Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)
Оценка 4.7

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
русская литература
9 кл
12.03.2019
Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)
Эта работа содержит подборку ответов на вопросы 9 варианта по пособию А.В. Фёдорова и Е.А. Зининой "Литература: 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену". Материал поможет учащимся быстро подготовиться к сдаче экзамена, повторить и систематизировать изученный ранее сведения.
Вариант 9.docx
Вариант 9 Часть 1 Вариант 1 1.1.1  Как в приведённом фрагменте поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» раскрывается  трагизм и героика Великой Отечественной войны?  В этой главе показана беспощадная правда об изнурительных боях за “населенный пункт Борки”, небольшую лесную  деревеньку. Василий Тёркин всегда может подбодрить своих товарищей хорошей шуткой, поговоркой или репликой. Он  находит в себе душевные силы противопоставить страху и ежеминутному ожиданию смерти чувство юмора, которое  соседствует в поэме с трагическим пафосом войны. Комическое и трагическое уравновешивают друг друга, благодаря  чему поэма «Василий Тёркин» представляет собой правдивое изображение Отечественной войны. Немудрёные, но весёлые шутки Василия Тёркина удачно соответствуют характеру главного героя, времени и месту их произнесения. 1.1.2 Какие черты характера Тёркина проявляются в приведённом фрагменте поэмы А.Т.  Твардовского? (фрагмент главы «Бой в болоте») В этом фрагменте было рассказано о ожесточенных боях, но при этом Василий Теркин не падал духом, чего и не желал  своим товарищам, поэтому в любую свободную минутку пытался их подбодрить веселой шуткой. Он, казалось, не боялся  смерти. Даже в самые страшные моменты он все еще продолжал шутить  и смеяться, будто ничего и вовсе не происходит.   1.1.3 Сопоставьте фрагмент поэмы А.Т. Твардовского со стихотворением М.Ю, Лермонтова  «Бородино». В чём близость решения темы Великой Отечественной войны в произведениях  обоих поэтов?  Война – сложное и страшное время в жизни любой  страны,  темой обоих произведений является исторический подвиг  русского народа. Поэты говорят о родине и о готовности солдат  защищать ее, готовности отдать жизнь, чтобы отечество и люди в нем были свободны. Лирические герои ­ простые солдаты, люди из народа, что нашло отражение в лексике  произведений.  Манера повествования  делает читателя соучастником изображаемых событий.  Проблемы, поднимаемые  писателями  в этих  произведениях, также помогают раскрыть военную тематику: отношение к смерти, умение постоять за  себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты  жизни.  1 Вариант 2 1.2.1 С кем полемизирует лирический герой В.С. Высоцкого в стихотворении «О фатальных  датах...»? Кажется очевидным, что в данном тексте автор спорит с персонажем. Вроде бы с самого начала ясен и предмет спора:  является (мнение героя) или нет (так считает поэт) трагичность судьбы метой, а степень трагичности – мерой  поэтического таланта.  "Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт." О ком здесь речь? О поэтах? Ничуть. Любой человек, чья жизнь кончилась трагически, является истинным поэтом, – вот  смысл строки. Абсурд? Конечно. Персонаж сразу несет чушь, бессмысленна первая же его реплика. Так автор дает понять: на эту тему спора быть не может, ибо абсурдна сама тема.  Трагичность жизненных обстоятельств не имеет никакой связи  с наличием/отсутствием или мерой таланта. Самому поэту не о чем тут говорить, но персонажу, считающему по­другому,  он дает высказываться сколько угодно. Так начинается диалог поэта и персонажа­обывателя: герой говорит об одном, не  замечая, что автор спорит с ним совсем о другом. Очень важно понять, что герой упорно держится за даты и цифры не по  глупости, а потому, что не может охватить многообразие, сложность жизни, множественность образующих ее связей,  взаимодействий. В точных, постоянных цифрах и датах он пытается найти опору. Этот герой неблизок, конечно, автору, но нельзя – Высоцкий, его текст не позволяют – глядеть на него как на антагониста автора.  1.2.2 Какими приёмами создаётся особая эмоциональная экспрессия в стихотворении В.С.  Высоцкого?  Стихотворение Высоцкого насыщено соединениями непримиримых элементов, и оксюморон, переходящий в парадокс, –  одна из основных фигур его поэтики. Молва твердит: истинные поэты всегда кончали жизнь трагически. Но расхожий тезис не процитирован, а переиначен Высоцким, и это имеет ключевое значение в развитии текста. Далее. “Красивый ряд выстраивается” – явная ирония по  отношению к персонажу. Но, перечисляя рано и в срок ушедших поэтов, герой всего лишь констатирует факт, в данном  случае не давая повода к иронии. Несмотря на разногласия, автор и персонаж антогонистами не являются. Вслушаемся хотя бы в интонации, какими  награждает персонажа поэт, – где здесь издевка, где сарказм? Ирония – есть, но абсолютно все герои песен и стихов  Высоцкого отмечены авторской иронией (в разной степени и различной в оттенках).  (Литературные термины  Оксюморон ­ до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий;  остроумное сопоставление противоречивых понятий,  сочетание слов с противоположным значением (то есть  сочетание несочетаемого). Парад ксоо не имеет логического объяснения. Антогонист ­ в художественном произведении: персонаж, противодействующий главному герою на пути к достижению его целей. )  — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но  1.2.3 Сопоставьте стихотворение В.С. Высоцкого  «О фатальных датах...» со стихотворением   В.Я Брюсова «Поэту». Что сближает и что различает оба произведения в решении  традиционной темы поэта и поэзии?  Тема поэта и поэзии является традиционной, она рассматривалась многими поэтами, в том числе В.С. Высоцким и В.Я.  Брюсовым. Оба произведения сближает то, что авторы считают  высокую миссию поэта трудной, но почётной. Настоящие  мастера искусства отдают любимому делу всю душу, преодолевая при этом немало жизненных трудностей, также гонения  власти. Настоящая поэзия должна содержать призыв к честности, беспристрастности.  Различие в том, стихотворение Высоцкого построено в форме спора между автором и   лирическим героем, а  стихотворение Брюсова является  монологом ­ наставлением для будущих поэтов. Высоцкий относится к своему  персонажу с иронией, представляя лирическому герою право высказывать свою точку зрения.  В стихотворении Брюсова ирония полностью отсутствует, автор торжественно  говорит о своих поучениях, как о заветах,  подразумевая, что для настоящего Поэта они столь же священны и нерушимы, как заветы Библии для ревностного  христианина. 2 Часть 2 2.1 В чём заключается жизнеутверждающая сила поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»? Твардовский показывает в своей поэме простого человека на фронте. Человек этот весельчак и балагур, какие часто  попадаются в любых коллективах. Его привлекательность в том, что любые трудности он переносит с юмором,  подбадривая и занимая других. Это свидетельства очень стойкой души, сильной воли и мужественности. Шутки Василия немудреные, главное в них это  постоянное присутствие духа. Он начисто лишен позы. Солдат все воспринимает просто – вот идет война, и много горя, но нужно воевать, защищать Родину. Василий Теркин лишен эгоизма: « На войне себя забудь, помни честь, однако». Он не  упивается свое бедой, ведь война коснулась каждого человека без исключения. Боец знает свой долг и честно выполняет  его. Василий Теркин хочет стать героем, но не из честолюбия. Он хочет прославить родной край, Смоленщину, чтоб не  было ей сиротливо. Ощущая себя сыном своей земли, Теркин считает своим долгом быть сыном отважным, героическим. Василий не гоняется за славой, за наградами, хотя в шутку говорит, что неплохо было бы прийти в сельсовет на гулянку с  медалью. Героизм Теркина в его твердости, надежности, чувстве долга, любви к Родине. Василий Теркин жалеет людей, ему хочется всем оказать помощь. Эта любовь к людям, к сослуживцам делает его образ прекрасным. Ведь от любви к людям Теркин делается чище и  возвышенней, чем любой высокодуховный человек искусства. Твардовский в лице такого вот неказистого, обычного парня показывает все неожиданное величие нашей земли. Страна, в  которой родятся и вырастают такие прекраснодушные люди, воистину велика. Враг жестоко разочаровался: за невзрачной  внешностью скрывалась огромная духовная мощь, запас неистощимых сил. Василий Теркин, простой и необразованный человек – свет нашей Родины, все лучшее, что есть в ней. Доброта, любовь,  мужество, терпение, стойкость, все это делает нас и нашу землю могущественными. Завет поэта будущим поколениям, его  пожелание – подражайте Василию Теркину, будьте такими как он! 2.2 Какие традиции классической поэзии  находят  воплощение в стихотворениях В.С.  Высоцкого?  (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося.) Очень разнообразная на первый взгляд по тематике и стилистике поэзия В.С.Высоцкого обладает в то же время глубинной  внутренней цельностью, и в этом в первую очередь просматривается пушкинское начало. Б.Окуджава отмечал, что  Пушкин сказал в своих произведениях практически обо всех сферах жизни как во времени, пространстве, так и в системе  человеческих взаимоотношений, но в конечном счёте всё, о чём писал поэт, вскрывало суть двух самых вечных  человеческих устремлений – к любви и свободе. Творец и толпа. Стихотворение «Памятник» Судьба Творца, Пророка в его противостоянии толпе, власти или просто овеществлённому злу тревожит и лирического  героя Высоцкого. Герой отлакированного «Памятника» Высоцкого, подобно пушкинскому Командору из «Каменного  гостя», чудесным образом оживает, чтобы восстановить справедливость: …И шарахнулись толпы в проулки, Когда вырвал я ногу со стоном И осыпались камни с меня. И лишь теперь к людям возвращается его подлинный, хриплый, неправильный голос. Растерянность минутна, свобода  вечна. И как бы ни «прибивали к пьедесталу Ахиллес», как бы ни «расправляли косую неровную сажень», как бы ни  «стёсывали» с посмертной маски «азиатские скулы», как бы ни лишали поэта зубов и хрипоты, ­ всё равно рано или поздно «после смерти» в памятнике проступят живые черты, как «острые скулы из металла». А значит, заслуженное право  «глаголом жечь сердца людей» не отнимет никто и никогда. Пушкинская мысль реализуется в «Памятнике», как, впрочем, и в других стихах Высоцкого, в абсолютно своеобразной  поэтической интонации, на языке беспредельно­яростных метафор. Герой Высоцкого не размышляет, подобно  пушкинскому, о том, чем он заслужил память народную. Более того: сюжет и композиция «Памятника» Высоцкого тоже  не имеют ничего общего со стихотворениями Г.Р.Державина и А.С.Пушкина; поэт ХХ века метафорически материализует  идею памяти, доводя гиперболу предшественников («выше пирамид» у Державина и «выше… Александрийского столпа» ­ у Пушкина) до гротеска: Не стряхнуть мне гранитного мяса И не вытащить из постамента Ахиллесову эту пяту. Если взять стилистику, звуковой ряд, то в стихотворении Высоцкого тоже мало общего с творениями прошлого. Одним  словом, многие компоненты поэтической формы разнятся. Но при этом главный поэтический компонент – поэтическая  боль, дух внутренней свободы и независимости от толпы – остаётся тот самый, пушкинский, и он, этот дух, получает  трагическое отражение в поэтической судьбе другого века. 3 Эхо пушкинского «Эха» Мотив пушкинского «Эха» звучит в интерпретации Высоцкого в стихотворении «Расстрел горного эха». Как и у Пушкина, эхо символизирует голос поэта, отзывающегося на раны и боли окружающего мира. Этот голос оказывает духовную  поддержку словом правды. Но итог стихотворений разный. У Пушкина эхо остаётся жить, хоть ему и «нет отзыва». У  Высоцкого «эхо связали, и в рот ему всунули кляп», а затем «топтали» и, наконец, «к утру расстреляли». Лишь онемевшее  горное пространство отозвалось на гибель эха: «…И брызнули слёзы, как камни из раненых скал…» Поэт ХХ века знает и  испытывает на себе продолжение трагедии; его уже не просто притесняют, преследуют, его лишают слова, его  уничтожают. И вновь, по аналогии с «Памятником», образ эха, идеально­воздушный у Пушкина, теперь обретает материю,  плоть благодаря глубокому метафоризму. Эхо теперь – живое существо, овеществлённая душа. Трагедия воображаемая  воплощается в жестокой реальности современности, не теряя от этого оттенка всегдашности происходящего. Чёрный человек Поэтическая позиция лирического героя Высоцкого сказывается и в другом заимствовании (теперь уже – из Пушкина и  Есенина) – образе «чёрного человека» («Мой чёрный человек в костюме сером…»).  Художник и власть В стихотворении «Прошла пора вступлений и прелюдий…»Высоцкий развивает ещё один вечный поэтический мотив –  мотив противостояния художника и власти.  Комическое и трагическое В.С.Высоцкий унаследовал от А.С.Пушкина и юмористико­сатирические умения. Острое слово, злободневность,  парадоксальность метафор, близкое соседство комического и трагического – вот неполный перечень того, что характерно  для художественных миров поэтов двух разных веков. В трагикомическом аспекте, в традиции пушкинских эпиграмм и сатирических зарисовок лирических отступлений «Евгения Онегина», написано Высоцким ещё одно стихотворение,  раскрывающее смысл поэтической судьбы, ­ «О фатальных датах и цифрах». Поэт причудливо соединяет философские  рассуждения о времени, о судьбах поэтов с ироническим отношением к себе и своим собратьям по перу: С меня при цифре 37 в момент слетает хмель. Вот и сейчас – как холодом подуло: Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль И Маяковский лёг виском на дуло. Это о великих предшественниках. А вот – о себе и сегодняшних: Дуэль не состоялась или перенесена, А в 33 распяли, но ­ не сильно, А в 37 не кровь, ­ да что там кровь! – и седина Испачкала виски не так обильно. А дальше – метафоризм усиливается, приобретая свойственные Высоцкому просторечно­гротесковые формы.  Излюбленный поэтический приём действует безотказно и бьёт «в десятку»: известный разговорный фразеологизм «душа в  пятки ушла» разворачивается в трагикомическую метафору: Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа! Терпенье, психопаты и кликуши! Поэты ходят пятками по лезвию ножа – И режут в кровь свои босые души! Как всегда у Высоцкого – образ на пределе натянутых нервов и языковых возможностей. Благополучно «проскочившие»  все рубежи смерти нынешние поэты смешны, жалки и обнаженно уязвимы одновременно. Но вслед за этим – полная  реабилитация поэта за его пророческую жертвенность: «…но счастлив он висеть на острие, зарезанный за то, что был  опасен!» Вновь вспоминается пушкинский «Пророк». Последняя строфа стихотворения Высоцкого окончательно  разбивает первоначальную иронию, завершая полемику с «приверженцами фатальных дат и цифр»: Да, правда, шея длинная – приманка для петли, А грудь – мишень для стрел, ­ но не спешите: Ушедшие не датами бессмертье обрели – Так что живых не слишком торопите! 4 Предсмертные стихи Высоцкого столь же полны яростного утверждения своего права на человеческую свободу и  поэтическую правду. Но в них ещё более усиливается трагизм романтического противостояния, парадоксальность  обретает новое выражение. Народ ответил Высоцкому, как и Пушкину, любовью и памятью, наверное, не только за  актуальность и злободневность его поэтического слова, но и за глубину понимания народной жизни, силу испытанных  чувств и мощь поэтического языка. 2.3 Каким предстаёт Швабрин в ситуации нравственного выбора? (По роману А.С. Пушкина  «Капитанская дочка».) В своей исторической повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкин создает целую галерею образов, отличающихся  честностью, благородством, верностью гражданскому и общественному долгу. Совсем другими качествами запомнился  нам Алексей Швабрин ­ главный отрицательный герой повести, подлый и бесчестный человек, способный на измену и  предательство. Впервые мы знакомимся со Швабриным в Белогорской крепости, куда он был переведен на службу за "смертоубийство".  Перед нами "молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым".  Швабрин "очень не глуп", и его разговор всегда "остер и занимателен". Однако шутки и замечания его циничны,  язвительны и часто беспочвенны, как замечает вскоре Петр Гринев ­ главный герой повести. Когда­то Швабрин был влюблен в Машу Миронову ­ дочь коменданта крепости, но на свое предложение получил отказ.  Благосклонность, с которой Марья Ивановна встречает теперь первые несмелые знаки внимания со стороны Гринева,  вызывает в Швабрине злобу и бешенство. Он всячески пытается очернить имя девушки и ее семьи, в результате чего  молодой Гринев вызывает Швабрина на дуэль. И здесь Швабрин ведет себя недостойно офицера: бесчестным ударом он  коварно ранит отвлекшегося на зов слуги противника. Рана Гринева не принесла Швабрину облегчения, ведь во время ухаживания за больным крепнут и чувства к нему Маши. Однако тихая и размеренная жизнь обитателей крепости разрушена приходом отрядов мятежников под  предводительством Пугачева. Больше всего на свете Швабрин боится за собственную жизнь, поэтому он без колебаний  признает "самозванца" царем, переодевается в казацкую одежду, остригается. Ему неведомы чувство долга и собственного достоинства, ради личной выгоды он готов на все, поэтому­то и унижается перед Пугачевым, стараясь угодить ему.  "Проворен, нечего сказать!" ­ говорит о нем попадья. Пугачев, не успев узнать этого человека, уезжает из крепости, оставив его за старшего. Гринев тоже вынужден уехать, и Швабрин провожает его "с выражением искренней злобы и  притворной насмешливости", ведь после своего предательства ему очень хотелось, чтобы Гринев был наказан Пугачевым  за верность императрице и долгу дворянина. Однако, оставшись в крепости, Швабрин не прекращает своих гнусных злодеяний. Маша Миронова, беззащитная девушка,  осталась в его власти, и он посадил ее под замок на хлеб и воду, пытаясь принудить к замужеству. Грубые домогательства  Швабрина отнюдь не говорят о его любви к дочери убитого коменданта. Напротив, своими действиями он таким образом  старается досадить и отомстить своему врагу ­ Петру Гриневу, который в это время изыскивал способы освободить  любимую девушку из жестокого плена. Когда Гринев под защитой Пугачева приехал в крепость, Швабрин от  непереносимого страха за свою жизнь падает перед "царем" на колени, позабыв о гордости и чувстве собственного  достоинства. Омерзение вызывает у Гринева вид "дворянина, валяющегося в ногах беглого казака". Когда Петр уезжал,  увозя Марью Ивановну из крепости, лицо Швабрина "изображало мрачную злобу". Даже сейчас, уничтоженный  собственной подлостью и бессовестными поступками, Швабрин не теряет надежды отомстить Гриневу. После подавления восстания Швабрин попадает в руки императорского суда. Произошедшие за это время события очень  изменили его внешность: "Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели;  длинная борода была всклокочена". Его вид вызывает неприязнь, однако сил Швабрина хватает на совершение последней,  самой неожиданной подлости. Он дает лживые показания, обвиняя Гринева в измене и шпионаже. Швабрину уже нечего  терять, ведь он давно утратил остатки совести и человеческого достоинства. Страшно встретиться в жизни с человеком, подобным Швабрину, ­ коварным, жестоким, беспринципным. Однако победа  Гринева обернулась поражением Швабрина, который так боялся потерять свою бесценную жизнь, что не сумел понять, что на самом деле он изначально ­ мертвый человек. 2.4 Обличение социальных пороков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 5 Поэма «Мертвые души», написанная в годы разгула николаевской реакции, поразила всю Россию. В «Мертвых душах»  дана широкая социальная панорама первых десятилетий прошлого века. Читая «Мертвые души», мы сначала смеемся.  Однако смех скоро уступает место раздумьям, становится горько и больно за Россию. Комическое в поэме лишь более  ярко оттеняет общую трагическую картину русской действительности. Центральное место в произведении отведено  образам помещиков и чиновников. Неприглядные портреты сменяются другими, еще более неприглядными, ужасающие  картины быта провинциальной России следуют одна за другой. Гоголь описывает в «Мертвых душах» не какие­то редко  встречающиеся уголки России. Он показывает типичные картины самой обычной жизни помещиков, чиновников на  обширных пространствах страны. Мертвящее впечатление производят эти картины. Города в запустении, в них царствует  произвол чиновников­взяточников и пошлая обывательщина. Между городами разбросаны нищие деревни, похожие издали на «кучи старых дворов». Среди деревень стоят дворянские усадьбы, где паразитически живут и властвуют маниловы,  коробочки, плюшкины, собакевичи и им подобные. Они давно утеряли человеческий облик и не живут, а коптят небо —  ленивые, грубые, без мыслей и без чувств, страдающие разве что от обжорства плодами чужого труда.  Паразитизм, корыстолюбие, духовное убожество свойственны не только помещикам, но и другим слоям так называемого  «образованного» общества. В среде городских чиновников, показанной Гоголем в «Мертвых душах», процветает  угодничество перед высшим по чину, взяточничество, мелкие обывательские интересы, сплетни. Правители города не  обременяют себя заботами о городском благоустройстве, но очень ревностно занимаются своим обогащением. Тот же  полицмейстер — неисправимый взяточник, который чувствует себя в лавках местных купцов полным хозяином. С иронией отзывается Гоголь и об уровне образованности городских чиновников, подчеркивая, что некоторые из них совсем ничего  не читают. Под стать мужской части городского общества были и дамы, основным занятием которых были виртуозные  сплетни да мечтания о чинах и богатстве.  Образы крестьян и положение народа описаны скупо. Но и то немногое, что показывает Гоголь, говорит о пагубном  влиянии крепостного права, делающего крестьян темными и забитыми. Так по кирпичикам складывается ужасающая  картина жизни помещичьей России.  Поэма Гоголя стала разоблачением не отдельных пороков и недостатков, а всего общественного строя — лживого,  основанного на угнетении и бесчестности; пронзительным обвинением всего существующего жизненного уклада России в  середине 19 века.

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)

Материалы для подготовки ОГЭ по литературе 2019 (вариант 9) (9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019