МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район
Оценка 4.7

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
06.07.2017
МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район
Дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому), так как выполнение дыхательных упражнений детьми, страдающими заболеваниями органов дыхания, значительно облегчают болезнь, сокращают её длительность и уменьшают возможность развития осложнений. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Семинар для восп. дых. гимн.docx
МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район Подготовила учитель­логопед:  Пересыпкина Г. С. Семинар – практикум для воспитателей  «Игровые технологии, направленные на развитие речевого дыхания»     Дыхание является физиологической основой речи. Кроме того, правильное дыхание  способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной  саморегуляции.       «А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться,  расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем  самым, поможет избежать стресса».     Дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому), так как выполнение  дыхательных упражнений детьми, страдающими заболеваниями органов  дыхания, значительно облегчают болезнь, сокращают её длительность и  уменьшают возможность развития осложнений.     Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,  создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого  соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной  выразительности.      Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде  всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить  ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.  Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную  струю в нужном направлении. Запомните параметры правильного ротового выдоха: ­ выдоху предшествует сильный вдох через нос ­ "набираем полную грудь  воздуха"; ­ выдох происходит плавно, а не толчками; ­ во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,  надувать щеки; ­ во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы  он ощутил, как должен выходить воздух); ­ выдыхать следует, пока не закончится воздух; ­ во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых  коротких вдохов.     При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания,  необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют  ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры  необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и  обязательно чередовать с другими упражнениями. Дыхательные упражнения бывают:  статическими (которые выполняются в состоянии покоя)  динамическими (которые выполняются с использованием элементов  движения)  специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых  заболеваниях). Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные  комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений. Дыхательные упражнения могут проводиться как в детском саду, так и дома. Как проводить дыхательную гимнастику с дошкольником? 1. Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно  проводить дважды в течение 10­30 минут, и делать это лучше не ранее,  чем через час после приёма пищи. 2. Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой  форме. 3. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек. 4. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на  свежем воздухе. 5. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно  проветривать его. 6. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше  17­20 Сº. 7. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так  как результаты занятий будут видны только после продолжительного  курса. 8. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения. Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного  возраста Детям 2­4 лет Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота  воздушный шар. Этот шарик­животик нужно медленно надувать на вдохе  (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно  выдыхая воздух через рот. Для образности можно положить на живот ребёнка  небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и  опускается. Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет  под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и  постараться как можно длительнее задержать дыхание. Детям 5­7 лет Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала  ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат  розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух. Попробуйте с ребёнком упражнение «Розочка и одуванчик» Упражнение «Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть  щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам,  выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при  этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек. Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя драконом,  дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть  зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух. Упражнение «Брось мяч». Исходное положение — стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить  мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у­х­х». Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4­6 раз. Игры и упражнения для дыхания в стихах Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и  удовольствие, и пользу. Попробуйте сделать с ребёнком такой комплекс  упражнений: 1. Гуси летят Гуси высоко летят. На детей они глядят. 1 — руки поднять в стороны — вдох 2 — руки опустить вниз, издав звук «г­у­у­у» ­выдох 2. Ёжик Ёжик добрый, неколючий, Посмотри вокруг получше. 1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом 2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы. 3. Регулировщик Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. 1 — правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох через нос 2 — левая рука вверх, правая рука в сторону — выдох + звук «р­р­р» 4. Маятник Влево, вправо, влево, вправо, А затем начнём сначала. Руки на поясе — вдох 1 — наклон вправо — выдох 2 — руки на поясе — вдох 3 — наклон влево — выдох 4 — руки на поясе — вдох Выдох со звуком «т­у­у­х». Для детей с нарушениями речи имеется ступенчатая форма в постановке  и развитии навыков правильного дыхания. Постановка и развитие четырёхфазного смешанно­диафрагмального дыхания 1.Развитие четырёхфазного диафрагмального дыхания      Дыхательные фазы содержат равное количество секунд – от 3 до 7.  Начинаем работу с 3­секундных фаз, постепенно удлиняя до 7 секунд.     1­я фаза – вдох носом, мышцы живота расслаблены, живот медленно  «надувается», выдвигая диафрагму вниз, воздух наполняет лёгкие, расширяя  грудную клетку.     2­я фаза – задержка дыхания (пауза).     3­я фаза – выдох ртом, живот медленно втягивается, приподнимая  диафрагму, межрёберные мышцы расслабляются, опуская рёбра, грудина и  ключицы опускаются.     4­я фаза – задержка дыхания (пауза).     Отработка четырёхфазного дыхания проводится в положении лёжа после  сна. Ребёнок укладывается на ровную поверхность, одна его рука кладётся на  диафрагму, другая на грудь. Сверху логопед кладёт свои руки. При выдохе  надавливают руками на диафрагму, затем на грудную клетку. При вдохе руки  «отпускают» вначале диафрагму, затем грудную клетку. В дальнейшем  логопед только контролирует правильность дыхания с помощью своих рук.  Необходимо следить, чтобы плечи и ключицы не находились в напряжении. В  том случае, если у ребёнка дыхание верхне­грудное или ключичное, логопед  может занять положение за головой ребёнка, придерживая коленями его  плечи. Дыхание выполняют под счёт, начиная с трёх. Постепенно длина фаз  увеличивается до семи секунд. 2.Развитие носового и ротового дыхания     После того как навык смешанно­диафрагмального дыхания закреплён в  положении лёжа, затем сидя, проводятся упражнения (по четырёхфазной  схеме): ­Вдох и выдох через нос. ­Вдох и выдох через рот. ­Вдох через рот – выдох через нос. ­Вдох и выдох через левую ноздрю, затем через правую попеременно. ­Вдох через одну половину носа, выдох через другую. ­Вдох через нос, удлинённый  выдох через нос с усилением в конце. ­Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы. ­Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями. ­Вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями. ­Дети лежат на спине. На вдохе мышцы живота (на нём находится мягкая  игрушка) поднимаются, на выдохе – опускаются под муз. сопровождение Е.  Крылатова «Лесной олень». ­Под муз. сопровождение Е. Крылатова «Крылатые качели», лёжа на спине,  держа руку на животе, дети на сильную долю выполняют вдох, на слабую –  выдох. 3.Совмещение навыка дыхания с навыками движения     Упражнения выполняются в положении сидя на коленях, либо в позе лотоса (спина выпрямлена). ­«Тряпичная кукла». На вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе  опускаются перед собой, голова опускается к коленям, спина сгибается. ­На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребёнок обхватывает себя  руками, голова опускается, спина сгибается. ­Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены  и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе –  вперёд. ­Вдох попеременно правой – левой ноздрёй. На вдохе правой ноздрёй левую  закрывает подушечка мизинца левой руки. На вдохе левой ноздрёй правую  закрывает подушечка большого пальца правой руки. 4.Закрепление навыка дыхания в движении     Упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая. ­«Солнцепоклонники». Ноги на ширине плеч, руки сложены домиком на  уровне груди. На вдохе руки и голова поднимаются вверх, на выдохе –  наклон, руки ладонями упираются в пол. ­«Тряпичная кукла­1». И. п. то же. Вдох – руки поднимаются вверх. Выдох –  расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо. ­«Дровосек». И. п. то же. Вдох – руки поднимаются вверх, пальцы скрещены.  Выдох – напряжённые руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз. ­«Мельница». И. п. то же. Одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На  вдохе и выдохе руки меняют положение. ­«Насос». И. п. то же. Руки опущены, ладони обращены вверх. На вдохе руки  притягиваются к подмышкам. На выдохе руки опускаются ладонями вниз. ­«Яйцо». И. п. то же. На вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх,  ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной  стороной друг к другу. ­«Арлекин». И. п. то же. Руки в локтевых суставах раздвинуты в стороны  параллельно полу, предплечья и кисти расслаблены. На вдохе движение  предплечий и кистей назад, на выдохе, через неплотно сжатые губы – вперёд. ­«Черепаха». И. п. то же. На вдохе вытягиваем шею вперёд. На выдохе (сквозь неплотно сжатые губы) – возвращаем на место. ­«Потягушки». И. п. то же. Руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и  прижаты книзу живота. На вдохе – кулаки, скользя по туловищу,  поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогибаемся в спине назад,  запрокидываем голову; вытягиваемся верх, распрямляя руки и поднимаясь на  носки. На выдохе – опускаемся вниз, достаём пальцами до пола. ­«Свеча». И. п. то же. Вдох. Начинаем медленно, ровно выдыхать воздух  (пламя свечи не колеблется), выдох становится интенсивнее (стремимся  загасить свечу), сильный резкий выдох (свеча погасла). ­«Росток». Ноги вместе. На вдохе расслабленные руки медленно поднимаем  вверх, растягивая всё тело (пятки не отрываются от пола, на выдохе  медленно) опускаем руки, сгибаемся в поясе. ­«Пожар». Ноги вместе, руки перед грудью. На сильную долю – резкий,  шумный вдох носом и движения руками перед грудью, сжимающие грудную  клетку; на слабую долю – непроизвольный выдох, руки возвращаются в и. п.  (муз. сопровождение в размере 2/4). ­«Упражнения с цветами» (муз. А. Жилина «Вальс»). Дети стоят в кругу и  держат в руках по цветку или листику. На 1­8 такты поднимают руки вперёд и делают вдох, на 2­16 такты опускают руки – выдох. ­«Лошадки отдыхают» (муз. сопровождение в размере 2/4). Дети стоят в  кругу, руки на поясе. 1­я муз. фраза: на сильную долю делается вдох, на  слабую – выдох носом. 2­я муз. фраза: на сильную долю – вдох, на слабую –  выдох ртом. 3­я фраза: на сильную долю – вдох, на слабую – выдох носом. 4­я  фраза – на сильную долю – вдох носом, на слабую выдох ртом. ­«Кошка» (муз. сопровождение в размере 2/4). Стоя, кисти на уровне живота.  На вдохе выполняются повороты вправо­влево с лёгким приседанием. 5.Развитие речевого дыхания     Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания,  продолжительного, сильного постепенного выдоха. На выдохе произносятся  сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах  дыхание сочетается с проговариванием стихов. Упражнения выполняются в  положении сидя, стоя (дыхание четырёхфазное).  ­«Львёнок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося  слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых  связок и всегда предшествует речевыми упражнениям. ­«Надоедливый комар». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу.  Вдох – руки разводим в стороны. Выдох – очень медленно («чтобы не  спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося «з­з­з», затем  следует резкий хлопок ладонями. ­«Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи расправлены. Вдох. На  одном выдохе произносим 5­10 звуков [ф], затем чередуем звуки [ф], [в]. При  произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагму. ­«Пушинка». И. п. то же. Вдох. На одном выдохе произносим 3­7 слогов «фу». При произнесении каждого слога помогаем себе, прижимая диафрагму. ­«Тряпичная кукла­2». Ноги на ширине плеч, руки сложены домиком на  уровне груди. Вдох – руки поднимаются вверх. Выдох – расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо, произносится прерывный  длительный звук [м]. ­«Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище согнуто и расслаблено. Вдох. На  выдохе медленно выпрямляем позвоночник, представляя, что каждый  позвонок – это звено молодого бамбука. Одновременно прерывисто  произносим звук [м], как бы посылая его в каждый позвонок­звено. ­«Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем звук [а], представляя, что  наши ноги превращаются в корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю. ­«Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим звук [о], представляя себя  кругом, из которого выходит воздух (вначале громко, затем всё тише и тише). ­«Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук [а], представляя, что в груди  находится столб света, который вырывается наружу вместе со звуком. ­«Ворона». Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднимаем руки через  стороны вверх – вдох, медленно опускаем руки – выдох, произносим: «Кар!». ­«Самурай». Сидя по­турецки, руки свободно лежат на коленях. Упражнение  выполняется с проговариванием сочетаний: а­на­хат, о­хо­хам. А – правая  рука вытягивается вперёд, кисть сжата в кулак, возврат в и. п.; на – левая  рука вытягивается вперёд, кисть в кулаке, возврат в и. п.; хат – руки , сжатые  в кулак, идут в стороны и к полу, возврат в и. п. О – правая рука через  середину поднимается вверх, возврат в и. п.; хо – левая рука поднимается  через середину вверх, возврат в и. п.; хам – поднимаются и опускаются обе  руки. ­«Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук [и], представляя себя длинной,  тонкой антенной, направленной вверх. ­«Разноцветный фонтан». Произносим 3­5 звуков ([а], [о], [у], [э], [и]),  представляя себя разноцветным фонтаном воды, который пробивается  наружу. ­«Кто больше?». Упражнение направлено на увеличение длины выдоха. Вдох.  На выдохе произносятся цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с  этими же звуками): а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ,  оы, оау, оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы,  уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао,  ыуа, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ.     Перед тем как произнести строку стихотворения, надо сделать вдох и на  выдохе медленно, спокойно проговаривать текст. Сказать тебе нужно немало,                          Спокойно надо говорить, Но с этим не надо спешить.                           Не торопиться, не спешить. Спокойно подумай сначала,                          И станет наша речь красивой, Потом начинай говорить.                               И чёткой, и неторопливой. Приложение 1. Картотека дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших групп. Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю  вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2­х лет). Этот  комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат,  координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует  правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ. Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики»  и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. Упражнение 2. НАСОСИК. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется –  выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.  Повторить 3 – 4 раза. Упражнение 3. ГОВОРИЛКА. Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту ­ ту. Как машинка гудит? Би – би. Би – би. Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых. Можно ещё попеть гласные звуки: о­о­о­о­ооо, у­у­у­уууу. Упражнение 4. САМОЛЁТ. Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме  стиха: Самолётик ­ самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками  вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жужу ­жу (делает поворот вправо) Жу­жу­жу (выдох, произносит ж­ж­ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево) Жужу –жу (выдох, ж­ж­ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повторить 2­3 раза Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА. Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени,  опустить голову, выдох с произнесением звука ш­ш­ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение 6. ВЕТЕРОК . Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и  подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы  трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы  трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди,  спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3­4 раза. Упражнение 7. КУРОЧКИ. Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте  руки­«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так­так­так» и  одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите  руки вверх – вдох. Повторить 5 раз. Упражнение 8. ПЧЁЛКА. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и  опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу­жу­жу» (сжимаем грудную клетку и на  выдохе произносим: ж­ж­ж, затем на вдохе разводим руки в  стороны, расправляем плечи и произносим...) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в  стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было  глубокое. Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ . Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу­зу» машет руками влево –  выдох, вправо – вдох. Зу­зу, зу­зу, Косим мы траву. Зу­зу, зу­зу, И налево взмахну. Зу­зу, зу­зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу­зу, зу­зу. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4  раза. Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно  комплектовать и чередовать по­своему. Часики. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми  руками вперед и назад, произносить «тик­так». Повторять 10–12 раз. Трубач. Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх.  Медленно выдыхая, громко произносить «п­ф­ф». Повторить 4–5 раз. Петух. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а  затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку­ка­ре­ку».  Повторить 5–6 раз. Каша кипит. Сесть, одна рука на животе, другая ­ на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании ­ выдох. Выдыхая, громко произносить «ф­ф­ф­ф­ф». Повторить 3–4 раза. Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в  локтях руками и приговаривая «чух­чух­чух». Повторять в течение 20–30 с. На турнике. Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать  обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки ­ вдох,  палку опустить назад за голову ­ долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф­ф­ ф­ф­ф». Повторить 3–4 раза. Шагом марш! Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить,  высоко поднимая колени. На 2 шага ­ вдох, на 6–8 шагов ­ выдох. Выдыхая,  произносить «ти­ш­ш­ше». Повторять в течение 1, 5 мин. Летят мячи. Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от  груди вперед. Выдыхая, произносить «у­х­х­х­х». Повторить 5–6 раз. Насос. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон  туловища в сторону ­ выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом  произносить «с­с­с­с­с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону. Регулировщик. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята  вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р­р­р­р­р». Повторить 5–6 раз. Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки ­ вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню ­ выдох. Выдыхая, произносить «у­х­х­х­х». Повторить 4–5 раз. Лыжник. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе  произносить «м­м­м­м­м». Маятник. Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой  ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне ­ выдох,  произносить «т­у­у­у­х­х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.  Гуси летят. Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны ­  вдох, опустить вниз ­ выдох, произносить «г­у­у­у». Семафор. Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны ­ вдох,  медленно опустить вниз ­ длительный выдох, произносить «с­с­с­с­с».  Повторить 3–4 раза. Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много  разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения,  адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат  вас и вашего малыша дыхательной самозащите. 1. Большой и маленький. Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это  положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки  вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями ­ показывая, какой он маленький. 2. Паровоз. Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения  колес паровоза, произнося при этом "чух­чух" и изменяя скорость движения,  громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять­шесть раз. 3. Летят гуси. Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками,  словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося  "г­у­у". Повторите с ребенком восемь­десять раз.  4. Аист. Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в  колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд.  Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш­ш­ ш­ш". Повторите с ребенком шесть­семь раз. 5. Дровосек. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки  топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора,  вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам  "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с  ребенком шесть­восемь раз. 6. Мельница. Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте  прямыми руками, произнося на выдохе "ж­р­р". Когда движения ускоряются,  звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь­восемь раз. 7. Конькобежец. Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной,  корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то  левую, то правую ногу, произнося "к­р­р". Повторите с ребенком пять­шесть  раз. 8. Сердитый ежик. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик  во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не  отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся  на выдохе "п­ф­ф" ­ звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф­р­р" ­ а это  уже довольный ежик. Повторите с ребенком три­пять раз. 9. Лягушонок. Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок  быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув,  прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три­четыре раза. 10. В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на  выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь  то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять­шесть раз. 11. Веселая пчелка. На выдохе произнесите "з­з­з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела. 12. Великан и карлик. Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к  ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к  полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо  поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням. С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет  пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с  ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики  простуды будут обходить ваше чадо стороной! Приложение 2. Картотека дыхательной гимнастики для средней группы. Комплекс №1 1. «Послушаем своё дыхание» Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип  дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма. И. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища  расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и  определяют: куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит; какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно); какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое; какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с  определённым интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное  дыхание или шумное. 2. «Дышим тихо, спокойно и плавно» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после  физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс  дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за  расслаблением своего организма и психики. И. п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться,  прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох  через нос. Повторить 5­10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно,  так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при  выдыхании. 3. «Подыши одной ноздрёй» Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и  верхних дыхательных путей. И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй  делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее,  верхнее дыхание). Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть  указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий  продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и  подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось  «ямка». 3­4. То же другими ноздрями. Повторить 3­6 раз. Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй  сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем  другой). Повторить по 6­10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно.  Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание. 4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание). Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости,  осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза  закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе  ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок  как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких­либо усилий – живот медленно  поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4­10 раз. 5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание) Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё  внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких. И. п. : лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и  сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной  клетки и медленно освобождают зажим. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в  нижней части рёбер. Повторить 6­10 раз. Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В  начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и  разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки. 6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути,  обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких. И. п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и  сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и  опусканием ключиц и плечей. Повторить 4­8 раз. 7. «Ветер» (очистительное полное дыхание). Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной  системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах. И. п. : сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох  носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. Задержать дыхание на 3­4 с. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми  выдохами. Повторить 3­4 раза. Примечание. Упражнение не только великолепно  очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении  и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после  физической нагрузки как можно чаще. 8. «Радуга, обними меня» Цель: та же. И. п. : стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3­4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая  в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на  плечо. Повторить 3­4 раза. 9. Повторить 3­5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно». Комплекс №2 Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные  пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц. Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении. 1. «Подыши одной ноздрёй». Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с  меньшей дозировкой. 2. «Ёжик». Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым  поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея  напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4­8 раз. 3. «Губы «трубкой». 1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы. 2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие  до отказа. 3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). 4. Пауза в течении 2­3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть  воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4­6 раз. 4. «Ушки». Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи  остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как  можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не  поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки.  Выдох произвольный. Повторить 4­5 раз. 5. «Пускаем мыльные пузыри». 1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы  носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы  пуская мыльные пузыри. 3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3­5 раз. 6. «Язык «трубкой». 1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык  высунуть и тоже сложить «трубкой». 2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все  лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки. 3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы  подбородок коснулся груди. Пауза – 3­5 секунд. 4. Поднять голову и  спокойно выдохнуть воздух через нос.  Повторить 4­8 раз. 7. «Насос». 1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. 2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне  делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при  накачивании шин насосом (5­7 пружинистых наклонов и вдохов). 3. Выдох произвольный. Повторить 3­6 раз. Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки. Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд –  назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне  вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3­5 раз. 8. «Дышим тихо, спокойно и плавно». Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой. Комплекс №3 Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус всей дыхательной  системы. Проводится в игровой форме. 1. «Ветер на планете». Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2. 2. «Планета «Сат – Нам» ­ отзовись!» (йоговское дыхание). Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей  дыхательной мускулатуры. И. п. : сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина  выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных,  переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как  стрела. После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам». Повторить 3­5 раз. Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к  позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко,  расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох. Цикл дыхания: выдох «Сат» ­ пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат»  напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки,  пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» ­ всё расслабляется. Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8­10 раз  произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!». 3. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно». Повторить  упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с  меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса. 4. «Инопланетяне». Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно»,  «Планета «Сат – Нам» ­ отзовись!». Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на  выдохе. И. п. : 3­4 раза из положения лёжа на спине, 3­4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например:  «Инопланетяне просыпаются, напрягаются». 1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную  клетку. 2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие. 3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я  сильный (ая)». 4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц. Дыхательные имитационные упражнения 1. «Трубач». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко  рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п­ф­ф­ф». Повторить 4­5 раз. 2. «Каша кипит». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на  груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая  живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш­ш­ш». Повторить 1­5 раз. 3. «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку  опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф­ф­ф». Повторить 3­4 раза. 4. «Партизаны». Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая  колени. На 2 шага – вдох, на 6­8 шагов – выдох с произвольным  произношением слова «ти­ш­ш­е». Повторять 1, 5 мин. 5. «Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и  медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука  «с­с­с». Повторить 3­4 раза. 6. «Регулировщик». Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука  поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять  положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р­р­р». Повторить 4­5 раз. 7. «Летят мячи». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди  вперёд, произнести при выдохе длительное «ух­х­х». Повторять 5­6 раз. 8. «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с  произношением зука «м­м­м». Повторять 1, 5­2 мин. 9. «Маятник». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за  спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны,  вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту­у­у­ у­х­х». Повторить 3­4 наклона в каждую сторону. 10. «Гуси летят». Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в  стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу­у­ у». Повторять 1­2 мин. Комплекс дыхательных упражнений игрового характера 1. Ходьба. Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и  отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная  ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за  осанкой. Продолжительность ходьбы 40­60 с. Педагог говорит стихи,  направляя ими детей на нужные движения: Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идём на пятках, Мы идём, как все ребята, И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой­Чалой). 2. «Куры». Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки ­  «крылья» и опустив голову. Произносят «тах­тах­тах», одновременно  похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к  плечам – вдох. Повторить 3­5 раз: Бормочут куры оп ночам, Бьют крыльями тах­тах (выдох), Поднимем руки мы к плечам (вдох), Потом опустим – так (Е. Антоновой­Чалой). 3. «Самолёт». Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху.  Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж...»  ­ выдох; стать прямо, опустить руки – пауза. Повторить 2­4 раза в каждую сторону: Расправил крылья самолёт, Приготовились в полёт. Я направо погляжу: Жу­жу­жу. Я налево погляжу: Жу­жу­жу (Е. Антоновой­Чалой). 4. «Насос». Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться  поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс...», выпрямляясь – вдох. Повторять 4­6 раз: Это очень просто – Покачай насос ты. Направо, налёг... Руками скользя, Назад и вперёд Наклоняться нельзя. Это очень просто – Покачай насос ты (Е. Антоновой­Чалой). 5. «Дом маленький, дом большой». Дети стоят. Присесть, обхватив  руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш­ш­ш» («у  зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба  по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». Повторить 4­6 раз: У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Мишка наш пошёл домой Да и крошка заинька (Е Антоновой­Чалой). 6. «Подуем на плечо». Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены.  Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова  прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох  носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, ­ вновь сделать  спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять  лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2­3 раза: Подуем на плечо, Подуем на другое. Нас солнце горячо Пекло дневной порой. Подуем на живот, Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака И остановимся пока. Потом повторим всё опять: Раз, два и три, четыре, пять (Е. Антоновой­Чалой). 7. «Косарь». Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом  перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное  положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки  через перёд влево со звуком «зз­уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют  вместе с ним слоги «зу­зу», делая упражнение. Стихотворение,  сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3­4 раза: Косарь идёт косить жнивьё: Зу­зу, зу­зу, зу­зу. Идём со мной косить вдвоём: Замах направо, а потом Налево мы махнём. И так мы справимся с жнивьём. Зу­зу, зу­зу вдвоём (Е. Антоновой­Чалой). 8. «Цветы». Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете (Е. Антоновой­Чалой). По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают  голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад,  чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают  руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6­8 раз. 9. «Ёж». Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за  голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох  через нос при чтении двустишия: Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди,  делая полный, глубокий выдох при чтении стиха: Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся  «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и  выдох через нос. Всё упражнение повторить 4­6 раз. 10. «Трубач». Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают  трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят: Тру­ру­ру, бу­бу­бу! Подудим в свою трубу. 11. «Жук». Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж...» ­ выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох. Повторить упражнение 4­5 раз: Жж­у, ­ сказал крылатый жук, Посижу и пожужжу. Приложение 3. Картотека дыхательной гимнастики для старшей и подготовительной  группы ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ «Разминка». И. п. ­ стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки  полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к  другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом ­ активный,  быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать,  не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без  пауз. Темп 1­2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10­20  раз. «Наклоны» Частъ первая. И. п. ­ стоя, нога на ширине плеч, туловище  прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно  опустить, слегка скрестив, вдох носом ­ быстрый, ясно слышимый. Вернуться  в исходное положение не полностью ­ и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10­20 раз. Часть вторая. И. п. ­ стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на  уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом ­  быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не  полностью ­ и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2  вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не  помогать выдоху). Повторить 10­20 раз. «Маятник». И. п. ­ стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз,  Покачиваться вперед­назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются.  Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1­2 вдоха в секунду. Повторить 10­20 раз. При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как  можно больше воздуха ­ наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем  возможно. Во время движений следует стараться освободиться от  напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп.  Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать  его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация  дыхания, а движение ­ лишь средство для этого. Каждое упражнение  повторять с паузами в 1, 2, 3 секунды ­ так, чтобы получилось не менее 128­ 160 дыханий, а всего 600­640 дыхательных движений на четыре упражнения.  Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми  упражнениями. В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно­ двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей  интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые  движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны,  повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным  дыхательным упражнениям. Широко используются различные  индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения.  Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество  повторений увеличивается до 6­8 раз. Упражнения на удлинение выдоха «Наклоны вперед». И. п. ­ ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Спокойный вдох в и. п. 1­2­3 ­ пружинистые наклоны вперед с тройным  выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 ­ вернуться в и. п. «Наклоны в сторону»(«Наклоны с зонтиком»). И. п. ­ ноги на ширине  плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1­2­3 ­ тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой ­ «накрылись зонтиком» ­ выдох. 4 ­  вернуться в и. п. «У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку  узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу,  слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко  рту, сделать небольшой наклон. Специальные дыхательные упражнения «Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный  вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три  коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во  время упражнения туловище держать прямо. «Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать  дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом,  одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с  облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться. Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. Упражнения можно выполнять стоя или в движении. «Ёжик». Поворот головы вправо­влево в темпе движения. Одновременно с  каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея  напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. «Ушки». Покачивая головой вправо­влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при  наклоне головы туловище не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный. Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва. Комплекс 1. 1. «Качалка». И. п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд­назад, произнося на выдохе «Ф­р­оо­хх!». Повторить 6­8 раз. 2. «Ёлочка растёт».И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки  опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч.  Приседая, произносить: «Страх­х!». Повторить 2­3 раза. 3. «Зайчик». И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить.  Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся  на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5­7 раз. 4. «Как гуси шипят». И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа  палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая  шею, произнести: «Ш­ш­ш...». Повторить в среднем темпе 3­4 раза. 5. «Прижми колени». И. п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить.  Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф­ф!».  Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5­7 раз. 6. «Гребцы». И. п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться  вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку  притянуть к груди. Повторить медленно 3­5 раз. 7. «Скрещивание рук внизу». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки в  стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой,  произносить: «Та­ак!» ­ и поднимать их в стороны. Повторить в среднем  темпе 4­6 раз. 8. «Достань пол». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд.  Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить  медленно 2­4­раза. 9. «Постучи кулачками». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить.  Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук­тук­тук».  Повторить в среднем темпе 2­3 раза. 10. «Прыжки». Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок:  «Ха». Каждые 12­16 прыжков чередовать с ходьбой. Комплекс 2 «На улице». 1. «Погрейся». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны.  Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам,  произнося: «Ух­х­х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8­10 раз. 2. «Конькобежец». И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в  стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр­р­р!».  Повторить в среднем темпе 5­8 раз. 3. «Заблудился». И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором.  Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А­у­у­у!». Повторить 8­10 раз. 4. «Снежный ком». И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки  опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд,  обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр­р­р!».  Повторить медленно 3­5 раз. 5. «Снеговик веселится». И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе.  Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным  выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6­8 раз. 6. «Вырасти большим». И. п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки  вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У­х­х­х!». Повторить 4­5 раз

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район

МБДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017