Матрешка – как одно из произведений декоративно-прикладного искусства
Стратегия |
Критерии |
Жизненная |
Развивающей и обучающей ценности матрешки может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная игрушка – отличный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрешку развивает логическое мышление, в игровой форме обучает счету. Но эта игрушка имеет еще и множество символических смыслов. Русская матрешка – чудный сувенир Прославила Россию и покорила мир. Красотой твоей любуемся, Мы взор не отводя. Матрешка-чудо-куколка Все любим мы тебя! |
Изобразительная |
Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами. Так,
самая маленькая матрешка – это физическое тело человека, оно полностью
созревает к 1-му году жизни, чтоб укрепить его и помочь ребенку утвердиться в
мире Яви. Тогда проводится возрастное посвящение Пострижины. Эта матрешка –
красная, поскольку физическое тело связано с чарой красного цвета – Исток. Следующая
матрешка – Клубье (ментальное) тело – зеленого цвета, формируется к 12-14
годам, отмечается посвящениями Ярение и Лельник. Синяя
матрешка (чара Око) – Колобье тело (тело интуиции и духовного ума), человек
проходит посвящение в Отца или Мать. |
Авторская |
Знатоки полагают, что русский мастер, точивший матрешку, помнил и хорошо знал русские сказки и заключил в матрешку идею поиска истины и возможности найти ее, только «докопавшись до сути» - последней фигурки. |
Культурная |
Матрешка – символ Рода. Вдумаемся в название. Слово «матрешка» происходит от слова «мать». Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства, плодородия. Матрешка с многочисленным матрешкиным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков. Название «матрёшка» для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского, что означает «мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой. |
Импрессивная |
Матрешка – символ единства и многопроявности мира. Она как бы одна,
но вместе с тем состоит из множества своих проявлений, которые являются ее
маленькими отражениями. Поэтому матрешка также несет идею отражения малого в
великом, макрокосмоса – в микрокосме. |
Ассоциативное |
Матрешку ассоциируют с символом рода – матерью. Хозяйкой очага и берегиней семьи. |
Эмоциональное |
Мы матрешки, мы матрешки. Утром рано мы встаем. Вшестером поем частушки И танцуем вшестером. Никогда мы не скучаем. Шесть у нас платочков есть. Чашек шесть у нас для чая И салфеток тоже шесть. И кроваток нам не нужно. Потому что в час ночной Спим мы вместе. Спим мы дружно. Спим мы все одна в другой. Загадка Алый, шелковый платочек, |
Стилистическая |
СТИЛИ РОСПИСИ Загорский
стиль Несмотря на то, что мастерицы вроде бы писали с одного образца, у каждой были свои наиболее излюбленные мотивы, формы цветов, колорит. Отличались композиции по ритмической напряженности и по цветовым нюансам. Даже работы одной и той же мастерицы, но разных лет, отличаются по рисунку лиц и орнаменту, словно в каждое время своя мода на матрёшку диктовала особу стилистику росписи. Семёновская матрёшка Семёновские матрешки были однотипными и отличались несколько суровым выражением лиц, в них также наблюдалась некоторая неустойчивость стилистики росписи. В 1940-е гг. для многих матрёшек было характерно симметричное построение общей композиции изделий. Симметрия черт лица дополнялась в больших куколках симметричным расположением цветка на фартуке, что сообщало образу матрёшки некую торжественность и даже монументальность. В меньших размером куколках-вкладышах композиция строилась более свободно, ветка с листьями и цветами на фартуке часто шла диагонально или по горизонтали и симметрия в узоре нарушалась, что придавало образу куколки большую живость и непосредственность. Букеты из крупных алых цветов иногда дополнялись колосками ржи и полевыми цветами, васильками, колокольчиками. Полховская матрёшка Роспись
полховских матрёшек строится на сочетании малиново-красного, зелёного и
чёрного цветов по предварительно нанесённому тушью контуру. Своей формой
полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семёновских
матрёшек. Кроме того, удивляет её необыкновенное многообразие от
многоместных, подчёркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жёстко
очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и
толстеньких, похожих на грибки, куколок. Вятская матрёшка Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Для росписи матрёшек применяли масляные краски. Сама матрёшка в те годы представляла из себя девицу с румянцем на щеках в цветном В настоящее время вятская матрёшка лишь частично перекликается с традиционной, являясь преимущественно авторским продуктом, она, безусловно, являет собой определённый этап исторического развития вятской матрёшки, а потому содержит в себе большой потенциал, который в перспективе может получить закрепление традицией. Разнообразие видов и стилей Помимо вышеперечисленных разновидностей матрёшек, существуют ещё много различных по форме и по стилю росписи. Все они возникли в старинных центрах народного творчества и естественным образом впитали в себя их характерный художественный стиль, отражающий культуру данного региона и особенности существующего в нём промысла. Так появились и матрёшки, расписанные традиционными узорами под хохлому, гжель, жостово и др. |
Резюмирующая |
Стихотворение С. Жулькова «Русская матрёшка» Кто
матрешку создал, я не знаю, |
Метафорическая |
«иголка – в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.