Уборка нереализованных товаров.
Утилизация товаров
Утилизация - использование ресурсов, не находящих прямого применения, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления.
Значение вторичной переработки отходов: Во-первых, ресурсы многих материалов на Земле ограничены и не могут быть восполнены в сроки, сопоставимые со временем существования человеческой цивилизации. Во-вторых, попав в окружающую среду, материалы обычно становятся загрязнителями. В-третьих, отходы и закончившие свой жизненный цикл изделия часто (но не всегда) являются более дешевым источником многих веществ и материалов, чем источники природные.
В действующем законодательстве отсутствует конкретный перечень документов, которыми должна быть оформлена утилизация, обычно он определяется сторонами сделки.
Могут оформляться:
· 1. Акт по форме ТОРГ-2 (для импортных товаров - ТОРГ-3), либо акт о выявленных недостатках ранее принятого товара произвольной формы - при обнаружении бракованной продукции или товаров с истекшим сроком годности.
· 2. Распоряжение на утилизацию или приказ на уничтожение, которые служат основанием для передачи товара стороннему переработчику, либо приказ на создание комиссии для утилизации своими силами.
· 3. Договор на утилизацию (уничтожение) со сторонней организацией (переработчиком), акт списания товаров ТОРГ-16 или акт на уничтожение произвольной формы.
· 4. Накладная на передачу продукции переработчику.
· 5. Акт на услуги утилизации (уничтожения), счет-фактура.
· 6. Заключение об утилизации органа госнадзора (если товар представляет угрозу жизни и здоровью животных и людей).
Рассмотрим учет при возврате товара у поставщика и покупателя, какие проводки при этом составляются у обоих сторон.
Зачастую, на практике, организации сталкиваются с возвратом товаров, то есть перемещениями его от покупателя к продавцу. Причин этому может быть много, они подробно расписаны в ГК РФ:
· покупатель не получил необходимые документы, относящиеся к товару (ст. 464);
· товара при получении оказалось меньше, чем указано в документах (п.1 ст.466);
· ассортимент не соответствует документам (п.1 ст.468);
· товар ненадлежащего качества (п.2 ст.475);
· товар не правильно упакован и передан без необходимой тары (п.2 ст.482).
При передаче товара от продавца покупателю право собственности на этот товар переходит покупателю, который по указанным выше причинам вправе отказаться от него и вернуть все продавцу. При выявлении каких-либо нарушений покупатель составляет и к нему прилагает и направляет её продавцу.
В бухгалтерском учете продавца (поставщика) возврат сопровождается сторнированием (отменой) продажи. Рассмотрим учет у продавца на примере.
Сумма |
Дебет |
Кредит |
Название операции |
Списана себестоимость товара |
|||
Отражена выручка от продажи товара |
|||
Начислен НДС с продажи |
|||
Поступила оплата от покупателя |
|||
Принята претензия от покупателя за ненадлежащее качество товара |
|||
Сторнируются операции по продаже товара |
|||
Возвращены деньги покупателю |
Здесь стоит отметить, что в данном примере был дополнительно введен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами, кредиторами», это связано с тем, что от покупателя за товар поступила оплата.
После проведения сторнирования перед покупателем возникла кредиторская задолженность, а сам покупатель из разряда «покупателей» перешел в разряд «кредиторов».
В связи с этим мы вводим дополнительный счет 76, как раз предназначенный для расчетов с кредиторами, кредиторскую задолженность мы переводим на этот счет. После того, как продавец вернет деньги покупателю, задолженность погасится, и счет 76 обнулится.
Если же оплаты от покупателя не будет, то и необходимость в счете 76 отпадет, в этом случае его вводить не нужно.
Выше мы рассмотрели ситуацию, когда возрат поступает от покупателя, рассмотрели проводки, которые отражают учет у продавца.
Теперь рассмотрим, как происходит учет у покупателя при возрате ненадлежащего товара поставщику. Рассмотрим еще раз выше приведенный пример: Покупатель получил от поставщика товар на сумму 11800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.), оплатил товар, а затем полностью вернул продавцу.
Сумма |
Дебет |
Кредит |
Название операции |
Оприходован товар от поставщика |
|||
Выделен НДС из суммы покупки |
|||
НДС направлен к вычету |
|||
Товар оплачен поставщику |
|||
Поставщиком принята претензия по качеству товара |
|||
Сторнируются операции по поставке товара |
|||
Восстановлен НДС, ранее принятый к вычету, в связи с отказом от товара |
|||
Возвращены деньги от поставщика |
Аналогично вводится дополнительный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами, кредиторами», который переводит продавца из поставщиков в разряд дебиторов. После возврата денег от поставщика за товар по претензии этот счет обнуляется.
Рассмотренный выше пример актуален в том случае, если товар возвращается в связи с причинами, указанными в начале статьи, то есть когда товар имеет ненадлежащее качество и не соответствует приложенным документам.
Возможна еще одна ситуация. В договоре купли-продаже может быть предусмотрен пункт, по которому покупатель вправе вернуть товар, например, через месяц, если он его не продаст. В этом случае возврат товара оформляется не сторнированием, покупатель оформляет обратную продажу, то есть выступает в качестве продавца и продает не реализованный товар поставщику по цене приобретения.
У покупателя эта продажа оформляется традиционным образом. Проводки у поставщика будут выглядеть следующим образом:
Сумма |
Дебет |
Кредит |
Название операции |
Отражена выручка от продажи |
|||
Начислен НДС с продажи |
|||
Списана себестоимость товара |
|||
Товар возвращен на склад |
|||
Выделен НДС по этому товару |
|||
НДС направлен к вычету |
|||
Взаимозачет между покупателем и поставщиком |
Данная схема возрата товара, конечно, не выгодна поставщику. Ведь партия товара выбывает по одной цене, а возвращается уже дороже (в нашем примере была списана со счета 41 себестоимость 8000 руб., а обратно на склад этот товар уже поступил по 10000 руб.).
По окончанию сделки стороны составляют двусторонний акт взаимозачета. Переходим к следующей большой теме расчетов с различными дебиторами, кредиторами, поставщиками, покупателями и т. д.
Взаимоотношения между покупателем и продавцом не всегда развиваются без проблем. Например, может возникнуть ситуация, когда нужно вернуть продукцию, для чего понадобится образец акта возврата товара поставщику. Такое может случиться в следующих ситуациях:
1. Низкое качество покупки. Покупатель вправе законно вернуть товар, который не отвечает требованиям качества, установленным условиями контракта (договора), согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ, закону № 2300-1 «О защите прав потребителей».
2. Поставка не соответствует условиям договора. Если продавец по ошибке доставил больше единиц товара, то покупатель возвращает излишки груза (ст. 466 ГК РФ). И наоборот, если организация-покупатель выявляет недостаток, то имеет право вернуть всю партию.
3. Отгрузка некомплектной продукции. На основании ст. 480 ГК РФ покупатель вправе требовать снижения цены или поставки недостающих деталей товара, в ином случае — вернуть всю партию некомплектных изделий.
4. Несоответствие ассортимента товара условиям договора продажи. Если продавец поставил продукцию, отличную от спецификации, то принимающая компания может вернуть изделия или всю партию (ст. 468 ГК РФ).
5. Время поставки товара просрочено. Это также может стать причиной для отказа от груза. Исключение — если принимающая сторона своевременно не известила поставщика об отказе в приемке продукции с просроченным сроком поставки. В таком случае вернуть изделия не получится (ст. 511 ГК РФ).
Прежде чем начать процедуру обратной отгрузки продавцу, направьте ему письменное уведомление или попросту письмо (ст. 483 ГК РФ), чтобы согласовать отгрузку. Процедуру необходимо оформить, чтобы исключить спорные ситуации. Если в контракте прописаны условия возвращения продукции или процедура выполняется на законных условиях, то составлять дополнительное соглашение к контракту не нужно. В других случаях необходимо изменить условия договора или провести отдельную сделку, в которой подробно указываются условия обратной передачи купленной продукции поставщику.
Основным документом, подтверждающим факт обратной отгрузки приобретенной продукции, является акт на возврат продукции. Для оформления можно утвердить собственный бланк с учетом специфики учреждения или использовать формы, утвержденные Постановлением Госкомстата от 25.12.1998 № 132:
· ТОРГ-2 (ОКУД 0330202);
· ТОРГ-12 (ОКУД 0330212).
Составить акт можно как в письменной, так и в печатной форме. При составлении документа укажите обязательные реквизиты:
1. Дата и место составления документа.
2. Полное наименование контрагентов — участников процедуры возврата.
3. Подробный перечень материалов, изделий, продукции.
4. Причины проведения процедуры возврата.
5. Ссылка на документ, подтверждающий законное право покупателя на возвращение продукции. Здесь могут быть указаны результаты независимой экспертизы качества изделий, ссылка на нарушенные пункты договора, спецификации.
6. Срок и условия обратной передачи материалов (требования покупателя).
7. Реквизиты и подписи сторон, печати (при их наличии).
Учитывайте правило: подписать акт могут только руководители или уполномоченные представители сторон. Подтвердить полномочия можно доверенностью установленного образца (форма М-2).
Документ составляется в необходимом количестве экземпляров, но не менее двух (для поставщика и покупателя).
К акту обязательно приложите возвратную накладную, претензионное письмо (письмо-сопровождение), результаты независимой экспертизы качества продукции (при поставке бракованного материала).
Унифицированного бланка письма на возврат товара не существует. Следовательно, документ придется формировать в произвольном виде. Письмо желательно заполнить на фирменном бланке учреждения. В противном случае придется внести все регистрационные данные о компании-заявителе, то есть о себе.
Итак, структура письма на возвращение товара должна отвечать следующим требованиям:
1. Данные о заявителе. Укажите наименование организации, которая получила некачественный товар. Также пропишите ИНН и КПП, юридический и фактический адреса компании, если они отличаются. Укажите обязательно контактные данные, например телефон, адрес электронной почты. Также пропишите ответственного работника, с которым можно связаться для решения вопроса. Это намного ускорит решение проблемы.
2. Информация о получателе. Сначала укажите должность руководителя, наименование организации, которая нарушила условия поставки товара, Ф.И.О. начальника. ИНН, КПП, адрес и телефон укажите в аналогичном порядке.
3. Наименование документа, например «Письмо на возврат товара» или «Претензия».
4. Теперь распишите суть вашего обращения. Начните с указания реквизитов договора (контракта, соглашения), условия которого были нарушены. Затем распишите обязательства получателя. То есть пропишите, что должна была исполнить компания по договору. Далее следует написать факты, выявленные в результате поставки (из-за чего пришлось обращаться). Например, укажите, что товар некачественный, поставлена не та продукция, либо иное. Затем обозначьте свои требования. Например, поставить качественный товар, провести замену несоответствующих деталей, компонентов товара или другое. Можно указать конкретный отрезок времени, в течение которого следует устранить недочет.
5. Приложите копии документов, подтверждающих сложившиеся обстоятельства. Обозначьте подтверждающую документацию в виде перечня приложений к письму на возврат товара. Обязательно приложите акт и накладную на возврат товара. Письмо подписывает руководитель. Печать ставить не обязательно.
Важно правильно уничтожить отходы, чтобы не нанести вред экологии. Утилизация выполняется по нескольким технологиям:
1. сжигание на мусоросжигательных заводах в специальных печах – образующийся после процедуры пепел в основном используют как основу для удобрений;
2. компостирование – естественное разложение продуктов.
Своевременная утилизация продуктов питания с истекшим сроком реализации и годности – одна из главных задач любого продовольственного магазина. Такие товары продавать нельзя. Их необходимо списать и отправить на утилизацию. Специалисты нашей компании проведут мероприятия, по итогам которых продукция потеряет товарный вид. Это помогает избежать вторичного попадания продуктов на прилавок. Правильная утилизация некачественных испорченных продуктов – залог сохранения окружающей среды и человеческого здоровья.
Их лучше хранить в помещениях без яркого света; сохранить товар помогает индивидуальная упаковка: контейнеры, пищевая пленка, пакеты. Если это съесть, то, возможно, — сильное отравление.
Важно контролировать наличие изделий с истекшим сроком реализации на прилавках. Они наносят сильный урон не только человеку, но и всей окружающей среде. Вещества, выделяемые в процессе гниения органики, загрязняют водоемы, почву и воздух. Большую проблему представляет упаковка, в которой находятся товары питания. Пластиковая оболочка разлагается на протяжении многих десятков лет.
Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.
1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен: — определить какие виды отходов будут образованы в результате — убедиться в наличии у вашего учреждения (предприятия), соответствующих паспортов отходов — в случае отсутствия у учреждения (предприятия) необходимых паспортов отходов необходимо разработать эти паспорта и направить их в уведомительном порядке в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее Росприроднадзор).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.