Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 13 вариант (литература, 9 класс)
Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
02.04.2019
Данный материал содержит ответы на задания 13 варианта по сборнику Фёдорова Алексея Владимировича и Зининой Елены Андреевны "Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". На каждый вопрос дан подробный ответ, это поможет учащимся успешно подготовиться к ОГЭ,
Вариант 13.docx
Вариант 13
Часть 1
Вариант 1
1.1.1 Какой смысл вкладывает СалтыковЩедрин в понятие «идеалист»?
Сюжет нас знакомит с Карасем, полным идеалистических взглядов. Он чист душой и верит: зло не будет править миром, оно не
является главной силой, так как истощает жизнь. Другое дело добро. Оно порождает будущее.
1.1.2 С какой целью писатель использует в приведённом фрагменте приём антитезы?
Карасьидеалист пополнил ряд зоологических работ, где автор своим героем выбирает карася, желая изобразить интеллигента
социалиста, который не может соизмерять свои силы и поступки с действительностью, что его окружала. Сказка писателя начинается и
закачивается спором: в первой части герой ведет спор с ершом, а в конце карась спорит со щукой. В первом случае
противопоставляется идеалист и скептик, где один не знающий жизни, а второй уже повидал жизнь и знаком с ее действительностью. Во
второй части произведения в спор участвует щука, которая олицетворяет власть и карась. И тут мы видим, что наш идеалист далек от
реальности.
1
1.1.3 Сопоставьте фрагменты сказок М.Е. СалтыковаЩедрина «Карасьидеалист» и «Здравомысленный заяц». Что сближает
Карася с Зайцем при несходстве их воззрений на мир?
Главные герои сказок, несмотря на разницу воззрений на мир, имеют некоторые общие черты. Карась и Заяц имеют свою точку зрения и
высказывают мысли вслух. К сожалению, не всегда разумные размышления способны разрешить проблемную ситуацию. В большинстве
случаев нужно действовать, а не разглагольствовать. Рассуждения Карася и Зайца нельзя назвать бессмысленными и не относящимися к
делу. Однако умные рассуждения, приправленные чрезмерной болтливостью, не спасли героям жизнь.
Вариант 2
1. 2.1 Что пробуждается в душе лирического героя при шуме берёз?
Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле.
Лирический герой вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоминает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого
живого существа в мир иной. Лирический герой с грустью вспоминает родную деревню, пытается представить дорогую для его сердца
могилу матери. Герой любит шум берёз, и в это время он думает не только о малой родине, берёза для героя является символом Руси.
1.2.2. Какую роль играют элементы кольцевой композиции в стихотворении?
Уже первая строка произведения, которой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер.
Образ лирического героя выдвигается при этом на передний план. Эту же предельную искренность подчеркивает в последней строфе
стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только
любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства. Малая родина у каждого своя, но напоминает она нам о большой и
могучей стране.
1.2.3 Сопоставьте стихотворение Н.М. Рубцова «Берёзы» со стихотворением К.М. Симонова «Родина». Как в этих
стихотворениях связаны образы берёзы с раздумьями поэтов о Родине?
Образы берёз в обоих стихотворениях неразрывно связаны с раздумьями поэтов о Родине. Берёзы для русских людей являются
символом малой родины. Любовь к малой родине неразрывно связана с любовью ко всей России. В этом заложен глубинный
философский смысл, который раскрывает суть славянской души. Поэты говорят о том, что русские не ждут милости от судьбы,
принимают выпавшие на свою долю испытания с мужеством и благородством.
Часть 2
2.1 Какие фольклорные традиции нашли отражение в сказках М.Е. СалтыковаЩедрина. (На примере одного произведения по
выбору учащегося.)
М. Е. СалтыковЩедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и
правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках.
В этих небольших по объему произведениях СалтыковЩедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков.
Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, а не о народе, к которому он сам проникся уважением. Все это он
показывает в своих произведениях, строя сюжет на основе сказки. Обращение автора к сказке не было случайным, а диктовалось
серьезными творческими заданиями, несло важную идейную нагрузку. Каким бы прихотливым и безграничным не был полет фантазии
М. Е. СалтыковаЩедрина, он никогда не является произвольным и бессмысленным. Он всегда связан с реальной действительностью,
питается этой действительностью. Фантастика Щедрина – это не уход от действительности и ее проблем. С ее помощью он пытается
отобразить эту действительность. Иначе говоря, сказки СалтыковаЩедрина всегда носят реалистичный характер. Гротеск автора
реалистичен не потому, что фантастическое в его книге сочетается с достоверным, правдоподобным, а потому, что сочетание это верно
раскрывает существенные стороны реальной действительности.
Уже в самом начале сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» СалтыковЩедрин ставит своих героев – двух
генералов – в такие условия, в которых они просто не смогут выжить сами, без чьейлибо помощи. Сказочный зачин “жилибыли”
обещает самые невероятные события. Автор на протяжении произведения использует устойчивые выражения, употребляемые обычно в
сказках: «по щучьему велению, по моему хотению; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, медпиво пил, по
усам текло, в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать». Яркими чертами сказки являются различные фантастические
события. Сам факт того, что генералы оказались на необитаемом острове, является сказочным, но описание жизни на нем имеет вполне реалистичные черты. Генералы, будучи совершенно беспомощными, обнаружили выход из сложившейся ситуации. «А что, ваше
превосходительство…, если бы нам найти мужика», – предложил один генерал. И у них не возникло мысли, что его просто не должно
быть там, поскольку остров необитаем. Они уверены, что «мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он гденибудь
спрятался, от работы отлынивает!»
Во многих сказках появление волшебного помощника позволяет героям справиться с различными трудностями. Стоит только вспомнить
Серого Волка, Сивкубурку, КонькаГорбунка… Но здесь совсем другой случай. Незачем награждать неспособных ни на что генералов,
нет у них ни задачи невыполнимой, ни доброго сердца… Все их помыслы лишь о себе. Поселяя рядом с ними мужика,
СалтыковЩедрин как бы спорит со сказкой. Помощник есть, но для кого он?
СалтыковЩедрин показывает несправедливость жизни русского народа, решающего все проблемы своих господ, которые только и
делают, что бездельничают и помыкают другими.
Само фантастическое у Щедрина является формой выражения правды жизни. Фантастичность многих сцен и деталей рассказа «Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил» совсем не означает, что сцены и детали возникли совершенно случайно, подчиняясь
произволу фантазии писателя. Они построены по строго определенным законам. Сказка, которая является основой большинства
рассказов М. Е. СалтыковаЩедрина, – эффективная форма художественного обобщения действительности, способная вскрыть
глубинные противоречия жизни и сделать их наглядными и зримыми. Сказка тем и отличается от произведения, изображающего жизнь в
рамках жизненного правдоподобия, что ее элементами становятся действия, поступки и происшествия совершенно фантастические.
Требовать от автора житейски правдоподобной мотивировки фантастических действий или событий – значит требовать невозможного.
Мир сказки строится по своим законам, которые не тождественны закономерностям нашей реальной жизни: в нем совершенно
нормальны такие поступки, которые в обычной жизни невероятны.
Сказки М. Е. СалтыковаЩедрина полны сожаления о том, что русский народ бесправен, терпелив и забит. Именно на крестьянах и
держится власть господ, в то время как мужики следят и ухаживают за ними. «Набрал сейчас мужчина дикой конопли, размочил в воде,
поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег…» Это
невероятно, но это и есть действительность того времени.
В своем произведении автор сохраняет дух и стиль русской сказки, борется против зла русской жизни, глупости правителей,
бессловесности русского народа, трусости и пошлости.
2
2.2 Тема Родины в лирике Н.М. Рубцова. (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося.)
Каждый человек рождается, взрослеет и умирает. У каждого из нас есть место, в котором прошло наше детство и юность. Место,
которое мы запомним на всю нашу жизнь. Место, куда нас будет тянуть вернуться. Такое место называется малая родина.
А) «Тихая моя родина»
В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей
малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце.
Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему
сердцу местам, проникнуться его чувствами.
Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова,
мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.
Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет
родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную
школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Лирический герой с грустью замечает:
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
А там, где когдато, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, «тишина теперь и болотина».
Герою очень важно, чтобы его «тихая» родина знала, что он «ничего не забыл»: «Тихая моя родина, Я ничего не забыл…» Родина для
него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством (а забыть – значит предать) он не может.
Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда упоминает деталь, без которой трудно представить себе православную Россию,
деревенскую церквушку:
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зеленым просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший
лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного:
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
И тотчас помальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака! Даже запахи здесь – свои, родные. На родине
поэта так сладко пахнет «медом, зерном и сметаною», и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного
города. Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки.
И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным,
пылким признанием: С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не
хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потомуто так неожиданно и
врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – «гром», придавая ему эмоциональный заряд. Эмоциональный накал
удваивается: этот гром «готов упасть».
С родиной у лирического героя «самая жгучая, самая смертная связь». Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени,
используя прием градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – «самая
смертная».
Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. И все
таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей «тихой
родиной»:
Где же могила, не видели?
Поле до края небес!
Тихо ответили жители:
Каждому памятник – крест.
Поэт понимает, насколько это важно – сохранить связь времен, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память,
наша ниточка в прошлое.
3
Б) «Ночь на Родине»
«Ночь на Родине» это произведение, написанное поэтом, который очень ценил русскую деревню, актуально и в наше время.
Тема стихотворения вынесена поэтом в заглавие: «Ночь на Родине». Он не назвал свое творение просто «Ночь» или «Родина», а
объединил их в заголовке. Значит, тема это именно ночь, именно на Родине. Ключевые слова для этого сочетания слов одни они,
несомненно, характеризуют суммарный смысл словосочетания. Какие это слова? Итак: душа, тени, тихо, спокойно. Каждое из этих
слов несет в себе чтото умиротворяющее. Таким образом автор излагает читателю свое отношение на чувственном уровне к ночи на
Родине, к «этому миру», когда кажется, что «уже не будет в жизни потрясений».
Из вышесказанного вытекает основная мысль произведения. В ключевых словах не зря фигурировало слово «душа». На самом деле мы
не видим собственно ночь (писатель не упоминает о темноте, звездах; «лунный свет» здесь, чтобы расширить образ «светлой печали»)
или Родину (нет упоминания о месте, где поэт родился, о людях), ночь на Родине представлена как отражение в душе поэта. Он не
использует в первой части произведения слов обобщенного значения. В основном представлены четкие зримые образы («высокий дуб»,
«глубокая вода»). Во второй части все наоборот: лексика с четкими значениями отходит на второй план, уступая место образной речи
с эфемерными понятиями. Так автор создает сначала детальный образ природы, потом вводит свои размышления.
Первую часть (первая и вторая строфы) отделяет от второй (четвертая и пятая строфы) композиционный центр (третья строфа), в
которой осуществляется плавный переход от одной части к другой, именно такая композиция позволяет еще больше убедится в
определении основной мысли: ночь на Родине это отражение состояния души поэта.
Личность поэта в его речи. А в произведении преобладают общеупотребительные слова и нейтральные. Так автор делает свою
стихотворную речь более демократичной, более понятной для людей, рассчитывая на как можно более широкий круг читателей. Слов с
переносным значением больше во второй части произведения. Простые антонимы и синонимы отсутствуют, зато есть контекстуальные
(тихо не встрепенется, тихо не знала потрясений; былое не вернется это останется). Таким образом поэт сближает свое понимание
этого состояния.
Единственная метафора в стихотворении («,... крыши сел не слыхивали грома...»), очевидно, подчеркивает желание Рубцова сделать
лирическое произведение тяготеющим к эпическому, сделать эпическое описание.
О том, что это именно описание, говорит тот факт, что отражение действительности происходит в статике.
Какова же ночь на Родине и что она значит для поэта? Это желанный миг, который связывает «былое», которое уже «не вернется», и
будущее, еще неизвестное. Такое мгновение спокойствие ночи, когда кажется, что природа никогда «не знала потрясений», когда «не
встрепенется ветер у пруда», когда «на дворе не зашуршит солома» и ценит поэт больше всего. В нем, в этом миге, и сокрыто
понимание, ощущение Родины для Рубцова.
Родина в представлении поэта тихое красивое место, где спокойно, как ночью на природе, где обитает душа, куда тянет, если человек
на чужбине. Такое понимание родного края и должно быть у русского человека. Он должен любить Россию.
2.3 Почему история детства и юности Чичикова помещена лишь в конце первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
Роман Гоголя «Мёртвые души» рассказывает историю некоего Павла Чичикова, изворотливость и ловкость в делах которого составила
основу всего повествования. Замечательность этого образа в том, что, по признанию самого автора, Чичиков – не аномалия общества, а
её прямой продукт, результат определенного воспитания, а самое главное, обстоятельств.
С самой первой главы Н. Гоголь вводит читателя в мир приключений главного героя. И лишь в конце рассказывается его предыстория.
Этот приём ретроспекции используется автором для того, чтобы, с одной стороны, поколебать уже сложившееся у читателя мнение о
данном персонаже, с другой глубже раскрыть этот образ.
Если восстанавливать фабулу произведения, то предыстория должна быть в самом начале романа, тогда бы она стала, с точки зрения
построения сюжета, прологом. А при такой композиции это вставной эпизод (он находится в заключительной 11 главе романа), не
влияющий на сюжет, но являющийся его неотъемлемой, поясняющей частью.
Прежде чем начать рассказ о детстве и молодости Чичикова, автор обращается непосредственно к читателю и как бы извиняется за то,
что его герой не слишком добродетелен и идеален: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он
не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтоб герой был решительное совершенство, и если какоенибудь
душевное или телесное пятнышко, тогда беда!». Этот приём, который даёт возможность автору высказать своё личное мнение о
персонаже, впервые был использован Пушкиным.
Затем Гоголь рассказывает о самом Чичикове. Его детство дома не было особенно радостным: «Жизнь при начале взглянула на него
както кислонеприютно, сквозь какоето мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!». Так и пошло далее по жизни. Когда Павлуше пришла пора учиться в училище, отец отвёз его и при расставании наказал ему, как следует вести себя по жизни,
чтобы чегото добиться: «…больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не
успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло
на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя
лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя
надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Эти слова глубоко запали в душу ребёнка, и он твёрдо следовал указаниям.
Так, в училище, не имея никаких особых талантов, но угождая всем и вся, он считался одним из лучших учеников. Учитель любил его
безмерно, а Чичиков делал все только ради выгоды. Когда учителя уволили и тот оказался на краю нищеты, ученики собрали ему
деньги, продав даже необходимое, а Чичиков дал только серебряный пятак. Это был первый шаг в пропасть, которая затем полностью
поглотит героя.
Затем он поступил на службу. На каждом новом месте он наживал, путём взяток и подношений, капитал, но каждый раз его разоблачали
и он опять оставался у разбитого корыта. Но природная живость, в которой не может отказать ему даже автор, вновь и вновь возносила
его наверх. Самое громкое и ужасное поражение Чичикова произошло тогда, когда он достиг своей заветной цели – стать богатым.
Служил он тогда на таможне, а это золотая жила для проходимца. Донёс на него его же товарищ (они не поделили между собой
"бабёнку"). Наш герой потерял всё, кроме небольшой суммы денег. Но даже это не повергло его в отчаяние. Вот как он рассуждает о
себе: «Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? все приобретают. Несчастным я не сделал
никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я,
другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем?». Поразительно то, что Чичиков не
считает, что его поведение по жизни, его подличество по отношению к окружающим, доверяющим ему людям, считается ужасным.
Именно поэтому он принимается за новое дело – покупку мёртвых душ.
Гоголь – мастер художественной детали. Так, например, символом богатства для Чичикова он делает голландские рубашки и мыло для
гладкости щёк. Эта деталь как нельзя лучше характеризует героя – сладко есть, мягко спать и хорошо одеться – вот единственное, к
чему стремится Чичиков.
Гоголь показывает героя как человека идеи, ради достижения которой можно пожертвовать всем. Но в Чичикове есть и ещё одна
интересная, не замечаемая поначалу черта – непреодолимая жажда непрерывной деятельности. Именно это качество так ценит автор.
Он, конечно же, сам понимает, что Чичиков подлец. Но герой при этом и чрезвычайно энергичный человек, который задыхается без
дела. Беда этого персонажа, по мнению автора, состоит в том, что он выбрал себе не ту идею по жизни. Захоти он, например,
облагодетельствовать весь мир, он бы сделал это обязательно. Правда потом, когда всё было бы сделано, Чичиков бы этот же мир и
разрушил, так как отсутствие деятельности для героя подобно смерти.
Автор обвиняет в появлении чичиковых среду, так как честный человек, захотевший жить более или менее благополучно, заработать
денег честным путём не мог. Неслучайно Гоголь, рассказывая таможенную историю, поясняет: «Тут в один год он мог получить то, чего
не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы». Как похожа эта ситуация на сегодняшнюю…
4
2.4 Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом.
Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала» .
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира,
резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты,
белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки.
После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное
от страдания лицо» наказываемого.
На первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на балу и истинное лицо после бала. Но
значение рассказа глубже. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он
внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Однако, «воинский
начальник типа старого служаки», полковник убежден, что «все надо по закону»: и перед танцем натянуть замшевую перчатку на
правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу,
когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному
распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные
социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой
ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный,
столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до
такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился
уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились,
кабы вас не было».
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни
одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими
нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с
ним и с обществом.
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 13 вариант (литература, 9 класс)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 13 вариант (литература, 9 класс)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 13 вариант (литература, 9 класс)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019, 13 вариант (литература, 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.