Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)
Оценка 4.7

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
30.03.2019
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)
Данный материал содержит подробные ответы на задания 12 варианта по пособию А.В. Фёдорова, Е.А. Зининой" Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену." Учащиеся смогут быстро повторить изученный ранее материал и подготовиться к успешной сдаче ОГЭ.
12 вариант.docx
12 вариант Часть 1 Вариант 1 1 1.1.1 Как можно охарактеризовать Репетилова по его монологу? Грибоедов в "Горе от ума" дает говорящие фамилии многим персонажам, и Репетилов не является исключением, так как в переводе с французского его фамилия означает "повторять". Едва появившись на сцене, Репетилов тотчас же громогласно представляется участником "секретнейшего союза", перечисляя темы, которые служат в этом "союзе" материалом для споров. Это действительно темы важные, за каждой из них - программные положения декабристов. Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Грибоедов вводит в "Горе от ума" трагикомическое противостояние героя - идеолога (Чацкого) и его шутливой копии (Репетилова). 1.1.2 В чём смысл появления этого персонажа в четвёртом действии комедии? Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова и становится центральной фигурой четвертого действия, задавая тон в значительной части явлений. Образ Репетилова в сопоставлении с образом Чацкого свидетельствует о глубоком понимании писателем того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и тем либерализмом и политическим приспособленчеством, ярким выражением которого является Репетилов. Вместе с Репетиловым в комедию врывается тьма людей, - так колоритно описаны Репетиловым его знакомые: от князя Григория до барона фон Клоца. В образе Репетилова пародийно отражены судьба и характер Чацкого, вплоть до отдельных деталей. И появление, и исчезновение Репетилова со сцены пародийно соответствуют тому, как врывается на сцену и покидает ее Чацкий. 1.1.3 Сопоставьте фрагмент из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с эпизодом из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Какие качества сближают Репетилова с Ноздрёвым? Оба произведения воплощают образ России прошлого и будущего. Сатирическая гротескная реальность с намеком на патриотичность позволяют создать сюжет, актуальность которого не теряется с годами. У Репетилова с Ноздрёвым имеется много общего. Эти герои являются пустыми и вздорными людьми, которые нередко привирают, при этом считают свою натуру широкой. Данные личности могут сделать подлость любому человеку, и при этом никаких личных целей ими не преследуется. Они не строят планов и стратегий, поэтому все их действия являются импровизацией, а чувство меры при этом отсутствует напрочь. В целом героев можно назвать нелепыми, они просто смешны, невнимательны к высказываниям и наплевательски относятся к их последствиям. Вариант 2 1.2.1 Каков иносказательный смысл басни? Мораль басни заключается в том, что люди, низкие по чину, стараются выглядеть значимее и важнее. Небогатые люди пытаются выглядеть богатыми и знатными. Это может привести к печальным последствиям, в виде ещё большего разорения или публичного осмеяния, при открытии истинного статуса человека. А сам человек, при этом, глубоко несчастен - в своих глазах он значимее, а на деле не может соответствовать своему представлению. Жить нужно своим умом и по своим возможностям - такая, на мой взгляд, мораль у данной басни. 1.2.2 С какой целью в басне использован диалог? И.А.Крылов сделал основой своего творчества живую народную речь. Диалог достигает предельной лаконичности, драматической быстроты и реалистической естественности. Речь персонажей отражает их социальныйоблик. Реплики имеют характер непринужденной и грубой бытовой фамильярности, далекой от всяких салонных приличий. Это разговор «площади», в котором сглаживаются резкие социальные различия между речью разных слоев общества. Крылов подводит читателя к осуждению такого людского порока, как зависть, и делает это мастерски. 1.2.3 Сопоставьте басни И.А. Крылова «Лягушка и вол» и «Гуси». В чём близость проблематики этих басен? В обеих баснях выражены демократические взгляды Крылова. Баснописец говорит о принципе личных заслуг любого члена общества. Крылов резко и решительно выступает за оценку людей «по их деловым качествам». Разговор басенных персонажей между собой идёт на разных языках. Баснописец показал две противоположные точки зрения, поэтому возможность договориться совершенно исключается. 2.1 По каким принципам живёт фамусовское общество? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время. А. С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную Часть 2 2 борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания. Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “...у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат. Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”. Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”. Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”. Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская. Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А. С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”. 2.2 Связь басен И.А. Крылова с устным народным творчеством. (На примере не менее двух басен по выбору учащегося.) Басни Крылова стали принципиально новым явлением по отношению к разновидностям этого жанра, утвердившимся в русской литературе 18 века. Сохранив основные жанровые признаки басни — аллегорию, смысловую двуплановость повествования, конфликтность сюжета — Крылов критически изображает совершенно конкретные социальные пороки современной ему русской действительности. На первый план в баснях Крылова выдвинулся образ простодушного и лукавого рассказчика, повествующего об увиденных им живых сценах, содержание которых необычайно разнообразно — от бытовых до социальных и философско-исторических тем. Точка зрения рассказчика часто спрятана и не выступает непосредственно и открыто: он отсылает к общему мнению, к молве, к преданию, которые выражены в пословицах и поговорках. В басню хлынул широким потоком народный, разговорный язык. Каждый персонаж заговорил языком, соответствующим его положению, психологии, характеру. Словесная маска басенного персонажа утратила свою условность. Главная мысль, идея басни «Волк и Ягнёнок» высказана в самом начале произведения : у сильного всегда бессильный виноват… Мнение, что мол кто сильнее, тот и прав, раскрывается подробно. Что сможет доказать маленький, слабый Ягненок наглому и голодному Волку? Будучи защитником всех обиженных, автор в басне высмеивает человеческие пороки, отрицательные стороны общественной жизни, которые необходимо исправить, искоренить из общества людей. В басне “Волк и Ягненок” раскрыта одна из основных тем творчества писателя — бесправие народа. В образе Волка показан богатый человек, имеющий в обществе высокое положение, который использует «право сильного» только всегда в своих интересах, в образе Ягненка изображается человек бедный, беззащитный и бесправный. Волк ощущает себя хозяином, так как был в тех местах сильнейшим. У него есть множество причин, чтобы предъявить обвинение бессильному Ягненку и оправдать себя, потому что защита не имеет значения для тех, кто взялся совершать несправедливость. Даже в тех случаях, когда Крылов обрабатывает традиционные басенные сюжеты, в самом взгляде на вещи, в логике речей и поступков персонажей, в обстановке, их окружающей, — во всем запечатлена духовная атмосфера, порожденная национальным укладом русской жизни. Сюжет басни «Стрекоза и Муравей» не оригинален. До Крылова к нему обращались как Эзоп, так и Лафонтен. Иван Андреевич же интерпретировал известную историю на русский лад и ввел в нее привычных нам героев. Яркость образов главных героев достигнута за счет такого приема, как сравнение. Стрекоза – ветреная и безответственная особа, которая проводит свои дни в праздности, веселясь и не зная никаких забот. Эта ленивая дама даже не заботится о завтрашнем дне. Чего не скажешь о Муравье. Этот персонаж отличается мудростью и продуманностью. Он обо всем заботится наперед. Муравей трудолюбив и серьезен. Эти два героя на страницах басни выступают на контрасте друг с другом. Автор противопоставляет две человеческие черты характера: лень и трудолюбие. 3 Стрекоза предпочитает развлекаться. Для нее жизнь – это постоянный непрекращающийся праздник. Пока вокруг хватает еды, тепло и хорошо, ей можно ни о чем не беспокоиться. Но вот приходят холода. И уже горой накапливаются проблемы, которые Стрекоза решить попросту не в состоянии. Она сразу вспоминает Муравья и бросается к нему с призывом о помощи. Но строгий трудяга помнит постоянные смешки и колкости в свой адрес и отказывает в поддержке замерзающей Стрекозе. Этот поступок справедлив и за него не стоит судить Муравья. Мораль басни проста и понятна: только трудолюбием можно добиться тепла, уюта и сытной еды на столе. Причем она не выносится в отдельные строки. Крылов вкладывает ее в слова Муравья, смысл которых таков: летом ты пела, а теперь пойди и попляши. У других авторов Муравей помогает Стрекозе. Но Крылов решил поступить иначе. Его развязка более драматична. И это верно. Ветреная и беззаботная Стрекоза никогда не научится жизни и трудолюбию, если ее не проучить. Не надо оказывать медвежью услугу. Да и такие люди вряд ли оценят добро. Образ Муравья вызывает уважение. Этот трудяга не дает лениться себе и побуждает к действию других. В баснях Крылова отразились быт и нравы народа, его житейский опыт, народная мудрость. Яркий, меткий, живой русский язык, неразрывная связь с русским фольклором, тонкий юмор отличают басни Крылова. В его баснях отразились душа и мудрость русского народа. 2.3 Почему у Печорина нет настоящих друзей? (По роману М.Ю, Лермонтова «Герой нашего времени».) Печорин – очень непростой персонаж, полный противоречий, так возможна ли в его жизни дружба и как он ее понимает? Мы видим дружеское отношение в штабс-капитане Максиме Максимыче. Хоть он и считает Печорина не лишенным странностей человеком, все же привязан к герою и называет его своим другом. Однако Печорин считает его приятелем, не больше того. С Грушницким у Печорина нет даже приятельских отношений. Внешне они выглядят именно такими, но на самом деле прикрывают взаимную неприязнь. Грушницкий – насквозь фальшивый человек, более всего любящий «производить эффект» и играть страдальца. Печорин же отличается проницательностью и не может не замечать искусственности «приятеля». Отношения с Вернером, наверное, ярче всего раскрывают тему дружбы в произведении. Возможно, именно с этим человеком у Печорина могла бы завязаться настоящая дружба. У них много общего, для окружающих они выглядят друзьями. Печорин и Вернер хорошо понимают друг друга, но оба они равнодушны ко всему, кроме себя, поэтому ни один из героев по-настоящему не способен к товариществу. Понятие дружбы главный герой не связывает ни с одним из окружающих людей. Это не означает, что он не понимает значение слова «дружба», как раз наоборот, Печорин уверен, что дружба предполагает зависимость, а этого он избегает. Герой патологически не способен впустить кого бы то ни было в свою душу, этим обрекая себя на вечное одиночество. Автор показывает нам, насколько обесценивается тогдашним высшим обществом понятие дружбы. Они называют «друг мой» каждого, при этом зачастую не испытывая ничего, кроме равнодушия. Я сочувствую главному герою, потому что считаю, что жить без дружбы сложно. Это должно быть очень печальным: коротать свой век в одиночестве. 2.4 Мой любимый поэт 20 века. (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося.) 10 апреля 1937 года, в Москве, на свет появляется советская писательница, переводчик и самая знаменитая русская лирическая поэтесса второй половины 20 века Белла Ахмадулина. Ее родители были достаточно состоятельными людьми. Папа — работник Государственного таможенного комитета СССР, заместитель министра; мама — переводчица в звании майора КГБ. На то время, в СССР была знаменита Испания, поэтому поэтессу, по предложению бабушки, назвали Изабелла. Позже Ахмадулина сама поменяла его на Белла. Так как у родителей не хватало времени, воспитанием поэтессы занималась бабушка. Она научила ее читать и привила своей внучке любовь литературе. В школе Ахмадулину интересовала больше всего литература, на остальные предметы она ходила с неохотой. Первые свои успехи в написании стихотворений она начала проявлять в 15 лет. У нее появился свой слог и стиль. В 18 лет ее стихотворения были опубликованы в газете «Октябрь». Позже, через два года, в 1957 году, ее работы изданы в газете «Комсомольская правда», где были подвергнуты критике. Молодая поэтесса писала не залихватские стишки на потребу дня, а нечто, выходящее за рамки пропагандистской бравады. Белла Ахмадулина по своей натуре была эмоциональным человеком, поэтому не могла не реагировать на политические движения в России. Но она видела границы, и не выносила свое мнение по какому-либо поводу на публику. Продолжительное время репрессии не затрагивали ее. Тем не менее, в 1969 году во Франкфурте был издан сборник Ахмадулиной «Озноб» — поэтесса подверглась критике в советской прессе. Выход в свет сборника «Струна» и выступление на сцене Политехнического музея в Москве привели Беллу Ахмадулину к успеху. Вместе с ней на вечерах выступали другие поэты-шестидесятники. И хотя многие критиковали и осуждали ее за старомодность жанра и стиля в стихах, все равно нельзя было устоять перед ее неповторимой интонацией в голосе и легкостью в произношении. И уже в 22 года Ахмадулина написала самое известное произведение, которое позже получило музыкальное сопровождение, «По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят». Далее ее карьера развивалась стремительно: съемки в кино, написание романсов, облетевших всю страну, и выступления на всех поэтических событиях. Стихотворение «По улице моей который год…» Б. Ахмадулина написала в 22 года (1959 г.). Этот факт удивляет, ведь кажется, что строки созданы женщиной, у которой за плечами десятки лет жизни, которая неоднократно теряла дорогих сердцу людей, сталкиваясь лицом к лицу с предательством. В 1975 г. 4 Микаэл Таривердиев положил произведение на музыку. Романс прозвучал в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром». Ключевая тема произведения – одиночество. В контексте нее раскрываются мотивы предательства, потери друзей, единения с природой, внутренней гармонии. Б. Ахмадулина показывает, что потери друзей неизбежны, важно научиться отпускать близких людей без гнева обиды. Поэтесса учит ценить одиночество, воспринимать его как возможность побыть наедине с самим собой. В стихотворении несколько ключевых образов: лирическая героиня, друзья и одиночество. Уже в первой строфе лирическая героиня признается, что каждый год теряет друзей. В ее словах нет ноток обиды или сожаления, лишь легкая грусть от утраты. Она пытается представить, как после ухода живут ее друзья: «нет в их домах ни музыки, ни пенья». Эти люди кажутся ей беззащитными среди ночной тьмы. Героиня замечает, что глаза друзей «туманит» «к предательству таинственная страсть». Вот почему она не жалеет о потере. За обращением к друзьям следую фразы, адресованные одиночеству. Это состояние показано как живое существо, причем существо могущественное: «О одиночество, как твой характер крут!». Героине кажется, что одиночество постепенно замыкает круг и все уверенья при этом бесполезны. Женщина сдается, называет себя баловнем одиночества и даже пытается найти утешенье на его груди. В последних катренах одиночество предстает пред героиней и читателем не как нечто холодное и неуютное, а как возможность для уединения, самосовершенствования: «даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы». Она знает, что это поможет позабыть ушедших людей. Лирическая героиня знает, когда человек одинок, природа становится к нему ближе. Она заявляет, что после того, как одиночество откроет путь к новым возможностям, в темноте появятся черты бывших друзей и сразу же растворятся. Стихотворение «По улице моей который год…» Б. Ахмадулиной условно делится на две части: рассказ лирической героини о друзьях и обращение к одиночеству. Вторую часть также можно разделить по содержанию на описание одиночества в негативном ключе и позитивном. В тексте также есть смысловое обрамление: и начинается, и заканчивается стихотворение упоминанием о друзьях. Таким образом, поэтесса делает акцент на одном из ключевых мотивов. Формальная организация стихотворения – девять катренов с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Важную роль в раскрытии темы и реализации идейного звучания играют художественные средства. Преобладают в тексте метафоры: «друзей… уход той темноте за окнами угоден», «к предательству таинственная страсть… туманит ваши очи», «как холодно ты замыкаешь круг». Дополняется монолог эпитетами: «медлительный уход», «тайная страсть», «уверенья бесполезные». Стихотворение «Взойти на сцену» вышло из-под пера Беллы Ахмадулиной в 1973 г. Поэтесса уже была известна не только на Родине, но и за рубежом. Не раз она выступала перед публикой со своими стихотворениями. Кроме того, Белла Ахатовна до момента написания указанного произведения сыграла в фильме. Женщина не понаслышке знала, как это выступать перед публикой. Эти эмоции она попыталась воспроизвести в стихотворении «Взойти на сцену». Тема анализируемого произведения – переживания человека, выступающего на сцене. Белла Ахатовна утверждает, что признания людей добиться нелегко. Она показывает, как трудно взять себя в руки и выступать в угоду кому-то, но вдохновения и сил придают те, кто любимы. Центральный образ стихотворения Б. Ахмадулиной «Взойти на сцену» – лирическая героиня. Это публичный человек, отданный людям, которые его любят. Монолог написан от первого лица, поэтому читатель может ярко представить весь спектр переживаний, сопровождающий публичные выступления. В первой строфе женщина сравнивает себя со снегом, летящим в угоду февралю. Но она не может так же легко выходить на сцену в угоду зрителям. Тем не менее, делать это приходится не первый раз. Женщина не скрывает неприятные ощущения, испытываемые на сцене: «мне… не внове взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз». Выступающая видит, что ее слова превращаются в грязь упав под ноги зрителям. Вдруг героиня представляет, как это выйти на сцену нездоровой, с печатью смерти на лице. Она отвергает такую участь, умоляя: «О, кто-нибудь, приди и время растяни». Так в произведении появляются мотивы быстротечности жизни, старости. Но поэтесса ненадолго заостряет на нем свое внимание. Уже в следующем четверостишии она возвращается к описанию внутреннего состояния во время выступления. Выступающая названа плясуньей, а выступление представляется пляской «по грани роковой, по острию каната». Лирическая героиня знает, что смерти не избежать, но она обязательно очнется, как было всякий раз. Она готова сохранять себя ради тех, кто ею любим. Толпу героиня воспринимает как одно лицо людей. В последнем катрене женщина утверждает, что ей не жаль «ни слов, ни мук». Ее лишь интересует, хватит ли этого для блаженства публики. Стихотворение Б. Ахмадулиной «Взойти на сцену» невозможно разделить на смысловые части. Оно похоже на поток эмоций, спонтанных мыслей, связанных с выступлением на сцене. Формальная организация – семь катренов с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Внутреннее состояние лирической героини автор передает посредством тропов. Главную роль играют метафоры: «вниманье ваших глаз», «мой голос… вам упадет в ноги», «какой мороз во лбу», «какой в лопатках ужас», «исчерпана до дна пытливыми глазами», «кровотеченье речи», «приди и время растяни». Также в тексте есть эпитеты («легко взойти», «пытливые глаза», «прекрасных… лиц», «малого блаженства») и сравнения («взять в кожу, как ожог», «мой голос, словно снег»). Белла Ахмадулина существенно обогатила современную женскую лирику, ее приемы и мотивы до сих пор угадываются в поэзии многих авторов-последователей. При этом ее строки выходили за рамки типичной дамской любовной тоски. Она рассуждала на самые разные темы, поэтому среди ее читателей так много умных и духовно развитых людей. 5

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 12 вариант (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019