Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)
Оценка 4.6

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
11.05.2019
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)
Данный материал содержит подробные ответы на все вопросы варианта №15 по пособию Фёдорова Алексея Владимировича и Зининой Елены Андреевны "Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Подборка ответов может использоваться учащимися для самоподготовки к сдаче ОГЭ и учителями для контроля уровня литературной образованности выпускников.
Вариант 15.docx
Вариант 15 Часть 1 Вариант 1 1.1.1 Каковы последствия поражения Игоря для всей русской земли? (По «Слову о полку Игореве»).  «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород­Северского князя Игоря  Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Поражение Игоря Святославича  имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к  половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества. «Отворились ворота на Русскую  землю», — по выражению летописца.  Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными  усилиями оборонять Русскую землю. 1.1.2 При помощи каких средств автор подчёркивает трагизм произошедшего?   Для описания трагизма произошедшего автор использует разнообразные  средства художественной выразительности:  метафоры, олицетворения, метонимии, анафоры. Рассмотрим метафоры: кровавое вино (кровь убитых воинов), пир  (бой).сваты (враги). Олицетворения: «тоска разлилась», «печаль... потекла». Пример метонимии: города Киев и Чернигов  застонали, здесь подразумевается горе бедных русских людей. Для усиления эмоциональности неоднократно   используется анафора (единоначалие): «Что мне шумит, что мне звенит...». 1.1.3 Сопоставьте фрагмент «Слова о полку Игореве»  с эпизодом А.С. Пушкина «Полтава». Чем различаются  авторские позиции в приведённых текстах?   Автор «Слова…» обеспокоен политической раздробленностью страны, когда каждое княжество существует словно само  по себе. Этот человек очень любит родную землю, и именно эта любовь заставляет его говорить о единстве Руси. Автор  произведения не может принять такое отношение князей к действительности и прекрасно понимает, что такая жизненная  позиция может привести к краху. Автор «Слова…» как никто другой понимает важность объединения русских княжеств в единое целое, сильное и несгибаемое государство.  К петровским временам А.С. Пушкин питал особую слабость, Пётр 1  казался ему идеальным правителем, в поэме  «Полтава» видим художественное воплощение русского царя­реформатора.  Автор не приукрашает военные действия, но,  несмотря на кровавость, этот бой был великим, по мнению поэта.  Во время этого сражения раскрываются лучшие качества царя, после победы Пётр 1 устраивает пир, на котором  проявляет свою щедрость и милосердие. Пушкин представляет историческую личность царя  как человека, решившего  судьбу молодой державы.  1 1.2.1 Как представляет миссию поэта Некрасов в этом стихотворении? (По стихотворению «Стихи мои! Свидетели  живые...») Вариант2  Творчество Н.А. Некрасова пришлось на вторую половину 19 века, когда в России расцветала революционная  демократия. Поэт посвятил себя служению обездоленному народу. В стихотворение «Стихи мои! Свидетели живые...»  Некрасов заложил глубокий идеологический смысл, объясняющий миссию поэта. Как патриот и гражданин он просто не  мог оставаться равнодушным к несправедливости. Автор уверен, что поэт прежде всего должен быть гражданином:  бороться за лучшую жизнь народа, волновать умы и сердца людей ,рассказывая о горестях и бедах простых людей.  1.2.2 Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Стихи мои! Свидетели живые...»?   В данном  стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Эпитет «живые»  (свидетели) говорит о том, что все народные беды поэт знает  не понаслышке и пропускает через своё сердце; эпитет (мир) «пролитых» (слёз) напоминает о многовековом угнетении русского мужика; эпитеты «роковые» минуты и «душевных»  гроз выражают беспредельное возмущение поэта страданиями людей. Некрасов надеется, что его гражданский призыв  найдёт отклик в обществе и другие поэты тоже будут бороться за лучшую долю народа, это подтверждает эпитет  «людские» (сердца). 1.2.3 Сопоставьте стихотворение  Н.А. Некрасова «Стихи мои! Свидетели живые...» с приведённым ниже  стихотворением А.С. Пушкина «Эхо». Что сближает оба стихотворения? Эти стихотворения, относящиеся к философской лирике, сближает то, что они раскрывают сущность поэта, его роль в  обществе. Оба автора считают, что современные им поэты остро чувствуют общественные перемены и выражают свои  мысли по поводу происходящего в стихах. Они чутко реагируют на любые события, трансформируя их в своем сознании в  поэтические строки и давая оценку. Однако смысл этих стихов, их важность и необходимость понимают не все. Некрасову и Пушкину хочется быть услышанными обществом, но пока их гражданские призывы игнорируются сильными мира сего. 2.1 Нравственные уроки похода князя Игоря (По «Слову о полку Игореве».) Часть2  "Слово о полку Игореве" — великое произведение, созданное на рубеже 12­13 веков, несомненно, написано автором,  знающим историю своей родины, понимающим события и трудности. Он глубоко чувствует переживания Руси, ее народа и  призывает князей к объединению, сплочению сил для победы над половцами. Неудавшийся поход князя Игоря влечет за  собой нравственные уроки. Но какие именно? Несомненно, одним из главных и важных нравоучений является единство.  Объединение служит основой победы над любыми невзгодами и неотъемлемым залогом успеха. "Золотое слово"  Святослава непосредственно подтверждает данную мысль. Вы ж решили бить наудалую: "Нашу славу силой мы возьмем, А за ней поделим и былую". Князья желали справиться в одиночку, чтобы каждый извлек свою выгоду, но они позабыли о  том, что земля русская — одна и она едина, как должен быть един и ее народ. Еще одним нравственным уроком является  необходимость патриотизма. Человек должен любить свою родину, свою родную землю и верить в ее могущество. Только  тогда он будет жить в понимании и доверии с природой, ему будет подвластно многое. Он переживет любые трудности.  Настроение и образы природы Руси отражают и настроение русского народа. Ярким примером является судьбоносный  "Плач Ярославны", в котором героиня обращается к силам природы, чтобы вернуть возлюбленного. "Что ты, Ветер, злобно повеваешь", "Днепр мой славный!", "Солнце трижды светлое!" Это также является примером еще одного нравственного  урока — любить и верить в дорогих и любимых людей, никогда не отступать и беречь их. Следующее наставление, которое читатель извлекает из данного произведения — говорить только правду и смотреть на события максимально объективно.  Важно показать, какие последствия могут ожидать человека в той или иной ситуации, насколько верны и продуманы его  действия, а не поступать как "Тот Боян, исполнен дивных сил...Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских  побед..." Таким образом, "Слово..." дает читателю множество важных нравственных уроков. Единство, уважение к родной  земле, любовь и вера в родных, объективность — все это является неотъемлемыми составляющими нравственного  портрета достойного человека. Важно помнить о тех нравственных уроках, которые дает нам неудавшийся поход князя  Игоря. 2 2.2 В чём своеобразие лирического героя поэзии Н.А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по  выбору учащегося.)  Поэзия Некрасова привлекает прежде всего искренностью, неподдельностью чувств и переживаний, богатством  жизненных впечатлений.  Лирический герой Некрасова наделен редким даром — воспринимать боль другого человека,  боль родной страны, как свою собственную. Ему чужды замкнутость и сосредоточенность исключительно на собственной  личности, это — человек нового типа и нового времени. Герой Некрасова — демократ, он не просто сочувствует народу, любит и восхищается им, но и сам — один из его  сыновей. Его взгляд на мужика — не взгляд сверху вниз, в обращении к народу — никакого чувства превосходства,  поэтому так обжигают стихотворения Некрасова— «Вчерашний день, часу в шестом...», «Несжатая полоса», «В дороге» и  многие другие.   О стихотворении «В дороге» А.П. Григорьев писал: «Это не подделка под народную речь, а речь человека из народа... Из  стихотворения явно видно, что его писал человек с народным сердцем». Такой голос раздался в русской поэзии  впервые. Это произведение построено как диалог между лирическим героем, едущим по своим делам, и ямщиком,  везущим его. Лирический герой скучает и просит ямщика «разогнать его скуку», развлечь каким­нибудь веселым  рассказом, народной песней, небылицей. Но ямщику не до веселья: его гнетет мысль о судьбе его «жены­ злодейки».  Именно здесь и появляется истинная героиня стихотворения ­ жена ямщика Груша. Мы узнаем о ее печальной судьбе. С  самого детства девушка жила и воспитывалась вместе с барской дочерью, через время барышня вышла замуж и умер  старый барин. Именно с этого момента начинается череда печальных и даже трагических событий в жизни героини.  Девушку отправили жить и работать в село: «Знай­де место свое ты, мужичка!» Конечно, для Груши такая расправа была  смерти подобна. Ей «крутенько пришло»: после жизни на воле она очутилась в крестьянском ярме. Девушка была не  ленива, но дело у нее в руках «не спорилось». Груша не была приспособлена к крестьянской жизни: «становилось Инда  жалко подчас…»  В добавление ко всем горестям героиню выдали замуж за простого мужика, без любви. Да и он не любил  Грушу. Ямщик говорит, что его, не спросив, «...посадили На тягло – да на ней и женили…». Муж, как мог, пытался  утешить героиню. Но он не понимал ее, ее потребностей, мыслей. Ямщик дарит Груше новые кофты или сарафан, а она  только «ревет, как шальная…» Улучив свободную минутку, героиня читает книгу или «на какой­то патрет все глядит». Своего сына она воспитывает, как барчонка: «учит грамоте, моет, стрижет», чем вызывает недовольство мужа. Он считает, что тем самым Груша «погубит…сынишку».   Во многом, как мне кажется, ямщик прав. Героиня готовит мальчику такую же судьбу, как и у нее: мучиться  крестьянской жизнью, зная и чувствуя другую жизнь. Уж лучше думать, что ты создан только для такой, подневольной,  судьбы и со смирением нести свой крест, как это делало большинство русских крестьян. Груша не смогла смириться со своей участью, и ее жизнь на исходе. Тоска и горе иссушили женщину.  Ямщик удивляется:  с чего бы? Ведь все, что нужно для жизни, по его представлениям, у нее было: муж «не томил безустанной работой, одевал и кормил, без пути не бранил, …уважал с охотой». А потом добавляет, что даже и не бил почти никогда, «разве только  под пьяную руку…»  эти слова звучат горькой иронией. Они стали последней каплей для лирического героя,  выслушивающего этот рассказ. Он прерывает ямщика:     Ну, довольно, ямщик! Разогнал     Ты мою неотвязную скуку!..  Мы прекрасно понимаем, что эти слова имеют обратный смысл. Действительно, что может испытывать человек, кроме  жалости, тоски и горечи, читая трагическое повествование о жизни героини стихотворения? Кто виноват в ее судьбе? Что  позволяет помещикам как угодно распоряжаться судьбами подвластных им людей? Что создает такие невыносимые  условия жизни крестьян? Ответ напрашивается один: крепостное право.  Именно крепостное право, на мой взгляд, и  считал Некрасов главным виновником «бед человеческих».   Говоря о лирическом герое Некрасова, нельзя не вспомнить о любовной лирике поэта, которая обычно в читательском  восприятии отходит на второй план, уступая место так называемой «гражданской лирике». В этой традиционной  поэтической области Некрасов выступил принципиальным новатором. Он первым в русской поэзии обратился к женщин,  как к равной себе, увидел в ней личность — не «ангела», не «демона», не холодную красавицу или невинное дитя, а  человека. «Я не люблю иронии твоей», «Еду ли ночью по улице темной», «Мы с тобой бестолковые люди», «Давно  отвергнутый тобой» — эти и другие стихотворения представляют нам «не традиционно один, а два характера, из которых  женский оказывается чуть ли не главным» (Н.Н. Скатов).  Основная тема стихотворения «Я не люблю иронии твоей…»– взаимоотношения двух людей, мужчины и женщины,  которые пока еще дорожат друг другом, но уже близки к тому, чтобы прервать отношения. Произведение написано в форме обращения лирического героя к своей подруге. Композиционно стихотворение «Я не  люблю иронии твоей…» условно делится на три смысловые части, три пятистишия. В первой части стихотворения  лирический герой дает характеристику взаимоотношениям двух близких людей и показывает, насколько сложны эти  отношения. Он проникновенно говорит о том, что взаимные чувства еще не угасли окончательно и делает вывод, что рано  предаваться взаимной иронии. Во второй части стихотворения лирический герой призывает подругу не торопиться с  разрывом отношений, прекрасно понимая, что и она все еще желает продолжать встречи, и он сам находится во власти  ревнивых тревог и мечты. В заключительной части стихотворения оптимистичный настрой лирического героя сходит на  нет. Он ясно осознает, что, не смотря на внешнюю активность их взаимоотношений с подругой, в сердце нарастает  душевный холод. Стихотворение заканчивается многоточием, показывающим, что лирический герой еще надеется  продолжить разговор на столь волнующую для него тему. Это произведение о людях, хорошо осознающих жизнь, для которых характерным является высокий уровень  взаимоотношений. Находясь на грани расставания, они лишь грустят и позволяют себе использовать в качестве средства  упрека по отношению друг к другу одну лишь только иронию. 3  Некрасов долго и мучительно умирал. И, вспоминая прожитую жизнь, во многом упрекал себя. Были ли упреки  справедливы, пожалуй, менее важно, чем то, что он оставил нам в своей жизни. Его стихи и сейчас не могут оставить  равнодушным — такая в них боль, такая нежность и ненависть. В одном из последних стихотворений («О муза! я у двери  гроба!»), подводя итог собственной жизни, целиком отданной русской поэзии, Некрасов с полным правом утверждал:       Нерусский — взглянет без любви       На эту бледную, в крови,       Кнутом иссеченную музу...И.А. Гончаров 2.3 Печорин и Вера. (По роману М.Ю, Лермонтова «Герой нашего времени».)  Ocнoвнoe дeйcтвyющee лицo «Гepoя нaшeгo вpeмeни» ­ Гpигopий Aлeкcaндpoвич Пeчopин вocпитaн в двopянcкoм  ceмeйcтвe. Oн дocтaтoчнo мoлoд, oблaдaeт интepecнoй внeшнocтью, живым yмoм и ocтpoyмиeм – тaкиe мyжчины  пoльзyютcя пoпyляpнocтью. У Пeчopинa нeoднoкpaтнo зaвязывaeтcя poмaнтичecкиe oтнoшeния – c княжнoй Mepи, Бэлoй,  нo тa, ктo ocтaвилa caмый знaчимый cлeд в дyшe цeнтpaльнoгo пepcoнaжa, ­ Bepa. Иx poмaн, cкopee вceгo, длитcя дoлгиe  гoды: чyвcтвa тo зaтиxaют, тo paзгopaютcя c пpeжнeй cилoй. Bepa пoнимaeт внyтpeнний миp гepoя лyчшe вcex ocтaльныx,  oтпycкaeт eгo, мyчaяcь oт peвнocти и нe пpeдъявляя никaкиx oбвинeний. Ee oтнoшeниe к Гpигopию Пeчopинy явcтвeннo  виднo из пиcьмa, oтпpaвлeннoгo пepeд oтъeздoм. Bepa cocтoит вo втopoм бpaкe, нo кaждoмy cyпpyгy peшaeтcя измeнить из­зa любви. Xapaктepы Bepы и Пeчopинa oчeнь пoxoжи. Oнa тaк жe дeйcтвeннa и пpoницaтeльнa. Bышлa зaмyж зa  пoжилoгo чeлoвeкa пo pacчeтy. Bepa мoжeт быть cлaбoй лишь пepeд Пeчopиным, пpeвpaщaяcь в бecпeчнyю жeнщинy,  yвлeчeннyю cвoeй cтpacтью. Инoгдa oнa cильнa и cпocoбнa жepтвoвaть coбoй paди любимoгo мyжчины, нo инoгдa oнa  лишeнa тaкoй cилы. Ee любoвь пpeдaннa и гopячa, нecмoтpя нa oтcyтcтвиe жeнcкoй гopдocти. Oнa нe oтвopaчивaeтcя oт  Пeчopинa из нeyдaвшиxcя в пpoшлoм oтнoшeний. Hoвaя вcтpeчa в Пятигopcкe пpивoдит к тoмy, чтo Bepa внoвь oтдaeтcя  чyвcтвaм c пpeжнeй лeгкocтью. Koгдa жeнщинa yзнaeт o пpeдcтoящeй дyэли Пeчopинa c Гpyшницким, тo тepяeт кoнтpoль  нaд coбoй и paccкaзывaeт cyпpyгy o cвoиx чyвcтвax. Myж peшaeт yвeзти ee из гopoдa. Пepeд тeм, кaк пoкинyть Пятигopcк,  Bepa пишeт пиcьмo Пeчopинy, в кoтopoм oткpoвeннo пишeт o cвoeй любви, пpямo гoвopя, чтo дyмaeт o cвoeм любимoм.  Oнa пoлaгaeт, чтo «ни в кoм злo нe бывaeт тaк пpивлeкaтeльнo...» Ee любoвь cpoдни бoлeзнeннoй зaвиcимocти. Oнa xopoшo пoнимaeт, чтo зa чeлoвeк cтaл oбъeктoм ee любви, нo нe мoжeт oт нeгo oкoнчaтeльнo oткaзaтьcя.  Какое же место занимает Вера в сердце Печорина? Глaвный гepoй cвoeй pyкoй oпиcывaeт oтнoшeниe к жeнщинaм в  днeвникoвыx зaпиcяx, yтвepждaя, чтo никoгдa нe cтaнoвилcя paбoм любимoй. Oн нe пишeт кoнкpeтнo o Bepe, нo эти cлoвa  в пoлнoй мepe oтнocитcя и к нeй. Oнa пытaeтcя пoнять дyшy любимoгo, нo нe жeлaeт пoнимaть, чтo этo нe yдacтcя ни  oднoмy чeлoвeкy. Xapaктepнaя чepтa Гpигopия – oтвepжeниe caмoпoжepтвoвaния paди кoгo­тo и иcкpeннeй  пpивязaннocти, нeпpиятиe взaимнocти. Oн нe вocпpинимaeт Bepy кaк кoгo­тo ocoбeннoгo, нo иx cyдьбы cвязaны. Oнa  cлoвнo cлeдyeт зa Пeчopиным мнoгиe гoды. Ocнoвa oтнoшeний этиx пepcoнaжeй ­ тaинcтвeннocть и пылкaя cтpacть. Пpи  этoм, c eгo cтopoны пpиcyтcтвyeт зaмeтнoe paвнoдyшиe, a c ee – нacтoящaя жepтвeннocть. Oнa вocпpинимaeт эти  бoлeзнeнныe oтнoшeния c нeмнoгo poмaнтичecкиx пoзиций. A Пeчopин пpинимaeт и пoнимaeт cвoи чyвcтвa к нeй, кoгдa  cтaнoвитcя cлишкoм пoзднo. Taким oбpaзoм, иcтopия любви oттeняeт и пoдчepкивaeт внyтpeннee oдинoчecтвo Пeчopинa,  eгo paзъeдинeннocть c ocтaльным миpoм. Bepa нe cдeлaлa eгo cчacтливым, нo пpичинa нeyдaчи в нeм caмoм.  2.4 Над чем меня заставил задуматься рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»? 4  Литературу преобразили большое количество талантливых и оригинальных поэтов и писателей, среди таких прекрасных  людей особого места заслуживает Михаил Александрович Шолохов, который внёс неоценимый вклад в развитие  литературы. Его незабываемое произведение под названием «Судьба человека» поднимает множество проблем, над  которыми следует задуматься. Главный персонаж данной книги является Андрей Соколов, который посвятил свою жизнь защите Родины, человеческих  судеб от такого страшного явления, как фашизм. Во время боевых действий герой пережил многое: он терял не только  своих товарищей, друзей, но и родных, которых любил всем сердцем. Каково же это осознавать: что твоего дома больше  нет, ты никогда не услышишь ласковый голосок жены, не увидишь, какими станут твои дети в будущем? Очень больно  принимать тот факт, что ты остался одинок. Война забрала своё. В чём же справедливость? Ты жертвуешь собой,  помогаешь другим выжить, стоишь за родину, а в результате оказываешься ни с чем… У разбитого корыта. Одно  объяснение: это война. И с этим ничего не поделаешь.  Удивительно то, что Андрей Соколов не потерял себя в пучине отчаяния, а, наоборот, взглянул на жизнь совсем иначе,  нежели раньше. Он совершил нравственный поступок: усыновил мальчика, который тоже, как и герой, остался один. И  некому, кроме него, помочь этому сироте. Поэтому поступок Андрея Соколова заставляет задуматься над своей жизнью,  пересмотреть все свои действия и отношение к людям.  В произведении, помимо проблемы ужаса войны, рассматриваются  проблемы патриотизма, проблемы нравственности,  есть ещё одна наиболее важная: проблема семьи, что явно поднимается в книге Шолохова. Для главного героя семья была  превыше всего, она являлась неким прочным стержнем, стойкой опорой, на которую можно положиться, которой можно  довериться. Он всеми силами любил свою прекрасную жену, которую война беспощадно забрала с собой. Но, не  сломавшись под гнетом невзгод, Андрей Соколов нашел в себе силы идти дальше. Самый ответственный его поступок –  это, как раз, усыновление мальчика Вани. Вместе они создали крепкую семью. Теперь и появился стимул жить и каждый  день просыпаться с радостью на сердце.  Таким образом, книга превосходна по своему содержанию. Она затрагивает множество проблем, поднимает важные  вопросы, которые не могут не произвести впечатления на читателя.  Мне нравятся такие люди, как Андрей Соколов, что,  несмотря на трудности и опасности, не сдаются, не ломаются, а стойко противостоят невзгодам, продолжая сохранять в  своей душе веру в лучшее!

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (15 вариант)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2019