МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Методическая
разработка урока по
МДК 01.02 Мебельное и столярно – строительное производство на
тему: «Облицовывание
кромок на позиционном оборудовании, на автоматических и
полуавтоматических линиях» специальности: 35.02.03
Технология деревообработки
2021 г.
Рассмотрена и рекомендована учебной цикловой комиссией № 2 ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»
Протокол № __ от «__» _________ 2021г.
Председатель УЦК _______Е.А.Ковалева
|
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 35.02.03 Технология деревообработки УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР _____________________________А.А.Суфьянова |
Методические указания к проведению урока по МДК 01.02 Мебельное и столярно – строительное производство предназначены для преподавателей специальности 35.02.03 Технология деревообработки.
Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.
Методическая разработка урока содержит материал проведения урока с применением таких технологий и методов обучения как: объяснение, рассказ, активное и пассивное восприятие, фронтальная беседа, демонстрация, практическая работа, опрос, постановка проблемных вопросов, постановка проблемной ситуации, «мозговой штурм», групповая работа, работа с раздаточным материалом, работа с презентацией, самостоятельная работа студентов, контрольно – коррекционная беседа рефлексия К уроку прилагается сценарий проведения урока, авторская слайд – презентация, упражнение на закрепление пройденного материала, домашнее задание. Цель разработки данного урока - развитие базовых качеств личности, как логическое мышление, рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный результат своей деятельности. Может представлять интерес для педагогов специальных дисциплин к проведению занятий.
Цель разработки данного урока – развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую, мыслительной деятельности учащихся для самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков.
Разработчик: Хасанова А.Ф., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ Уфимский лесотехнический техникум.
Содержание
Цели методической разработки |
4 |
Формируемые профессиональные компетенции. Приобретаемые умения и навыки
|
5 |
Задачи занятия |
7 |
Обоснование выбора технологии |
9 |
Ход занятия
|
10 |
План учебного занятия
|
12 |
Сценарий урока
|
15 |
Технологическая карта урока |
17 |
Список использованных источников информации |
20 |
Приложение А |
21 |
Приложение Б |
25 |
Приложение В |
27 |
Приложение Г |
28 |
Приложение Д |
29 |
Курс, группа: Междисциплинарные курсы |
Второй, группа 31 ТД МДК 01.02 Мебельное и столярно – строительное производство |
Специальность: |
35.02.03 Технология деревообработки |
Тема: |
«Облицовывание кромок на позиционном оборудовании, на автоматических и полуавтоматических линиях». |
Форма занятия: |
Комбинированное занятие |
Цель урока: обогатить знания обучающихся о видах кромочных материалов, об особенностях и видах облицовывания, научить облицовывать кромку ручным способом для сравнения с облицовыванием на позиционном оборудовании, автоматических и полуавтоматических линиях
Цель методическая: формирование навыков самостоятельной работы с научно- технической документацией при решении практических задач. Развитие умения правильно воспринимать и активно запоминать новую информацию, анализировать и обобщать полученные знания.
Формирующие ОК:
ОК 1. |
Понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять для себя задачи профессионального и личностного развития, заняться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей). |
Формирующие ПК:
ПК 1.1 |
Участвовать в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием системы автоматизированного проектирования (САПР). |
ПК 1.2. |
Составлять карты технологического процесса по всем этапам изготовления продукции деревообрабатывающих производств. |
ПК 1.3. |
Организовывать ведение технологического процесса изготовления продукции деревообработки. |
ПК 1.4. |
Выполнять технологические расчеты оборудования, расхода сырья и материалов. |
ПК 1.5. |
Проводить контроль соответствия качества продукции деревообрабатывающего производства требованиям технической документации. |
Уметь:
- облицовывать кромку ручным способом;
- определять дефекты, возникающие при облицовывании;
Знать:
- термины и определения, классификацию кромочных материалов;
- облицовывание на позиционном оборудовании, автоматических и полуавтоматических линиях;
Вид занятия: |
Урок |
Тип урока: |
комбинированный |
Мотивация учебной деятельности |
Изучение данной темы очень важно, так как является основой для дальнейшего формирования знаний, умений и профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена. |
Типология по основному способу проведения |
Лекция первичного ознакомления с материалом, беседа, самостоятельная работа обучающихся, тестирование, решение ситуационных задач. |
Методы обучения: |
Объяснение, рассказ, активное и пассивное восприятие, фронтальная беседа, демонстрация, практическая работа, опрос, постановка проблемных вопросов, постановка проблемной ситуации, «мозговой штурм», групповая работа, работа с раздаточным материалом, работа с презентацией, самостоятельная работа студентов, контрольно – коррекционная беседа рефлексия |
Формы учебной работы: |
- Фронтальная; • - групповая работа; • - индивидуальная работа |
Приемы обучения: |
• опережающая форма обучения. • фронтальная работа; • тестирование; • взаимопроверка знаний; • постановка проблемных ситуаций; • групповая работа; • индивидуальная работа |
Средства обучения: |
Дидактические средства: слайд-презентация в программе PowerPoint, видеоматериал, раздаточный материал, задание для выполнения тестирования на закрепление пройденного материала, домашнее задание для студентов; Технические средства: персональный компьютер; мультимедийный проектор; экран |
Внутридисциплинарные связи: |
«Оборудование для облицовывания кромок», «Классификация кромок»; «Виды облицовывания» |
Междисциплинарные связи: |
Обеспечивающие дисциплины «Древесиноведение и материаловедение» |
Целесообразность использования медиа продукта на занятии:
|
• - повышение мотивации и эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений; • - формирование информационной культуры и компетентности учащихся. |
1. Обучающая: рассмотреть виды кромочных материалов, изучить особенности облицовывания, научиться облицовывать кромку ручным способом, рассмотреть классификации облицовывания на деревообрабатывающих предприятиях;
2. Развивающая: развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую, мыслительной деятельности учащихся для самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков;
3. Воспитательная: воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии; внимания, чувства ответственности за правильность выполнения работы; усидчивости при выполнении задания; умений работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателями, друг с другом
4. Методическая: создание условий для усвоения нового материала через продуктивные методы обучения.
5. Деятельностные: формирование умений определять виды и способы распиливания бревен.
Обоснование выбора технологии
Для открытого урока выбрана форма комбинированного урока, так как он позволяет использовать разнообразные методы работы со студентами, способствующими закреплению пройденного материала и изучению на его базе нового. В ходе изучения урока студент должен научиться определять виды пиломатериалов в зависимости от способа распиливания, понять классификацию видов распила. Использована опережающая форма обучения: студенты группы предварительно провели анализ учебной литературы, посмотрели видеоролики.
Цель опережающего обучения – лучшее усвоение теоретического материала, расширение кругозора, развитие навыков самостоятельной работы с материалами из различных источников.
Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.
В основу системы опережающего обучения заложены следующие принципы:
- принцип обучения на высоком уровне трудности. Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений;
- принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков;
- принцип осознания обучаемыми собственного учения. Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции;
- принцип работы над развитием всех обучаемых. Согласно этому принципу, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех.
Таким образом, отличительными чертами системы являются:
- направленность на высокое общее развитие обучаемых (это стержневая характеристика системы);
- высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;
- быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний.
Продолжительность занятия – 1час 10 мин.
1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 1 мин.
Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- проверка наличия студентов на начало урока;
- проверка готовности рабочих мест (наличие тетрадей и ручек, инструментов и принадлежностей для работы).
2. Актуализация знаний – 14 мин.
Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося:
1) повторение изученной темы, ответы на вопросы по изображениям;
2) выполнение тестовых заданий;
3) активизация имеющихся знаний.
На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:
- самостоятельно актуализируют имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5мин.
Цель этапа: сформулировать цели и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирование вопросов, вызова, постановка студентами собственных целей:
1) происходит совместное формулирование темы урока;
2) происходит совместное формулирование цели и задач занятия.
На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:
- определяется тема изучения предстоящего учебного материала;
- определяются цели изучения предстоящего учебного материала
Тема урока: «Облицовывание кромок на позиционном оборудовании, на автоматических и полуавтоматических линиях».
Цель урока:
- обогатить знания обучающихся о видах кромочных материалов, об особенностях и видах облицовывания;
- научить облицовывать кромку ручным способом для сравнения с облицовыванием на позиционном оборудовании, автоматических и полуавтоматических линиях.
4.Первичное усвоение новых знаний – 15 мин.
Цель этапа: Последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению и усвоению:
1) работа со слайд-презентацией по изучению темы;
2) работа с видеороликами;
5.Первичная проверка понимания и первичное закрепление – 20 мин.
Цель этапа: Применение и первичное закрепление полученных знаний, выработка у студентов умений и навыков при выполнении практического задания:
1) облицовывание кромок ручным способом, обсуждение допущенных ошибок по технологии;
2) изучение возникших дефектов.
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция – 10 мин.
Цель этапа: Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненные задания.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.
Цель этапа: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
1. Стадия рефлексия, подведение итого урока – 3 мин.
Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз – вывода и осмысления – технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.
по МДК 01.02 Мебельное и столярно – строительное производство
Тема: «Облицовывание кромок на позиционном оборудовании, на автоматических и полуавтоматических линиях».
Специальности: 35.02.03 Технология деревообработки
Курс:3
Группа: 31 ТД
Цели учебные
знать:
- термины и определения, классификацию кромочных материалов;
- облицовывание на позиционном оборудовании, автоматических и полуавтоматических линиях;
уметь:
- облицовывать кромку ручным способом;
- определять дефекты, возникающие при облицовывании.
Формирующие ОК:
ОК 1. |
Понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды ( подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять для себя задачи профессионального и личностного развития, заняться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей). |
Формирующие ПК:
ПК 1.1 |
Участвовать в разработке технологических процессов деревообрабатывающих производств, процессов технологической подготовки производства, конструкций изделий с использованием системы автоматизированного проектирования (САПР). |
ПК 1.2. |
Составлять карты технологического процесса по всем этапам изготовления продукции деревообрабатывающих производств. |
ПК 1.3. |
Организовывать ведение технологического процесса изготовления продукции деревообработки. |
ПК 1.4. |
Выполнять технологические расчеты оборудования, расхода сырья и материалов. |
ПК 1.5. |
Проводить контроль соответствия качества продукции деревообрабатывающего производства требованиям технической документации. |
Место проведения – учебный кабинет
Норма времени – 2 часа
Тип занятия – комбинированное занятие
Метод обучения: Объяснение, рассказ, активное и пассивное восприятие, фронтальная беседа, демонстрация, практическая работа, опрос, постановка проблемных вопросов, постановка проблемной ситуации, «мозговой штурм», групповая работа, работа с раздаточным материалом, работа с презентацией, самостоятельная работа студентов, контрольно – коррекционная беседа рефлексия.
Наглядные пособия, ТСО, дидактический материал: слайд-презентация в программе PowerPoint, видеоматериал, раздаточный материал, задание для выполнения тестирования на закрепление пройденного материала, домашнее задание для студентов, персональный компьютер; мультимедийный проектор; экран
1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности
- Проверка наличия студентов на начало урока.
- Проверка готовности к уроку рабочих мест.
2. Актуализация знаний
- повторение изученной темы, ответы на вопросы по изображениям;
- выполнение тестовых заданий;
- активизация имеющихся знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель урока: обогатить знания обучающихся о видах кромочных материалов, об особенностях и видах облицовывания, научить облицовывать кромку ручным способом для сравнения с облицовыванием на позиционном оборудовании, автоматических и полуавтоматических линиях
Задачи:
Обучающая: рассмотреть виды кромочных материалов, изучить особенности облицовывания, научиться облицовывать кромку ручным способом, рассмотреть классификации облицовывания на деревообрабатывающих предприятиях;
Развивающая: развитие умений переносить свои знания и умения из одной предметной области в другую, мыслительной деятельности учащихся для самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков;
Воспитательная: воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии; внимания, чувства ответственности за правильность выполнения работы; усидчивости при выполнении задания; умений работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателями, друг с другом.
4.Первичное усвоение новых знаний
- работа со слайд-презентацией по изучению темы;
- работа с видеороликами;
5.Первичная проверка понимания и первичное закрепление
- облицовывание кромок ручным способом, обсуждение допущенных ошибок по технологии;
- изучение возникших дефектов.
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
- Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненные задания
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Мамонтов Е.А., Стержнев Ю.Ф. Проектирование технологических процессов изготовления изделий деревообработки: Учебное пособие. – СПб.: «ПрофиКС», 2006, стр. 258 – 271 «Окончательная механическая обработка щитовых заготовок» - прочитать, подготовиться к проверочной работе.
8. Стадия рефлексия
Преподаватель просит студентов закончить фразы:
- Я знаю….
- Я понимаю…
- Я вспомнил…
- У меня получилось…
- Мне понравилось…
Преподаватель А.Ф.Хасанова
Дата проведения урока 03.03.2021.
1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 1 мин.
Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, формирование вопросов.
Преподаватель: Здравствуйте ребята! (проверка: отсутствующих, готовность студентов к занятию). Сегодня у нас открытый урок, и к нам пришли гости.
Слайд 1
2. Повторение и актуализация опорных знаний – 14 мин.
Слайд 2-6
- Прежде чем приступить к изучению новой темы поговорим о том, чем мы занимались ранее. На прошлом занятии мы с вами прошли тему «Повторная механическая обработка». Порядок работы: смотрим на изображение на слайде и отвечаем.
-А теперь выполняем тестовые задания.
- Хорошо. Мы не только повторили пройденную тему, но и подошли к новой, и вам необходимо сформулировать самим тему и цели нашего урока. Для этого давайте посмотрим видеоролик об оборудовании. (Просмотр первого видеоролика).
Слайд 7
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин.
Преподаватель ставит проблемные вопросы с целью определения темы учебного занятия.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (об облицовывании кромок и оборудовании для облицовывания)
- Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о видах кромочных материалов, о видах облицовывания в зависимости автоматизации. И так тема нашего сегодняшнего урока: «Облицовывание кромок на позиционном оборудовании, на автоматических и полуавтоматических линиях».
Слайд 5. Тема урока.
Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (обогатить знания обучающихся о видах кромочных материалов, об особенностях и видах облицовывания, научить облицовывать кромку ручным способом для сравнения с облицовыванием на позиционном оборудовании, автоматических и полуавтоматических линиях)
Слайд 6. Цель и задачи урока.
4. Первичное усвоение новых знаний – 15 мин.
Цель этапа: последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация студентов по его осмыслению и усвоению.
При изучении теоретического материала используется мультимедийная презентация и видеоролики. Конспект занятия находится на рабочих столах у каждого студента. (Слайд 7-17).
5. Первичное проверка понимания и первичное закрепление – 20 мин.
Цель этапа: Выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
Студенты облицовывают кромки, используя образцы и материалы. При этом преподаватель задает вопросы каждой группе студентов, добиваясь комментарий по процессу. Далее идет обсуждение дефектов, возникших у образцов.
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция – 10 мин.
Цель этапа: Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненное упражнение.
- Ну а теперь давайте ответим на следующие вопросы. (Слайд 18-22)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин.
Цель этапа: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
Слайд 23. Домашнее задание.
Мамонтов Е.А., Стержнев Ю.Ф. Проектирование технологических процессов изготовления изделий деревообработки: Учебное пособие. – СПб.: «ПрофиКС», 2006, стр. 258 – 271 «Окончательная механическая обработка щитовых заготовок» - прочитать, подготовиться к проверочной работе.
8. Стадия рефлексия подведение итогов урока – 3 мин.
Цель этапа: Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. (Слайд 24)
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз – вызова и осмысления – технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.
Технологическая карта урока
1. Преподаватель: Хасанова Айсылу Фануровна
2. Группа: 31 ТД. Дата: 03.03.2020 год. МДК: Мебельное и столярно – строительное производство
3. Тема урока: Облицовывание кромок на позиционном оборудовании, на автоматических и полуавтоматических линиях.
Место и роль урока в изучаемой теме: Урок является последующим после теоретического изучения темы «Повторная механическая обработка»
Цель урока: обогатить знания обучающихся о видах кромочных материалов, об особенностях и видах облицовывания, научить облицовывать кромку ручным способом для сравнения с облицовыванием на позиционном оборудовании, автоматических и полуавтоматических линиях.
Этап урока |
Время |
Цель |
Содержание |
Методы и приемы |
Объект контроля |
1.Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности. |
1 мин. |
Психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Проверка наличия студентов на начало урока; Проверка готовности рабочих мест. |
|
Наличие необходимых дидактических средств и оборудования ( оценивает преподаватель) |
2.Повторение и актуализация опорных знаний. Актуализация знаний по вопросам, способствующим успешному изучению нового материала. |
14 мин |
Повторение изученного материала, систематизация и воспроизведение наиболее существенных понятий из ранее изученного материала |
1) повторение изученной темы, ответы на вопросы по изображениям; 2) выполнение тестовых заданий; 3) активизация имеющихся знаний |
Анализ, обсуждение, выполнение тестовых заданий |
Оценивание преподавателем работы обучающихся |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
5 мин |
Сформулировать цели и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирования вопросов, постановка целей. |
Определение темы и цели учебного занятия |
Метод: - фронтальной беседы; - постановки проблемной ситуации; - «мозговой штурм» |
Оценивание преподавателем работы обучающихся, при решении проблемной ситуации. |
4. Первичное усвоение новых знаний. |
15 мин. |
Расширение кругозора, повышение учебно-познавательного интереса студентов. |
Работа со слайд-презентацией по изучению темы; работа с видеороликами; |
- объяснение, фронтальная беседа |
Усвоение материала |
5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление. |
20 мин. |
Первичное выявление уровня усвоения теоретических знаний. |
1) облицовывание кромок ручным способом, обсуждение допущенных ошибок по технологии; 2) изучение возникших дефектов. |
- объяснение, фронтальная беседа, обсуждение |
Полученные навыки. |
6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция. |
10 мин. |
Выявление заданий самостоятельной работы |
Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненные задания |
Проверка работ. |
Анализ выполненных заданий. |
7. Постановка задания на дом; инструктаж по его выполнению. |
2 мин. |
Ориентация обучающихся на выполнение работы по завершению оформления лекционного материала |
Выдача заданий и рекомендаций по его выполнению. |
Фронтальная беседа. |
Рекомендации и задания по выполнению домашнего задания |
8. Стадия рефлексия. |
3 мин. |
Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов. |
Выявление эмоционального настроя студентов. |
Метод «Закончить фразу». |
Возврат в начало урока и презентации, сравнение поставленных целей и достигнутых, их сравнение. |
1. Мамонтов Е.А., Стержнев Ю.Ф. Проектирование технологических процессов изготовления изделий деревообработки: Учебное пособие. – СПб.: «ПрофиКС», 2006, стр. 258 – 271 «Окончательная механическая обработка щитовых заготовок» - прочитать, подготовиться к проверочной работе.
2. https://mydocx.ru/4-97985.html
3. http://dop1952.ru/statues-statue_id-4.html
4. https://tdleskom.ru/articles/302479
5. http://plotnikirf.ru/info/stati/raspil-brevna-i-vidy-sreza-doski/
(обязательное)
Конспект лекций
Один из наиболее популярных материалов для изготовления мебели — ЛДСП. Его недостаток — некрасивые края, которые остаются при распиле детали. Вот эти края и маскирует мебельная кромка. Делают ее из разных материалов, соответственно, имеет она разные свойства и цену.
Такой край тоже можно получить самостоятельно
Самый дешевый вариант — кромки из бумаги с меламиновой пропиткой. Бумагу берут повышенной плотности, пропитывают меламином для увеличения прочности и наклеивают на папирусную бумагу. Папирус может быть однослойным (более дешевые) и двухслойным. Чтобы меламиновое покрытие не стиралось, все покрывается слоем лака. Чтобы удобнее было кромить детали, на обратную сторону меламиновой мебельной кромки наносят клеевой состав. При работе надо только этот состав слегка разогреть и хорошо прижать к торцу.
Бумажная или меламиновая кромка — самый дешевый, но и самый недолговечный вариант отделки торцов мебели
Толщина бумажных кромочных лент небольшая — 0,2 мм и 0,4 мм — наиболее распространенные. Толще смысла делать нет, да и дорого получится.
Этот тип кромок отличается тем, что очень хорошо гнется, при сгибании не ломается. Но механическая прочность ее очень низкая — край быстро истирается. Потому если ее и используют, то только на тех поверхностях, которые не подвергаются нагрузке. Например, на тыльной стороне полок, столешниц и т.д.
Получивший в последнее время широкое распространение поливинилхлорид используется и при производстве кромок для мебели. Из окрашенной в определенный цвет массы формируется лента определенной ширины и толщины. Ее лицевая поверхность может быть гладкой однотонной, а может быть фактурной — с имитацией древесных волокон. Количество расцветок велико, так что легко подобрать подходящую.
Мебельная кромка ПВХ — самый популярный материал, который используют и домашние умельцы и профессионалы. Это обусловлено относительно невысокой ценой и хорошими эксплуатационными свойствами:
§ Высокая механическая стойкость.
§ Выдерживает воздействие химических веществ (бытовой химии, например).
§ Влагонепроницаемый материал защищает торцы изделия от влаги.
§ ПВХ — эластичный материал, что позволяет обрабатывать криволинейные поверхности.
§ Хорошо обрабатывается при помощи простых приспособлений, что позволяет даже в домашних условиях получить неплохой результат.
Разная толщина кромки выглядит по-разному
Мебельная кромка ПВХ выпускается разной толщины и ширины. Толщина — от 0,4 мм до 4 мм, ширина от 19 мм до 54 мм. Толщину выбирают в зависимости от предполагаемой механической нагрузки или вешнего вида, а ширину — чуть больше (не менее чем на 2-3 мм) чем толщина обрабатываемой детали. Есть мебельная ПВХ кромка с нанесенным клеевым составом, есть — без. Обе можно клеить в домашних условиях (об этом ниже).
Есть у этого типа кромочного материала и минусы: не очень широкий температурный режим: от -5°C до +45°C. По этой причине мебель на улице зимой оставлять нельзя, а также при оклейке с нагревом надо быть аккуратными — чтобы не расплавить полимер.
Это полимер не содержит тяжелых металлов, отличается высокой прочностью и долговечностью. Недостатком можно считать высокую цену, потому используется крайне редко, хотя имеет отличные свойства:
§ Устойчив к высоким и низким температурам, потому при наклеивании можно использовать клей с любой температурой плавления. Небольшая усадка при нагревании — порядка 0,3%.
§ Высокая механическая устойчивость.
Несколько вариантов кромочной ленты из АБС пластика
Этот тип кромки может быть матовым, глянцевым, полуглянцевым. Есть также варианты, имитирующие различные породы древесины. В общем, этот материал более удобен в работе и долговечнее в эксплуатации.
Шпон — тонкий срез древесины, окрашенный и сформованный в виде ленты. Эта мебельная кромка используется на производстве при оклеивании срезов шпонированных изделий. Работа с этим материалом требует определенных навыков, да и материал дорогой.
Шпон — не самый популярный материал для кромления
Отделать край мебели можно не только кромочной лентой. Есть еще мебельные профили, которые крепятся механически. Они есть двух сечений — Т-образного или П-образного (называют еще С-образного).
Под Т-образные мебельные профили в обрабатываемой кромке фрезеруется паз. В него мебельной (резиновой) киянокой забивается профиль. Края обрезаются под 45°, чтобы угол выглядел привлекательно. До идеального состояния доводится мелкой наждачной бумагой. Этот тип профилей выпускают из ПВХ и алюминия, при одинаковом способе монтажа выглядят они очень по-разному, причем отличия существенные.
Т-образный мебельный профиль для обработки кромок мебели
По ширине они есть под ЛДСП 16 мм и 18 мм. Есть и широкие, но они встречаются намного реже, так как работают с таким материалом меньше.
С- или П- образные профили чаще всего монтируют на клей. Им промазывают кромку, затем надевают пластиковый профиль, хорошо прижимают и фиксируют. Эти ПВХ профили бывают мягкие и жесткие. Жесткие хуже гнуться и оклеивать ими криволинейные кромки сложно. Зато имеют большую прочность.
Поклейка С-образного мебельного профиля не вызывает проблем
Если все-таки требуется «посадить» жесткий С-образный мебельный профиль на изгиб, его разогревают строительным феном, затем придают желаемую форму и закрепляют малярным скотчем до тех пор, пока не высохнет клей.
Есть две технологии наклеивания мебельной кромочной ленты. Первая — для тех, у которых на тыльной стороне нанесен клей. В этом случае необходим утюг или строительный фен. Вторая — для наклейки лент без клея. В этом случае необходим хороший универсальный клей, который может клеить пластики и изделия из древесины и мебельный ролик, кусок войлока или мягкая тряпка чтобы можно было хорошо прижать кант к срезу.
Получить такую кромку в домашних условиях реально
Немного о том, какой толщины кромку клеить на каких деталях. Те края, которые не видны, по ГОСТу вообще можно не клеить, но в основном их стараются обработать, чтобы меньше впитывалась в ДСП влага, а также чтобы уменьшить испарение формальдегида. На эти края клеят меламиновую ленту или ПВХ 0,4 мм. Также обрабатывают и края выдвижных ящиков (не фасады).
На лицевые торцы фасада и выдвижных ящиков лучше использовать ПВХ 2 мм, а на видимые срезы полок — ПВХ 1 мм. Цвет выбирают или в тон основной поверхности или «в контраст».
Клеевой состав наносят на меламиновую кромку, бывает он на ПВХ. Если выбрали ПВХ, начинать проще с тонких — их легче обрабатывать, меламиновые любые клеятся просто.
Берем утюг и фторопластовую насадку на него.Если насадки нет, подойдет плотная хлопковая ткань — чтобы не перегреть ленту, но расплавить клей. Для этой цели подойдет и строительный фен. Утюг ставим примерно на «двойку», пока он греется отрезаем кусок ленты. Длина — на пару сантиметров больше обрабатываемой детали.
Укладываем кромочную ленту на деталь
Прикладываем кромку на деталь, разравниваем, разглаживаем. С обоих сторон должны свисать небольшие куски. Берем утюг и, через насадку или тряпку, проглаживаем кромку, прогревая до тех пор пока клей не расплавится. Прогревать надо равномерно по всей поверхности. После того как вся кромка приклеится, даем ей остыть. Затем начинаем обработку краев.
Прогреваем утюгом
Кромку обрезать можно ножом, причем как острой так и тупой стороной. Кто-то пользуется обычной металлической линейкой, кому-то удобнее со шпателем из нержавейки.
Итак, берем выбранный вам инструмент, срезаем свисающие края кромки. Их отрезают вплотную к материалу. Затем отрезают излишки вдоль детали. Меламин и тонкий пластик отлично режутся ножом. Если ПВХ кромка толще — 0,5-0,6 мм и больше, могут уже возникать трудности. Такие края можно обработать ручным фрезером, если он есть. Это гарантирует хороший результат в короткое время. Дольше обработка будет длиться если использовать наждачную бумагу, но результат может быть не хуже.
Можно использовать даже шпатель с жестким лезвием
Один важный момент: при поклейке тонких кромок срез детали должен быть ровным, без выступов и впадин. Материал пластичный, из-за чего все дефекты видны. Потому предварительно пройдетесь наждачной бумагой по срезам, после чего тщательно обеспыльте, обезжирьте. Только после этого можно клеить.
При этом способе самостоятельной поклейки ПВХ кромки нужен универсальный клей и кусок войлока или тряпки. Читаем инструкцию к клею, выполняем все действия по рекомендации. Например, для клея «Момент» необходимо нанести на поверхность и распределить состав, выждать 15 минут, сильно прижать склеиваемые поверхности.
Нанести клей и подождать — не проблема. Чтобы плотно прижать кромку к срезу можно использовать деревянный брусок обернутый войлоком. Вместо бруска можно взять строительную терку, на ее подошве тоже закрепить войлок. В крайнем случае можно свернуть плотную ткань в несколько слоев и этим придавить ленту к поверхности.
Сильно прижимаем, налегая всем весом
Выбранный инструмент прижимают к уложенной кромке, надавливают всем весом, прижимая ее к поверхности ДСП. Движения при этом — поглаживающие. Так проглаживают всю кромку, добиваясь очень плотного прилегания. В таком виде деталь оставляют на некоторое врем — чтобы клей «схватился». Затем можно приступать к обработке кромки.
(обязательное)
Тестовые задания
Вариант 1
1. Как называется операция, после проведения которой, толщина и ширина заготовок становится равной толщине и ширине детали, заданной чертежом?
А) фугование;
Б) сращивание;
В) калибрование;
2. Криволинейный раскрой массивной древесины (пиломатериалов) выполняют на …
А) форматно – раскроечных станках;
Б) многопильных круглопильных станках;
Г) бревнопильных станках.
3. Для отрезания листов облицовочного материала от рулона применяют ротационные резательные устройства (нож на вращающемся валу). Что определяет размер отрезаемых листов?
А) частота вращения вала;
Б) скорость размотки рулона;
В) скорость удаления отрезанных листов из места резания;
4. Характеристика чего дана? Все шесть поверхностей ее обработаны, получены окончательные размеры по длине, ширине и толщине, создана заданная чертежом форма, получены заданные чертежом углы, отсутствует гнездо на пласти, указанное на чертеже.
А) черновой заготовки;
Б) детали;
Г) пиленой заготовки.
5. На четырехсторонних продольно - фрезерных станках производится обработка в размер по сечению. Какие поверхности в результате получатся обработанными? Указать на правильный ответ.
А) 1 пласть и 1 кромка;
Б) 2 кромки и 1 пласть;
В) 2 пласти и 2 кромки;
Г) 2 пласти и 1 кромка.
6. На двусторонних фуговальных станках обрабатываются…
А) две пласти;
Б) пласть и кромка;
В) две кромки;
Г) две кромки и пласть.
7. Что не относят к характеристике пиломатериалов?
А) пласть;
Б) сбег;
В) кромка;
Г) ребро.
8. При каком виде фрезерования происходит обработка криволинейных кромок?
А) торцевое фрезерование;
Б) фрезерование по кольцу или шаблону;
В) несквозное фрезерование;
Г) выверка гладких кромок под плоскость.
9. Какие изделия из перечисленных не относятся к столярно – строительным?
А) доска пола;
Б) наличник;
В) ДВП;
Г) оконный блок.
10. Что означает выражение «формирование пакета» при облицовывании?
А) упаковка в бумагу облицованных заготовок;
Б) обеспечение сопроводительных документаций заготовок в другой цех;
В) укладка в стопу в определенной очередности облицовочного материала и основы;
Г) намазывание листов шпона клеем.
Вариант 2
1. Разницу между номинальными и фактическими размерами называют…
А) допуск;
Б) припуск на механическую обработку;
В) припуск;
Г) допуск на механическую обработку.
2. Облицовывание ДСтП пленками на основе бумаг, пропитанных смолами, это…
А) кэширование;
Б) водостойкость;
В) пленка;
Г) ламинирование.
3. ДВП в большинстве случаев применяют для…
А) изготовления элементов мебели;
Б) в строительства домов;
В) в промышленности;
Г) в машиностроении.
4. Из какой породы древесины обычно изготавливают лущеный шпон?
А) бук;
Б) сосна;
В) дуб;
Г) береза.
5. Какого цвета бывает ДВП?
А) темно – серый;
Б) желтый;
В) синий;
Г) темно – коричневый.
6. Как расшифровывается аббревиатура ДСтП?
А) древесноволокнистая плита;
Б) древесностружечная плита;
В) фанера;
Г) столярная плита.
7.Слоистый листовой материал, состоящий из слоев шпона, это…
А) древесноволокнистая плита;
Б) древесностружечная плита;
В) фанера;
Г) столярная плита.
8. Что такое эксплуатационная влажность:
А) влажность во время заготовки детали;
Б) влажность древесины в изделии;
В) влажность до сушки;
Г) влажность после сушки.
9. Шероховатость поверхности называется:
А) неровность поверхности отдельного участка;
Б) совокупность всех неровностей поверхности;
В) высота неровностей поверхности;
Г) глубина неровностей поверхности.
10. Как называется операция, соединяющая делянки шпона в облицовке?
А) ребросклеивание;
Б) склеивание;
В) шпоносоединение;
Г) сшивка.
Ответы
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||
1 |
Г |
1 |
Б |
2 |
В |
2 |
Г |
3 |
Г |
3 |
А |
4 |
Б |
4 |
Г |
5 |
В |
5 |
Г |
6 |
Б |
6 |
Б |
7 |
Б |
7 |
В |
8 |
Б |
8 |
Б |
9 |
В |
9 |
Б |
10 |
В |
10 |
А |
(обязательное)
Слайд – презентация
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.