Как научить детей работать с
текстом? Этот навык начинают формировать ещё в начальной школе и развивают на
протяжении всего обучения. Делимся некоторыми видами работы с текстом в младших
классах на уроках чтения.
1. Чтение с остановками
Учащиеся читают текст небольшими отрывками с
обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен
вопрос: «Что будет дальше и почему?»
2. Сокращение текста
Школьникам предлагается убрать слова или предложения, которые можно опустить, а
затем прочитать получившийся текст.
3. Поиск ключевых слов
Этот приём логично продолжает предыдущий. Из сокращённого текста ученики могут
выбрать главные слова, по которым можно восстановить сюжет.
4. Деление текста на части. Составление плана
На основе ключевых слов ребята составляют план текста. По этому плану в
дальнейшем можно сделать пересказ или написать изложение.
5. «Узелки на память»
Ученикам предлагается заполнить схему-опору по произведению. Такой шаблон можно
использовать и для читательского дневника. А ещё на его основе школьники
научатся составлять опорные конспекты.
Название.
Автор.
Герои произведения.
Время и место действия.
Начало событий.
Поворотный пункт событий.
Проблема.
Решение проблемы.
6. Поиск отрывка к рисунку
Упражнение учит быстро ориентироваться в тексте и помогает лучше понять его
суть.
7. Чтение по ролям
Такой приём делает текст интереснее для ребят, вызывает больше эмоций. Однако
он работает только в том случае, когда чтецы стараются выбирать правильную
интонацию. В начальной школе им для этого требуется помощь педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.