Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (17 вариант)
Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
14.05.2019
В данном материале содержатся ответы на задания 17 варианта по пособию Фёдорова Алексея Владимировича и Зининой Елены Андреевны "Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Материал может использоваться учащимися для самоподготовки и учителями для контроля уровня литературной образованности выпускников.
Вариант 17.docx
Вариант 17
Часть 1
Вариант 1
1.1.1 Как можно охарактеризовать воспитание и образование Онегина?
Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее
образование и воспитание под руководством француза-гувернера, которое не было глубоким.
Он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества
казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым
малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает
увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя. Таким
образом, мы можем сделать вывод, что образование Онегина весьма поверхностное.
1.1.2 Как проявляется авторская ирония в данном фрагменте?
Авторская ирония придает роману в стихах «Евгений Онегин» особую прелесть и очарование,
помогает глубже, реалистичнее показать образы героев произведения. В данном фрагменте
также заметны ноты иронии. Пушкин сразу переходит на панибратский тон:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы,
Или блистали, мой читатель.
Далее автор намекает легкомысленно намекает на весьма серьёзную вещь — свое изгнание,
иронизируя над ним:
Там некогда гулял и я,
Но вреден север для меня.
Нетрудно заметить иронию Пушкина относительно образованности своего героя. С одной
стороны, автор изображает «значительность» своего персонажа, а с другой стороны -
описывает его так, что нам является образ легкомысленного лентяя.
1.1.3 Сопоставьте фрагменты из романа ив стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с
эпизодом из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В чём сходство проблематики
приведённых текстов?
Сравнивая фрагменты из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы Н. В. Гоголя
«Мертвые души», мы видим общность темы: в обоих произведениях показано качество
образования того времени. В «Евгении Онегине» сказано: «Мы все учились понемногу чему-
нибудь и как-нибудь». В этих словах отражена поверхностность образования, которым обладали
люди эпохи царской России. Об этом же с сатирой говорится в «Мертвых душах». Герои поэмы
«были не без образования», то есть формально чему-то обучены. Некоторые даже читали книги
– в этой детали проявляется авторский сарказм, ведь название одной из подобных «книг» -
«Московские ведомости». В обоих произведениях мы видим, как на самом деле были
необразованны люди высшего общества и те, кто занимал управленческие должности несколько
веков назад.
Вариант 2
1.2.1 Какую роль в приведённом стихотворении играют упоминания птиц? (По
стихотворению А.А. Фета «Ласточки пропали...».)
Лейтмотив стихотворения А. А. Фета - одухотворённость природы, связанной с человеком
сложностью и неповторимостью жизненных ощущений. Уже первая строка вызывает ощущение
безысходности: для русского человека "пропал" - это исчез безвозвратно, поэтому остаётся
тягостное впечатление. Грачи явно готовятся к отлету на юг, потому что их так много
собирается в стаю, что они напоминают герою сеть: " ... да, как сеть, мелькали вон за той
горой". Казалось бы, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в
контексте стихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона:
слово «сеть» вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе... Можно сделать
вывод, что птицы в этом стихотворении являются образами-переживаниями уходящего времени.
1.2.2 Как можно охарактеризовать настроение лирического героя? (По стихотворению
А.А. Фета «Ласточки пропали...».)
Тематика этого стихотворения – увядание осенней природы и тоска поэта, вызванная этим. В
свойственной для Фета манере стихотворение разделено на две части: в первой описывается
ситуация, в которой происходит действие, во второй же внимание переключается на героя произведения, его эмоции и размышления, вызванные наблюдением за окружающим миром.
Буквально до слёз тяжело герою наблюдать за угасающей вокруг жизнью: наступление осени
воспринимается им как личная утрата.
1.2.3 Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Ласточки пропали...» с приведённым ниже
стихотворением А.Н. Майкова «Ласточки». В чём можно увидеть сходство лирических
героев этих стихотворений?
Оба произведения отличаются печальной интонацией и грустными нотами. Лирические герои в
этих стихотворениях опечалены не только наступлением осени и отлётом птиц, но и тем, что в
собственной судьбе героев наступает новый этап. Причиной душевных волнений является то,
что лето жизни давно прошло, а будущее не сулит больших надежд. Можно сказать, что
основной смысл стихотворений заключается в потере радости жизни. Оба лирических героя
тоскуют о времени, которого не вернуть.
Часть 2
2.1 В чём своеобразие жанра «Евгения Онегина»?
Пушкин с особым вниманием подходил к вопросу определения жанра своего произведения.
Звучало такое определение, как “роман в стихах”. Но этого определения недостаточно для того,
чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа.
Несмотря на то, что о “Евгении Онегине” говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается
полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и
элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две
сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной
личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.
“Евгений Онегин” включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и
быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос.
Лирический жанр “Евгения Онегина” проявляется в описании внутреннего мира главного героя.
Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и
переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику
произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от
других героев.
Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия
функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно
выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она
рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не
менять.
Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает
оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает
иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного
характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в “Евгении Онегине” к
реалистическому.
Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным.
Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования:
от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том,
что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.
Жанровая особенность “Евгения Онегина” заключается и в этом – несмотря на такой финал,
Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство
Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции
произведения.
Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных
литературных пласта – мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических
отступлениях.
2.2 Образ лирического героя поэзии А.А. Фета. (На примере не менее двух
стихотворений по выбору учащегося.)
Каков лирический герой стихотворений Афанасия Фета? С одной стороны, он тонко
чувствующий, умеющий видеть и ценить красоту вокруг себя, но с другой стороны, это
грустный, тоскливый, страдающий персонаж. Лирический герой Фета – обладатель сложного
внутреннего мира, анализирующий свои переживания, чувства.
В стихотворении «На заре ты ее не буди…» лирический герой наблюдает за спящей
девушкой. Она кажется ему прекрасной, когда спит, поэтому он не хочет, чтобы кто-то
тревожил ее сон. Образ девушки в данном стихотворении – воплощение гармонии, душевного
спокойствия. Вокруг девушки создается невидимый ореол красоты, слияния с миром. Поэт с
помощью олицетворения («утро дышит») и эпитетов («и горяч утомительный сон») поэт
описывает красоту и гармонию, царивших вокруг девушки. Используя анафору, Фет делает
акцент на значимых для понимания смысла стихотворения словах. «На заре ты ее не буди, На
заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.» Лирический герой замечает красоту спящей девушки, ее гармонию с миром вокруг. Возможно, он понимает,
что жизнь приносит девушке страдания и муки, поэтому пытается уберечь ее от боли.
Лирический герой чувствует переживания девушки, он восхищается ее единством с природой и
понимает: если ее разбудить, страдания и муки наполнят сердце героини. «И чем ярче играла
луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и
больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди... На
заре она сладко так спит!»
Стихотворение «Ночь. Не слышно городского шума…», описывает переживания лирического
героя. Он увидел в ночном небе звезду, зародившую в нем «прозрачную» светлую думу. Это
дума не тяжела, герой испытывает легкую грусть. Лирический герой не понимает, какие
чувства он переживает. Любовь? Радость? Утрата? Однако он надеется на то, что эта дума
откроет для него новые горизонты его чувств. Лирический герой в данном произведении
печален, озадачен легкими раздумьями, в то же время он испытывает сильные душевные
волнения, которые сам не понимает. Единственное, в чем он уверен – это чувство «так
пламенно, так свято», что лирический герой готов благодарить высшие силы. Ночной пейзаж в
изображении природы играет важную роль. Он помогает лирическому герою обрести гармонию
с миром и душевное спокойствие, понять свои чувства и переживания. «Тихо все, покойно, как и
прежде; Но рукой незримой снят покров Темной грусти. Вере и надежде Грудь раскрыла, может
быть, любовь?» Лирический герой поэзии Фета неоднозначен. В одном стихотворении можно
наблюдать его гармонию с природой, светлые чувства, любовь к ближнему, в другом –
неожиданно увидеть образ тоскующего, грустного и томившегося своими думами героя. Однако
Фет умело использует такой противоречивый образ в своих стихотворениях, за что его по праву
можно назвать одним из лучших поэтов золотого века.
2.3 Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
Если "Слово..." содержит упрек князьям, жаждущим славы, а не единства земли Русской, то
почему же князь Игорь прощен автором и страной, почему Русь не проклинает виновника
бедствий, а сочувствует ему, даже славит его в финале произведения?
Основным побуждением к походу для Игоря было желание защитить Русь. Он проявил
мужество, верность брату в бою, попал в плен, где томится, тоскует по родной земле: "Игорь
мыслью поля мерит от великого Дона до малого Донца". Князь Игорь рад своему возвращению
на родину, он считает невозможным, противоестественным существование без нее: «Тяжело
голове без плеч, беда телу без головы». Всё это и побуждает автора славить Игоря.
Русская земля оказывается не мстительной, а доброй, прощающей заблуждения. Доброта как
основа отношения русского народа к миру, к людям выявлена в «Слове…» очень ярко. Святослав
в своём "золотом слове" скорбит о печалях Русской земли, но надеется на разум князей и
добром вспоминает их заслуги и доблести. Добро оказывается основой и в плаче Ярославны,
которая обращается к силам природы. Она упрекает Ветер, Днепр и Солнце. Но слова Ярославны
– не только плач, а и заклинание. Доверие, надежда на справедливость слышатся в её
голосе. Добро и в "золотом слове" Святослава, и в плаче Ярославны – норма, коренное свойство
жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не
только на силе русских воинов, на ратных доблестях Игоревой дружины, но и на этой вере в
добро как основу мира.
Первую часть можно назвать эпической. В ней описывается, как Игорь вступает в поход, как
ждет своих братьев. Описываются сражения: удачное первое и неудачное второе. Вторую часть,
которая охватывает собой текст от описания сна Святослава до плача Ярославны, можно
назвать публицистической. В ней содержится очень важное Золотое слово Святослава, где он
призывает всех князей объединиться, дабы отомстить за за землю Русскую, за раны Игоря.
Третья же часть - лирическая. Главное место в ней занимает плач Ярославны - жены Игоря,
которая ждет его с ратных подвигов. Заканчивается "Слово... " успешным побегом Игоря из
плена и возвращением домой, где его приветствует вся природа и вся Русь. Завершает текст
прославление всех князей - Игоря, Всеволода и Владимира Игоревича. Уникальный финал:
прославление побежденного князя! Оценка деятельности независимо от результатов
деятельности- можно увидеть только в период Киевской Руси. Уже в 16 веке такого полководца
осудили бы.
2.4 Нравственная проблематика произведения Л. Н. Толстого. (На примере одного из
произведений по выбору учащегося.)
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с
беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению
других.
К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на
противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через восприятие
молодого человека Ивана Васильевича. Именно ему предстоит понять, «что хорошо, что дурно»,
дать оценку увиденному и сделать выбор своей дальнейшей судьбы. Иван Васильевич - дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой,
мало рассуждающий: «…не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков,
никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и
веселились». Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали. Он пребывает в
мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в
стране, в которой он живет. Это — обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с
хорошей душой.
Иван Васильевич, полковник, отец Вари - девушки, в которую был влюблен рассказчик, и сама
Варя - вот, пожалуй, основные герои рассказа. Да и Варя, скорее, объект, с ее «помощью»
завязывается история. Главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Ав-
тор показывает, что все же общественное устройство, а не случай влияет на формирование
личности.
Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным,
добрым, тихим отцом-полковником. Юноша на седьмом небе от радости. Но, возвращаясь с бала,
он видит ужасную сцену на плацу - избиение татарина солдатами под командованием
«доброго» и обаятельного отца Вареньки. Изнанка действительности грубо вторглась в жизнь
рассказчика, поломав мирок, так тщательно им созданный.
Главный герой потрясен тем, что увидел, здесь Толстой использовал прием
противопоставления: полковник на балу и после него. В первом случае это милый и
обходительный человек, во втором же - символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о
ком не заботящейся и ни о ком не думающей. Даже веселая музыка мазурки и звуки барабана и
флейты, под которые истязали солдата, противопоставлены друг другу.
Герой испытывает угрызения совести, будто бы он сам, а не полковник бьет солдата по лицу
наотмашь - в этом большая смысловая нагрузка рассказа. Не случайно ведь он назван «После
бала». Иван Васильевич, юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный,
столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь,
отказавшись от всякой карьеры. «Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям:
«Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Л.Н. Толстой заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как:
честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все
происходящее с ним и с обществом.
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (17 вариант)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (17 вариант)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (17 вариант)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (17 вариант)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.