Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.
Оценка 4.9

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Оценка 4.9
Конкурсы
docx
русский язык +1
Взрослым
10.04.2018
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.
Публикация является частью публикации:
Олимпиада Русский язык.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Русская гимназия» (МАОУ «Русская гимназия») Муниципальнöй асшöрлуна  велöдан учреждение «Роч гимназия» МАТЕРИАЛЫ для проведения олимпиады  по русскому языку на школьном уровне Составитель: Учитель начальных классов Черных Н. Н. Сыктывкар 2016 Пояснительная записка. Проведение   предметных   олимпиад   в   начальной   школе   имеет   своей целью отбор детей проявляющих себя при изучении математики и русского языка. Обосновано это было в самом начале работы тем, что среди учащихся 3­4­х   классов   города   Сыктывкара   проводится   городской   тур   предметных олимпиад по русскому языку, математике и окружающему миру. Детей на городскую   олимпиаду   надо   готовить   с   целью:   правильно   воспринимать задания   нестандартного   характера   повышенной   трудности   и   преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.  Так  как в школьном туре предметных олимпиад участвуют  все дети начальных классов, обучающиеся в гимназии, то и набор заданий рассчитан на всех   детей.  Сначала   олимпиада  проводится  в  каждом  классе.  В школьном туре принимают участие победители из каждого класса параллели.  По  результатам  проведения  школьного  тура  олимпиады  по  русскому языку, математике и окружающему миру в 3­ 4 классах формируются группы для подготовки к участию в городском туре предметных олимпиад. После проведения   школьного   тура   для   учащихся   3­4­х   классов,   формируются группы детей, с которыми во втором полугодии учебного года проводится внеклассная работа по предмету на заданиях повышенной трудности. Занятия проводятся во внеурочное время. Группы для занятий формируются из детей разных классов.  Для учащихся 1­х классов олимпиадные задания по русскому языку   и   математике   проводятся   в   мае.   Цель   проведения   предметных олимпиад для первоклассников: проверка умения ориентироваться в заданиях и осознанности процесса чтения.  Проведение предметных олимпиад в начальных классах гимназии дают возможность всем обучающимся в начальных классах попробовать свои силы в   выполнении   заданий   повышенной   трудности;   повышается   интерес   к выполнению   нестандартных   заданий   на   уроках;   дети,   проявившие   себя   в начальных классах по русскому языку, математике и окружающему миру при переходе   в   среднее   звено   гимназии,   остаются   под   наблюдением   учителей математики, русского языка биологии и географии (это не всегда отличники в общепринятом понимании). Олимпиада по русскому языку 1 класс Выполнил_   __________________________________________________  учени___               1   класса   _____ 1. Переставь буквы так, чтобы получилось слово. Подчеркни лишнее слово. О, В, С, А_______________________  С, Т, А, И ______________________   Т, К, А, У ______________________  Р, Т, Т, О ______________________  2. Зачеркни лишний слог, чтобы получились слова. Напиши слова. СОРОЛОВЕЙ ________________________                                    ВОРОКАБЕЙ ________________________  ЛИВОРОНА ________________________ 3. Разгадай ребусы __________________                                                 _____________________ ___________________  4. Раздели предложение на слова черточками. Напиши готовое предложение. МИЛАКОРМИТКОШКУМУРКУМОЛОКОМ 5. Найди в квадрате слова, которые начинаются с буквы З, раскрась их разными цветами. в н з а л и а з о н т и к в у з р и е ы у п и к м у с к к м о л ы а н м а в о н с з 6. Из данной группы слов составь и запиши предложение по схеме. Толя,  моряки,  и,  Петя,  к,  плывут,  земле. 7. Добавь к слову один или два слога, чтобы получилось новое слово: КАР… ВЕС… БУК… 8. Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слово: БАРАН,  РАНА,  БАНТИК  ______________________  9. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые. ГНОМ,   ТИГР,   СНЕГ,   ДОМ,   ГУСИ,   ГРИБ,   РЫБА,   ДЯТЕЛ,   ДУБ,   ГОРОД, ОСИНА. Ответы на задания I тура 1. Сова, аист, утка, торт. (2 балла за каждое слово, 1 балл за правильно найденное слово) 2. Соловей, воробей, ворона. (За каждое правильное слово – 2 балла) 3. Ворон, ворота, рука. (За каждое правильное слово – 3 балла) 4. Мила кормит кошку Мурку молоком. (За правильное разделение каждого слова – по 1  баллу, за правильное написание каждого сова еще по 1 баллу) 5. Звук, зонтик, зима, звон. (По 1 баллу за каждое правильно составленное слово) 6. Моряки Толя и Петя плывут к земле. (2 балла) 7. За правильное написание каждого слова по 1 баллу. 8. Барабан (2 балла) 9. Гном,  тигр,  снег,  дом,  гуси,  гриб,  рыба,  дятел,  дуб,город,  осина. (За правильное  подчеркивание каждого слова по 1 баллу) Максимальный балл –50 баллов. 1 место – 49­50 баллов 2 место – 47­48 баллов 3 место – 45­46 баллов Школьный тур олимпиады по русскому языку 2 класс  Фамилия, имя ________________________________________________ Класс______________ 1.Сколько букв в русском алфавите? Подчеркни. Задания (А)  26;  (Б)  30;  (В)  32;  (Г)  33;  (Д)  43. 2. Запиши слова в алфавитном порядке, поставь ударение. Ворота, повторим, оттепель, алфавит, документ, гусеница, заморозки. 3. Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает. Семь, поздно, яма, сеешь, поют. 4. Подбери к данным словам, слова близкие по значению.  Учитель­____________________. Ученик­_____________________. Машина­____________________. 5. Найдите в каждой строчке лишнее слово и подчеркните его.  Желток, железо, желтый; Берег, огород, обед, играем;  Я, лыжи, мы, он; Часовщик, часть, час.  6. Посмотрите внимательно на следующие слова. Попытайтесь к каждому из  них прибавить по одной букве слева так. Чтобы получилось новое слово: РОТ________________                                   ЕЛЬ_______________ ВАЛ________________                                  ЛЕНЬ______________ ТОМ________________                                  РОВ _______________ ТЁС_________________                                 КОЛ _______________ ЛЁН_________________                                ИГРЫ_______________ 7. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?  водит;  пашешь;  верит;  велит;   смех. 8. Поменяйте местами буквы в словах так, чтобы получились названия  животных. Ларподе, гитр, еарзб, ольс, нлос. 9. Вместо точек, запиши названия животных, подходящих по смыслу.  Голоден, как…………………. Упрям, как…………………… Болтлив, как………………………. Надут, как………………………… Труслив, как………………… 10)  Какие из приведённых слов являются однокоренными со словом вода:            1)  водить, 2)  водяной, 3)  завод, 4)  водичка, 5)  водный? Подчеркни выбранный ответ.       (А)  2, 4, 5;  (Б)  3, 4;  (В)  1, 4; (Г)  2, 4;  (Д) все. Формулировка верных ответов Количество баллов Ключ к ответам: №  задани я 1 2 Г)  33 Алфавит, ворота, гусеница, документ,  заморозки, оттепель, повторим 3 4 5 6 7 8 9 Сеешь Педагог, школьник, автомобиль Железо, играем, лыжи, часть        Грот, овал, атом, утёс, клён, гель (мель),  олень, кров, укол, тигры Пашешь Леопард, тигр, зебра, лось, слон     Волк, осёл, сорока, индюк, заяц 10 (А)  2, 4, 5 Победитель – 1 место (39­40 баллов) Призёры – 2 место (37­38 баллов)                    3 место (35­36 баллов) 1 балл 1 балл за каждое слово,  поставленное на своё  место и правильно  обозначено ударение (макс. 7 баллов) 1 балл 1 балл за каждое верное слово 4 балла 1 балл за каждое верное слово  (макс. 10 баллов) 1 балл 1 балл за каждое слово 1 балл за каждое верное слово 1 балл за каждое верное слово Максимальное  количество баллов ­40 Школьный тур олимпиады по русскому языку 3 класс  Фамилия, имя ________________________________________________ Класс______________ Задания. 1. Подчеркни слова, которые от изменения ударения меняют свой смысл:          Атлас, свёкла, щавель, цемент, трусить, премировать,  ирис. 2. Образуй и запиши слова, добавляя к слову звуки, характеристики которых  приведены. Запиши ответы. 1) РА + парный звонкий согласный + ударный гласный + парный глухой твердый  согласный + безударный гласный =  _____________________________________________ 2) РА + парный глухой твердый согласный = ______________________________ 3. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским: 1) Обсуждать надо часто – решать однажды. _______________________________________________________________________ _______ 2) Кто слишком спешит – позже справляется с делом.          _____________________________________________________________________________ 3) Трудно схватить двух угрей двумя руками.          _____________________________________________________________________________ 4. Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни  правильные ответы.   Розы, нога, маки, яма.            Дуб, сон, мел, мель. А. Слова разделены по количеству букв. Б.Слова разделены по количеству звуков. В. Слова разделены по количеству слогов. Г. Слова распределены по родам.    5.  Ваня и Зина играли в  «Слова» (наподобие игры в «Города», но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился: автобус — суббота — атом — моток — ... — колос — соль. Какое слово стояло на месте многоточия? а) кошелёк; б) колобок; в) котелок; г) котёнок; д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит.     6.    Путём перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово – имя  существительное. Должны быть использованы все буквы. 1. 2. 3. Охра + под = Кит + рана = Ров + поза =   7.  В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь  его лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания. Синий, голубенький, синева, синенький _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________    8. Прочитай басню Л.Н. Толстого  «Муравей и голубка».          Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не  потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.  Муравей сел на ветку и спасся.   Потом охотник расставил сеть на голубку и  хотел захлопнуть. Муравей подполз к  охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и  улетела. Подчеркни высказывание, которое отражает главную мысль текста. 1) Охотник расставил сеть на голубку. 2) Если ты помогаешь другим,  то и тебя выручат в трудную минуту. 3) Волна захлестнула муравья. 4) Голубка вспорхнула и улетела.    9. Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место  обитания. Запиши загадку и отгадку. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________    10. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в  правой, соедини линией. Работать не покладая рук. Воды в рот набрать. Душа в душу. Ворон считать. Держать ухо востро. Сидеть сложа руки. Лясы точить. Как кошка с собакой.   11. В какой последовательности нужно расставить предложения из сказки  Г.Х.Андерсена            « Стойкий оловянный солдатик», чтобы получился текст. А. Она тоже была вырезана из картона. Б. Должно быть, она была танцовщицей. В.  На его пороге стояла хозяйка. Г. Лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Д. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки. а) Б ,А,  Д, Г, В.                                                  в) Г, В, А, Д, Б. б) Д, Б, А, В, Г.                                                   г) Д, А, Г, Б, В. Ключ к ответам: №  задания 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Формулировка правильного ответа Количество баллов атлас, трусить, ирис Работа, рак Семь раз отмерь­ один отрежь.    Поспешишь, людей насмешишь.    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Слова разделены по количеству звуков,  слова разделены по количеству  слогов. в) котелок Пароход, картина, паровоз Варианты: голубенький лишнее,  потому что не  однокоренное,               синева лишнее, потому что это имя существительное. 3 балла, если нет ошибок;  минус 1 балл за каждую  ошибку (макс. 3 балла) по 1 баллу за верный  ответ. За каждое правильное  предложение 1 балл (макс. 3 балла) По 1 баллу за каждый  вариант. За каждый  неверный признак минус 1  балл ( 0­1­2 балла). 3 балла За каждое слово 5 баллов   (макс.  15 баллов) За найденное слово 1 балл, за объяснение 1 балл      (макс. 4 балла) 2)Если ты помогаешь другим,  то и тебя выручат в  трудную минуту. 2 балла только за верный  выбор (0 или 2 балла) Описаны все заданные признаки ( внешний вид, повадки,  место обитания) и соответствуют загаданной  птице. Форма  изложения соответствует загадке ( связная речь, предмет не  назван). Держать ухо востро – ворон считать     Сидеть сложа руки  ­ Не покладая рук.     Лясы точить   ­ Воды в рот набрать    Как кошка с собакой   ­ Душа в душу в) Г, В, А, Д, Б. Максимальное количество баллов 0 или 5 баллов. По 1 баллу за каждую  пару (макс. 4 балла) 2 балла верный ответ 0 баллов –др. варианты. 45 баллов ПОБЕДИТЕЛЬ – 1 МЕСТО  ( 45­43 балла) ПРИЗЁРЫ – 2 место (40­42 балла);  3 место (37­39 баллов) Школьный тур олимпиады по русскому языку 4 класс  Фамилия, имя ________________________________________________ Класс______________ 1. Прочитай слова и запиши их: Задания.      [ ИСПРАФ']                 [ПАТСКАСКА]                    [С'ЭДОЙ]              [ЙУПКА]      __________                ______________              _____________           ______________ 2. Подбери фразеологические толкования (сочетания) к следующим  высказываниям и соедините их линиями: ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ, УСПОКОИТЬСЯ                                                     ЯБЛОКУ НЕГДЕ  УПАСТЬ    ОЧЕНЬ ТЕСНО                                                                                             ЛОМАТЬ ГОЛОВУ ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ                                                                             ВЗЯТЬ СЕБЯ В  РУКИ УСИЛЕННО ДУМАТЬ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ                      ЗАРУБИТЬ НА  НОСУ 3. Сколько твердых и сколько мягких согласных звуков обозначены буквой Л в  стихотворении: Ливень льёт! Ливень льёт! Пляшут капли в лужице. Плот плывёт! Плот плывёт! Плот по луже кружится. 4. Употреби числительные «два» и «двое» с существительными : подруга, министр, петух, курица, сани, щипцы, огурцы, сутки, утки,  брюки, руки. Две подруги,  __________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ________________________________ 5. Допиши слова. Черн  ____  тушь,  укрепляющ _____ шампунь, сер_____ мышь,   блестящ _____ пианино,  больн _____ мозоль, спел ____ яблоко,   высок _____ тополь,              накрахмален ______ скатерть, заказн  ____ бандероль, почтов _____ штемпель. 6. Как называют жителей разных стран? Заполни пропуски по образцу: Япония – японец, Франция ­ _________________________, Россия ­  _______________, Украина ­ ________________________,   Узбекистан ­  ___________________________, Чехия ­ __________________________, Дания ­  ________________________________. 7. Раскрой скобки и запиши словосочетания по образцу: 2 (друг) – два друга, второй друг 3 (люди) ­  _________________________________________________________________ 5 (метла) ­  ________________________________________________________________ 7 (носок) ­  _________________________________________________________________ 10 (килограмм) ­  ____________________________________________________________ 6 (кочерга) ­  _______________________________________________________________ 11 ( помидор) ­  _____________________________________________________________ 8. Запиши верную последовательность букв для образования текста из  предложений: А. По его улицам быстро мчатся поезда. Б. В Москве под землей есть целый город. В. Все восхищаются красотой подземных дворцов. Г.Среди них много иностранных туристов. Д.Они перевозят миллионы пассажиров. __________________________________________________________________ _____ 9. Прочитай текст . Мои знакомые за обедом ставят на стол деревянное блюдо с хлебом. Блюдо старое – ему целый век. По краю блюдо печатными буквами  вырезано: « Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Надпись как крохотная  история. История о том, что сначала люди пекли ржаной хлеб, а уже  намного позднее начали выпекать пшеничные калачи. Отметь, в чем заключается главная мысль текста: 1) В том, что у знакомых автора есть необыкновенное блюдо. 2) В том, что через пословицу люди передают другим добрые, мудрые мысли. 3) В объяснении значения надписи на старом блюде. 10.  К  каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом  употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.:                                   Хвост                                                                 Нервы ________                                                    __________                                             Холод                                                                 Трубы                                   Перстень                                                           жизнь  _________                                              ____________                                  Характер                                                          конфета. Ключ к ответам: №   задания 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Формулировка правильного ответа Количество набранных баллов ИСПРАВЬ, ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА Взять себя в руки – овладеть собой, успокоиться.  Очень тесно –яблоку негде упасть. Хорошо запомнить – зарубить на носу. Усиленно думать…. – ломать голову. Твердых согласных [Л]­ 7, мягких [Л'] – 6. два министра, два петуха, две курицы, двое саней, двое  щипцов, два огурца, двое суток, две утки, двое брюк, две  руки. ая тушь, ий шампунь, ая мышь, ее пианино, ая мозоль, ое  яблоко, ий тополь, ая скатерть, ая бандероль, ый  штемпель ФРАНЦУЗ, РОССИЯНИН, УКРАИНЕЦ, УЗБЕК,  ЧЕХ,  ДАТЧАНИН       Три человека, третий человек, Пять метел, пятая метла, Семь носков, седьмой носок, Десять килограммов, десятый килограмм             Шесть кочерег, шестая кочерга, Одиннадцать помидоров, одиннадцатый помидор Б, А, Д, Г, В 3­й вариант 2 балла за каждое слово 2 балла за каждую правильно  составленную пару По 3 балла (макс. 6 баллов) 2 балла ­10 слов верно,  1 балл­ 7­9 слов верно,  0 б. – др.варианты 2 балла ­все верно,  1 балл­ 7­9 слов верно,  0 б. – др.варианты по1 баллу (макс. 6 баллов) По 1 баллу за каждое  словосочетание (макс. 12).  За каждую орфографическую  ошибку минус 1 балл. 2 балла 2 балла Собачий, стальные ( железный), золотой, сладкая По 1 баллу за каждую пару Максимально – 60 баллов ПОБЕДИТЕЛЬ – 1 МЕСТО  ( 56­60 БАЛЛОВ) ПРИЗЁРЫ – 2 место (50­55 баллов);  3 место (45­49 баллов)

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018