Материалы теоретического зачета "Русская литература" 10 класс

  • Контроль знаний
  • doc
  • 10.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал включает карточки по всему курсу русской литературы 10 класса: теория литературы (тема, идея, сюжет, композиция, стихотворные размеры, пафос, художественные средства, роды и жанры литературы), творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского. Учащиеся в ходе работы определяют стихотворные размеры, находят художественные средства, раскрывают особенности творчества русских поэтов и писателей.
Иконка файла материала Итоговый зачет по литературе 10 класс.doc
Билет №1 1. Указать жанр и его особенности произведения М.Ю.Лермонтова  «Песня про купца Калашникова…» . 2. Дать определение: ямб, баллада, парцелляция, ассонанс. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Гринев, Швабрин, Базаров,  Миронов. 4. Автор статьи «Что такое обломовщина»? 5. Общее у Обломова и «лишних людей» (Онегин, Печорин). 6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:       Вот парадный подъезд. По торжественным дням       Одержимый холопским недугом,       Целый город с каким­то испугом       Подъезжает к заветным дверям…  _______________________________________________________________________                                          Билет № 2 1.Указать жанр и его особенности произведения М. Е.Салтыкова­Щедрина «Медведь на воеводстве». 2. Дать определение: многосоюзие, аллитерация, идея, синонимы. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: хорей, ямб, амфибрахий, пафос,  анапест. 4. Героиню какого произведения А.П.Чехова домашние называют Котик? 5. Художественное мастерство И.А. Гончарова (портрет, пейзаж, речь  героев, символические детали). 6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки: Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной,  Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой… _____________________________________________________________________                                            Билет № 3 1.Указать жанр и его особенности произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и  наказание». 2. Дать определение: бессоюзие, тема, градация, аллегория. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: хорей, ямб, амфибрахий, пафос, анапест. 4. Кого Некрасов называл «родной сестрой» своей Музы?  5. Какие мотивы и образы фольклора нашли отражение в «Грозе»? Как связаны с  героями? 6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Любовь земли и прелесть года,       Весна благоухает нам!..      Творенью пир дает природа,      Свиданья пир дает сынам!..Билет № 4 1.Указать жанр и его особенности произведения Н.В.Гоголя  «Ревизор». 2. Дать определение: сентиментализм, эпифора, оксюморон, ода. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: фразеологизм, сентиментализм, классицизм,  романтизм. 4. Какой герой Толстого являлся олицетворением всего русского, доброго, круглого? 5. Смысл названия «Грозы». 6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Лениво дышит полдень мглистый;      Лениво катится река;      И в тверди пламенной и чистой      Лениво тают облака. __________________________________________________________________________                                                     Билет № 5 1.Указать жанр и его особенности произведения Н.В.Гоголя  «Мертвые души». 2. Дать определение: метонимия, рассказ, синтаксический параллелизм, ода. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Кирсанов, Базаров, Ситников, Земляника. 4. Как зовут героиню произведения «Кому на Руси жить хорошо»? 5. Значение эпилога («Отцы и дети»). 6.Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):      Лениво дышит полдень мглистый;      Лениво катится река;      И в тверди пламенной и чистой      Лениво тают облака. ________________________________________________________________________                                                    Билет №6                                                                             1.Указать жанр и его особенности произведения А.Н.Островского «Гроза». 2. Дать определение: реализм, гипербола, перифраз, ассонанс. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: повесть, рассказ, поэма, роман. 4. Какой цвет преобладает в «Преступлении и наказании»?  5. Смысл названия произведения «Отцы и дети». 6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      О, как убийственно мы любим,       Как в буйной слепоте страстей       Мы то всего вернее губим,       Что сердцу нашему милей! __________________________________________________________________________                                                 Билет № 7 1.Указать жанр и его особенности произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 2. Дать определение: эпитет, анафора, сентиментализм, комедия. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Дикой, Кабанова, Кудряш, Швабрин. 4. Что является основной темой цикла «Записки охотника»?5. Смысл названия произведения «Преступление и наказание». 6.Особенности древнерусской и новой литературы.                                                      Билет № 8                                                                          1.Указать жанр и его особенности произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума». 2. Дать определение: сравнение, олицетворение, эпиграмма, инверсия. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: сонет, эпиграмма, стихотворение, роман. 4. В ком Толстой видит решающую силу истории?  5. Основные особенности сказок М.Е. Салтыкова­Щедрина. 6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Прозвучало над ясной рекою,       Прозвенело в померкшем лугу,      Прокатилось над рощей немою,       Засветилось на том берегу… __________________________________________________________________________                                                     Билет № 9                                                                           1.Указать жанр и его особенности произведения Л.Н.Толстого «Война и мир». 2. Дать определение: эпос, парцелляция, оксюморон, композиция. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Молчалин, Софья, Чацкий, Хлопов. 4. Как звали сына Обломова?  5. Двойники Раскольникова. 6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Шепот, робкое дыханье,      Трели соловья,      Серебро и колыханье      Сонного ручья… __________________________________________________________________________                                                    Билет № 10                                                                          1.Указать жанр и его особенности произведения А.П.Чехова «Ионыч». 2. Дать определение: эпос, парцелляция, оксюморон, композиция. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: сентиментализм, романтизм, эпопея, реализм. 4.Что такое «полифонический роман»?  5. В чем заключается сила характера Базарова? 6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):      Эти ивы и березы,      Эти капли – эти слезы,      Этот пух – не лист… __________________________________________________________________________                                                      Билет № 11                                                                        1.Указать жанр и его особенности произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 2. Дать определение: метафора, метонимия, роман, идея. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Кутузов, Наполеон, Багратион, Пугачев . 4. Как назывался первый сборник Некрасова?  5. Обломовка и город Калинов (сравнительная характеристика).6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Эти бедные селенья,                                    Край родной долготерпенья,      Эта скудная природа ­                                 Край ты русского народа!                                                                                 Билет № 12                                                                          1.Указать  направление и его особенности произведения  «Бедная Лиза». 2. Дать определение: лирика, антитеза, фабула, проблема. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: сентиментализм, тема, идея, сюжет. 4.Как вы понимаете термин «диалектика души»?  5. Жизнь «униженных и оскорбленных» в произведении «Преступление и наказание»? 6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):       Вот парадный подъезд. По торжественным дням       Одержимый холопским недугом,       Целый город с каким­то испугом       Подъезжает к заветным дверям… _______________________________________________________________________                                                    Билет № 13                                                                          1.Указать  направление и его особенности произведения  «Недоросль». 2. Дать определение: образ героя, антитеза, драма, перифраз. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: ямб, анапест, амфибрахий, дактиль. 4.Кто написал статью «Темное царство»?  5.Образ Петербурга у Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского? 6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Умом Россию не понять,      Аршином общим не измерить:      У ней особенная стать –       В Россию можно только верить.       ________________________________________________________________________                                                   Билет № 14                                                                           1.Указать  направление и его особенности произведения  «Война и мир». 2. Дать определение: пейзаж, градация, драма, классицизм. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: комедия, трагедия, драма, ода. 4. На сколько лет был осужден Раскольников за преступление?  5.Как понимают счастье герои и автор произведения «Кому на Руси жить хорошо»? 6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Прозвучало над ясной рекою,       Прозвенело в померкшем лугу,      Прокатилось над рощей немою,       Засветилось на том берегу… __________________________________________________________________________                                                    Билет №15 1.Указать  жанр и его особенности произведения  «Вишневый сад». 2. Дать определение: ода, оксюморон, эпитет, сентиментализм. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Беликов, Ионыч, Раневская, Штольц. 4. Назовите хронологию эпохи, отраженной в эпопее?5.Значение финала «Грозы». 6. Роль Порфирия Петровича в произведении «Преступление и наказание»?                                                                                                    Билет №16 1. Дать определение сентиментализма и романтизма и раскрыть их особенности на  примерах произведений.   2. Дать определение: аллитерация, градация, парцелляция, литота. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: «Недоросль», «Горе от ума», «Гроза»,  «Евгений Онегин». 4. Как назывался театр, с которым сотрудничал Островский?  5. Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»? 6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Шепот, робкое дыханье,      Трели соловья,      Серебро и колыханье      Сонного ручья… __________________________________________________________________________                                                     Билет № 17 1. Дать определение классицизма и романтизма и раскрыть их особенности на примерах произведений.   2. Дать определение: ассонанс, градация, гипербола, аллегория. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: «Недоросль», «Преступление и наказание»,  Обломов», «Отцы и дети». 4. Значение дуэли П.П.Кирсанова и Базарова? 5. Что критикуется в сказке «Медведь на воеводстве»? 6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):      Лениво дышит полдень мглистый;      Лениво катится река;      И в тверди пламенной и чистой      Лениво тают облака. __________________________________________________________________________                                                 Билет № 18 1. Дать определение классицизма и реализма и раскрыть их особенности на примерах  произведений.   2. Дать определение: метонимия, градация, баллада, аллегория. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: композиция, эпитет, сюжет, тема. 4. Перечислите деревни из произведения «Кому на Руси жить хорошо?» 5. Роль главы «Сон Обломова». 6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):       Вот парадный подъезд. По торжественным дням       Одержимый холопским недугом,       Целый город с каким­то испугом       Подъезжает к заветным дверям…Билет №19  1. Дать определение древнерусской литературы и реализма и раскрыть их особенности  на примерах произведений.   2. Дать определение: синтаксический параллелизм, дактиль, проблема, фабула. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: композиция, эпитет, метафора, метонимия. 4. Любимая книга Ф.М.Достоевского. 5. Почему гибнет вишневый сад? 6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      О, как убийственно мы любим,       Как в буйной слепоте страстей       Мы то всего вернее губим,       Что сердцу нашему милей! __________________________________________________________________________                                                  Билет №20  1. Указать жанр и его особенности произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего  времени».   2. Дать определение: хорей, перифраз, трагедия, фабула. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: ямб, эпитет, анапест, амфибрахий. 4. К какому сословию принадлежит Штольц? 5. Новаторство Чехова­драматурга. 6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):      Эти ивы и березы,      Эти капли – эти слезы,      Этот пух – не лист… __________________________________________________________________________                                                  Билет № 21 1. Указать жанр и его особенности произведения М.Е.Салтыкова ­Щедрина «История  одного города».   2. Дать определение: женская рифма, фразеологизм, комедия, пафос. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Гринев, Швабрин, Базаров, Миронов. 4. Тип композиции в «Отцах и детях». 5. Смысл названия «Война и мир». 6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Умом Россию не понять,      Аршином общим не измерить:      У ней особенная стать –       В Россию можно только верить.Билет № 22 1. Указать жанр и его особенности произведения М.Е.Салтыкова ­ Щедрина  «Премудрый пискарь».   2. Дать определение: дактилическая рифма, анафора, аллегория, образ героя. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор:  Швабрин, Базаров, Одинцова, Ситников. 4. Чьими глазами мы увидели совет в Филях? 5. Истинное и ложное на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»  6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Эти бедные селенья,                                    Край родной долготерпенья,      Эта скудная природа ­                                 Край ты русского народа!                              __________________________________________________________________________                                                       Билет № 23 1. Указать жанр и его особенности произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети».   2. Дать определение: портрет, инверсия, метонимия, сентиментализм. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор:  Ростовы, Курагины, Друбецкие, Мироновы. 4. Кто произносит фразу «Мы с вами одного поля ягоды»? 5. Образ «маленького человека» у А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского. 6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Прозвучало над ясной рекою,       Прозвенело в померкшем лугу,      Прокатилось над рощей немою,       Засветилось на том берегу… __________________________________________________________________________                                                Билет № 24  1.Указать  жанр и его особенности произведения  «Обломов». 2. Дать определение: ода, оксюморон, эпитет, сентиментализм. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Пшеницына, Захар, Дикой, Волков. 4. Назовите символы из произведения «Вишневый сад». 5. 2 «правды» в романе: Раскольников и Соня.  6. Что такое «эзопов язык»? Привести примеры. __________________________________________________________________________                                            Билет № 25. 1.Указать  жанр и его особенности произведения А.С.  Грибоедова  «Горе от ума». 2. Дать определение: рассказ, оксюморон, метафора, романтизм. 3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Кирибеевич, Калашников, Мцыри, Чацкий. 4. Кто из героев «Войны и мира» увидел сон о старичке­географе, показавшем глобус,  состоящий из капель? 5. Роль природы и портрета в эпопее? 6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:      Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,      Серебро и колыханье      Сонного ручья...