Школьный тур олимпиады по русскому языку 3 класс
Фамилия, имя ________________________________________________
Класс______________
Задания.
1. Подчеркни слова, которые от изменения ударения меняют свой смысл:
Атлас, свёкла, щавель, цемент, трусить, премировать, ирис.
2. Образуй и запиши слова, добавляя к слову звуки, характеристики которых приведены.
Запиши ответы.
1) РА + парный звонкий согласный + ударный гласный + парный глухой твердый согласный +
безударный гласный = _____________________________________________
2) РА + парный глухой твердый согласный = ______________________________
3. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:
1) Обсуждать надо часто – решать однажды.
______________________________________________________________________________
2) Кто слишком спешит – позже справляется с делом.
_________________________________________________________________________________
3) Трудно схватить двух угрей двумя руками.
_________________________________________________________________________________
4. Определи, по какому признаку слова поделены на две группы. Подчерни правильные
ответы.
Розы, нога, маки, яма. Дуб, сон, мел, мель.
А. Слова разделены по количеству букв.
Б.Слова разделены по количеству звуков.
В. Слова разделены по количеству слогов.
Г. Слова распределены по родам.
5. Ваня и Зина играли в «Слова» (наподобие игры в «Города», но по более сложным
правилам). Вот какой ряд слов у них получился:
автобус — суббота — атом — моток — ... — колос — соль.
Какое слово стояло на месте многоточия?
а) кошелёк; б) колобок; в) котелок; г) котёнок;
д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит.
6. Путём перестановки букв в каждой паре слов составьте третье слово – имя
существительное. Должны быть использованы все буквы.
1.
2.
Охра + под =
Кит + рана = 3.
Ров + поза =
7. В данной группе слов найди лишнее. Запиши его и объясни, почему ты считаешь его
лишним. Найди несколько вариантов выполнения этого задания.
Синий, голубенький, синева, синенький
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
8. Прочитай басню Л.Н. Толстого «Муравей и голубка».
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.
Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку
и спасся.
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и
укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Подчеркни высказывание, которое отражает главную мысль текста.
1) Охотник расставил сеть на голубку.
2) Если ты помогаешь другим, то и тебя выручат в трудную минуту.
3) Волна захлестнула муравья.
4) Голубка вспорхнула и улетела.
9. Сочини загадку о птице. Не называя её, опиши внешний вид, повадки, место обитания.
Запиши загадку и отгадку.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
10. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой,
соедини линией.
Держать ухо востро.
Сидеть сложа руки.
Лясы точить.
Как кошка с собакой.
11. В какой последовательности нужно расставить предложения из сказки Г.Х.Андерсена
« Стойкий оловянный солдатик», чтобы получился текст.
А. Она тоже была вырезана из картона.
Б. Должно быть, она была танцовщицей.
В. На его пороге стояла хозяйка.
Г. Лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец.
Д. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки.
а) Б ,А, Д, Г, В. в) Г, В, А, Д, Б.
Работать не покладая рук.
Воды в рот набрать.
Душа в душу.
Ворон считать. б) Д, Б, А, В, Г. г) Д, А, Г, Б, В.
Ключ к ответам:
№
задани
я
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Формулировка правильного ответа
Количество баллов
атлас, трусить, ирис
Работа, рак
Семь раз отмерь один отрежь.
Поспешишь, людей насмешишь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Слова разделены по количеству звуков,
слова разделены по количеству слогов.
в) котелок
Пароход, картина, паровоз
Варианты: голубенький лишнее, потому что не однокоренное,
синева лишнее, потому что это имя существительное.
2)Если ты помогаешь другим, то и тебя выручат в
трудную минуту.
Описаны все заданные признаки ( внешний вид, повадки, место
обитания) и соответствуют загаданной птице. Форма
изложения соответствует загадке ( связная речь, предмет не
назван).
Держать ухо востро – ворон считать
Сидеть сложа руки Не покладая рук.
Лясы точить Воды в рот набрать
Как кошка с собакой Душа в душу
в) Г, В, А, Д, Б.
Максимальное количество баллов
3 балла, если нет ошибок;
минус 1 балл за каждую
ошибку (макс. 3 балла)
по 1 баллу за верный
ответ.
За каждое правильное
предложение 1 балл
(макс. 3 балла)
По 1 баллу за каждый
вариант. За каждый
неверный признак минус 1
балл ( 012 балла).
3 балла
За каждое слово 5 баллов
(макс. 15 баллов)
За найденное слово 1
балл, за объяснение 1
балл (макс. 4 балла)
2 балла только за верный
выбор (0 или 2 балла)
0 или 5 баллов.
По 1 баллу за каждую
пару (макс. 4 балла)
2 балла верный ответ
0 баллов –др. варианты.
45 баллов
ПОБЕДИТЕЛЬ – 1 МЕСТО ( 4543 балла)
ПРИЗЁРЫ – 2 место (4042 балла); 3 место (3739 баллов)
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.