Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)
Оценка 4.7

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
12.03.2019
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)
В данной работе содержится подборка ответов на вопросы 8 варианта по пособию А.В. Фёдорова, Е.А. Зининой" Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Материал поможет учащимся, готовящимся к сдаче ОГЭ, обобщить и систематизировать ранее изученные сведения.
Вариант 8.docx
Вариант 8 Часть 1 Вариант 1 1.1.1 Какие социальные и нравственные пороки обличает Н.В. Гоголь в приведённом фрагменте? 1  Деревня  Манилова производит убогое впечатление, так как помещику совсем не занимается хозяйством. Сущность  характера Манилова ­  совершенная праздность. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о  том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается  благосклонно, но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. Таким образом, автор дает понять, что образ Манилова типичен для своего времени.  1.1.2 Как в приведённом фрагменте показана способность Чичикова  подстраиваться под собеседника? Чичиков отличается необыкновенным терпением и умением подстраиваться под человека.     До обеда и во время обеда весь разговор Манилова и Чичикова носит слащаво­приторный тон, который идет,  естественно, от хозяина поместья – Манилова.         Комично поведение Манилова и Чичикова после предложения о покупке мёртвых крестьян:  первый выронил трубку  и так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут; оба вперили друг в друга глаза.  Затем Чичиков  взял себя в руки и пространно объяснил помещику, что и как, не забыв уточнить, что данная  коммерческая сделка не нарушает закона.      Но весь этот спектакль еще не закончен, Чичиков был бы не Чичиковым, если бы не выразил благодарности Манилову.  Этого оказалось достаточно: «Манилов был совершенно растроган».   1.1.3 Сопоставьте фрагмент поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» с фрагментом из повести А.С. Пушкина  «Гробовщик». Чем Андриан Прохоров напоминает Чичикова и в чём он не похож на него?  Опираясь на текст А.С. Пушкина "Гробовщик", мы можем охарактеризовать Андриана Прохорова как бесконечно  мрачного человека, который работает в похоронной индустрии, для него смерть стала частью своей жизнью. Для  Прохорова любой человек ­ это наполнитель гроба. Чичиков ­ центральная фигура " Мёртвых душ". Этот герой внешне  ничем не выдающаяся личность в толпе помещиков и чиновников. Как раз таки, именно ему принадлежит идея аферы с  мёртвыми душами крестьян. Он путешествует на протяжении всего произведения и знакомиться с различными  зажиточными помещиками и чиновниками.  Схожи эти два героя только тем, что оба имеют отношение к мёртвым. Один  скупает эти души, другой ­ считает живых мёртвыми. Вариант 2 1.2.1 Как в стихотворении Ф.И.  Тютчева «Я помню время золотое...» развивается тема времени? Стихотворение Ф. Тютчева «Я помню время золотое...» посвящено юношеской любви поэта, лишь мысленно лирический  герой может перенестись в то почти уже нереальное время и пространство, где был счастлив: «Я помню время золотое, Я  помню сердцу милый край». Особое значение в стихотворении приобретает тема времени:  на протяжении развития лиро­ эпического сюжета баллады день вечереет, солнце медлит, день догорает, тем самым создается эффект растянутости  каждой минуты этого радостного дня любви и счастья. Тему неотвратимости хода времени подчеркивает в произведении  образ полуразрушенного замка, контраст юной лирической героини и вековых обломков еще раз подчеркивает, что от  вечного до временного в мире — один шаг.  1.2.2 Какую роль в стихотворении Ф.И.  Тютчева «Я помню время золотое...» играют эпитеты и повторы? Стихотворение «Я помню время золотое» очень интимное, и  Тютчев в нём рассказывает про то, как воспоминания о  прошлом  оживили душу старого поэта, заставили его чувствовать, переживать, любить. Эпитеты украшают  стихотворение, помогают  представить картину свидания   возлюбленных. Время золотое, младая фея, мшистый гранит,  ногой младенческой, с диких яблонь, плечи юные, померкшие берега, беспечная веселость ­ эти эпитеты  погружают в мир  счастья, молодости героев. Повторы слов: я помню время  ­  я помню край; день вечерел  ­  день догорал; руина вдаль глядит  ­  ты вдаль глядела  ­  делают стихотворение напевным и несут смысловую нагрузку. Повторы: «я», «вас», «я», «вас» – говорят о том, что  человек не знает, как выразить свою любовь.  1.2.3 Сопоставьте стихотворение Ф.И.  Тютчева «Я помню время золотое...» со стихотворением С.А. Есенина «Я  помню, любимая, помню...». Какие образы и мотивы сближают оба стихотворения? Данные стихотворения имеют много схожего в образах и мотивах.  Рассмотрим поэтические  образы. Лирические героини   у Тютчева и Есенина нежны и прекрасны. Природа одухотворена, пейзаж взаимодействует с героями. Образ лирического  героя в стихотворениях проникнут светлой грустью о любви, которая оставила в сердце неизгладимый след. Оба  произведения сближают мотивы  одиночества и страдания из­за невозможности вернуть былую любовь. _____________________________________________________________________________________________________ Часть 2 2.1 Тема семьи в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 2  Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что  предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел  Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала. Следуя отцовскому завету «беречь  копейку», Чичиков переступил через мораль и добродетель, приспосабливаясь к любым обстоятельствам, исповедуя  только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «Всё сделаешь и все перешибешь на свете копейкой». Другие  напутствия сводились к тому, чтобы сын угождал учителям и начальству, водил дружбу с богатыми товарищами. Вся  школьная жизнь Чичикова превратилась в непрерывное накопление. Он перепродаёт товарищам булки, выгодно сбывает  дрессированную мышь и вылепленного из воску снегиря, экономит собственные деньги, отказываясь от необходимого. Из  тихого, мало приметного, но практичного юнца вырастает удачливый и шустрый аферист. Его ум, изобретательный и  изворотливый, способен из всего извлечь выгоду. Все его усилия направлены на личное обогащение. Он циник и лицемер,  он «мошенник из мошенников», он великий артист­мистификатор. И всеми своими, пусть временными, от случая к случаю успехами и удачами он обязан отцу. А мы, читатели, обязаны Н. В. Гоголю за то, что он показал страшное лицо этих  хищников, для которых деньги являются целью существования, средством для достижения влиятельного положения в  обществе.     Разговор о злой силе денег, о рабском преклонении перед ними, относится к вечным темам в литературе и к трудным  вопросам семейного воспитания. Современные рыночные отношения, постоянный рост материальных возможностей,  проблемы, связанные с деньгами, оказывают серьёзное влияние на воспитание личности. Деньги сами по себе не зло, а  необходимое условие для нормальной жизни человека, как в материальном, так и в моральном плане. В педагогике  считается, что денежные вопросы способствуют формированию в человеке таких качеств, как честность, обязательность,  ответственность. Таким образом, тема денег непосредственно связана со всеми аспектами нравственного воспитания. 2.2 В чём особенности тютчевских пейзажных зарисовок? (На примере не менее двух стихотворений по выбору  учащегося). Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными  пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого  художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о  природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым.     Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек — дисгармоническое, разрушающее начало в природе. Человек слаб и  физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и  беспорядочными, а желания — непостоянными и необъяснимыми.     Этих противоречий нет в жизни природы, где все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа  самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить на примере таких стихотворений, как  “Летний вечер”, “Утро в горах”, “Снежные горы” и др. В этих лирических произведениях поэт подчеркивает тишину,  гармонию, которую передают ключевые слова “нега”, “шепот”, “трепет”.     Благодаря своему поэтическому таланту и тонкому чувству жизни, он безошибочно находит яркие сравнения и эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др. Например, в стихотворении “Летний вечер” поэт,  чтобы полнее показать прелесть уходящего дня, в каждой строфе соединяет такие слова, как “горячий”, “ключевые воды”, “зной”, “раскаленный шар”, “волна морская”.     Такое сопоставление сразу вызывает в памяти воспоминания о ночной свежести и умиротворенности природы. Другим  подтверждением мысли о вечном покое могут служить строки из стихотворения “Снежные горы”:     ... И между тем как полусонный      Наш дольний мир, лишенный сил,      Проникнут негой благовонной,      Во мгле полуденной почил.     Такое описание показывает нам самодостаточность и отстраненность природы от человека. Она равнодушна к страстям  смертных, так как сама является вечной. Таинственно, как в первый день созданья: В бездонном небе звездный сонм горит...     В лирике Тютчева есть несколько поэтических зарисовок, в которых выражена заветная мечта о возможном единении  человека и природы. Таково стихотворение “Осенний вечер”. Поэт передает “умильную, таинственную прелесть” увядания природы, это же чувствует и лирический герой.     Прорыв жизненных сил стихии хорошо виден в стихотворении “Весенняя гроза”, которое пронизано ощущением новой жизни, обновления, радости. Неслучайно здесь повторяются слова “первый”, “молодые”, “весело”, “смех” и др. Они  передают расцвет природной жизни. Гроза — грандиозный момент, стихия, ее буйство закономерно. Само слово  “весенняя” уже говорит нам о зарождении и развитии новой жизни. Подобным мотивом проникнуто и стихотворение “Как  весел грохот летних бурь…” гроза здесь показана как внезапное явление. Эпитеты и метафоры ярко передают размах и  силу пробудившейся природы (“взметая”, “нахлынувшая”, “опрометчиво безумно”, “дрожит”, “широколиственно и  шумно”).     Иная тональность, у стихотворения “Море и утес”, наполненного философскими раздумьями. Сила природы направлена уже не на ее самообновление, как это утверждалось в ранней лирике, а на разрушение, здесь показана ее темная,  агрессивная сторона. И недостижимый идеал, и символ вечной молодости, и олицетворение равнодушной силы,  неподвластной человеку, — в таком противоречии видел истинную красоту и сущность природной стихии великий поэт  XIX века Ф. И. Тютчев. 2.3 В чём заключается притягательная сила натуры Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего  времени»). 3  Понять эту неординарную натуру помогает дневник  Печорина, который объединяет три последние  повести  романа. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки.  В предисловии к "Журналу Печорина" автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не  любопытнее истории целого народа. ".... Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и  судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй?.." Двойственность его натуры  проявляется в том, что он неординарный, умный человек, но с другой стороны эгоист, разбивающий сердца, и в то же  время жертва или заложник общества, которому себя противопоставляет. Страсть к противоречиям и раздвоенность  личности ­ это основные черты характера героя."...И, может быть, я завтра умру!… и не останется на земле ни одного  существа, которое поняло бы меня  совершенно". Противоречия проявляются во внешних обстоятельствах его жизни; скептицизм и безверие порождают  разлад в его душе, чувствах и мыслях.   Печорин ­ натура богато одарённая, он рвётся к действию, постоянно чувствуя необходимость в поиске сферы своей  активности. Он активно вмешивается в судьбу и жизнь окружающих,  меняя ход вещей таким образом, что это приводит к взрыву, к столкновению. Добавляя в жизни людей свою  отчужденность, свою тягу к разрушению, он действует, не считаясь с чувствами других людей, не обращая на  них внимания.  Это ­ энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям.   Обладая действенной энергией, он направляет её на заурядные обстоятельства, для которых она  становится губительной. Его жизнь не соответствует стремлению превзойти всех,  превознести свою волю и желания, жажду власти над людьми. Характер Григория лександровича проявляется в разных  ситуациях, но особенной чертой для него является стремление к самоанализу. Герой обдумывает свои действия и  осуждает себя, борясь с самим собой.  Его натура нуждается в этой внутренней борьбе, в ней заключено единство личности.   Рассуждения героя о самом себе, его убеждённость в том, что его "назначение высокое", позволяет предположить, что он  мечтал о судьбе человека, способного сыграть  великую роль в жизни многих людей. Печорин противостоит другим  персонажам, как движение ­ покою. 2.4 Какие проблемы, поднимаемые современной литературой, представляются Вам наиболее важными? (На  примере произведения по выбору учащегося).  Я выбрала для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная  общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов не только за нравственное преображение  отечества, но и в ряду борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью. На мой взгляд,  нравственные проблемы с наибольшей остротой поставлены писателем в его повести “Живи и помни”. Произведение  написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих  героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году  оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы.  Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком  течении событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт,  поразила, как удар молнии. Все его мечты и ' планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и  отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем  другим человеком.   В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея очень  достоверен и убедителен. Возникает такое ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель  как бы размывает грани между “хорошими” и “плохими” героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее  вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков.  Это особенно мне и нравится в творчестве Распутина. Читая повесть, я сам вместе с его героями то и дело решал, как бы 4 поступил в данной ситуации.   Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента  его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке  событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет  его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.   Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор  хорошо знает русский фольклор, там баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в  повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни  ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по­волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж  не настоящий ли он оборотень.  Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как  мучается несчастное животное. “Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза — они в ответ  расширились... Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах”. Вид крови  как бы определил его дальнейшие действия и слова. “Скажешь кому — убью. Мне терять нечего”, — говорит он жене.  Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется  оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет в совершенно ином  измерении, чем люди.   Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать: “Чем я провинился перед судьбой, что она так со  мной, — чем?” Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в  уголок своей души, где хранится ответ ни него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он  видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что  рождение ребенка — перст Божий, указующий возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз.  Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены:  “Живи и помни”, — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.  Но этот призыв: “Живи и помни”, я уверен, обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем  людям. Ведь на глазах у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится предотвратить их. Люди  боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подружке своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто она  оказалась между двух огней.   Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения — самоубийство. Здесь, мне кажется, автор наводит  читателя на мысль о некоей “заразе”, передающейся, как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя — это  двойной грех. Значит, уже страдает третий человек, пусть еще не рожденный. “Зараза” безнравственности  распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее  развитию и завершению.   Сильное художественное произведение на тему нравственности, какова повесть В. Распутина “Живи и помни”, это всегда  шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для  бездуховности. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет отечеству не утратить  нравственных ценностей.

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (8 вариант) (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019