Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)
Оценка 4.8

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
12.05.2019
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)
Данный материал содержит подробные ответы на задания 16 варианта по сборнику авторов Фёдорова Алексея Владимировича и Зининой Елены Андреевны "Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Материал может использоваться учащимися для самоподготовки и учителями для контроля уровня литературной образованности выпускников.
Вариант 16.docx
Вариант 16 Часть1 Вариант 1 1.1.1 Почему в этом  диалоге Софии и Молчалина речь последнего ограничена лишь краткими репликами? (По комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.)  Молчалин — образец человеческой подлости, низости, лживости и раболепия. Не имея высоких чинов, он мечтает занять сколько­нибудь   важное   место   в   обществе   и   готов   добиваться   этого   любой   ценой.   Для   него   не   существует   морали, нравственности, если нужно достичь определённой цели. Мы видим, что Молчалин играет чувствами Софьи, он осторож­ ничает и призывает её к смирению, дабы не навредить себе самому. Молчалин вызывает резкое неприятие, когда прибегает к недостойным уловкам и всего боится. 1.1.2 Какое место в приведённом фрагменте занимает антитеза откровенности и притворства?    Антитеза является  основой построения  произведения «Горе от ума»,  в данном фрагменте автор противопоставляет откровенность и притворство с целью характеристики персонажей. На первый взгляд, Софья не способна к притворству: она по­настоящему переживает за любимого человека. Софья боится, что не сможет выдержать притворства, но отлично с этим справляется, ведь она порождение насквозь лживого и фальшивого фамусовского общества. Молчалин притворяется влюблённым, реакция на поведение Софьи выдаёт в нём расчётливого, скрытного и подлого карьериста, который боится, что Фамусов узнает об их отношениях с Софьей и с позором прогонит из дома. Его реплика «Я вам советовать не смею» говорит о внешнем подчинении Софье, раболепии и внутреннем недовольстве её искренностью.  1.1.3   Сопоставьте   сцену   из   комедии   «Горе   от   ума»   с   фрагментом   романа   М.Ю.   Лермонтова   «Герой   нашего времени». В чём принципиальная разница в отношениях героев друг к другу?    Основа отношений Веры и Печорина из романа «Герой нашего времени» ­  таинственность и пылкая страсть.   Bepa пoнимaeт   внyтpeнний   миp  гepoя   лyчшe  вcex   ocтaльныx,  онa   xopoшo  знает,  чтo  зa   чeлoвeк   cтaл   oбъeктoм   ee   любви. Пeчopин пpинимaeт и пoнимaeт cвoи чyвcтвa к нeй, кoгдa cтaнoвитcя cлишкoм пoзднo. Герои относятся друг к другу с искренностью, здесь нет ни тени притворства ­  в этом принципиальная разница их отношений  по сравнению с Софьей  и Молчалина. Любовь героев комедии «Горе от ума» пропитана ложью и фальшью. Влюблена только Софья ­ Молчалин притворяется   влюблённым, следуя корыстным интересам. Несмотря на свой ум и проницательность, Софья в данной сцене не пытается понять настоящих намерений своего любимого, потому что не желает разрушать свою счастливую иллюзию.  1 1.2.1 В чём заключается иносказательный смысл басни «Кошка и Соловей»? Вариант 2   «Кошка   и   Соловей»   ­   произведение   достаточно   прозрачное,   но   имеющее   большую   важность   для   самого   Крылова. Последний   абзац   в   басне   «Кошка   и   Соловей»   и   есть   его   мораль,   которая   даже   без   исторической   подоплеки   легко интерпретируется: нельзя требовать от загнанного в «рамки» человека того таланта и качества, которые сопровождают его «на свободе». Под Соловьем следует понимать множество писателей того времени, которые пошли на сотрудничество с монархией, заняв отведенное им место «придворных поэтов», и отринувших популярные тогда идеи свободы.  1.2.2 Почему большая часть басни представляет собой речь Кошки?   По замыслу автора, хитрая и сильная кошка – олицетворение царизма и самого Александра I – просвещенного монарха, «бравшего под крыло» многих талантливых, но слишком прогрессивных поэтов и писателей. Читатель понимает, что Кошка, несмотря на обещание, в конце концов съест Соловья, даже если он и споет для нее.   Речь Кошки насквозь пропитана ложью, используя эту аллегорию, Крылов  призывал своих «коллег» не верить обещаниям властей, так как даже при полном повиновении они все равно, скорее всего, окажутся «съеденными». 1.2.3 Сопоставьте басню И.А. Крылова «Кошка и Соловей» со стихотворением Г.Р. Державина «На птичку». Чем близки эти произведения?   Эти   произведения   близки   трактовкой   иносказательного   смысла.   В   стихотворении   Г.Р.   Державина   под   пташкой подразумевается сам поэт, захваченный в золотую клетку царского двора. Неназванные те, кто её пленил и заставляет петь, – это государыня и её приближённые. В басне Крылова также рассматриваются взаимоотношения поэтов и власти, пытающейся контролировать творческий процесс. Оба автора уверены, что Муза не посетит поэта в неволе, для рождения шедевров необходима свобода. Часть 2 2.1 Можно ли считать Софию типичным представителем «фамусовского общества»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)   Комедия   Грибоедова   «Горе   от   ума»   ­   первая   русская   реалистическая   комедия.   В   ней   автору   удалось   представить назревший в начале 19­го века раскол в дворянском обществе, конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим». Так, дворянин   Чацкий   противопоставлен   реакционному   дворянству   ­   «фамусовскому   обществу».   Однако,   самый неоднозначный образ комедии ­ образ Софьи Фамусовой, в котором есть как схожесть со взглядами Чацкого, так и черты «фамусовского общества».    С одной стороны, Софья образованна, много читает, чем вызывает непонимание своего отца, для которого ученье ­ «чума». Поэтому, в отличие от «фамусовского общества», героиня мечтательна и романтична, о чем свидетельствует ее любовь   к   Молчалину.   С   детства   увлекающаяся   французскими   романами,   Софья   видит   романтического   героя   в немногословном,   «умеренном   и   аккуратном»   секретаре   отца,   не   подозревая   о   его   лицемерии,   так   как   склонна идеализировать его образ.  Кроме   того,   Софья   отличается   от   своего   общества   тем,   что   не   гонится   за   материальной   выгодой:   она   выбирает возлюбленного сердцем, они стремится выйти замуж за богатого полковника, несмотря на желание отца.    Софью не привлекает невежественность полковника Скалозуба, которые «слова умного не выговорил сроду», о чем девушка не боится высказываться своих репликах, что также выделяет её. Своей решительности и верности собственным идеалом героини и привлекает Чацкого, видящего в ней «качеств... тьму».   Однако Софья – дочь своего отца, её формирует общество, в котором она выросла. Характерно здесь и то, что героиня отвергает равного ей по силе духа Чацкого, останавливая выбор на Молчалине, которого главный герой описывает как «мужа­мальчика»,   «мужа­слугу».   Действительно,   благодаря   введению   второстепенных   персонажей,   мы   видим,   что секретарь Фамусова – «высокий идеал московских всех мужей», ведь его действия всегда будут подвластны слову жены.  Так, противоречивым образом Софьи автор показывает, какое влияние на девушку, обладающие рядом положительных качеств, способно оказать безнравственное общество, в котором она выросла. 2 2.2 Сатира и юмор в басенном творчестве И.А. Крылова. (На примере не менее двух басен по выбору учащегося.)   Отражая в баснях русскую действительность, Крылов всё более усиливает сатирический элемент басен. Ранние басни являлись   преимущественно   моралистическими,   не  имели   конкретного   социального   адреса.     Затем   социальная   сатира занимает главенствующее  место.  Такие басни посвящены  главным  образом социальным  проблемам  эпохи,  обличению несправедливости общественных отношений.   В основе названия басни «Листы и корни» лежит антитеза, автор противопоставляет два понятия свет и тьму, верх и низ, пишет о тех, кто работает, и о тех, кто только пользуется чужим трудом. В речи Листьев слышно хвастовство и презрение, а в речи Корней ­  спокойная уверенность и мудрость, это еще раз подчеркивает противопоставление двух понятий в этой басне. Под «деревом» автор понимает Россию. Под «корнями» Крылов показывает крестьянство, которое не покладая рук во «тьме» трудится на благо «листьев». А под «листьями» И. А. Крылов подразумевает высшие слои общества того времени.  «Листья» считают, что это они то, чем дерево вправе гордится, это мы понимаем из их хвастливой речи в первой половине текста. Так и наделенные властью высшие слои населения считали, что все существующее это исключительно их заслуга.   Во   второй   же   половине   текста   Корни   отвечают,   что   это   они   залог   существования   Дерева.   Голос   народа подчеркивает, что для того чтобы существовали помещики, крестьяне каждый день трудятся, обеспечивая существование тщеславных «верхов». Но на самом деле залог гармоничного существования дерева ­  это слаженная работа и «верхушки» Дерева и его «низов».   «С весною новою лист новый народится…» в этой строчке и кроется основная мораль этого произведения. И. А. Крылов подчеркивает, что власть не вечна, она в любой момент может поменяться, а народ останется верным своему государству.  Литературные взгляды Крылова чаще всего находили своё выражение в его баснях, в которых он нередко полемизирует с враждебными   ему   литературными   мнениями.   В   них   Крылов   откликался   как   на   лично   его   задевавшие   выступления критики, так и на события современной ему литературной жизни.   В основу басни  «Квартет» положен оригинальный сюжет о зверях­музыкантах. Живущие в лесу Медведь, Осел, Козел и Мартышка решили организовать музыкальный квартет. Раздобыв инструменты и ноты, они попробовали играть, но ничего не получилось.  Тогда  Мартышке пришло  в голову,  что  они неправильно  сидят,  отчего  и музыка не выходит.  По  ее указаниям звери пересели, но толку от этого не было. Они попробовали занять другие места, но тоже не достигли нужного результата. Долго несостоявшиеся музыканты спорили, пока на шум не прилетел Соловей. Звери попросили Соловья рассадить их правильно, чтобы музыка звучала красиво. На их просьбу Соловей ответил, что для исполнения музыки требуется умение и музыкальный слух. Он добавил, что как бы звери ни садились, настоящих музыкантов из них не получится. Существуют две версии того, что послужило поводом для написания басни «Квартет». По одной версии в басне идет речь о четырех вельможах, которых не знали, как рассадить в четырех отделах Государственного Совета. В 1810 году князь Лопухин   был   назначен   председателем   департамента   дел   гражданских   и   духовных,   Завадовский   –   председателем департамента законов, граф Аракчеев – департамента военного, бывший военный министр Мордвинов – департамента государственной экономии. Вот и появилось предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом – Лопухина, а под Медведем – Аракчеева. По другой версии, басня написана на открывшееся тогда литературное общество «Беседы любителей русского слова», которое   было   составлено   из   четырех   департаментов,   наподобие   Государственного   Совета,   с   председателями   и попечителями   в   каждом   из   них.   Крылов   с   трудом   выдерживал   заседания   этого   общества,   на   котором   зачитывались длиннейшие и скучнейшие литературные произведения. Характеризуя атмосферу, царившую в обществе, он писал в басне: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь», намекая на литературные «таланты» участников общества. В любом случае, эта басня ценна и поныне, она давно пережила то историческое событие, по поводу которого она была написана. Славный «Квартет» музыкантов, которые, как бы ни садились, «дерут, а толку нет», приходит на память всюду, где   встречаются   люди,   берущиеся   не   за   свое   дело,   или   решившие   поправить   дело   какой­нибудь   внешней,   показной реформой. Зачастую самоуверенные люди, безусловно верящие в свои «таланты», полагают, что за какое бы дело они ни взялись, всё у них будет сделано в лучшем виде. Как в басне, достаточно приобрести инструменты, сесть под липки и можно «пленять своим искусством свет». А если что­то не выходит, то значит, виновата какая­то мелочь, типа неправильной посадки музыкантов. Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма (результат) не меняется. Как бы не менялись местами дилетанты, успеха не будет. Добиться успеха можно только через профессиональный, кропотливый труд.  Полемические выступления Крылова, замаскированные "эзоповым языком" басенной сатиры, свидетельствуют о том, что баснописец пристально следил за литературной жизнью своего времени, откликался на ряд важных литературных споров. По своим литературным взглядам и вкусам Крылов являлся последователем просветительской литературы XVIII века, продолжателем сатирического направления.  2.3 Почему комедия Д.И. Фонвизина называется «Недоросль»? 3   Денис Фонвизин  написал  свою  комедию  «Недоросль»  в 1781­1782  годах.   Произведение  относится  к  литературному течению  классицизма, поэтому  особое внимание автор  уделил выбору названия  пьесы, сделав  его «говорящим»  и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века. Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями». В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все­таки пытаются его чему­то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем­немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!»   Митрофан   –   классический   представитель   целой   части   молодого   российского   дворянства   той   эпохи.   Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования  и  правильного  воспитания,   морально  и  умственно   намного   «моложе»   своего  возраста.   Перед   читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что­либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета). Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов. После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей. Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая   «Недоросль»,   открывает   для   себя   не   только   искусный   мир   авторской   иронии   и   красивого   слога,   но   и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека. 2.4   Мечта   и   действительность   в   лирике   А.А.   Блока.   (На   примере   не   менее   двух   стихотворений   по   выбору учащегося.) Александр Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов "серебряного века" и яркий представитель символистов. В процессе становления Блока как поэта   нетрудно проследить постепенный переход от мечтаний к действительности. Стихи юного Блока поражают своей чистотой, нежностью, даже святостью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников, и в большей мере современников,  но это не мешает ему создавать свое, неповторимое, истинно блоковское.  Ранний Блок — это прежде всего "Стихи о Прекрасной Даме". Она предстает символом Вечной Женщины, Вечной Жены, Святой, Ясной. Ее образ не омрачен земными реалиями, хотя известен тот факт, что Блока вдохновляла в эти годы реальная, из плоти и крови, женщина — Л. Д. Менделеева, ставшая впоследствии его женой. Поэт уходил от увлечения мистикой   постепенно,   медленно.  Решающее   влияние   на  пересмотр   им   жизненных   ценностей   оказали   события   начала двадцатого века. Надо заметить, что в ряду этих событий присутствовала и личная драма — расставание с женой. Блок отходит от бесплодных мечтаний и все чаще смотрит в глаза реальности.  Вырвала же Блока из философского мистицизма революция 1905 года. Его внутренняя перестройка отражается в стихах. Социальные,   революционные   мотивы   звучат   все   чаще.   Так,   довольно   широко   известное   стихотворение   "Сытые" неприкрыто направлено против господствующего класса.  Стихотворение  «Сытые»  было написано в 1905 году,  оно непосредственно связано с кровавой революцией,  которая произошла в то время. Сам поэт положительно относился к революции, считая ее единственным способом получения справедливости. Свое стихотворение он посвящает богачам, которым скоро предстоит расстаться со своей сытой жизнью. Поэт презирал этих людей, ведь они всегда наживались на страданиях более слабых и незащищённых. Блок рад, что их век миновал. Ведь за своим богатством и властью, они потеряли облик людей. Вся жизнь для них скука, имея большие возможности, они просто прожигают свои дни. Все что они делают в своей жизни, так это губят свою душу, превращая ее в безделушку. Блок не может понять их, для него «сытые» кажутся мертвыми, которые похоронили вместе с собой всю доброту и любовь, на которую могли быть способны. Очень интересное сравнение богачей со свиньями. Это как нельзя лучше показывает отношение поэта к этим людям. Они проводили свои вечера за бессмысленными посиделками у соседей у ненавистных друзей. Они тратили тысячи, приобретая то, что им было не нужно. Их существование не приносило никому пользы, потому он называет их бессмысленными людьми. Блок искренне рад тому, что этому безобразию пришел конец. В стихотворении он пишет о том, что электричество потухло. Это является символом того, что жизни сытых пришел конец. Они еще пытаются найти свечки, разжечь огонь, но все это бессмысленно, как и их попытки оставить все как было. Поэт торжествует, ведь справедливость восторжествовала. Сейчас   богатые   люди   поймут,   как   сложно   было   жить   простому   народу,   как   его   душила   и   унижала   обстановка сложившаяся в стране. При   всем   своем   презрении   и   ненависти   к   сытым,   в   конце   своего   стихотворения   он   жалеет   их.   Своими   словами   он призывает людей оставить их в покое, ведь они уже получили свой жизненно важный урок. Их идеальный мир пошатнулся и превратился  тотчас в руины. Эти слова показывают его гуманизм, который он обернул к людям, столь сильно им ненавистным. 4 Ушла юношеская мечтательность, все чаще в его стихах звучит мотив "страшного мира".  Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека...» было написано А.А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму «Пляски смерти», включенную в цикл «Страшный мир». Спустя несколько дней Блок показал стихи В. Гиппиусу, и тот был поражен мрачностью произведения. Стихотворение можно отнести к философской лирике. Лирический герой размышляет в нем о жизни. Она представляется ему неким замкнутым кругом, из которого нет выхода. «Ночь, улица, фонарь, аптека» — эти образы, открывая и замыкая поэтическую мысль, создают кольцевую композицию. Мысли героя мрачны, в интонациях его — душевная усталость, тоскливая обреченность. Исследователи неоднократно отмечали, что поэт здесь уходит от поэтической традиции противопоставления света и тьмы. «Свет» в русской поэзии — это символ надежды, добра, гармонии и веры. У Блока же «свет» — «бессмысленный и тусклый». Пространство замкнуто, ограничено мрачной улицей, ее атрибутами, жизни и движения нет, время словно замерло, и проходящая четверть века не привносит в жизнь лирического героя ничего нового. Стихотворение состоит из двух частей.  Первая часть говорит о жизни,  вторая  часть — о смерти. Однако душевное состояние героя таково, что он не видит здесь различий. Он говорит о том, что, умирая, душа воплотится в каком­то новом облике, но и тогда ее будут окружать какие­то навязчивые образы: Умрешь — начнешь опять сначала. И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. Замыкается стихотворение образом фонаря, однако, думается, свет здесь символизирует не робкую надежду героя, а скорее,   подчеркивает   безысходность   ситуации.   Слово   «фонарь»   замыкает   стихотворение,   ударение   в   нем   падает   на последний слог, что придает всей строфе жесткость и определенную завершенность. Это своеобразный итог, за которым уже ничего быть не может. Блок всю жизнь искал, колебался, поддавался влияниям, совершал ошибки. Его нельзя с полной уверенностью назвать ни мистиком,  ни реалистом.  Но,  невзирая  на взлеты  и падения,  он  сумел  сказать  свое слово  в литературе,  и не будет преувеличением сказать, что это один из лучших русских поэтов. 5

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 16) (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2019