Материалы по обобщению опыта работы с одаренными детьми.
Оценка 4.7

Материалы по обобщению опыта работы с одаренными детьми.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
биология +2
Взрослым
18.06.2018
Материалы по обобщению опыта работы с одаренными детьми.
Данная статья представляет собой обобщение опыта работы с одаренными детьми за последние пять лет по биологии и экологии. В статье представлены возможные направления работы по организации работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности, план работы с одаренными детьми на год.
работа с одаренными детьми.docx

Ивакина Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории МБОУ Гимназия 30 города Иваново Ивановской области

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

 

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский 

 

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

В работу с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

·       принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·       принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·       принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·       принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·       принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых Федеральных стандартов.

При работе с одаренными детьми я использую возможности урочной и внеурочной деятельности, с основным упором на внеурочную деятельность.

Стараюсь каждый урок построить таким образом, чтобы учащимся было интересно, чтобы на каждом уроке они решали маленькие задачки, строили гипотезы, использовали ранее изученный материал для открытия новых знаний. Это хлопотный процесс, требующий больших эмоциональных затрат от учителя: он должен много знать, уметь быстро ориентироваться в ситуации и уметь ответить на возникающие у детей вопросы, часто каверзные; владеть современными ИКТ-технологиями, и наконец, просто безгранично любить свое дело. На уроке я использую систему дифференцированных заданий для учащихся разного уровня сложности. Одаренные дети получают задания, требующие творчества от них, мотивирующие их на поиск путей решения полученного задания. Но задания всегда решаемы и соответствуют уровню сложности, который ученик может реально выполнить. В противном случае, если задания всегда будут очень трудны и нерешаемы, ученик потеряет интерес к предмету. Причем, уровень сложности постепенно повышается, согласно личностному росту ученика. В этом и состоит трудность: учителю надо четко осознавать, какие учащиеся обладают этими способностями (я составляю для себя список таких учащихся по классам), и отслеживать траекторию их личностного роста (ведется дневник наблюдений за одаренными учениками).

Внеурочная деятельность строится по следующим направлениям:

- групповые занятия с сильными учащимися направлены на получение дополнительной информации по биологии, которая впоследствии будет использована на олимпиадах разного уровня, конкурсах, конференциях;

- индивидуальные консультации (в основном используются при выполнении проектов, исследовательских работ на конференции разного уровня и конкурсы, а также при подготовке учащихся к практической части олимпиады по биологии и экологии регионального и всероссийского уровней). Причем, консультации проводятся как в очной форме в классе после уроков, так и дистанционно по Skype, через личный сайт педагога, через социальную сеть В Контакте, где осуществляется обмен информацией, фотографиями, таблицами с гиперссылками на интернет-ресурсы, видео и т.д.

- спецкурсы «Микромир в объективе школьного микроскопа» для 8-9 классов помогает учащимся углубиться в мир клетки и тканей растений, животных и грибов; «Генетика человека» для 10-11 классов углубляет знания учащихся по генетике. Помогает научиться решать задачи разного уровня сложности, узнать новую информацию о генетических заболеваниях человека.

Я пытаюсь раскрыть способности детей в разных направлениях:

- участие в олимпиадах разного уровня (Всероссийская Олимпиада школьников, Ломоносовский турнир, Покори Воробъевы Горы, Сеченовская Олимпиада, олимпиада Фоксфорд и т.д.). Для этого систематически повышаю свой профессиональный уровень, участвуя в вебинарах, проходя курсы повышения квалификации в межкурсовой период;

- участие в конкурсах разного уровня. Традиционным стало участие во Всероссийском конкурсе анималистических проектов имени В.М. Смирина (участвуем ежегодно на протяжении пяти последних лет, стабильно получая дипломы первой и второй степени). Количество учащихся, привлеченных к данной деятельности постоянно растет, учащимся очень нравится попробовать себя в роли художников-анималистов. В 2018 году даже был создан сайт школьного виртуального музея анималистики с целью популяризации данного вида деятельности и ознакомления общественности с результатами работы детей (https://ivakina69.wixsite.com/animals).

- исследовательская и проектная деятельность используется в основном в работе с учащимися 9-11 классов и направлена на выполнение работ экологической направленности и по антропологическим исследованиям. Мной разработана и успешно внедряется методическая разработка по написанию исследовательских работ «Методики выполнения исследовательских работ по экологии», в которой я разработала планы выполнения работ по экологии для учащихся 9-11 классов. Я стараюсь всесторонне показывать работы учеников на разных уровнях от муниципального до всероссийского, для чего используются различные конкурсы и публикации в СМИ.

Выявление одаренных детей начинается с шестого класса, во время уроков и подготовки к школьным и муниципальным олимпиадам. На них обращается особое внимание, им оказывается всесторонняя методическая помощь, проводятся консультации и индивидуальные занятия, направленные на развитие обнаруженных у них способностей. Эти дети «ведутся» от класса к классу. Смысл всей работы заключается в системности и непрерывности на протяжении всех лет обучения. Такие дети развиваются и повышают уровень своих достижений из года в год. Они зачастую уже с 6-7 класса определились, куда они будут поступать учиться и затем, в ВУЗах, тоже проявляют свою одаренность, участвуя в конкурсах и олимпиадах, хорошо учатся.

 

 

 

 

 

 

 

План работы с одаренными учащимися на 2017/2018 учебный год

 

Мероприятия

Сроки выполнения

Кол-во часов

1.

Подготовка к Ломоносовскому турниру и школьному этапу ВсОШ по биологии и экологии

Сентябрь 2017

3

2.

Подготовка к школьному этапу ВсОШ по биологии и экологии и Сеченовской олимпиаде по биологии

Октябрь 2017

2

3.

Подготовка к муниципальному этапу ВсОШ

Ноябрь 2017

3

4.

Определение темы, постановка целей и задач, сбор литературы, методы исследования исследовательских проектов по экологии.

Ноябрь 2017

1

5

Сбор информации, выполнение основной части работы, статистическая обработка, выводы по исследовательским работам по экологии

Декабрь 2017

3

6

Подготовка к региональному этапу ВсОШ по экологии.

Январь 2018

2

7

Подготовка презентации и доклада по исследовательским работам по экологии

Январь 2018

2

8

Участие в региональном этапе ВсОШ по экологии, во Всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся

Февраль 2018

2

9

Подготовка проекта для участия в 7 Всероссийском конкурсе анималистических проектов имени В.М. Смирина

Март-апрель 2018

8

10

Подготовка работ (рисунки и стихи) для участия в муниципальном конкурсе «Скопа – птица 2018 года»

Май 2018

2

11

Выбор тем, определение целей и задач, методов исследования, литературы по исследовательским работам по экологии на лето 2018 года

Май 2018

2

 

 

 

 

 

Дата _________                                                   __________ (И.В. Ивакина)


 

Скачано с www.znanio.ru

Ивакина Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории

Ивакина Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории

Причем, консультации проводятся как в очной форме в классе после уроков, так и дистанционно по

Причем, консультации проводятся как в очной форме в классе после уроков, так и дистанционно по

План работы с одаренными учащимися на 2017/2018 учебный год №

План работы с одаренными учащимися на 2017/2018 учебный год №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018