Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)
Оценка 4.6

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
08.01.2019
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)
В данной публикации содержатся подробные ответы на экзаменационный вариант №5 по пособию авторов Алексея Владимировича Фёдорова, Зининой Елены Андреевны "Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Материал поможет учащимся быстро подготовиться к экзамену, вспомнить содержание и анализ произведений.
вариант 5.docx
Вариант 5 1.1.1  О каких чертах характера и жизненных установках Липочки можно судить по первому монологу героини? Часть1 Вариант 1  Монолог Липочки в первом явлении первого действия комедии «свои люди – сочтемся» композиционно представляет  собой часть экспозиции этого драматического произведения.     В характере Липочки комически сочетаются претензии на  образованность и духовная неразвитость.  Её представление о людях крайне примитивно. Свое обучение танцам  рассматривает как необходимую ступень в завоевании благосклонности будущего жениха. Но и эти претензии не  подтверждаются соответствующим умением – конец её монолога отмечен авторской ремаркой «дурно вальсируя». Уже из  первого монолога Липочки можно составить предварительное мнение о героине, как о недалекой, легкомысленной,  нравственно неразвитой особе. 1.1.2 Какую речевую характеристику даёт драматург Липочке?  Речевая характеристика Липочки говорит о том, что в её характере совмещаются амбиции быть образованным человеком  с совершенно неразвитой внутренней духовностью. Например, в начале пьесы читатель замечает ремарку Александра  Островского «сидит у окна с книгой», далее Олимпиада произносит следующую фразу: «Какое приятное занятие эти  танцы».  Липочка стремится употреблять слова, заимствованные из речи более образованных слоев общества. Комизм ее речи и  заключается в сочетании «благородных» слов, нелепой претенциозности, с которой она их произносит, и той грубости ее  мещанского просторечия, которая выражает ее подлинную натуру. Липочка говорит: «натурально», «очаровательно» и  рядом с этим: «страм», «дура необразованная». Разговор с самой собой, который занимает большое место в тексте пьесы,  составлен вокруг мечтаний героини о замужестве и танцах. Липочка гонится за внешней красотой кавалеров. Высшим  проявлением мужской очаровательности она представляет шпоры, что говорит о её примитивности. В пьесе много  авторских ремарок, которые показывают читателю всю сущность Липочки. В пьесе показана та дистанция, которая лежит  между мечтаниями девушки и реальным миром.  1.1.3  Сопоставьте монолог Липочки  с диалогом двух дам из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Какие общие  черты присущи этим персонажам?  «Городские дамы» наиболее ярко представлены у Гоголя в двух собирательных образах — дамы «приятной» (Софьи  Ивановны) и дамы «приятной во всех отношениях» (Анны Григорьевны). Описание этих героинь насквозь проникнуто авторской сатирой, как и описание Липочки. Дамы соблюдают «светский  этикет», но разговоры их примитивны и пошлы. Они беседуют о модах, платьях, материях, как о предметах значительных.  Речь Липочки тоже примитивна, героиня обращает внимание лишь на внешние атрибуты кавалеров. При этом у дам и  Липочки явно завышенная самооценка, этим писатели подчеркивают глупость героинь, пошлость их занятий и образа  жизни.  Примечание Лифчик в 18 веке  – это верхняя часть платья от плеча до талии.  Юбка с фестонами  (оформление края) Вариант 2 1.2.1  Какие романтические ценности утверждаются в балладе В.А. Жуковского «Перчатка»?  В балладе  «Перчатка» утверждаются такие романтические ценности, как  любовь и гордость. Любовь, так как главный  герой влюблён в красавицу и готов на многое пойти, чтобы доказать это.  Гордость, так как рыцарь не допускает  легкомысленного отношения к его чувствам. Рыцарь ведет себя сдержанно и хладнокровно. Ему не чуждо чувство  собственного достоинства, и этим объясняется его поведение в финале баллады. Делорж не нуждается в благодарности  красавицы, потому что воспринимает ее поступок как попытку унижения и хочет показать ей, что человеческой жизнью  играть она не имеет права.  Бездушная красавица по своей вине унижена в глазах светского общества, и это для неё  является самым страшным наказанием. 1.2.2 Какими средствами В.А. Жуковский добивается психологической убедительности баллады? В  основу сюжета лег случай из жизни французского двора. Король Франциск и его пышная свита собрались, чтобы  развлечься средневековой забавой — боем диких зверей. По знаку монарха прислужники выпускают опасных животных на арену: сначала «косматого льва», затем «смелого тигра». Последней выходит «на поприще» пара барсов. Описанию повадок крупных кошек отведено значительное место в  творении Жуковского. Лев грозен и угрюм, наделен «осанкой горделивой». Тигр, обычно проявляющий отвагу, при виде  льва «робеет» и «крадется», признавая превосходство царя зверей. Беспардонная выходка барсов, попытавшихся занять  место тигра, быстро пресекается. Интересна реакция хищников: чтобы унять наглецов, тигру понадобился один удар  «тяжкой лапой», а льву было достаточно только «с рыканьем» встать. Порядок восстановлен. Все звери расположились на  местах, соответствующих своему положению в маленькой стае. Иерархия животных подана в параллели к блестящему  обществу, члены которого разместились на балконах. Паузу, вызванную ожиданием зрелища, нарушает яркая деталь — женская перчатка, которая упала на арену. Из богатой  толпы зрителей выделяются две фигуры: рыцарь Делорж и «его красавица», улыбка которой получает жесткую  характеристику — «лицемерная и колкая». Знатная дама ставит условие: чтобы доказать свою любовь, герой должен  вернуть перчатку владелице. Гордый Делорж сохраняет молчание и внешнюю невозмутимость. Точность действий воина передается однородными  сказуемыми: «идет», «берет», «возвращается». Королевскую свиту, наоборот, обуял страх, который сменился восторгом.  Используя общее одобрение как фон, лирический повествователь останавливает внимание на многообещающих «взглядах» коварной красавицы. Хладнокровный Делорж остается безразличен к поощряющим знакам. Он намерен наказать  бездушную кокетку. Заставив героя рисковать жизнью ради безделицы, дама разоблачила себя: ее поступок показал  безразличие к любви и судьбе рыцаря. Баллада заканчивается презрительным жестом героя, который сопровождается  лаконичной фразой: «Не требую награды». 1.2.3 Сопоставьте балладу В.А. Жуковского с балладой М.Ю. Лермонтова. Чем близки эти произведения?  Творчество Жуковского проникнуто мыслью о внесословной ценности личности. Красной нитью в лирике Лермонтова  проходит бунт личности против несправедливости. Перевод Жуковского более близок к оригинальному тексту Шиллера. Лермонтов позаимствовал из баллады Шиллера  образ красавицы, которая посылает юношу на верную смерть. Герои обеих баллад разочаровались  в своих избранницах.  Возлюбленные оказались жестокими и бездушными. Можно сделать вывод, что поэтов объединяют общие моральные ценности, в основе которых стоит человеческая личность. 2.1 Мастерство создания характера в пьесе А.Н. Островского. (На примере одной пьесы по выбору  учащегося.) Часть 2  В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола "для дел словесной  расправы". Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого  великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации.  Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в  драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на  развивающиеся события. Рассмотрим речевую характеристику в описании характера и нравов Катерины. Эпиграфом  "Грозы" служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем  драматичнее его существование. В песне предвосхищается судьба героини с ее человеческой неприкаянностью ("Где ж  сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?"), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире ("Куда мне, бедной, деться? За кого мне  ухватиться?"). В трудную минуту жизни Катерина посетует: "Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. летала бы с  василька на василек по ветру, как бабочка". В сознании Катерины оживают древние мифы славянской культуры. Надо  чувствовать свежесть внутреннего мира Катерины. В ней торжествует народное начало, нравственная народная крестьянская культура. "Какая я была резвая! ­ обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: ­ Я у вас завяла совсем". Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире Диких и Кабановых. Измена Катерины ­ это несомненно преступление, и Катерина понимает всю тяжесть своего поступка, но она не может  жить без нормальной, естественной любви, которую она нашла в Борисе. И как оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: "Что ж, уж все равно, уж душу я свою я ведь погубила". Источник покаяния героини в чуткой ее совестливости.  "Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами". "Страх"  всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. Катерина очень религиозная женщина.  Она слишком тяжело выносит духовные муки в этом ужасном обществе: насмешки и  издевательства Кабанихи, холодное  отношение мужа и разочарование в любви Бориса. Катерина надеется, что. Бог простит ей ее грехи из­за мучений в этом  обществе. Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: ".И люди мне противны, и дом мне  противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет не пойду. Придешь к ним ­ они ходят, говорят, ­ а на что мне это?."  Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: "Так тихо, так хорошо. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет не надо. нехорошо." Но когда Катерина бросается в Волгу, она проявляет себя как  мужественная женщина. Ведь только мужественный человек может решиться на такой страшный шаг. Своей смертью Катерина показывает всем обитателям "Темного царства", что она не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она  не хочет мириться, не хочет обменять свою живую душу на жалкое прозябанье. Катерина протестует против кабановских  понятий о нравственности. В этом и состоит глубокая трагедия Катерины, Но Кабанов только в  самом финале этой  страшной трагедии ощущает в себе что­то похожее на протест: "Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы."  Уход Катерины русским народом воспринимается, как гибель чего­то светлого и прекрасного. "А точно, ребяты, как  живая!." – говорит мужик, глядя на мертвую Катерину.  2.2   Философские раздумья в лирике В.А. Жуковского. (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося.)  Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики яв­ ляются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.  А) «Невыразимое». Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей воплощения ее в искусстве. Свои размышления Василий Андреевич подал в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравниться природа. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир  гармонию: «разновидное с единством согласила». Однако никто не способен понять, кто создал саму природу. Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Мужчина утверждает, что вдохновение  способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать все живое в «мертвых» твореньях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимым». Выразить его  нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научится слушать его сердцем. Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час – это попытка человеческого  сердца «прекрасное в полете удержать», то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно.  Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он неспособен полно передать чувства, которыми  наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по­своему. В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие  невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине. Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мертвое в живое передать?», «Все необъятное в единый вздох теснятся и лишь молчание понятно говорит». Б) «Море».  В этом стихотворении поэт рисует море в трех картинах: в спокойном состоянии, в бурю и после нее. В спокойной  морской глади отражается и лазурь неба и "облака золотые" и блеск звезд. В бурю же море бьется, вздымает волны. Не  сразу оно успокаивается и после нее, несмотря на внешнее спокойствие, в своей глубине, как говорит лирический герой,  оно скрывает смятение. Нетрудно заметить, что Жуковский не просто описывает морской пейзаж. Поэт говорит о чем­то  сокровенном, дорогом ему. Море представляется лирическому герою живым, мыслящим и чувствующим существом,  таящим в себе "глубокую тайну". Автор через описание природы показывает нам свои переживания. Настроение  лирического героя слито с настроением моря. Когда читаешь строки:      Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью,      Тревожною думой наполнено ты.      Понимаешь, что речь здесь идет не только о море, но и о чувствах лирического героя, пришедшего к берегу моря, чтобы  успокоить взволнованную душу.      Но вскоре спокойствие моря нарушается: какая­то высшая сила разрушает гармонию моря и неба, появляются темные  тучи. Море, разлучившееся с небом, становится тревожным, вздымает волны, начинает бороться. Возможно, такая же  борьба двух начал происходит и в душе автора. Свет побеждает тьму: тучи уходят, и мгла исчезает. Но буря не проходит  бесследно ­ море еще долго волнуется, вспоминая о ней. Так и память человека, пережив несчастье, не скоро забывает о  нем. Теперь перед лирическим героем представляется совсем другое море ­ обманчивое. Хотя с виду оно по­прежнему  спокойное и красивое, то на самом деле оно полно смятения и страха.      Есть предположение, что в основе этой элегии лежат конкретные биографические факты жизни Жуковского: любовь  поэта к Марии Протасовой, встретившая непреклонное сопротивление со стороны матери девушки. У Жуковского  получилось оригинальное, необыкновенной красоты произведение. Прочитав это стихотворение до конца, понимаешь, что  перед тобой действительно элегия ­ грустное, печальное произведение, прочитав которое, хочется о многом задуматься. 2.3  Что помешало счастью Лизы и Эраста? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)   Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» пропитана сентиментальными чувствами и переживаниями  молодой и невероятно красивой девушки крестьянского происхождения. Некогда ее семья была довольно зажиточная, но  после смерти отца семейства их с матерью существование стало очень трудным и бедным. Лиза изо всех сил старалась  заработать средства для выживания и часто не жалела ни себя, ни свою красоту, ни свою молодость. В Москве она продавала цветы. Однажды к Лизе подошел красивый и знатный молодой человек и предложил купить цветы за гораздо более высокую цену, аргументирую тем, что цветы сорванные такой красиво рукой и стоят дольше. Лиза из­за  природной скромности отказалась. Тогда молодой человек, а звали его Эраст, сказал, что будет каждый день покупать у нее цветы. В тот самый момент при их первой встречи, в душе Лизы появилось совершенно новое чувство, которое до  этого она никогда не испытывала. Удивительное волнение и глубокие раздумья поселились в ее души. Она несомненно  начала испытывать симпатию к Эрасту. И какого же было ее счастье, когда он вскоре лично посетил их дом, и сказал что  теперь будет каждый вечер навещать ее. Так началась недолгая, но невероятно трогательная и романтичная череда свиданий Лизы и Эраста. Они каждый вечер  были вместе под сенью зеленой листвы. Молодой человек восхищался природной красотой и невинностью девушки. Он  чувствовал, что в Лизе есть та чистота, искренность и непорочность, которую невозможно было встретить в избалованном  обществе дворян. Эрасту было ново и интересно проводить с девушкой время. Их отношения были невинны и высоки. Но однажды Лиза пришла на свидание с явной тревогой. Оказалось, что ее сватает сын зажиточного крестьянина и мать  собирается ее выдать замуж. Эраст также был поражен. Он сказал, что непременно заберет ее к себе и будет жить с ней до  конца дней. Ведь главное для него это невинная душа Лизы, и положение в обществе для него не важно. Так как девушка  была крестьянского происхождения, а Эраст был дворянином. В этот момент их непорочные отношения закончились. Оба  поддались соблазну и случилось то, что невозможно было изменить. В этот день Лиза плакала, когда прощалась с Эрастом. Ей было страшно от осознания содеянного. После этого их свидания не закончились, но в Эрасте произошли непоправимые перемены. Теперь Лиза уже не  представлялась ему чистой, невинной, непорочной девушкой. Этот ореол был безвозвратно разрушен. Молодой человек  чувствовал, что теперь его душа наполнена теми же порочными чувствами, от которых он изрядно устал в высшем  дворянском обществе. Лиза перестала быть ему интересна, она была уже «прочитанной книгой», и Эраст потерял к ней  интерес. На мой взгляд, именно потеря всякого интересна молодого человека к Лизе привела к грустному концу. Вскоре он сообщил девушке, что ему нужно отбыть в армию и на продолжительное время они должны расстаться. Лиза  очень сильно переживала, но верила, что он непременно вернется и все у них будет как прежде. Но этому не суждено было сбыться. По прошествии некоторого времени, девушка увидела Эраста рядом с его домом и тут же бросилась его  обнимать. Молодой человек немедленно отвел ее в дом, запер в своем кабинете и объяснил ситуацию, что планы резко  изменились и теперь он помолвлен с другой девушкой. Сердце Лизы было разбито, и она немедленно покинула поместье.  Не выдержав предательство любимого человека, она в тот же день наложила на себя руки. Так закончилась грустная, но  невероятно красивая история бедной Лизы. 2.4.   Над   какими   проблемами   задумываются   герои   современной   прозы?  (На   примере   одного   произведения   по выбору  учащегося.) В. Распутин. Повесть «Пожар». Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не  отстаивались бы морально­этические ценности.      Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.      Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена  перестройки.      Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а  кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным  раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер  правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.      Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все  перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно,  считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова!   Иван  Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята — архаровцы” перво­наперво хватают ящики с водкой.      Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является  разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.      Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома (именно с заглавной буквы): дом старухи Анны,  куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. У жителей  Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно  кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...”. Отсутствие Дома лишает людей  жизненной основы, добра, тепла.      Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “...нет ничего проще, как заблудиться в себе”.      Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой  своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.      Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя,  заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло — в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие  “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.      В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из  Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький  заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом... Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля. Молчит  земля. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?”. Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул  самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного  неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к  разрушению основ жизни народа. В этом и заключена для меня жестокая правда повести Валентина Распутина.

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 5 (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2019