Ц Е Л И
познакомить с понятием «серебряного века», модернизма, футуризма, основными направлениями модернизма, футуризма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве поэтов-модернистов;
развивать у учащихся умение видеть и понимать, что привлекло писателей этого периода;
воспитывать интерес к литературным направлениям в литературе.
З А Д А Ч И
Систематизация знаний учащихся по модернистским, футуристическим течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов; более глубокое и прочное усвоение учащимися данной темы через организацию самостоятельной исследовательской деятельности; включение в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки; обеспечение активной позиции в обучении всех учащихся класса; развитие чуткости восприятия поэтического слова; формирование высокого эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного, умения ценить и понимать произведения искусства
Общая характеристика
Серебряного века
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.
Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой, несравнимой с темпами прошлого столетия, сменой эстетических ориентиров и значительным обновлением литературных приемов. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия - совсем другая, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название "поэтического ренессанса" или "серебряного века".
Многообразие течений и направлений Серебряного века
В конце 19 – начале 20 века русская литература, прежде всего обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.
В период с 1890 по 1917 годы заявили о себе три новых литературных направления, названными в литературоведении модернистскими. Это символизм, акмеизм и футуризм. На периферии этих течений возникали и другие, не столь эстетически отчетливые и менее значимые для истории литературы.
Футуризм как литературное направление
Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (название течения образовано от лат. futurum - будущее).
Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение практически одновременно развивалось в Италии и России. Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900-1910-х гг. и впервые публично заявил о себе в 1910 г.
Во-первых, это новый тип лирического героя, выражающего не индивидуальную, а массовую психологию, настроения человека улицы. Возникшая как реакция на элитарность предшествующих течений, эта тенденция в перспективе могла привести к примитивизации и деинтеллектуализации поэзии.
Во-вторых, новизна лирического героя приводит к радикальному обновлению средств лирического самовыражения: эксплуатируются новые жанры, используется новая лексика, новый образный ряд.
В-третьих, серьезнейшие последствия для русской поэзии имела переориентация с читаемого текста на текст, произносимый и слышимый, породившая новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки.
Что же нового принес в поэзию «серебряного века» футуризм?
Теоретики и последователи футуризма.
В 1910 году вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (авторами сборника были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Именно эти поэты, вместе с В. Маяковским и А. Крученых, вскоре составили наиболее крупную и влиятельную футуристическую группировку - кубофутуристов или поэтов «Гилей»
Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками - эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.), объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, И. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.).
Группа «Эгофутуризм»
Личность В.В.Маяковского
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) , русский поэт. Родился в дворянской семье. Маяковский учился в классической гимназии, затем в 5-й московской гимназии, откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование — художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища , в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества.
Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.
Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1911 году он поступает в Московское училище живописи. Социальная и художественная ситуация России 1910-х годов поставила Маяковского перед выбором - старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. Маяковский выбрал футуризм как творчество будущего во всех сферах бытия. "Хочу делать социалистическое искусство", - так определил поэт цель своей жизни уже в 1910 году.
Маяковский и футуризм
В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов “Гилея”. С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов “Бубновый валет” и “Союз молодежи”.
Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы “Гилея” “Пощечина общественному вкусу”, где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, Хлебниковым, Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.
Заключение
"Я - поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу", – так начинает поэт свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно насыщенную, яркую жизнь. В любом стихотворении Маяковский искренен, он как будто выбрасывает нам навстречу столб энергии. Не каждое стихотворение выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского - футуриста господствует мысль о необходимости жить активно, не терпеть пошлость и несправедливость, творить новое и бороться с любыми штампами – в речи, в поведении, в выборе дороги в жизни.
Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта-футуриста, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Изображение В. Маяковского: https://cdn25.img.ria.ru/images/22218/62/222186208_0:0:1490:2000_600x600_80_0_1_63b5a06e550f31dc7ffa9df86e689185.jpg
Изображение поэтов серебряного века: http://www.aquatoriaspb.ru/images/photo_archive/%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D1%82%D1%8B_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg
Изображение «Первый журнал русских футуристов»: http://www.domvelimira.ru/hlebnikov/about_futurizm/1853_foto1_01.jpg
Изображение «Садок судей»: http://www.domvelimira.ru/hlebnikov/about_futurizm/1839_foto1_02.jpg
Изображение «Московской группы «Центрифуга»: http://zero50x.myjino.ru/allpic/15/11562-img_13.jpg
Изображение «Пощечина общественному вкусу»: http://www.auction-imperia.ru/i/booklot/_dsc6760-8.jpg
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.