Уроки музыки
ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ
Мазурка
1-е занятие
Программное содержание. Дать детям представление о танце мазурка.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня я познакомлю вас с танцем мазуркой. Каждый танец имеет своё происхождение, свои особенности, проявляющиеся в характере музыки и в характере танцевальных движений. Например, вальс родом из Германии и Австрии, полька - чешский танец. Вальс имеет трёхдольный размер (исполняет фрагмент какою-нибудь вальса и считает до трёх), а полька - двухдольный, под неё можно считать до двух (играет фрагмент).
Вальс плавный, кружащий, а полька - отрывистая, подпрыгивающая. (Исполняет фрагменты.)
Сейчас вы услышите мазурку. Этот танец родом из Польши. Он возник как сельский, крестьянский танец, а потом распространился как бальный.
Послушайте «Мазурку» П. Чайковского из «Детского альбома». (Исполняет пьесу.) Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трёхдольная. Но в отличие от вальса, в котором основной акцент (ударение) приходится на счёт «раз» (играет фрагмент), в мазурке те звуки, что сильнее других, приходятся на счёт «два или «три». (Исполняет фрагмент.) Такие акценты придают танцу отчётливость, горделивость. (Играет 1-4-й такты «Мазурки» П. Чайковского, считая; играет отдельно аккомпанемент; напевает мелодию, делая на счёт «три» хлопки.)
В мелодии мазурок, в отличие от плавного, скользящего вальса, часто встречаются отрывистые, лёгкие, полётные интонации, чередующиеся с плавными. Для мазурки характерна ритмическая фигура, которая называется пунктирный ритм (прохлопывает ритмический рисунок, играет фрагмент «Мазурки» П. Чайковского). Этот ритм придаёт мазурке волевой, энергичный характер. Как грациозна, красива, изящна эта музыка! (Играет «Мазурку» П. Чайковского.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать выразительность музыкальных интонаций, форму музыкальных произведений.
Ход занятия:
Педагог исполняет «Мазурку» П. Чайковского, дети вспоминают название танца, высказываются о ею характере.
П е д а г о г. Мазурка - это польский народный танец, горделивый и изящный, с чётким ритмом, акцентами. Мазурки бывают по характеру разными, и более нежными, и грустными, и шутливыми. В пьесе П. Чайковского выражен различный характер: она звучит то горделиво, подтянуто, то нежно, легко.
Волевому, мужественному характеру (исполняет 1-4-й такты) противопоставляется мягкий, нежный, женственный (исполняет 5-8-й такты). Как звучит музыка в начале мазурки? (Играет 1-4-й такты.)
Д е т и. Громко, чётко.
П е д а г о г. Да, в движениях мазурки есть лёгкие прыжки, а у мужчин - удары каблуком о каблук, изящные и чёткие. Можно представить, что в начале мазурки изображаются галантные движения кавалеров. (Исполняет фрагмент повторно.)
А нежная и тихая мелодия изображает лёгкие движения их партнёрш. (Играет 5-8-й такты.) В средней части мазурки первенство в танце принадлежит дамам - музыка воздушная, полётная, капризная, узорчатая. (Исполняет среднюю часть.) Но вот звучит третья часть мазурки, которая повторяет первую: знакомые горделивые, волевые интонации сменяются нежными, лёгкими. (Звучит третья часть, потом вся пьеса целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения одного жанра, разные по характеру.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали «Мазурку» П. Чайковского. Давайте сравним её с другой мазуркой - композитора А. Гречанинова. (Исполняет обе пьесы.) Как отличаются эти пьесы по характеру?
Д е т и. Первая мазурка чёткая, гордая, а вторая - нежная и грустная.
П е д а г о г. Да, «Мазурка» А. Гречанинова задумчивая, печальная, мечтательная. Акценты на третью долю (на счёт «три») не слышны так отчётливо, как в пьесе П. Чайковского, они не такие яркие. Танец звучит мягче, лиричнее. В середине пьесы А. Гречанинова музыка звучит громче, становится более волевой (играет 9-12-й такты), а потом опять тихой и нежной (играет 13-16-й такты). В этой мазурке, как и в пьесе П. Чайковского, тоже встречается пунктирный ритм (играет 3-й такт, прохлопывает ритмический рисунок), который придаёт ей активный, устремлённый характер. Но в целом эта мазурка нежная и мягкая. Давайте движениями рук передадим разный характер мазурок П. Чайковского и А. Гречанинова, а потом потанцуем под музыку (исполняет обе пьесы).
На последующих занятиях можно предложить детям послушать мазурки Ф. Шопена, например, грустную, задумчивую, медленную мазурку Фа минор (оp. 63 № 2), решительную, воинственную, сельскую мазурку До мажор (оp. 24 № 2), печальную, сожалеющую - До диез минор (оp. 63 № 3).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.