чужим  бедам и проблемам. Открывая глубины прекрасного литература воспитывает нас: учит  нравственности, формирует сознание, заставляет размышлять над проблемами, которые незаметны в  повседневности.

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2018