Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, 14 вариант)
Оценка 5
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
10.05.2019
Данный материал содержит ответы на вопросы 14 варианта по пособию Фёдорова Алексея Владимировича и Зининой Елены Андреевны "Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Материал может использоваться учащимися для самоподготовки и учителями для организации текущего контроля подготовки выпускников 9 класса к экзамену.
Вариант 14.docx
1.1.1 Кто такой праведник, по мнению автора рассказа? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».)
Вариант 14
Часть 1
Вариант 1
Первоначально рассказ Солженицына «Матрёнин двор» назывался «Не живет село без праведника», это название раскрывает сущность
главной героини. Несмотря на условия, в которых она жила, Матрёна всегда оставалась верной своим принципам, жила по «божьим
законам». Благодаря своей духовной чистоте, бессознательному следованию законам гуманизма и христианской доброты, Матрена
стала тем столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного саморазрушения, вызванного алчностью и взаимным
недоброжелательством.
1.1.2 Почему рассказчик понимает, что Матрёна праведник, лишь после её смерти?
Смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная в
деревне жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю
свободу. Понародному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела
противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников. Рассказ — это своего рода авторское
покаяние, горькое раскаянье за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.
1.1.3 Сопоставьте фрагмент из рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» с фрагментом из рассказа И.С. Тургенева
«Живые мощи». Какие сходные черты можно обнаружить в героинях обоих произведений?
В данных рассказах образы героинь, Матрёны и Лукерьи, имеется много общего. Жизненная философия этих женщин состоит в том,
чтобы никого не обременить. Героини принимают как должное выпавшие на их долю испытания, все страдания переносят с терпением.
Женщины чувствуют себя причастными к жизни окружающих их людей, ощущают себя частью природы. Матрёна и Лукерья люди
бескорыстной души, абсолютно безответные и беззащитные. Героини являются праведниками, которые живут по христианским законам.
Вариант2
1.2.1 Почему лирический герой просит красавицу не петь грузинские песни? (По стихотворению А.С. Пушкина «Не пой,
красавица, при мне...».)
Это стихотворение относится к любовнофилософской тематике, где затрагивается тема памяти. Услышав грузинскую мелодию,
Александр Сергеевич вновь возвращает память в то время, где он был посвоему счастлив: восторжен и наполнен надеждой и
юношеской мечтой. С одной стороны, Пушкин не хочет, чтобы при нём пели песни, от которых волнуется душа. А с другой, ему
сладостны звуки милого и такого давнего прошлого. Стихотворение воспитывает в читателе глубокое уважение к тому, что ушло, но
осталось жить в уголках памяти.
1.2.2 Как можно охарактеризовать эпитеты в этом стихотворении? (По стихотворению А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при
мне...».)
Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» написано о любви, но о любви ушедшей, поэтому оно наполнено
мучительной грустью. В экспозиции появляются две темы: звучащая мелодия, ее исполнительница и воспоминание лирического героя,
но обе эти линии сливаются в одну – воспоминания об ушедшей любви, рождённые музыкой. Атмосфера грусти, воспоминаний
достигается, помимо других выразительных средств, и с помощью эпитетов: «печальной» (дважды повторяется), «жестокие (напевы)»,
«(призрак) милый, роковой», «бедной (девы)». Все они создают образ любви, от которой невозможно уйти, освободиться – «роковой».
Но я отнесла бы к разряду эпитетов и определения: «дальный», «другую», «далекой», потому что, на мой взгляд, в данном
стихотворении они являются средством выразительности: «недосягаемый» берег, «утраченная» жизнь, «недоступная» дева.
1.2.3 Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне...» со стихотворением С.А. Есенина «Шагане, ты
моя Шагане...». Что сближает эти стихотворения?
В данных стихотворениях имеется много общего. Сюжет раскрывается с помощью навеянных образов и воспоминаний лирического
героя. В стихотворениях выделяется образ самого поэта и образ лирической героини – юной девушки. Эти южные девушки
принадлежат к другой культуре, они воплощают всю красоту и утончённость восточных женщин. Сближают эти стихотворения такие
чувства: сожаление, нежность, тоска, печаль, любовь.
Часть2
2.1 Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» (1959) имел автобиографическую основу. То, что увидел писатель в русской деревне
после своего освобождения, было типичным, а поэтому особенно болезненным. Тяжелое положение деревни, испытавшей страшные
годы коллективизации, кормившей страну во время войны, поднимавшей после лихолетья разрушенное хозяйство, так правдиво не
представало на страницах произведений. Работа в колхозе за трудодни вместо денег, отсутствие пенсии и какой бы то ни было
благодарности («Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет») — все это реальность крестьянской жизни, о
которой нужно было громко заявить. Первоначальным названием было — «Не стоит село без праведника», окончательный вариант был
предложен А. Т. Твардовским.
Сюжетная основа рассказа и его проблематика. В центре повествования находится простая русская крестьянка, до краев испившая беды своей страны, своей малой родины. Но никакие жизненные трудности не могут изменить этого душевного человека, сделать его
черствым и бессердечным. Вот Матрена никому и не могла отказать, всем помогала. Потеря шестерых детей не ожесточила героиню:
всю материнскую любовь и заботу она отдала приемной дочери Кире. Сама жизнь Матрены — нравственный урок, она не укладывалась
в традиционную деревенскую схему: «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь’ их больше своей
жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже своим мужем,
схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, поглупому работающая на других
бесплатно, — она не скопила имущества к смерти…»
Рассказ А. И. Солженицына написан в реалистических традициях. И в нем нет излишней приукрашенности. Праведный образ главной
героини, для которой дом — это категория духовная, противопоставляется людям обычным, стремящимся своего не упустить и не
замечающим, как их жестокость ранит. «Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу,
стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но
жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать
доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это — конец ее жизни всей». Символичен трагический конец рассказа: когда
разобрана горница, Матрена погибает. И жизнь быстро берет свое — Фаддей, деверь Матрены, «преодолевая немощь и ломоту,
оживился и помолодел»: начал разбирать сарай и забор, оставшиеся без хозяйки.
Внутренний свет души таких людей освещает жизнь окружающим. Потомуто и говорит в финале рассказа автор: «Все мы жили рядом с
ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
2.2 Какую роль играют образы природы в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по выбору
учащегося.)
Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи
и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема
природы. Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно
осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…
Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти
сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть
увядания русской природы:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя
прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как
глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения
Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный
домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный
общему закону, Переменился я…».
Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в
центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует
рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но
светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью
вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью
окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.
2.3 Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Проблема «маленького человека» проходит красной нитью по циклу «Петербургские повести» Николая Гоголя. Писателя возмущало
то, как сильные и богатые люди могли обидеть простого человека. Это считалось правилами хорошего тона.
Стоит отметить, что образ «маленького человека» был не нов для русской литературы, но наиболее ярко он был раскрыт в повести
«Шинель».
Выражение «маленький человек» не стоит воспринимать в прямом смысле. Оно применимо к мелким чиновникам, которые не обладали
богатством, социальным статусом, были молчаливой «серой» массой. Кроме всего прочего, «маленький человек» обладает скудным
внутренним миром.
Главный герой повести «Шинель» Акакий Башмачкин, будучи мелким чиновником, даже не задумывался над своей деятельностью. Он
из дня в день переписывает бумаги. Акакия волнуют лишь ровные строчки. Более того, он ни чего больше не умеет. Когда нужно
проявить инициативу, он просто говорил: «Нет, лучше дайте я перепишу чтонибудь».
Самое страшное то, что главный герой не пытается чтото изменить в своей жизни. Порой складывается мнение, что Башмачкин сам не
понимает, зачем живет.
Смыслом его жизни стала новая шинель. Чтобы приобрести новую вещь, он полгода отказывал себе во всем, собирая необходимую
сумму денег. Покупка шинели стала для него настоящим праздником, возможно единственным в его жизни. А кража столь ценной для него шинели, обернулась трагедией.
Никто из его окружения даже не пытался понять Акакия Акакиевича, а тем более чемто помочь. Его смерть заметили только на
четвертый день.
Повесть «Шинель» заставляет задуматься о том, что и в нашем обществе есть такие «маленькие люди». Они также обижены и не
поняты. Гоголь, показывая такое бессердечное общество, попытался донести до нас мысль о таких людях. Мы должны научиться
обращать на них внимание и протягивать руку помощи.
Стоит отметить, что подшучивая над такими людьми, мы прекрасно осознаем свои поступки, но понимая их низость, продолжаем
совершать. Иногда мы раскаиваемся, иногда нет.
Концовка повести «Шинель» показала нам, что даже маленькие люди умеют постоять за себя. Привидение Башмачкина успокаивается
только тогда, когда мстит генералу, который обидел его. Это и является кульминационным моментом повести, моментом, когда
восторжествовала справедливость.
Актуальность повести Гоголя «Шинель» заключается в том, что она заставляет задуматься над проблемой «маленького человека» в
современном обществе и оценить свои поступки по отношению к таким людям.
2.4 Почему рассказ Л.Н. Толстого называется «После бала»?
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести
себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий.
Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – полковника Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания
масленичной недели. Здесь он предстает перед нами и перед рассказчиком в самом выгодном свете как любящий отец и хороший
военный: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, … и та же
ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах». И далее: «Сложен он был прекрасно, с широкой,
небогато украшенной орденами, выпячивающейся повоенному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был
воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».
Украшением того вечера стал, несомненно, танец полковника с его дочерью Варенькой, в которую рассказчик был сильно влюблен. Все
гости с умилением и восхищением смотрели на любящих друг друга отца и дочь, на то, с какой нежностью и заботой они относятся друг
к другу.
Рассказчика особенно умилили сапоги полковника, «обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а
старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Иван Васильевич подумал, что полковник не покупает себе хороших потому,
что ему надо вывозить в свет дочь. Это было еще одним подтверждением любви этого героя к Вареньке. А уж когда полковник передал
свое сокровище – дочь – в руки Ивана Васильевича, тот просто «влюбился» в него.
Полный радужных надежд и восторженных эмоций, рассказчик уезжает с бала и, не в силах уснуть, отправляется бродить по городу.
Наступает первое утро Великого Поста, времени, когда человек обязан подумать о своей душе, о своих поступках, о своей жизни. И в
это утро полковник Б. открывается герою совершенно с другой стороны – как тупой исполнитель приказов, как человек без души и
сердца.
Иван Васильевич видит, как на плацу происходит наказание беглого татарина. Эта картина просто ужасна, ее невозможно читать без
содрогания: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой
падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какието одни и те же слова». Приблизившись, Иван Васильевич расслышал их: «Братцы,
помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». И всем этим позором руководил полковник Б.!
Несомненно, он бы мог отменить наказание изза наступления Великого поста или хотя бы смягчить его. Но Толстой недаром замечает,
что этот герой был «служака николаевской выправки». Он привык тупо подчиняться приказам, не задумываясь об их смысле. Мы
понимаем, что полковник не задумывается и о своей душе, о том, что он совершает.
Зато увиденное заставило о многом задуматься рассказчика. Он принял решение никогда не служить, чтобы не осквернять свою душу и
не марать руки выполнением бесчеловечных приказов кого бы то ни было. Этот герой решил взять свою судьбу в собственные руки и
отвечать лишь за свои поступки. Это, в его понимании, значило оставаться честным человеком, думающим о долге и совести.
Важно, что даже любовь Ивана Васильевича к Вареньке Б., после увиденного на плацу, пошла на убыль. Разве у человека,
воспитывающегося таким отцом, могут быть другие представления о чести, совести, долге? Помоему, нет. И, помоему, так в глубине
душе думал и рассказчик.
Таким образом, данный рассказ назван «После бала» потому, что именно во втором эпизоде раскрывается истинный характер генерала
Б., его сущность и мировоззрение. Толстой показывает нам, как это страшно, когда человек не живет велением своего сердца, а лишь
выполняет указания других. Нужно слушать свое сердце, себя – оно всегда подскажет правильное решение. А если тебе кажется, что ты
не знаешь верного ответа на вопрос «Что же такое долг, совесть, честь?», то нужно обратиться к Библии. Ведь заветы этой книги – это
общечеловеческие принципы морали и нравственности, человеческая мудрость, собранная воедино.
Л.Н.Толстой призывал обращаться именно к такой морали, а не к морали временных правителей, сменных государей. Отчитываться в
своих поступках нужно перед своей душой, то есть перед Богом, говорит великий русский писатель. И я с ним в этом полностью
согласен.
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, 14 вариант)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, 14 вариант)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, 14 вариант)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.