Материк Австралия

  • Документация
  • docx
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Даный урок проводится по методики "Активная оценка", что позволяет учащимся самостоятельно ставить перед собой задачи для изучения темы и их выполнять. Природные зоны Австралия изучаются согласно программе. Также необходимо использовать фильмы об этом материке.
Иконка файла материала Материк Австралия.docx

План-конспект урока - путешествия на тему:

Природные зоны Австралии.

 

Цели: раскрыть особенности природы материка и причины, их обусловившие; совершенствовать умения сравнивать, анализировать и сопоставлять данные по  природные зоны материка Африка и Австралия

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с природными зонами Австралии и выявить особенности флоры и фауны, а также причины своеобразия органического мира материка

развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, учебником, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы

воспитательные: воспитывать честность, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей,

Ученики должны уметь:

Ø  объяснять причины эндемичности органического мира,

Ø  объяснять особенности размещения природых зон Австралии

Ø  вести  сравнительный анализ природных зон с материком  Африка

Ученики должны узнать:

l  о растениях и животных материка Австралия

l  об особенностях эденмичности флоры и фауны, а также причины обусловившие эти особенности

l  различать наиболее характерных представителей животного и растительного мира

Результат учащиеся могут характиризовать природные зоны Австралии, объяснять его эндемизм,  и вести сравнительный анализ с материком Африка

Тип урока : урок-путешествие с использованием методики «Активная оценка»

Методы проведения:

словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: самостоятельная работа;

Средства обучения: физическая карта Австралии, карта «Природные зоны мира», атласы для 7 класса, учебник, карточки с новыми словами, презентация «Природные зоны Австралии», иллюстрации животных и растений

Текст:

«…  край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. …материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы».

Жуль Верн «Дети капитана гранта»

Этапы и смысловые блоки урока

 

2 *I. Организационный момент.

Отметка отсутсвующих. Настрой успешности .Мультфильм «Звериный футбол»

Настроение у всех приподнятое.Но мультфильм мы смотрели не только как развлечение, скажите вы запомнили животных? В течении урока мы с вами должны ответить на вопрос все ли животные, игравшие в футбол, были из Австралии?

Поэтому нам необходимо отправится  в увлекательное путешествие. Мы будем с вами исследователи уникального царства природы.

«…  край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. …материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы». Жуль Верн «Дети капитана гранта»

Как вы думаете что же так описывал Паганель?

 

Сумеете ли вы предположить, о чем пойдет речь на уроке?

Ответ учащихся….О природных зонах Австралии.

10*  Тема урока: Природные зоны Австралии

Путешествуя по уголкам Австралии, что мы с вами узнаем?

 

Узнаем о растительном и животном мире Австралии и их представителях

Будем иметь представление о национальных парках Австралии

Научимся различать и сравнивать материки Африка ,Австралия и их природу

При работе на уроке я буду обращать внимание

НАШТОБУЗУ

1.На сколько грамотно вы используете материал, полученный на предыдущих уроках

2. Вашу работу в группах

3.Выполнение теста-контроля

Я хочу, чтобы к концу урока был результат.

 Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты и сведений о том месте куда отправляется в путешествие. Давай вспомним, а что мы знаем о этом материке:

1* Блиц турнир

Материк Австралия самый.......(маленький)

Самый...   (сухой)

Самый...   (низкий)

Самый...     (плоский)

Весь материк- это одно государство   (Австралийский Союз)

Занимает 1 место по запасам .....(алмазов)

Материк называют музеем животных

И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом, его природой. И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком. Человек для себя открывает всю прелесть планеты. Для путешествия необходимо знать какой там климат. Надо ли нам брать с собой теплые вещи. Глядя за окно, там холодно тоже?

Ответ учащихся.

Что влияет на климат Австралии?

 

 Ответ у доски «Климат Австралии»

Обратите внимание на карту  «Природные зоны мира».

·        Что же такое природная зона? Ответ учащихся

Давайте вспомним: 

·        В какой последовательности надо характеризовать природную зону?

Поработайте в парах и ответьте на 2 вопроса

·        В скольких природных зонах находится Австралия и Океания?

·        Какие природные зоны представлены в Австралии?

Я предлагаю вам исследовать некоторые уголки природы этого материка. И таким образом нам нужно снарядить экспедиции.

Подойдите ко мне по одному из представителей экспедиций и получите конверты. В конвертах:

1 группа – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники,

2 группа – переменно-влажные тропические леса,

3 группа - саванны и редколесья,

4 группа- зона пустынь и полупустынь.

В экспедициях путешественники свои наблюдения заносят в походные дневники. И мы ими воспользуемся. В качестве походного дневника для записей, во время путешествия мы используем таблицу , которая лежит у вас на парте. – Вам необходимо распределить обязанности в вашей группе.

1-Климатологу  охарактеризовать климат данной природной зоны:

- определить в каких климатических поясах находится (используя в атласе карту « Климатические пояса и области мира» и карту «Природные зоны мира») 

2-Почвоведу – определить тип почв данной природной зоны (с помощью сравнения карты «Почвы мира» и «Природные зоны мира»)
3-Ботанику
 – изучить растительный мир природной зоны. 
4-Зоологу
 – изучить животный мир природной зоны.

 

5* При изучении своей природной зоны вы можете пользоваться учебником и подготовленным дополнительным текстом. Роли распределили.

Время подошло к концу, я вам предлагаю выступить с результатами исследований.                     (слайд №10)

2*Предоставим слово первой группе исследователей и их специалисту климатологу. Начнём с юго-востока и юго-запада Австралии, который расположен в зоне жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников.(слайд №5-7)

 

-Мы выяснили, что на юго-востоке материка самый благоприятный климат и достаточно плодородные почвы именно поэтому этот район материка наиболее заселён и освоен.

2*Далее мы попадаем в зону переменно-влажных тропических лесов (2 группа) (слайд №8)

(после климатолога) Почему на востоке размещается зона лесов? Это связано с осадками?

Здесь встречаются в основном сумчатые животные.

(слайд №9,10)

3*Мы находимся на территории саванн и редколесий. (3 группа).Какому климатическому поясу она соответствует?(слово климатологу) и т.д.по плану

(слайд №11,12,13)

Рассказ: Общий вид саванн сильно меняется по сезонам. В сухое время года (лето) жизнь здесь замирает, почва высыхает и растрескивается. Но лишь только выпадет дождь, саванна превращается в океан трав. Бутылочные деревья, которые накапливают в своих толстых стволах воду.

2*И вот наконец мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии – зоны пустынь и полупустынь(4 группа)

(слайд №14,15,16)

3/4 площади материка занято пустынями. С чем это связано?

1*В австралийских пустынях растут уникальные заросли, которые называются – скрэбом. Что же это такое? Запишите в тетрадь что такое скрэб.

Заканчивая наше путешествие, прошу обратить внимание на то, как человек повлиял и изменил природу Австралии. Во-первых, стремительно сокращается площадь лесов. Во - вторых 75% территории материка теперь подвержено опустыниванию. В-третьих некоторые виды животных истреблены полностью, а другие находятся на грани исчезновения. Растительный мир также пострадал от хозяйственной деятельности и внедрения человека в дикую природу этой уникальной части света. Что необходимо сделать человеку, чтобы реликт не исчез? А что такое реликт? Пожалуйста найдите в учебнике на стр.111 учебного пособия.

Ответ учащихся

Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах – ехидна, утконос и птица лирохвост.(слайд №17,18)

(слайд 19).

Снова обращаемся к пособию и давайте познакомимся с охраняемыми территориями стр117.

5*Нам необходимо наше путешествие нанести на карту. Работа с контурной картой.

 

 

 

«Путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного» писал К.П. Паустовский.

 

 

 

 

 

 

 

 

Атлас стр. 13

это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, типа почв, растительного и животного мира.

географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир

в природной зоне компоненты природы взаимосвязаны. Например, климат зависит от географического положения и рельефа

переменно влажных лесов, саванн и редколесий, полупустынь и пустынь,

жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников , смешанных лесов

 

Работа в группах