Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»
Оценка 4.7

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Оценка 4.7
Научные работы
docx
биология +2
6 кл—9 кл
31.05.2019
Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества . Структура и содержание образования для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет специфические особенности, а характер усвоения учебного материала данной категорией обучающихся несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников.
опыт.docx
Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно­научного цикла»                                                                                                               Белова Т.А. – учитель химии,   ГБОУ «Белгородская коррекционная                 общеобразовательная школа­интернат                                                                                                              №23» Даниленко Н.В. – учитель географии,  ГБОУ «Белгородская коррекционная  общеобразовательная школа­интернат  №23»                                                          Пухова И.Б. – учитель биологии,  ГБОУ «Белгородская коррекционная  общеобразовательная школа­интернат №23» Белгород 2018 1 Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна Содержание 1. Пояснительная записка  ..……………………………………………2 2. Методы, применяемые при обучении детей с ОВЗ ………………. 3 3. Обучение детей с ОВЗ различных категорий ……… ……………..4 3.1. Обучение детей с нарушением слуха ……………………………..4 3.2. Обучение детей с нарушением зрения ……………………… . ….6 3.3. Обучение детей с нарушением интеллекта (умственно                      отсталые  дети – УО) ……………………………………………….7 3.4. Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) ........8      3.5. Обучение детей с нарушением опорно­двигательного                       аппарата (НОДА) ………………………………………………. .....9 4.Заключение …………………………………………………………….9   1.Пояснительная записка                   «Всякая познавательная деятельность,                                        всякий мыслительный процесс, взятый в своей                         реальной конкретности, совершается                                           одновременно на разных уровнях многопланово». С.Л. Рубинштейн Обучение   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   –   одна   из актуальных проблем современного российского общества [2]. Структура   и   содержание   образования   для   детей   с  ограниченными возможностями   здоровья  имеет   специфические   особенности,   а   характер усвоения   учебного   материала   данной   категорией   обучающихся   несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Для таких   детей   необходимо   изменить   способ   информации   с   целью   более успешного освоения общеобразовательной программы [9]. В процессе обучения учителю следует: ­ использовать четкие указания; ­ поэтапно разъяснять задания; ­ учить последовательно выполнять задания; ­ повторять инструкции к выполнению задания; ­ демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная   задача). При оценивании результатов ­ акцентировать внимание на хороших оценках; ­ разрешать переделать задание, с которым ребенок не справился; ­ проводить оценку переделанных работ;  ­ использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и  затраченными усилиями. 2 Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна В организации учебного процесса необходимо: ­ использовать вербальные поощрения; ­ свести к минимуму наказания за невыполнение правил;   ­ составлять планы, учитывающие навыки и умения школьника; ­ предоставлять обучающемуся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства; ­ разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст ребенку понять, что его поведение является недопустимым на данный момент. При обучении  школьников с ограниченными возможностями здоровья, одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются «ущербными» по сравнению с другими. Но, тем не менее,   они нуждаются в особенном индивидуальном подходе [8]. 2.  Методы, применяемые при обучении детей с ОВЗ Для   обучающихся   с  ограниченными   возможностями   здоровья  наиболее приемлемые следующие методы обучения:  словесные,  наглядные,  практические,  методы контроля. Словесные   методы   обучения   (рассказ,   беседа,   объяснение   и   т.д.)   имеют наибольшую   специфику   в   процессе   обучения   детей   с  ограниченными возможностями здоровья. Особенности речевого развития таких обучающихся требуют   соблюдения   некоторых   условий   при   использовании   словесных методов: сопровождение устного высказывания  или повествования учителя письменным, схематическим или визуальным сопровождением, привлечение внимания к теме урока новым словам и определениям с помощью игровых приемов.   Это   необходимо   для   формирования   основ   элементарных   знаний, расширения лексического запаса, что помогает правильно употреблять новые слова в связной речи. Наглядные   методы   предполагают   использование   пособий   (натуральных объектов, плакатов, моделей, таблиц, схем, муляжей и т.д.), демонстрацию опытов,   приборов,   видеофрагментов,   презентаций   и   т.д.,     обеспечивающих полисенсорную   основу   восприятия   учебной   информации.   Использование наглядных методов предусматривает обязательное речевое сопровождение.  Практические методы обучения (лабораторные и практические работы, игры) также   широко   используются   в   процессе   обучения   во   время   урока   и   во внеклассной работе. Это расширяет возможности познания действительности, формирует предметные и универсальные компетенции.   При проведении лабораторных и практических работ учитель демонстрирует способы   и   приемы   наблюдения,   обследовании   объектов,   различные технологические приемы. Учит работать по инструкции, строго соблюдая все 3 Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна этапы, анализировать и проговаривать все действия .      Методы контроля разнообразны: устный, письменный, самоконтроль.   Цель устного   контроля   –   выявление   знаний   обучающегося,   который   должен ответить на конкретный вопрос. При фронтальном опросе предоставляется возможность всему классу принять участие     в закреплении или повторении пройденного   материала.   Письменный   контроль   используется   для   проверки индивидуальных знаний ребенка. Проводится в виде теста или контрольной работы[6].   3.Обучение детей с ограниченными возможностями  здоровья различных категорий В   специальной   педагогике   выделяют   8   категорий   лиц   с   ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе обучаются дети 5 категорий: 1. С нарушениями слуха (глухие, слабослышащие). 2. С нарушениями зрения (слепые, слабовидящие). 3. С нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети). 4. С задержкой психического развития (ЗПР). 5. С нарушениями опорно­двигательного аппарата (ДЦП)[3]. 3.1. Обучение детей с нарушением слуха Дети с нарушением слуха различаются между собой по степени (по тяжести) нарушения   (тугоухость,   выраженная   в  той   или   иной   степени,   глухота),   по характеру  нарушения,  по  времени, когда произошло  нарушение (до  начала формирования речи или, когда речь уже была сформирована). Кроме того, дети этой категории могут иметь дополнительные нарушения. Выделяют   три   основные   категории   детей   с   нарушением   слуха:   глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие. Глухие дети имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем возрасте – до овладения речью. Они не воспринимают речь разговорной громкости и без специального коррекционного обучения, устная речь у них не развивается. Использование слухового аппарата или кохлеарного имплантата  является обязательным условием их речевого развития.   У слабослышащих детей отмечено нарушение слуха разных степеней (легкое, умеренное, значительное и тяжелое), т.е. ограничены возможности восприятия речи от незначительных трудностей и понимания шепотной речи до полной неразборчивости   речи   разговорной   громкости.   Они   могут   самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью.   Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух вследствие какой­либо болезни или травмы после того, как они уже овладели речью, т.е. в двух­трехлетнем или более позднем возрасте. Потеря слуха бывает разной – тотальной, близкой к глухоте или к той, что наблюдается у слабослышащих. 4 Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна Устную   речь   дети   с   нарушением   слуха   воспринимают   тремя   способами   – слухо­зрительным,   слуховым,   зрительным.   Наиболее   полноценный   слухо­ зрительный способ, когда ребенок видит губы и лицо говорящего и «слышит» его с помощью слухового аппарата или кохлеарного имплантата. Нарушение слуха неизбежно приводит к различным особенностям. Наиболее значимыми для организации учебного процесса являются: ­ сниженный объем внимания, его недостаточная неустойчивость; ­ низкий темп переключения и затруднения в его распределении; ­ преобладание образной памяти над словесной, механического запоминания над осмыслением; ­преобладание наглядных форм мышления; ­ зависимость развития словесно­логического мышления от степени развития речи; ­ наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, порой завышенная самооценка и агрессия.    Создание   речевой   среды   является   важнейшим   условием   организации учебного   процесса   обучающихся   с   нарушениями   слуха.   Изучение естественных   наук   способствует   развитию   речи   и   словесно   ­   речевого мышления, адаптации в социуме[7]. При изучении биологии и географии, обучающиеся постоянно нуждаются в специальной   опоре   на   чувственный   опыт,   на   наглядно­практическую деятельность.   На   уроках   предусматривается   большая   повторяемость материала и опосредованный подход от конкретных наглядных обобщений к все более отвлеченным.       На   уроках   химии   словарный   запас   значительно   расширяется,   поскольку обучающиеся   знакомятся   с   разными   веществами,   их   свойствами, применением,   узнают   закономерности   взаимосвязей   между   собой,   изучают химические   законы   и   понятия.   Обучение   химии   направлено   на   то,   чтобы помочь   обучающимся   с   нарушениями   слуха   разобраться   в   объёме   всех наблюдений, переосмыслить их, поднять эти представления на новый уровень, сделать более совершенным процесс наблюдений и применять его, как одно из сильных   средств   развития   мышления   и   речи.   Важную   роль   в   процессе обучения   химии   имеет   химический   эксперимент.   При   подготовке   к практическим работам     отрабатывается словарь по теме.   Учитель готовит инструкционные   карты   с   чёткими   формулировками   действий,   объясняет объём работы и последовательность её выполнения.   Составляются вопросы по описанию действий. По окончании работы обязательно проводится беседа о проделанном и увиденном, выясняется непонятное с         использованием опорных слов и фраз (взяли, насыпали, налили, смешали, нагрели, наблюдали и т.д.). Итоговая беседа позволяет   обучающемуся с нарушением слуха лучше осознать   характер   и   назначение   выполняемых   работ.   Затем   составляется 5 Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна письменный отчёт о выполненной работе (записывают уравнения реакций с описанием их признаков и особенностей проведения, зарисовывают установки проведения опытов и схемы) [6].   3.2. Обучение детей с нарушениями зрения Среди детей с нарушением зрения выделяют две группы – слепые     (незрячие) и слабовидящие. При характеристике этой категории большое значение имеет время, когда произошла утрата или нарушение зрительного анализатора.   Чем   раньше   возник   зрительный   дефект,   тем   более   ярко выражены   вторичные   отклонения,   психологические   особенности   и своеобразие психофизического развития.   Обучение общеобразовательным предметам школьников с нарушением зрения ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.   В   качестве   наглядного   пособия   при   обучении   биологии   чаще   всего   используется   рельефная   схема   или   рисунок,   которые   представляет   собой упрощенное изображение какого­либо предмета, в нем представлена форма в виде четкого контурного очертания в двухмерном пространстве.   Содержит самые существенные и основные признаки, характеризующие предмет, и дает возможность   школьникам   формировать   правильное   представление   о топографических и пространственных связях и отношениях наиболее важных частей предмета. По величине и форме схема или рисунок   небольших разме­ ров, что позволит школьнику при помощи осязания вычленять существенные признаки   и   объединять   их   в   целое.   Такими   признаками   могут   служить размеры растений, расположение листьев на стебле и т.д.  В отношении наглядности география занимает особенное положение в кругу других познающих конкретный мир наук: громадное большинство объектов, с которыми слепой ребенок имеет дело, он наблюдать не может и никогда не будет в состоянии это сделать.    На моделях по географии, представляющих собой уменьшенное изображение различных объектов, можно показать многие явления   и   процессы   природы,   которые   они   не   могут   воспринимать   в непосредственном виде: вершины гор, перевалы, бассейны рек и водоразделы, водопады, действующие и потухшие вулканы, складчатые и сбросовые горы, образование барханов в пустыне   и т.  д.   Прекрасным  пособием является рельефный глобус. Ориентировка в географическом пространстве по глобусу помогает   школьнику   лучше   понять   взаиморасположение   отдельных   частей света, их очертания, протяженность и т.д. Ведущими методами обучения предмету «Химия» являются: объяснительно­ иллюстративный   и   репродуктивный,   хотя   используется   и   частично­ поисковый.     Используются следующие формы обучения: учебные занятия, наблюдения,   опыты,   работа   с   учебной   и   дополнительной   литературой, 6 Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна исследовательская   работа  отсталостью.  Определенное   место   в   овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений.    Одной   из   важнейших   задач   изучения   программы   начального   курса   химии является   формирование   понятий   о   химическом   элементе,   формуле, химическом   уравнении   в   свете   атомно­молекулярного   учения,   выработка определенных умений и навыков в составлении и записи  химических формул и   уравнений.   От   того,   как   будут   сформированы   первоначальные   навыки слепых   и   слабовидящих,   зависит   весь   дальнейший   процесс   обучения,   его эффективность и качество[5].   3.3. Обучение детей с нарушениями интеллекта   (умственно отсталые дети ­ УО) К детям с умственной отсталостью относятся  дети со  стойким, необратимым нарушением   преимущественно   познавательной   сферы,   возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга. У них нарушено развитие познавательных процессов, иногда мышления, памяти, воображения. При   умственной   отсталости   страдает   также   эмоционально­волевая   сфера, моторика и личность в целом.   Важным   условием   успешной   учебной   деятельности   является   развитие внимания. У умственно отсталых школьников оно имеет ряд особенностей: трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, неустойчивость, быстрая и легкая отвлекаемость, рассеянность. При общении с такими детьми нужно учитывать снижение скорости слухового восприятия, обращенная к ребенку речь должна быть неторопливой, следует выдерживать паузы   после   заданного   вопроса,   т.к.   ребенку   требуется   время,   чтобы осмыслить сказанное и дать ответ. Нарушение   ориентировки   в   пространстве   затрудняет   овладение   такими учебными предметами, как география, биология и другие  [1]. Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного   развития.   В   программе   предусматривается   изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам. В процессе знакомства с живой природой у таких обучающихся   развивается наблюдательность, речь и мышление, дети учатся устанавливать простейшие причинно­следственные   отношения   и   взаимозависимость   живых   организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.  Уроки биологии играют огромную роль в развитии и поддержании интереса обучающихся к учению. Предметная наглядность, связь с жизненным опытом, практическая   значимость   изучаемого   на   уроках   материала   позволяет обогащать впечатления, поддерживать внимание обучающихся в течение всего урока,   формировать   мотивацию.   Биология   дает   возможность   вовлекать 7 Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна школьников   в   природоохранную   работу,   что   способствует   формированию экологической   культуры, необходимой  в  процессе   социальной  адаптации   в общество выпускников школы.   Образовательной   задачей курса   географии   является   формирование элементарных географических представлений и понятий. В процессе изучения элементарного   курса   географии   школьники   приобретают   определенную систему знаний, представлений, понятий, суждений. Географическое   представление   ­   это   воспроизведение   в   сознании       образа географического объекта, который возникает в процессе непосредственных наблюдений обучающимся за предметами и явлениями, а также при использо­ вании   наглядных   пособий.   Ведущая   роль   в   формировании   географических представлений принадлежит учителю.   Он формирует понятия о свойствах географических объектов и явлениях географической среды, учит выделять самое   главное   в   изучаемом   материале,   приводит   в   систему   полученные знания. При обучении детей с нарушением интеллекта географии необходимо помнить,   что   у   них   отсутствует   пространственное   воображение.   Это осложняет   работу   с   картой.   Поэтому   одной   из   важных   задач   учителя географии   является   систематическая   работа   с   обучающимися   по формированию у них пространственных представлений и навыков.   Практические работы     в процессе изучения географии, используются и как источник знаний, и как средство для их закрепления и преследуют две цели ­ дать необходимые практические навыки и выработать   умение использовать эти навыки в других видах деятельности[4]. 3.4. Обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) Задержка психического развития выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.   Одними из важнейших моментов на уроках биологии есть создание ситуации успеха.      Необходимо   предлагать   обучающимся   такие   задания,   которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку.   Важным принципом  является использование большого количества игровых   методов   и   форм.     С   целью   эффективного   усвоения   учебного материала   учащимися   с   ЗПР   необходимо многократное,   поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями.   Общеизвестно,   что   преподавание   географии   невозможно   без   наглядных средств   обучения,   так   как   большинство   объектов   и   природных   явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или   малых   размеров,   редко   может   наблюдаться   обучающимися   в   своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки компьютерных   технологий   и   методики   их   использования   в   процессе формирования географических знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной   отсталостью.  Для   детей   с   ЗПР   информационные   и 8 Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна коммуникационные технологии  являются одним из способов социализации. Известно,   что   использование   на   уроках   географии   познавательных   игр позволяет   разнообразить   формы   учебно   ­   воспитательного   процесса, способствует формированию у обучающихся интереса к изучению предмета, развивает   их   мышление   и   память,   внимание   и   умение   действовать коллективно, либо индивидуально с осознанием личной ответственности. Для детей с ЗПР при изучении учебного курса химии ставятся те же учебно­ воспитательные   цели,   что   и   в   массовой   общеобразовательной   школе. Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по химии приобретает опора на межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе,   с   такими   учебными   предметами,   как природоведение,  география, физика, биология. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных   точек   зрения,   межпредметные   связи   способствуют   его   лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений[1].  с нарушением опорно­двигательного аппарата (НОДА) 3.5. Обучение детей Нарушение   функций   опорно­двигательного   аппарата   могут   носить   как врожденный, так и приобретенный характер.     Замедленный темп письма у такой   группы   определяет   необходимость   предоставления   большего количества   времени   для   выполнения   письменных   работ,   а   в   некоторых случаях   ребенок   часть   ответа     может   дать   в   устной   форме.    При   оценке результатов   письменных   работ учитель   не   должен       снижать   оценку   за неправильное   написание   строк,   несоблюдение   полей,   нарушения   размеров  При   оценке   устного   ответа  обязательно букв,   прерывистость   письма. учитывать   полноту   и   глубину   знаний,   степень   обобщенности   и систематичности, речевые особенности.   Психолого­педагогические   принципы   при   обучении   данной   категории обучающихся предусматривают: ­   введение  в   содержание   обучения   разделов,   которые   восполнят   пробелы предшествующего развития, формирование готовности к восприятию   наиболее сложного программного материала; ­ использование методов и приёмов обучения и воспитания с ориентацией на «зону   ближайшего   развития»   ребёнка,   создание   оптимальных   условий   для реализации его потенциальных возможностей; ­   коррекционная   направленность   учебно–воспитательного   процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания, преодоление индивидуальных недостатков развития  [6]. Заключение Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья   является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной 9 Белова Тамара Александровна, Даниленко Наталья Владимировна, Пухова Ирина Борисовна социализации,   обеспечения   их   полноценного   участия   в   жизни   общества, эффективной   самореализации   в   различных   видах   профессиональной   и социальной деятельности.  Педагогика  сотрудничества, совместный поиск  лучших  решений позволяют отрабатывать   и   систематически   совершенствовать   лучшие   варианты коллективных   действий.  От   господства   всеобщего   лозунга  «СИС  ­  сиди   и слушай» к активному: «ДИД ­ думай и делай!» [2].   Библиографический список   проблемы   и   риски   1.  Бабкина   Н.В.   Саморегуляция   в   познавательной   деятельности   у   детей   с задержкой   психического   развития:   учебное   пособие   /   Н.В.   Бабкина.   –   М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.  2.Белявский   Б.В..   Образование   лиц   с   ограниченными   возможностями здоровья: //Научно­аналитический   журнал «Образовательная политика» ­2015. №3  С.72 ­76. 3.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями   развития   :   [программно­методические   материалы]   /   под   ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. 4.Даниленко Н.В. Особенности обучения и методика преподавания географии и биологии в коррекционной школе VIII вида / Н.В.даниленко, И.Б.Пухова  ­ Издательские решения, 2016.­78 с. 5.Денискина,   В.   З.   Особые   образовательные   потребности,   обусловленные нарушениями зрения и их вторичными  последствиями  / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 56­64.   6.Инклюзивное   образование.   Настольная   книга   педагога,   работающего   с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с 7.Лекерова Г.Ж. Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.­ //Инновации в образовании, 2010, №5 С. 14­16 8.  Особый   ребенок.исследование   и   опыт   помощи.Выпуск   8,   науч.­ прак.сборник.­М.:Теревинф,2014 9.Педагогика   инклюзивного   образования:   учебник   /Т.Г.   Богданова,   А.А. Гусейнова,   Н.М.   Назарова   и   др.;   под   ред.   Н.М.   Назаровой.   ­М.:   ИНФРА­ М,2018. ­335с. 10

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме «Повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении предметам естественно-научного цикла»

Материалы «Из опыта работы» по теме  «Повышение уровня познавательного интереса у детей  с ограниченными возможностями здоровья при обучении    предметам естественно-научного цикла»
Скачать файл