Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Оценка 5
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
11.12.2018
Данный материал содержит подробные ответы на все задания 4 варианта ОГЭ по сборнику А.В. Фёдорова, Е.А. Зининой "Литература. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Подборка ответов поможет учащимся быстро подготовиться к экзамену, не тратя много времени на поиск правильных ответов.
Вариант 4.docx
Вариант 4
Часть 1
Вариант 1
1.1.1 Что общего в характерах Липочки и её матери (по пьесе А.Н. Островского
«Свои людисочтёмся)?
Мать и дочь духовно отсталые люди. Дочь Олимпиада Самсоновн Большова, или
Липочка, дурно воспитана и необразованна. Она очень самоуверенна, считает, что
заслуживает выгодного во всех отношениях жениха. Мать, Аграфена Кондратьевна, также
не имеет образования, представляет собою забитое существо, поглупевшее в ужасной
атмосфере самодурства. Судя по всему, споры между матерью и дочерью нередко
заканчиваются слезами.
Аграфена Кондратьевна очень любит Липочку, прощает ей все обидные слова и желает
дочери самой лучшей доли.
___________________________________________________________________________
1.1.2 Какую речевую характеристику даёт драматург Аграфене Кондратьевне?
Аграфена Кондратьевна Большова является женой купца Большова, главного героя пьесы.
По происхождению купчиха Аграфена Кондратьевна является крестьянкой ("паневщицей).
Аграфена Кондратьевна малообразованная и при этом скромная женщина, в отличие от
своей дочери. Аграфена реально оценивает свой уровень образования и признается, что ей
было бы трудно общаться с образованным зятемдворянином: "Ну, не сердись ты на меня
(плачет)... бабу глупую... неученую..." "...только вот что, Устинья Наумовна, сама ты, мать,
посуди, что я буду с благороднымто зятем делать! Я и словато сказать с ним не умею,
словно в лесу." Аграфена Кондратьевна называет себя глупой женщиной, но на самом деле
она не так уж глупа. Ее высказывания не лишены логики и рассудительности. Так,
Аграфена Кондратьевна объясняет дочери, что поиски мужа не могут быть быстрыми и
т.д.: "Разве мне тебя не жаль, ты думаешь? Да что делатьто! Потерпи малость, уж коли
много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти; скорото только кошки мышей
ловят." Аграфена Кондратьевна, судя по всему, является честной, искренней женщиной.
Она просит сваху прямо говорить женихам, что за Липочкой дается не самое большое
приданое ("не золотые горы"): "Ты бы, Устинья Наумовна, вперед доложила, что за
дочерьюто у нас не горы, мол, золотые." Аграфена Кондратьевна любит свою дочь и
заботится о ней: « А никто так не заботится о своем детище, как материнская утроба! Ты
вот тут хохришься да разные глупости выколупываешь, а мы с отцомто денно и нощно
заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да пристроить тебя поскорее." Она
терпит неуважительное отношение со стороны дочери Липочки. Аграфена Кондратьевна
хочет казаться строгой матерью, но на самом деле не имеет на дочь никакого
влияния. Судя по всему, в тяжелых ситуациях женщина обращается к мужу, чтобы тот
усмирил дочь: "Коли уж матери не почитаешь, так стенто бы посовестилась!" "Каково
детището ненаглядное! Прошу подумать, как она матьто честит! Ах ты, болтушка
бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя
на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?" "Уймись, эй, уймись, бесстыдница!
Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!" Судя по всему, споры между Аграфеной Кондратьевной и
Липочкой нередко заканчиваются слезами. В таких случаях, мать просит у дочери
прощения, даже если не виновата, и обещает купить ей сережки: "Ну, я виновата, перестань
только, я виновата.. Липочка! Липа! Ну, будет! Ну, перестань! (Сквозь слезы.) Ну, не
сердись ты на меня (плачет)... бабу глупую... неученую... (Плачут обе вместе.) Ну, прости
ты меня... сережки куплю." Очевидно, Аграфена Кондратьевна готова купить дочери
любые украшения, лишь бы та не плакала. В конце концов Аграфена Кондратьевна с
мужем, купцом Большовым, выдают Липочку замуж за приказчика Подхалюзина. Вскоре
Большов изза своей аферы оказывается в долговой яме (тюрьме). Липочка с мужем
отказываются спасать его из тюрьмы. За это бессердечное и неблагодарное отношение
Аграфена Кондратьевна называет дочь "беспутной" и грозит ей проклятием. Оставшись без
мужа, Аграфена Кондратьевна чувствует себя сиротой. Очевидно, плохие отношения с
дочерью и зятем усиливают одиночество несчастной женщины: "Голубчик ты мой, Самсон
Силыч, золотой ты мой! Оставил ты меня сиротой на старости лет!"
___________________________________________________________________________
1.1.3 Сопоставьте сцену комедии А.Н. Островского «Свои люди сочтёмся» со
сценой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Что общего в интересах героинь и стиле
семейного общения?
Марья Антоновна дочь городничего, героиня комедии Гоголя «Ревизор». 18летняя
девушка представляет собой собирательный образ провинциальной молодежи, чьи
родители занимают видное место в обществе. У Марьи Антоновны отсутствует интерес к
действительно серьёзным вещам. Ведь даже в понравившемся молодом человеке она не
замечает ничего, кроме внешности и костюма, не интересуясь его образованием,
интересами, заслугами, талантами. Больше всего на свете её интересуют наряды, что
является результатом воспитания её матери, Анны Андреевны. По сути, образ Марьи
Антоновны введен лишь для того, чтобы показать как с помощью сватовства и кумовства
могли делаться карьеры. Мать часто спорит с дочерью, пытается навязать своё мнение,
желает устроить её судьбу так, чтобы вызвать восхищение и одобрение близких и общества
в целом.
Липочку из комедии Островского «Свои люди сочтёмся» также интересуют наряды, у
неё нет серьёзных, достойных увлечений. Девушка также представляет образ
провинциальной молодёжи, стремящейся к показной просвещённости. Липочка мечтает о
выгодном женихе, чтобы занять в обществе более высокое положение. В спорах с матерью
она упорно отстаивает своё мнение, советы Аграфены Кондратьевны для неё не имеют
никакого значения. Главная мечта матери хорошая партия для дочери.
_____________________________________________________________________________
Вариант 2
1.2.1 О каких вечных ценностях говорит М.Ю. Лермонтов в стихотворении
«Монолог»?
В.Г. Белинский писал, что в лермонтовских стихах «уже нет надежды, они поражают душу
безотрадностью». И правда, в каждой строчке «Монолога», написанного пятнадцатилетним
поэтом, пронзительнощемящее ощущение дисгармонии. В центре лирического повествования судьба поколения. Мучительным признанием звучит
первая строчка: «Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете...»
Монолитно написанное произведение полно безысходности, откровенного безверья и
пессимизма. Лирический герой задается горестными вопросами, а ответы на них
безотрадны. Последователен и категоричен вывод. Ни к чему человеку, живущему там,
где «сердцу тяжко», «глубокие познанья, жажда славы и пылкая любовь свободы». Куда
лучше быть ничтожеством, что ничего не представляет из себя и способно насладиться
простыми радостями жалкого существования, чем мучиться от разрыва между внутренним
миром и действительностью.
Трагедия лирического героя — яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая
себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный
характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной драмы.
Тема «потерянного поколения»
переплетается с темой родины, очень близкой поэту,
интимной для него. «Здешний свет», «север» — так обозначена здесь Россия, глубоко
любимая, прочувствованная, но здесь несущая в себе погибель молодому поколению,
потому что отрицает яркость отдельного человека.
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Избранная поэтом форма философского монолога, не обремененного рифмой, передает
как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся
многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость.
Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и
так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью.
Драматический пафос задан с первых же слов. Обращение к незримому
собеседнику «поверь» приобретает трагическое звучание, усиливающееся с помощью
градации.
Пейзажная зарисовка, изображающая образ родины, стоит в максимально значимой в
композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли.
Судьба человека неразрывно соединена с судьбой места, где он живет. Обреченное,
потерявшее себя поколение способно видеть только «солнце зимнее на сером небосклоне».
Силу духа, цели, желания — все можно черпать из родной земли. Но общественная
атмосфера сыграла решающую роль, подавляя и разрушая целостность личности,
заложенную природой.
_____________________________________________________________________________
1.2.2 Какую роль стихотворении играют метафоры и сравнения?
После поражения восстания 14 декабря 1825 года горечь и разочарование надолго
поселились в сердцах россиян. Это настроение выражено в стихотворении Лермонтова
«Монолог». «Из детских вырвавшись одежд», поэт испытывает острую потребность в
действии. Однако в условиях реакции талант, знания, добрые намерения граждан остаются
невостребованным.
Основная часть стихотворения написана белым стихом, что, на мой взгляд, наиболее
соответствует его монологической форме. Настроение лирического героя выражено путём
использования метафор и сравнений:
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветём недолго, быстро увядаем.
Основная метафора («дети севера») указывает, как мне кажется, на мироощущение
гражданина, живущего в обществе, где царит произвол. Жизнь воспринимается лирическим
героем в унылых тонах. Состояние безысходности, переживаемое лирическим героем и его современниками, усиливается посредством применения однородных синтаксических
конструкций с повторяющимся союзом «и»:
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Заключительные строки «Монолога» Лермонтова написаны рифмованным стихом.
Размеренная интонация сменяется сжатым, категоричным стилем.
____________________________________________________________________________
1.2.3 Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Монолог» со стихотворением А.С.
Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...».
Содержание стихотворения А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...» отражает
состояние мучительной раздвоенности лирического героя в поисках высшего смысла
жизни. Не случайно его размышление о смысле жизни, его гнетет страшная мысль о том,
что его существование, возможно, бесцельно. Та же самая мысль гнетёт лермонтовского
лирического героя.
Первая строка у Пушкина доказывает необходимость перемен, переосмысления,
преображения. Лермонтовский герой также желает перемен, но его старания тщетны.
Какоето странное чувство одолевает пушкинского героя, неведомая буря властвует в его
душе. Цель не ясна, смысл не найден, но душа наполнена страстью, в ней теперь спрятан
огонь, ум взволнован сомнением. Лермонтовский лирический герой также не нашёл ответов
на свои вопросы и ощущает состояние безысходности и отчаяния. Оба героя переживают не
только за свои судьбы, но и за всё поколение в целом.
___________________________________________________________________
Часть 2
2.1 Какие стороны семейного уклада городничего заслуживают сатирического
обличения (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)?
Семья городничего из произведения Н.В. Гоголя «Ревизор» состоит из трёх человек: сам
городничий, Антон Антонович, его жена Анна Андреевна и их дочь Марья Антоновна.
Антон Антонович – это «уже постаревший на службе и неглупый посвоему человек. Хотя
и взяточник, но ведёт себя очень солидно. Его каждое слово значительно.» У городничего
грубые и жесткие черты лица. Его склонности души грубо развиты. Городничий озабочен
не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным
благополучием. Антон Антонович не любит пропускать того, что плывёт в руки.
Анна Андреевна – «провинциальная кокетка, воспитанная вполовину на романах и
альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при
случае выказывает тщеславие.» Она всё время за чтонибудь упрекает свою дочь.
Марья Антоновна – вся в маму. Такая же кокетка, любит одеваться во всё самое красивое,
только бы её заметили.
Семья живёт в довольно большом и богатом для провинциального города доме.
Глава семьи – городничий. Анна Андреевна «берёт иногда власть над мужем потому
только, что он не находится, что отвечать ей».
Мать с дочерью постоянно спорят и препираются:
— Ах, маменька, маменька! Ктото идёт, вон в конце улицы.
— Где идёт? У тебя вечно какиенибудь фантазии. Ну да, идёт. Кто ж бы это такой был? —
Это Добчинский, маменька. — Какой Добчинский? Тебе всегда вдруг вообразится
этакое… Вот однажды Городничий получает письмо, в котором говорится, что в город едет ревизор
из Петербурга, инкогнито, с секретным предписанием. После этого начинается суета, всем
надо как можно быстрее прикрыть свои грешки. Помещики Добчинский и Бобчинский
находят этого «инкогнито» в лице ничего не подозревающего мелкого чиновника
Хлестакова.
Городничий на протяжении всей пьесы выкручивается, всячески ублажает «ревизора». Даёт
ему взятку и пытается во что бы то ни стало скрыть от глаз «начальства» царившую в
городке бедность и грязь. Неожиданное разоблачение Хлестакова оскорбляет его до
глубины души.
Таким образом вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и
самодура, который творит в городе произвол и беззаконие.
Анна Андреевна и Марья Антоновна с приездом Хлестакова одеваются в самые красивые
свои платья, ведут светские беседы и кокетничают, лишь бы «ревизор» их заметил и
подумал о них как об умных светских дамах. Не оставляло их и желание породниться со
столь «титулованной особой».
Видя, что Хлестаков изъявляет желание жениться на их дочери, городничий с женой не
могут поверить своему счастью. Конечно, как все родители, они желают лучшего будущего
своей дочери, а также им кружит голову внезапное возвышение: «Однако ж, право, как
подумаешь, Анна Андреевна: какие мы с тобой теперь птицы сделались!»
В таких условиях, при отцемошеннике и материкокетке, их дочь не может получить
хорошее воспитание. Со временем она тоже превратится в наглую, тщеславную и
любопытную женщину. Это случится именно потому, что важнейшую роль в воспитании
человека играет именно его семья.
_____________________________________________________________________________
2.2 Излюбленные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. ( На примере не менее двух
стихотворений по выбору учащегося).
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова:
жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В
минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок»,
«Когда волнуется желтеющая нива...»);
любовьстрадание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но
твой портрет...»);
критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть
поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины
(«Родина», «Бородино»);
трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии.
Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17
летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В
первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный».
Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь
Переяславский» А. А. БестужеваМарлинского.
В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он
покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию
любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую
школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и
возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения. Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и
поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная
зрелость мысли.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус
и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской
пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства
наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для
разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.
Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал
традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ
самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек –
жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же
барахтающихся в нем людей.
В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие
от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть
раз.
В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество».
Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью какихто утрат; он задается
мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии.
Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы»,
встреча с бурей не приносит счастья – счастье невозможно найти извне, оно заключено
внутри человека.
В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится
обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.
Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно
интересующую его тему – проблему цели и смысла человеческого бытия.
«Парус», являясь лирической новеллой по жанру, относится к пейзажносимволическим
стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении
отображает внутренний мир поэта.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием
перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской
рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).
Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в
том числе анафору (что ищет, что кинул), синтаксический параллелизм, инверсию (парус
одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом). Поэт широко использует
олицетворения (ветер свищет, играют волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты
(луч солнца золотой). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для
передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов
прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет).
Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует
звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р»
создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и
свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».
В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» стихотворение
Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда
остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной
неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури. Стихотворение «Утёс» относится к последним произведениям Лермонтова: оно было
написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было
опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Стихотворение относится к пейзажнофилософской лирике: в прекрасную пейзажную
зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.
Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с
помощью приема олицетворения. Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по
строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление
слова «пустыня», традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.
В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой:
человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую
тучку. Композиция «Утеса» построена наконтрасте главных героев – тучки и утеса,
создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены
существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело
играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес), частицы «но» на стыке строф.
Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью
противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя», то
утес «одиноко стоит», «задумался глубоко», «тихонько плачет». Динамичность тучки
подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое
и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.
Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению.
Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка»,
уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утесвеликан в
старый и одинокий утес.
Стихотворение имеет различные трактовки. Возможно, в «Утесе» отражена проблема
человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного
жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий
след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.
Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и
материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске
душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало
человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское
начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела.
Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне». Подлинная
гармония возможна лишь при единстве души и тела.
«Утес» написан пятистопным хореем, двухсложной стопой с ударением на первом слоге.
Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку.
Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка
ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался). Особую выразительность
произведению придают метафоры(по лазури, утесвеликан), эпитеты (золотая тучка, весело
играя, старый утес), перифраз («влажный след» слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в».
Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».
Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к
достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим
миром.
____________________________________________________________________________
2.3 Как отражаются просветительские взгляды в лирике Г.Р. Державина? (На
примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося). Идея Просвещения или просветительская идея это идея развития человечества на основе
расширяющегося применения разума и связанного с ним нравственного порядка.
Просвещение учит человека быть хозяином своих действий, опираться на собственный
разум. Вносит перспективную идею: идеалы – не позади, а впереди.
Ода «Фелица» написана Державиным в конце 18 в. Она отражает новый этап
просветительства в России. Просветители видят теперь в монархе человека, которому
общество поручило заботу о благе граждан. Поэтому право быть монархом налагает на
правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. На первом месте среди
них стоит законодательство, от которого, по мнению просветителей, прежде всего зависит
судьба подданных. И державинская Фелица выступает как милостивая монархиня
законодательница:
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь…
Возникает вопрос, какими фактами располагал Державин, на что он опирался при создании
образа своей Фелицы Екатерины, которую лично в эти годы еще не знал. Основным
источником этого образа был обширный документ, написанный самой Екатериной II,
«Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения» (1768). Основными
источниками «Наказа» стали книга французского просветителя Ш. Монтескье «О духе
законов» и работа итальянского просветителя Ч. Беккариа «О преступлениях и
наказаниях». Но заимствованный характер «Наказа» имел и свою положительную сторону.
Он вводил русского читателя в круг идей, сформулированных лучшими представителями
европейского Просвещения.
Одна из ведущих идей «Наказа» необходимость смягчения существовавших законов,
поскольку становление абсолютизма в XVIXVIII вв. сопровождалось законодательством,
отличавшимся чрезмерной жестокостью. На допросах применялись пытки, за
незначительные провинности выносились смертные приговоры. Главной целью было не
исправление, а устрашение подсудимых. Просветители, в том числе Монтескье и Беккариа,
резко осудили жестокость суда. Екатерина подхватила в «Наказе» эту идею. Державин
прекрасно почувствовал общий дух «Наказа» и наделил свою Фелицу милосердием и
снисходительностью.
Для абсолютистского государства характерно обожествление личности монарха, которое
приводило к обвинениям граждан в «оскорблении величества» даже в тех случаях, когда не
было состава преступления. «Одно из жесточайших злоупотреблений, писал Монтескье,
заключается в том, что иногда определение «оскорбление величества» относят к
действиям, которые не заключают в себе преступления» . В России обвинения в
преступлениях против «величества» особенно процветали при Анне Иоанновне, на что
Державин указывает в «Объяснениях» к оде «Фелица». Державин прославляет Фелицу за
то, что она отказалась от этих нелепых гонений.
Новаторство Державина проявилось в «Фелице» не только в трактовке образа
просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал,
оды и сатиры.
Соединение в одном произведении оды и сатиры одно из явлений просветительской
литературы. Просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с
заблуждением. Следствием этого поединка было или приближение к идеалу, или удаление от него. В оде Державина идеалом, нормой является Фелица, отклонением от нормы ее
нерадивые «мурзы».
Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52летний
Гавриил Романович занимал должность президента Коммерцколлегии в Петербурге.
Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением
итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный
опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в
литературе.
Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая
и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием
одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций
поделился идеей величия истинного художникатворца. Тема бессмертия поэта и его
литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых
русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.
Центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в
памяти грядущих поколений.
В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на
общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно
литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному,
желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их
значение в социуме трудно переоценить.
Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в
очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том,
что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с
представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах
перед русской литературой.
Произведение отличается высокопарной интонацией и лексикой, а также величественным,
неспешным ритмом. Для достижения подобного эффекта автор использует
многочисленные средства художественной выразительности.
Для подчеркивания возвышенного строя мыслей в своем произведении поэт
использует высокопарные выражения («чело», «возгордились», «тлен», «дерзнул»)
и эпитеты («вечный», «чудесный», «быстротечный»).
Также в стихотворении встречаются метафоры («времени полет», «зарей
бессмертия»), гипербола («металлов тверже он и выше пирамид»), инверсии («и презрит
кто тебя», «народах неисчетный»), олицетворения («ни гром не сломит», «слух продет»,
«ни времени полет не сокрушит»).
____________________________________________________________________
2.4 Жизнеутверждающий пафос поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
В основе жизнеутверждающего пафоса лежат положительные идеалы
патриотизм, сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в
неисчерпаемые возможности человека, мечта о светлом будущем.
Первые главы поэмы “Василий Теркин” были опубликованы во фронтовой печати в 1942
году. Автор удачно назвал свое произведение “книгой про бойца, без начала, без конца”.
Каждая следующая глава поэмы представляла собой описание одного фронтового эпизода.
Художественная задача, которую поставил перед собой Твардовский, была очень сложная,
ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден. Главный герой поэмы – солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову
“тереть”: Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой
Отечественной войне он участвует с первых дней: “в строй с июня, в бой с июля”. Теркин
— воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными
способностями, ни внешним совершенством:
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту.
Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе “Два солдата” на вопрос старика,
удастся ли побить врага, Теркин отвечает: “Побьем, отец”. Основными чертами характера
Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный
героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский
солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина
к смерти, что небезразлично в боевых условиях:
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.
Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и
природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму
смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде
переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали…
Вдруг он молвит, как во сне:
Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Поэма “Василий Теркин” может считаться одним из истинно народных произведений.
Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную
речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд
примеров: “Смертный бой не ради славы — ради жизни на земле”, “сорок душ – одна
душа”, “переправа, переправа – берег левый, берег правый” и многие другие.
Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к
мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин —
мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им
минуты радости. Кто же он – Василий Теркин?
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда.
Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью
можно сказать, что поэма “Василий Теркин” остается одним из наиболее любимых
произведений о второй мировой войне.
___________________________________________________________________________
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.