План-конспект урока - путешествия на тему:
Природные зоны Австралии.
Цели: раскрыть особенности природы материка и причины, их обусловившие; совершенствовать умения сравнивать, анализировать и сопоставлять данные по природные зоны материка Африка и Австралия
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с природными зонами Австралии и выявить особенности флоры и фауны, а также причины своеобразия органического мира материка
развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, учебником, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы
воспитательные: воспитывать честность, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей,
Ученики должны уметь:
Ø объяснять причины эндемичности органического мира,
Ø объяснять особенности размещения природых зон Австралии
Ø вести сравнительный анализ природных зон с материком Африка
Ученики должны узнать:
l о растениях и животных материка Австралия
l об особенностях эденмичности флоры и фауны, а также причины обусловившие эти особенности
l различать наиболее характерных представителей животного и растительного мира
Результат учащиеся могут характиризовать природные зоны Австралии, объяснять его эндемизм, и вести сравнительный анализ с материком Африка
Тип урока : урок-путешествие с использованием методики «Активная оценка»
Методы проведения:
словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: самостоятельная работа;
Средства обучения: физическая карта Австралии, карта «Природные зоны мира», атласы для 7 класса, учебник, карточки с новыми словами, презентация «Природные зоны Австралии», иллюстрации животных и растений
Текст:
«… край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. …материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы».
Жуль Верн «Дети капитана гранта»
Этапы и смысловые блоки урока
2 *I. Организационный момент.
Отметка отсутсвующих. Настрой успешности .Мультфильм «Звериный футбол»
Настроение у всех приподнятое.Но мультфильм мы смотрели не только как развлечение, скажите вы запомнили животных? В течении урока мы с вами должны ответить на вопрос все ли животные, игравшие в футбол, были из Австралии?
Поэтому нам необходимо отправится в увлекательное путешествие. Мы будем с вами исследователи уникального царства природы.
«… край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. …материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы». Жуль Верн «Дети капитана гранта»
Как вы думаете что же так описывал Паганель?
Сумеете ли вы предположить, о чем пойдет речь на уроке?
Ответ учащихся….О природных зонах Австралии.
10* Тема урока: Природные зоны Австралии
Путешествуя по уголкам Австралии, что мы с вами узнаем?
Узнаем о растительном и животном мире Австралии и их представителях
Будем иметь представление о национальных парках Австралии
Научимся различать и сравнивать материки Африка ,Австралия и их природу
При работе на уроке я буду обращать внимание
НАШТОБУЗУ
1.На сколько грамотно вы используете материал, полученный на предыдущих уроках
2. Вашу работу в группах
3.Выполнение теста-контроля
Я хочу, чтобы к концу урока был результат.
Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты и сведений о том месте куда отправляется в путешествие. Давай вспомним, а что мы знаем о этом материке:
1* Блиц турнир
Материк Австралия самый.......(маленький)
Самый... (сухой)
Самый... (низкий)
Самый... (плоский)
Весь материк- это одно государство (Австралийский Союз)
Занимает 1 место по запасам .....(алмазов)
Материк называют музеем животных
И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом, его природой. И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком. Человек для себя открывает всю прелесть планеты. Для путешествия необходимо знать какой там климат. Надо ли нам брать с собой теплые вещи. Глядя за окно, там холодно тоже?
Ответ учащихся.
Что влияет на климат Австралии?
Ответ у доски «Климат Австралии»
Обратите внимание на карту «Природные зоны мира».
· Что же такое природная зона? Ответ учащихся
Давайте вспомним:
· В какой последовательности надо характеризовать природную зону?
Поработайте в парах и ответьте на 2 вопроса
· В скольких природных зонах находится Австралия и Океания?
· Какие природные зоны представлены в Австралии?
Я предлагаю вам исследовать некоторые уголки природы этого материка. И таким образом нам нужно снарядить экспедиции.
Подойдите ко мне по одному из представителей экспедиций и получите конверты. В конвертах:
1 группа – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники,
2 группа – переменно-влажные тропические леса,
3 группа - саванны и редколесья,
4 группа- зона пустынь и полупустынь.
В экспедициях путешественники свои наблюдения заносят в походные дневники. И мы ими воспользуемся. В качестве походного дневника для записей, во время путешествия мы используем таблицу , которая лежит у вас на парте. – Вам необходимо распределить обязанности в вашей группе.
1-Климатологу – охарактеризовать климат данной природной зоны:
- определить в каких климатических поясах находится (используя в атласе карту « Климатические пояса и области мира» и карту «Природные зоны мира»)
2-Почвоведу – определить тип почв данной природной
зоны (с помощью сравнения карты «Почвы мира» и «Природные зоны мира»)
3-Ботанику – изучить растительный мир природной зоны.
4-Зоологу – изучить животный мир природной зоны.
5* При изучении своей природной зоны вы можете пользоваться учебником и подготовленным дополнительным текстом. Роли распределили.
Время подошло к концу, я вам предлагаю выступить с результатами исследований. (слайд №10)
2*Предоставим слово первой группе исследователей и их специалисту климатологу. Начнём с юго-востока и юго-запада Австралии, который расположен в зоне жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников.(слайд №5-7)
-Мы выяснили, что на юго-востоке материка самый благоприятный климат и достаточно плодородные почвы именно поэтому этот район материка наиболее заселён и освоен.
2*Далее мы попадаем в зону переменно-влажных тропических лесов (2 группа) (слайд №8)
(после климатолога) Почему на востоке размещается зона лесов? Это связано с осадками?
Здесь встречаются в основном сумчатые животные.
(слайд №9,10)
3*Мы находимся на территории саванн и редколесий. (3 группа).Какому климатическому поясу она соответствует?(слово климатологу) и т.д.по плану
(слайд №11,12,13)
Рассказ: Общий вид саванн сильно меняется по сезонам. В сухое время года (лето) жизнь здесь замирает, почва высыхает и растрескивается. Но лишь только выпадет дождь, саванна превращается в океан трав. Бутылочные деревья, которые накапливают в своих толстых стволах воду.
2*И вот наконец мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии – зоны пустынь и полупустынь(4 группа)
(слайд №14,15,16)
3/4 площади материка занято пустынями. С чем это связано?
1*В австралийских пустынях растут уникальные заросли, которые называются – скрэбом. Что же это такое? Запишите в тетрадь что такое скрэб.
Заканчивая наше путешествие, прошу обратить внимание на то, как человек повлиял и изменил природу Австралии. Во-первых, стремительно сокращается площадь лесов. Во - вторых 75% территории материка теперь подвержено опустыниванию. В-третьих некоторые виды животных истреблены полностью, а другие находятся на грани исчезновения. Растительный мир также пострадал от хозяйственной деятельности и внедрения человека в дикую природу этой уникальной части света. Что необходимо сделать человеку, чтобы реликт не исчез? А что такое реликт? Пожалуйста найдите в учебнике на стр.111 учебного пособия.
Ответ учащихся
Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах – ехидна, утконос и птица лирохвост.(слайд №17,18)
(слайд 19).
Снова обращаемся к пособию и давайте познакомимся с охраняемыми территориями стр117.
5*Нам необходимо наше путешествие нанести на карту. Работа с контурной картой.
«Путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного» писал К.П. Паустовский.
Атлас стр. 13
это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, типа почв, растительного и животного мира.
географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир
в природной зоне компоненты природы взаимосвязаны. Например, климат зависит от географического положения и рельефа
переменно влажных лесов, саванн и редколесий, полупустынь и пустынь,
жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников , смешанных лесов
Работа в группах
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.