Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 6 (9 класс, литература)
Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
08.01.2019
В данной публикации содержатся ответы на все задания 6 варианта по пособию Алексея Владимировича Фёдорова и Елены Андреевны Зининой "Литература: 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Материал поможет учащимся вспомнить изученное и быстро подготовиться к сдаче экзаменов.
Вариант 6.docx
Вариант 6
Часть 1
Вариант 1
1.1.1 Каким предстаёт высший свет в репликах Стародума?
Стародум нелицеприятно говорит о высшем свете. Он выступает против крепостничества. По его мнению, люди, имея
разные чины, звания, награды не способны быть искренними. Они даже не могут нормально почеловечески поговорить. Он
считает, что все придворные всегонавсего лжецы, которые могут пойти по головам для достижения своей цели. Честный
человек никогда в придворные не подастся. Также он говорит о том, что в высшем обществе люди в большинстве своем
мелочные и очень корыстные, а также безнравственные, несмотря на то, что получили хорошее образование.
1.1.2 Каковы особенности речи Стародума?
Речь Стародума — это прежде всего речь оратора. Он, по мысли Фонвизина, должен донести до читателя новые идеи,
растолковать их. Поэтому речь его образна, афористична. На примере речи Стародума Фонвизин впервые показал, что
старшее поколение образованных дворян говорило проще, чем молодое, его речь ближе к народноразговорной. Так,
Стародум употребляет слова: нонче, выжили, пособит, шататься в передней, давеча, богач, убраться (“уйти”), рублёв.
В первом диалоге Правдина и Стародума намечается даже некоторое противопоставление речевой манеры одного
способу изъясняться другого. Фразы Правдина, не только благородного, но и изысканно вежливого человека, довольно
резко отличаются от реплик Стародума с его обращениями на “ты”, привычкой перебивать речь собеседника. Кажется, что
вельможа екатерининской эпохи беседует с приближённым Петра I, благородство первого облекается в изысканные
формы, мудрость второго проста и безыскусна, совсем в стиле великого государя.
1.1.3 Сопоставьте фрагмент комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с диалогом Фамусова и Скалозуба из комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума». В чём противоположность характеров и убеждений героев приведённых сцен?
Стародум говорит о богатстве нравственном, мечтает о том, что чины будут даваться тем, кто их достоин. Герой
считает, что «честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Честность, добродетель, мужество вот
основные качества, которые признают Правдин и Стародум.
Скалозуб тоже военный, но убеждения у него совсем другие. В диалоге с Фамусовым прослеживаются пороки
фамусовского общества. Вопервых, циничный карьеризм. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном
продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,» говорит
он Фамусову. Скалозуба не волнует, что на поле боя гибнут его товарищи. Главное, чтобы это помогло ему добыть еще
несколько звездочек в петлицу. Вовторых, в фамусовском обществе процветает «кумовство». Сам Фамусов
придерживается принципа «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные,
а знакомые. Скалозуб и Фамусов презирают образованных людей и сами не желают развиваться.
Вариант 2
1.2.1 В чём смысл названия «Песенки о солдатских сапогах»?
В 1957 году была написана "Песенка о солдатских сапогах", после 2х летного осмысления всей страной Сталинских
репрессий и его культа ,перевернулось сознание целого поколения, разочарование в идеалах, целях. Окуджава пишет
песню, посвящая её войне, но не только ВОВ ,а войне власти, когда целые семьи пропадали из жизни, попав в поле зрения
НКВД. Смысл песни в том, что уходя на фронт, солдаты шли на гибель, свято веря в идеалы, а в тылу партработники,
сидевшие за спинами ушедших на фронт, творили беспредел. Оставшиеся в тылу, с тревогой смотрели "из под руки" на
таких опасных людей, а солдаты были на фронте, где тоже царил беспредел власти. "Уходит взвод в туман"неясность
будущего," а прошлое ясней"на фронте открывались многие невинные жертвы, целые штрафные батальоны невинно
оговорённых людей. Люди теряли мужество в борьбе со своими, возвращаясь домой, после фронта или лагерейони видели
"вороньё", которое ломало их жизни и заставляло предавать близких людей, по навету НКВД. Вот и получалосьвойна по
кругу, уходя на фронт, возвращались в дома, где поработало НКВД, многие не понимали, что происходит. "Воровство "
пропадали герои войны и не на войне, ломались судьбы людей. Смысл названия в том, что всё вернётся на круги своя,
нужно время для торжества справедливости, но для этого снова необходимо надевать сапоги и идти защищать свой дом,
поэтому и "затылки круглые" у тех, кого уводят на "новую войну." У людей украли веру в идеалы, которые оказались
ложными, в душе осталась пустота и непонимание.
1.2.2 Что остаётся недосказанным в «Песенке о солдатских сапогах»?
В этой " песенке" Булата Окуджавы ВСЕ недосказано. Что это за война, что за страна, кто с кем идет воевать. Слышишь
грохот барабана, топот солдатских ног на марше, видишь пыль от шагающих сапог. Будущее солдат недосказано, но дым
пушек легко угадывается в том тумане, куда уходит взвод. А настоящее быстро становится прошлым. Не говорится о
мужестве, с которым будет исполняться воинский долг. Это очевидно. Привычная мужская работа.
Остается не до конца раскрытой женская доля в военное время , как женщины выживают, чем им приходится
поступаться, чтобы сохранить дом и встретить своих мужчин. Это тоже остается "за кадром".
И о коротком мире, когда солдат может перевести дух, также не рассказывается. Еще воронье жиреет на полях былых
сражений, а новая война собирает и старых, и новых солдат. Недосказанность "Песенки о солдатских сапогах" придает ей особую глубину. А нам пищу для размышлений о войне и
мире.
1.2.3 Сопоставьте стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Песенка о солдатских сапогах» со стихотворением Н.А.
Некрасова «Внимая ужасам войны...». Какие темы, идеи и образы сближают оба стихотворения?
В обоих произведениях раскрывается военная тема, но авторы описывают не кровавые битвы, а закулисье сражений.
Сближают стихотворения образы женщин и солдат. В «Песенке о солдатских сапогах» рассказывается о нелёгкой доле
женщин, провожающих мужчин на войну. Женщины переживают за солдат, тревожатся за их будущее. В стихотворении
«Внимая ужасам войны...» лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких
слез больше не отыскать в мире.
Солдаты на войне исполняют свой долг. Авторы говорят о том, что сильных мужчин всегда поддерживают женщины.
Часть 2
2.1 Отражение ценностей Просвещения в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательнонравственной роли. Деятели искусства этого
времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.
Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый
живущий в этом мире.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных,
передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения
воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу
отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой),
у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в
золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что
такое долг и полезные добрые дела. Они “.не оставляют двора. двор им полезен”, “.чины нередко выпрашиваются”. Они
забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Но автор не оставляет надежды, что чтото может измениться. Правдив берет под опеку хозяйство Простаковой,
запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врг. ча к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам
заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры,
которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и
придворных — над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом жизненные “.правила, которым следовать должны.” настоящие дворяне:
1) “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
2) “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче
не делать того, за что б совесть угрызала”.
3) “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости
ума”.
4) “Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.
5) “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не
по деньгам, а в знати не по чинам”.
6)“Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел,
которые нахватал на себя из высокомерия. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в
сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”.
7)“Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим. Дворянин,
например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать,
есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство. погребено с их предками.
Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.
Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.
2.2 Отклик современной поэзии на «вечные темы». (На примере не менее двух стихотворений по выбору
учащегося.)
«Вечные» темы — это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и
нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К "вечным" относятся тема смерти,
тема любви, поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания.
А) Творчество Е.Евтушенко
Тема любви занимает одно из главных мест в творчестве Е. Евтушенко. В первых стихах о любви сказались и робость,
неуверенность в себе, и неясность чувства, заставляющего подозревать, что оно не настоящее («Ты большая в любви...»), и
искреннее, глубокое обожание, бережное отношение к любимой («Не понимать друг друга страшно»), и первая любовная
коллизия — переживание от «разобщенности близких душ» («Со мною вот что происходит...»).
С годами любовная тема приобретает более драматический характер. Лирический герой пытается вырваться из тисков
житейской драмы, укрыться от всех треволнений жизни на мосту, «навеки в небо врезанном», на мосту, суть которого всегда свята, на мосту, простертом надо временем, надо всем, что ложь и суета... Но мост остается мечтой. Жизнь
взваливает на плечи нелегкую но шу любви. Образ любимой усложняется («Ты начисто притворства лишена...»).
Одно из лучших творений любовной лирики Евтушенко — его «Заклинание». Достоинство и благородство, с которым
выражено чувство в этом стихотворении, удивительно органично сочетается с напевной мелодией стиха и кольцевой
композицией. Глубокое лирическое волнение все нарастает с каждой строкой, чтобы достичь кульминации в последнем
вздохе: «Молю тебя — в тишайшей тишине, или под дождь, шумящий в вышине, или под снег, мерцающий в окне, уже во
сне и все же не во сне — весенней ночью думай обо мне, и летней ночью думай обо мне, осенней ночью думай обо мне и
зимней ночью думай обо мне.»
б) Тема любви в песнях В. Высоцкого
Тема любви занимает важное место в творчестве Высоцкого. „Баллада о любви“ – это название песни, написанной в 1975
году, на примере которой мы можем показать, как Высоцкий воспринимал чувство любви. Баллада состоит из шести
шестистиший и трех четверостиший. В ней поэт рассказывает о том, что такое любовь, рассказывает о людях, которые
готовы ради любви на все, потому что, познав любовь, человек готов на любые самопожертвования ради сохранения этого
чувства.
В первом стихе автор затрагивает библейскую историю – всемирный потоп. Этим он хочет обратить внимание на то, что
любовь рядом с нами уже несколько тысяч лет. В его стихах она „родилась“ после потопа, который явился Божественным
возмездием за нравственное падение человечества. Как будто она родилась в „новом“ мире. Автор одушевляет любовь,
рассказывая о ней как о человеке. Значимость любви подчеркивает и написанием слова с заглавной буквы:
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась Любовь.
Любовь – невидимая вещь, ее руками не потрогать, и человек не знает, что это такое, пока сам не переживет это чувство
и понастоящему не полюбит. С помощью преувеличения Высоцкий передает, что она витает в воздухе, она есть всегда:
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было – сорок сороков...
Любовь приходит сама, ее невозможно призвать, какимто образом выпросить. Она приходит нежданно. Люди
воспринимают ее через ощущения, часто подсознательно:
И чудаки – еще такие есть –
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, –
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же – неровного – дыханья.
В четвертой строфе автор стилизует любовь как страну, которая управляет жестко. Показывает, что „правление“ любви не
только красивое, нежное, чувственное, но и строгое, бескомпромиссное. Говорит также о теневой стороне любви, она не
только одаряет, но много требует взамен:
И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви – великая страна!
И с рыцарей своих – для испытаний –
Все строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна...
Высоцкий пишет о людях, которых уже любовь охватила, поглотила. Как будто бы они стали заколдованными, делают все
для того, чтобы „угодить“ любви. Когда человек влюбляется, внезапно вся его жизнь меняется. И человек не хочет
расставаться с теми, кого любит, но любовь – это сложные испытания. И только подлинная любовь выдерживает их все. Но
люди готовы ради этого прекрасного чувства подвергаться разным испытаниям. Волшебная невидимая нить является
какойто связью, или непосредственно любовью, которая привязала их друг к другу и к их взаимному чувству.
Тема любви — одна из вечных тем в искусстве и в литературе. Эта тема, изменяясь и усложняясь с каждой новой
исторической эпохой, прошла через века, и будет существовать вечно в прозе и поэзии, музыке и живописи, до сих пор,
покуда человек умеет и может любить.
2.3 Почему дружба Онегина с Ленским привела к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений
Онегин».)
Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни». Здесь дана полная картина России 20
х годов (нравов, уклада, культуры). Пушкин в этом своем произведении осуществил ведущую цель – показать молодого
человека 1020х годов 19 века таким, каким его сформировала эпоха: человеком с «преждевременной старостью души».
Главный герой романа – Евгений Онегин, человек, неспособный принести пользу Отечеству, не умеющий любить, не
знающий цену дружбе.
Тема дружбы и силы мнения света раскрывается в отношениях Онегина и Ленского, которые заканчиваются трагически:
гибелью Ленского на дуэли. Онегин и Ленский – люли разного духовного склада. Онегин – холодный, спокойный,
рассудительный, пресытившийся любовью. Ленский же – поэт, восторженный романтик. У него есть муза – Ольга Ларина. Оба героя молоды, поэтому они находят общие темы для разговоров. Друзья размышляют об «общественном договоре»
Руссо, о науке, о нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин
подчеркивает сложную взаимосвязь героя и общества, которое его сформировало. Случайная ссора (Онегин вызвал
ревность в Ленском на вечере у Лариных) – только повод для дуэли. Мне кажется, что причина ее, причина гибели
Ленского гораздо глубже: Ленский с его наивным, романтическим взглядом на мир не может выдержать столкновения с
жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали, которая говорит, что от дуэли
отказаться позорно.
Таким образом, в ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять – сила «общественного
мненья». Носитель этой силы – Зарецкий. Все в нем противоестественно, античеловечно. Честь, долг, патриотизм – это
ему недоступно. Он может «весело поспорить, остро и тупо отвечать, порой расчетливо смолчать, порой расчетливо
повздорить» – все эти умения подлые и гнусные, но они ценятся тем обществом, в котором живет Онегин. Он не избегает
Зарецкого: «Не уважая сердца в нем… он с удовольствием, бывало, встречался с ним…».
Онегин не может поехать к Ленскому, объясниться. Он боится злых шуток, сплетней. Такому поведению героя Пушкин
дает свое объяснение:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
«Наедине со своей душой» Онегин понимает, что дуэль – это ошибка. Но, чтобы остаться наедине со своей совестью и
поступить так, как она велит, нужно мужество, которого нет у Евгения. Его судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с
их низкой моралью, выступить против корой Онегин не умеет.
И вот вчерашние друзья встречаются за мельницей. Для секунданта Ленского, Зарецкого, все происходящее нормально,
обычно. Для самого Ленского – все происходящее окутано в романтическую ткань. Для юного поэта это игра, которая
окончилась трагически – Ленский убит. Онегин же получил суровый, страшный, хотя и необходимый урок, который
послужит серьезным толчком для перерождения героя.
2.4 Какие характерные черты присущи героям прозы В.М. Шукшина? (На примере одногодвух произведений по
выбору учащегося.)
Одним из авторов, которые проповедовали в своих произведениях доброту и отзывчивость, был Василий Макарович
Шукшин. Это был человек с разносторонним талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его творений идут душевная
теплота, искренность, любовь к людям. Однажды Шукшин сказал: «Каждый настоящий писатель, конечно, психолог, но
сам больной». Вот этойто болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь проникнуты рассказы Шукшина.
Рассказы «Чудик» и «Срезал» входят в сборник «Беседы при ясной луне». Само название сборника говорит о некоей
дружеской беседе о жизни, любви, природе. Рассказы Шукшина написаны простым разговорным языком, который передает
особенности речи персонажей. В своих произведениях Шукшин продолжает традиции русской классической литературы:
Толстого, Гоголя, Горького. Его герои из народа, простые люди, но в них есть какаято изюминка.
Так Шукшин показывает нам новый тип героя. Это «чудик» (в сборнике даже есть рассказ с таким названием). Эти чудики
похожи на героев Горького, но они ближе нам, потому что жили не так давно. Чудики Шукшина это люди, которые
создают «праздник души», живут просто, естественно, не делая другим зла. Окружающие воспринимают их как
ненормальных, потому что они могут выкинуть какойнибудь фокус. Таковы герои рассказов «Чудик», «Микроскоп»,
«Срезал». Но их стремление сделать «людям как лучше» постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность,
даже враждебность. Я думаю, что это происходит потому, что каждый посвоему понимает, «как лучше». Им вот кажется,
что так будет лучше, а другим людям нет. Вот поэтому «чудиков» так и зовут. Таково, например, столкновение в
рассказе «Чудик» главного героя с женой брата Зоей Ивановной, за чтото невзлюбившей Чудика. А ведь он просто
добрый и веселый человек. Шукшин хочет нам показать, что люди равнодушны друг к другу, они чужие друг к другу,
черствы и не хотят помочь. Те же, кто пытается объединить людей, становятся «чудиками», почти сумасшедшими.
Но «чудики» могут быть не только добрыми. Например, главный герой рассказа «Срезал» Глеб Капустин. Он недобрый,
потому что ему всегда хочется унизить другого человека, особенно приезжего, показать, что тот дурак и т. д. Рассказ
начинается с того, что Константин Иванович городской интеллигент приезжает в деревню. Он образованный человек, и
это не нравится мужикам. Они зовут Глеба, потому что он среди них слывет самым ученым. Глеб же заранее хочет
«срезать» городского гостя, то есть победить в их споре. Здесь Шукшин показывает, с одной стороны, надменность
городского гостя, который считает, что приехал в глухую деревню, а с другой злобу деревенского мужика, который
хочет доказать, что он «тоже коечто микитит». Обычная сначала беседа о последних достижениях науки превращается в
выяснение отношений. Шукшин не вмешивается в происходящее. Он как будто бы один из слушателей спора он просто
передает его содержание нам. Но он смотрит на Глеба с грустной улыбкой, ведь эта злоба разрушает его самого.
В этом рассказе Шукшин показывает очень давнее противостояние интеллигенции и народа. Даже сейчас, когда есть
телевизоры, компьютеры, оно сохранилось. Шукшин любит своего героя, он, вообще, любит всех своих героев, потому что
они такие же простые люди, как и он. Но это не мешает ему указывать на их недостатки, показывать, что они делают что
то неправильно: мужики сами начинают обрывать Глеба, они уже и не рады, что завязался этот спор. В конце рассказа у
всех остается какоето неприятное впечатление от спора Глеба и Константина Ивановича. Ведь Глеба Капустина жалко.
Вся цель его жизни «срезать» проезжающих людей, то есть оправдать свое прозябание в этой деревне, доказать им, что он
живет не напрасно. Хотя, как мне кажется, он доказывает это себе самому. Ведь он и злится потому, что его жизнь
напрасная, проходит вхолостую, что он не сделал ничего хорошего или стоящего. Такие мысли характерны для многих
героев прозы Шукшина. В.М. Шукшин писал свои произведения в годы застоя, и он очень остро чувствовал настроения людей того времени. Он
показал, как они пытаются вырваться из тусклой и привычной жизни, как они борются с обыденностью и ненужностью
жизни. Мне нравятся герои Шукшина, потому что в них есть природная сила, необычность, жажда яркой жизни. Рассказы
этого прекрасного писателя до сих пор не утратили своего значения.
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 6 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 6 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 6 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 6 (9 класс, литература)
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019. Вариант 6 (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.