А. Блок и М. Врубель
“Мы опять расплещем крылья…”
А. Блок
Моя задача будить душу от мелочей
будничного величавыми образами.
М. Врубель
Зорко одно лишь сердце,
Самого главного глазами
не увидишь
Экзюпери
музыкальный эпиграф русская духовная музыка
“Да и справится молитва моя”
потом: “Демон” Рубинштейна, пролог”
Бах “Страсти по Матфею”
1.” Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад. 2.Река раскинулась. течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь степной, наш путь в тоске
безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы ночной и зарубежной
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Тема России пронизывает все творчество Блока, и часто Родина
предстаёт в его стихах в образе женщины, матери, жены.
Портрет Врубеля висел кабинете Блока “С Врубелем я связан
жизненно” – пишет он матери.
Что же это значит как понять эти слова?
Задача: Выяснить, были ли основания? Может быть,
это желаемое, выдаваемое за действительное? Врубель и Блок Не встречались, не были знакомы, слова Блока
немного странны.
Сравним двух художников во внешней и внутренней жизни.
Короткий рассказ ученика:
С детства – духовно богатая
атмосфера, Петербургский
университет: юрфак, потом
филфак. Домашние спектакли
играл Гамлета. Будущая жена –
Офелия.
Что общего в судьбе?
Увлекался театром, женился на актрисе, придумывал для нее
немыслимые платья, рисовал, преклонялся.
Общее: красота, внутренняя независимость, уверенность в себе,
духовность.
Какие цвета предпочитают они оба?
(синий, лиловый, золотой)
А что разное? (Дети говорят о своих впечатлениях)
Оба любили музыку. А Бенуа связывал жизнь Врубеля с
Патетической симфонией, а Блок считал, что вся жизнь пронизана
музыкой, надо только ее услышать.
Звучит музыка Архипова “Дали слепы, дни безгневны,
сомкнуты уста”
Можно ли назвать стихи иллюстрацией к этому
произведению?
(Нельзя) Но созвучие есть. Созвучие в настроении. Образ,
проходящей через стихи и картину – образ птицы, лебедя –
олицетворение красоты, нежности, изящества. Женщина, как
Афродита, рожденная из мазков, материализованных в перья, в
крылья. Птица, превратившаяся в человека.
Похожа ли она на пушкинскую царевну – лебедь?
У Пушкина – она светлая, дневная дева, которая становится женой,
приносит счастье. У Врубеля – тревожная, уходящая вдаль,
мятежная, несветлая. Она скорей похожа на деву из “Слова”,
которая плещет крылами перед днями великих бедствий,
предчувствуя катастрофу. Врубель никогда не следует за
писателем, его картины по своему хороши. В чертах этой женщины
черты образа, который всю жизнь мучил Врубеля, Демона.
Какое чувство вызывает Демон?
Скованные силы, теснота
Отчего? Сам себя спасал, фигура скована, картины ему не хватит, он
пробивает раму.
Композиция вызывает чувство тесноты,
ограниченности пространства.
Похож на человека?
На страдающего. Но как будто он не из того вещества, из которого
состоят люди, цветы. Это некие холодные кристаллические
образования, холод. И мир его отторгнут от людей. Демон –
мятежный дух. Он порвал с земной жизнью, устремлен к горным
вершинам, он презирает будни, стремится к более глубокому
познанию, платит за это оторванностью от людей.
У Блока есть похожее стихотворение (“Ямбы” – цикл. “Земное
сердце стынет вновь, но стужу я встречаю грудью. Храню я к
людям, на безлюдье неразделенную любовь…”
Музыка Рубинштейна.
на экране “Демон поверженный”
Что случилось с гордым, сильным мятежным
Демоном?
Как вы понимаете?
Мир победил его. Он упал в ущелье с тех вершин, на которые
стремился. Демон – это ангел, дерзнувший усомниться в вечности
незыблемых устоев, бога, и за это сброшен богом с небес.
Врубель пишет “Демона” на последнем взлете жизни, еще не зная о
последнем страшном ударе – безумии. И многие связывают картину
с безумием Врубеля. Якобы он балансировал на грани яви и
фантазии. Закат озолотил вершины гор, отражается луч солнца в
венце, а сине лиловые миры медлят и колеблются побеждать,
предчувствуя, может быть своё поражение. Поверженный Демон – крах индивидуалистических притязаний, стремления к гордому
одиночеству.
Где в литературе вы уже встречали
эти мотивы?
(Поражение идеи Раскольникова, которая обернулась нравственной
победой, эгоистические устремления Печорина.) Это крах и теории
самого Врубеля. Здесь сгорел человек отождейвленный
с биографией художника. У Блока есть стихотворение, близко
передающее атмосферу картин Врубеля и атмосферу их жизни.
“20ый век. Еще бездомней, еще страшнее…“
на экране Блок
Блок тоже прошел через крушение своих идеалов. Как человек
талантливый он нашел в себе силы пережить это.
стих “О я хочу безумно жить… ”
музыка: Бах “Страсти по Матфею”
На экране картины Врубеля.
Звучит стихотворении, сочиненное ученицей Машей С.
Сидит и плачет Демон гения
Слеплен из сказочных мазков,
Сжимает руки в исступлении,
И взглядом поразить готов.
Он призывает: “Люди, смилуйтесь!”
Кричат огромные глаза.
И видеть жизнь чужую силится
В мольбе застывшая слеза. А за главой врата раскинулись,
Куда? Иль в ад, иль в небеса?
В очах изгнанника немилого
Призыв, и вызов, и мечта…
Мечтою дерзкою он создан.
Он хочет жить! Но не дано.
Толпою жадною поруганный,
забыт, разочарован…
Но… Не сломлен!
Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Материалы к уроку литературы и МХК :Блок и Врубель(презентация и конспект)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.