Материалы для проведения урока « Их воскресила любовь…» (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Оценка 4.7

Материалы для проведения урока « Их воскресила любовь…» (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
русская литература
10 кл
18.04.2019
Материалы для проведения урока « Их воскресила  любовь…»  (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Материалы для проведения урока « Их воскресила любовь…» (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Цель: Выявить роль эпилога в понимании общего идейного замысла романа; Задачи: - Познакомиться с содержанием эпилога; -Проанализировать ряд эпизодов и проследить за тем, как в сознании героя происходит опровержение теории индивидуалистического бунта; -Выявить авторскую и литературоведческую позиции к теории Раскольникова и выразить свое отношение к ней; Прогнозируемые результаты: -развитие навыков анализа художественного произведения; -развитие навыков устной монологической речи, умения высказывать собственную точку зрения и аргументировать ее; -формирование твердых нравственных устоев.
Достоевский. ОТКРЫТЫЙ УРОК.doc
Министерство образования и науки Хабаровского края. Краевое государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение  «комсомольский –на –Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В.Орехова»». «Их воскресила любовь.»  (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание») ( Методическая разработка  урока литературы). Преподаватель: Белинская С.А. г. Комсомольск – на – Амуре, 2018 Тема урока:  « Их воскресила  любовь…» (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Цель:  Выявить роль эпилога в понимании общего идейного замысла романа; Задачи: ­ Познакомиться с содержанием эпилога; ­Проанализировать ряд эпизодов и проследить за тем, как в сознании  героя происходит опровержение теории индивидуалистического бунта; ­Выявить авторскую и литературоведческую позиции к теории  Раскольникова и выразить свое отношение к ней; Прогнозируемые результаты: ­развитие навыков анализа художественного произведения; ­развитие навыков устной монологической речи, умения высказывать  собственную точку зрения и аргументировать ее; ­формирование твердых нравственных устоев. Оборудование:  Текст романа; Мультимедийное сопровождение. Ход урока: 1.Вступительное слово преподавателя: сообщение темы и задач урока  (СЛАЙДЫ 1,2) 2. Актуализация.  Вспомним художественные особенности романов Достоевского. (СЛАЙД 3) Буквенное письмо. Запишите только те буквы, которые отражают  художественное своеобразие романа.  Сложите из этих букв слово, лексическое значение которого «Высказывание,  требующее ответа»   (одна и та же буква при необходимости может быть  использована несколько раз). Какое слово у нас получилось? (ВОПРОС). Те, кто справился с этим  заданием, может поставить себе плюс. Действительно, романы Достоевского ставят перед читателем много вопросов .Один из них задает нам и современный литературовед А.Чичерин.  (СЛАЙДЫ 4,5) 3. Основная часть. Анализ эпилога. В поисках ответа на этот вопрос обратимся к эпилогу романа.   Под влиянием Сони Раскольников делает явку с повинной. Покаяние  совершилось, но возымело ли оно действие? Глава 1. «Суд». Учитывая чистосердечное признание героя, хорошую характеристику, данную ему квартирной хозяйкой, а так же Разумихиным, принимая во внимание тот  факт, что Раскольников не воспользовался награбленным (а, значит, в момент  совершения преступления находился в состоянии, близком к  помешательству), суд вынес достаточно милостивый приговор ­8 лет  каторжных работ. Как же ведет себя Раскольников? (СЛАЙД6) Выберите слова, указывающие на психологическое состояние героя во время  суда. (СЛАЙД 7) О чем говорят  наши наблюдения? Раскаялся ли герой в своем  преступлении? (Нет, его по – прежнему волнует ответ на вопрос : «Тварь ли я дрожащая, или  право имею?») И вот герой уже полтора года на каторге. Может быть, сейчас к нему  пришло раскаяние? Мы видим Раскольникова глазами Сони. Давайте послушаем ее (рассказ от 1  лица) Задание для обучающихся: Зафиксируйте те слова и выражения,  которые помогают понять внутреннее состояние героя. Изменилось ли что – либо?  Раскаялся ли герой? (СЛАЙД 8) (Нет. Его волнует только то, что ему не хватило сил пройти свой путь до  конца). Этими вопросами Раскольников доводит себя до болезненного раздвоения  сознания. Перед нами как бы два «Я» Раскольникова. Одно – больное,  цепляющееся за свою теорию, другое – «Я» начинающего выздоравливать  человека. (СЛАЙД 9) Давайте послушаем эти два «Я» и решим, какое же из них сильнее в  герое. (Учащиеся слушают двух обучающихся и делают вывод, что больное «Я» пока еще сильнее). Как же складываются взаимоотношения Раскольникова и других  каторжан? Соня писала в письме, что они не любят друг друга.  Почему? (Читаем текст и заполняем таблицу) (Слайды 10, 11) Раскольников не понимает каторжан, недаром Достоевский говорит : «Он и  Они были разных наций» А как складываются взаимоотношения каторжан с Соней? Они любят ее, хотя всем известно, что она приехала сюда за Раскольниковым. Почему? Потому что она открыла им путь к спасению – очищение через страдание. И  не зря же она рядом с Раскольниковым, значит, и для него должно наступить  утро нового дня. И оно наступает, но окончательному выздоровлению героя  предшествует болезнь и сон. Что же снится Раскольникову? (Слайд 12) Выразительное чтение отрывка преподавателем. Итак, сон ­  это гиперболизованная теория Раскольникова, и именно этот сон  помог герою осознать всю нелепость и чудовищность искусственного  разделения людей на два сорта. Для героя начинается утро нового дня. (СЛАЙД 13). Выразительное чтение отрывка обучающимся. Почему пробуждение Раскольникова происходит утром? А почему это утро весеннего дня? Самостоятельная работа. Сравнительный анализ эпизодов. (СЛАЙД 14) И вот именно в этот момент, когда Раскольников пробуждается к новой  жизни, рядом с ним оказывается Соня. (СЛАЙД 15) Выразительное чтение отрывка преподавателем. (СЛАЙД 16). Возвращаемся к вопросу, сформулированному в самом начале  урока.  Как бы вы ответили на этот вопрос? Это тема домашней работы, а чтобы  подготовиться к ней, давайте скажем комплименты теме сегодняшнего  урока. (СЛАЙД 17)

Материалы для проведения урока « Их воскресила любовь…» (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Материалы для проведения урока « Их воскресила  любовь…»  (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Материалы для проведения урока « Их воскресила любовь…» (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Материалы для проведения урока « Их воскресила  любовь…»  (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Материалы для проведения урока « Их воскресила любовь…» (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Материалы для проведения урока « Их воскресила  любовь…»  (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Материалы для проведения урока « Их воскресила любовь…» (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Материалы для проведения урока « Их воскресила  любовь…»  (Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.