Министерство образования и науки ЛНРГосударственное бюджетное образовательное учреждениеСреднего профессионального образованияЛуганской Народной Республики«Краснолучский колледж технологии строительства и прикладного искусства »
Методическая разработка
занятия производственного обучения по учебной практике
Тема занятия: Техническое обслуживание приборов
электрооборудования (свечи зажигания)
Профессия: 23.01.03 Автомеханик
Разработала
мастер производственного обучения
Донченко В.Н.
2023г.
Аннотация
Эта методическая разработка предназначена в помощь мастеру производственного обучения в мастерской в группе третьего курса по профессии “Автомеханик”
Методическая разработка помогает мастеру производственного обучения повышать качество знаний, навыков и умений у студентов по изучению данной темы. а также позволяет проявлять больший интерес к избранной профессии.
Методическая разработка помогает мастеру производственного обучения научить студентов выполнять регулировку зазоров между электродами свечи зажигания, воспитывать у студентов бережное отношение к инструментам, оборудованию, приспособлениям, развивать самостоятельность во время выполнения трудовых приемов, умения работать в коллективе , экономно использовать материаллы и электроэнергию,
Методическая разроботка имеет план занятия, мини конспект.
Профессиональный модуль ПМ.01Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Тема программы:
Диагностирование автомобилей
Тема занятия:
Диагностирование приборов электрооборудования
(регулировка зазоров между электродами в свечах зажигания).
Цели занятия
Образовательные:
научить студентов применять полученные теоретические знания на практике;
пользоваться технологической документацией;
правильно и рационально организовывать рабочее место;
в правильной последовательности выполнять технологические операции по диагностированию и техническому обслуживанию;
строго выполнять требования по охране труда и технике безопасности.
Развивающие:
развивать у студентов творческое, логическое и креативное мышление;
умения работать в коллективе,
коммуникативность;
взаимо поддержку,
ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
воспитывать у студентов бережное отношение к оборудованию, приспособлениям, инструментам;
экономное использование материалов и электроэнергии. Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:
иметь практический опыт:
выполнения ремонта деталей автомобиля;
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
использования диагностических приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.
уметь:
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и оборудование;
использовать специальный инструмент, приборы, оборудование.
В ходе занятия у студентов формируются:
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы;
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Межпредметные связи:
устройство автомобиля;
техническое черчение и измерительные инструменты,
материаловедение,
электротехника,
физика;
охрана труда
Метод проведения занятияЗанятие усвоения и приобретения новых умений и навыков.Тип занятия
Комбинированный.
Место проведения занятия
Мастерская по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.
Материально – техническое оснащение занятия:
двигатели различных модификаций;
Комплект приборов Э203,Э214;
круглый щуп;
плоский щуп
свечной ключ;
линейка;
тестер для определения исправности свечи.
Дидактический материал:
плакаты по теме;
инструктивные технологические карты ;
карточки - задания;
мультимедийный проэктор.
Ход занятия
Организационный момент
Перекличка студентов, согласно списочного состава;
Проверка наличия и состояния рабочей одежды у студентов
(согласно технических требований).
Вводный инструктаж
Сообщить студентам тему и цели занятия ;
Ознакомить с порядком работы в мастерской;
Провести актуализацию знаний студентов по вопросам охраны труда , предложив им дополнить или закончить предложение;
Провести актуализацию знаний студентов, предложив им ответить
на тэсты :
Актуализация знаний студентов по вопросам охраны труда методом ”Дополни предложение”
Студентам предлагаются две таблицы:
В первую таблицу внесены неоконченные предложения.
В другую таблицу внесены окончания предложений.
Студенты должны доставить в первую таблицу окончания предложений, соответствующие правильному номеру.
Правильность внесений оценивается: 1 балл за ответ.
1 | использовать передвижные подставки |
2 | в инструктивно - технологичесних картах, где отображаются правильность и безопасность выполнения соответствующих операций , а также перечисленные используемые приспособления и инструменты |
3 | свисающих концов одежды, заправить волосы под головной убор |
4 | технического обслуживания |
5 | необходимо пользоваться тележками со стойками и упорами, предохраняющими агрегаты от возможного падения; |
6 | К работам по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования допускаются лица, |
7 | Работать только исправным, |
8 | выключенном двигателе и затормрможенных колесах. |
9 | Нельзя браться |
Таблица 2
1 | …… прошедшие соответствующий инструктаж по технике безопасности. |
2 | перед началом работы застегнуть обшлага рукавов и проверить, чтобы не было …… |
3 | Техническое состояние автомобиля и его агрегатов, проверяют при… |
4 | Все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности определенных…. |
5 | Работу автомобиля проверяют на ходу лишь после….. |
6 | ……чистым и незамасленным инструментом; |
7 | ……за провода высокого и низкого напряжения руками. |
8 | для транспортировки агрегатов электрооборудования, имеющих значительный вес, |
9 | ….. подставки и переходные мостики через осмотровые канавы; |
Таблица 1
Задание №1
Какие системы относятся к электрооборудованию?
1) система зажигания, система пуска, система освещения, система звуковой и световой сигнализации, система охлаждения;
2) система зажигания, система пуска, система освещения, система звуковой сигнализации
Задание №2
Для чего в электрооборудовании автомобиля применяют амперметр и вольтметр?
Амперметр применяют для измерения напряжения, вольтметр-силы тока;
Амперметр применяют для измерения силы тока, вольтметр-напряжения.
Задание №3
Назовите виды системы зажигания
1) контактная, контактно- батарейная, безконтактная, электронная
2) контактная, контактно - батарейная, безконтактная,
электронная, дизельная.
Задание №5
Какой прибор системы зажигания состоит из двух обмоток-первичной и вторичной-и преобразует ток низкого напряжения в ток высокого напряжения?
1) вариатор;
2) импульсивный трансформатор;
3) катушка зажигания..
Мини конспект
Общие положения
Задачей свечи зажигания в бензиновом двигателе автомобиля является воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания.
Свечи – «исполнительный» механизм системы зажигания. Строго в необходимый момент на свечу подается высокое напряжение и в зазоре между центральным и боковым электродом проскакивает искра, которая поджигает смесь в цилиндре.
Детали свечи, находящиеся в камере сгорания, подвергаются высоким термическим, механическим, электрическим нагрузкам, а также химическому воздействию продуктов неполного сгорания топлива. Температура в ней изменяется от 70 до 2500°С,
давление газов достигает 50-60 бар, а напряжение на электродах доходит до 20 кВ и выше.
Такие жесткие условия работы определяют особенности конструкции свечей и применяемых материалов, так как от бесперебойности искрообразования зависят мощность, топливная экономичность, пусковые свойства двигателей, а также токсичность отработавших газов.
Основные элементы свечи зажигания :
металлический корпус,
керамический изолятор,
электроды ,
контактный стержень.
Корпус имеет резьбу, которая ввинчивается в головку блока цилиндров, шестигранник “под ключ” и специальное покрытие для защиты от коррозии. Опорная поверхность может быть плоской или конической.
В первом случае для надежной герметизации свечного отверстия используется уплотнительное кольцо.
Материалом изолятора служит высокопрочная керамика. Для предотвращения утечки электричества на его поверхности (в верхней части изолятора) делают кольцевые канавки (барьеры тока) и наносят специальную глазурь, а часть изолятора со стороны камеры сгорания выполняют в форме конуса (называемого тепловым). Внутри керамической части свечи закреплены центральный электрод и контактный стержень, между которыми может быть расположен резистор, подавляющий радиопомехи. Герметизация соединения этих деталей осуществляется токопроводящей стекломассой (стеклогерметиком).
Боковой электрод “массы” приварен к корпусу.
Электроды-
изготавливают из жаростойкого металла или сплава. Для улучшения отвода тепла от теплового конуса центральный электрод может изготавливаться из двух металлов (биметаллический электрод) – центральную часть из меди заключают в жаростойкую оболочку. Биметаллический электрод обладает повышенным ресурсом благодаря тому, что хорошая теплопроводность меди препятствует чрезмерному его нагреву. Это позволяет, помимо улучшения термо эластичности, повысить надежность и долговечность свечи.
С целью увеличения срока эксплуатации выпускаются свечи зажигания с несколькими боковыми электродами и тонко электродные с центральным электродом, покрытым слоем платины или иридия. Срок службы свечей зажигания (в зависимости от конструкции) составляет от 30 до 100 тыс. км.
О чем говорят свечи
Значительные отложения на электродах, изоляторе и на ободке корпуса свечи в виде шлака или в виде рыхлого легко отлетающего осадка.
Причиной является наличие непредусмотренных инструкцией по эксплуатации двигателя присадок в моторном масле или топливе.
Если очистка свечи не дает результата, ее следует заменить (б)
Нормальная рабочая свеча
Бархатистым матово-черным нагаром покрыты изолятор, электроды и ободок корпуса. Вследствие образования такого нагара возможны пропуски искрообразования и затруднение пуска холодного двигателя. Причины: неисправности в системе питания двигателя (карбюраторе или системе впрыска топлива), слишком богатая смесь, засорение воздушного фильтра; неисправность пускового устройства карбюратора или слишком длительный процесс пуска двигателя, слишком " холодная " свеча, большой расход топлива.
Свечу очистить отрегулировать зазор, установлена на место (в).
Свеча, с масляным нагаром, вызывают пропуски искрообразования, пуск двигателя затруднен или вообще невозможен. Причины: большой износ поршневых колец , (синий выхлоп)Повышенный расход масла масла, через маслосъемные сальники клапанов набралось масло ,нужно поменять колпачки переизбыток масла в в картере.((выхлоп синий дым с запахом горелого масла) Перед очисткой свечу необходимо промыть струей бензина под напором (г).-
Перегретая свеча - белый цвет изолятора и отсутствие на нем следов нагара свидетельствуют о перегреве свечи Причины: раннее зажигание, бедной смесью Отсутствие уплотнительного кольца на свече неисправность системы охлаждения двигателя ; наличием нагара на днище поршня и в головке цилиндра ; применение "горячей" свечи; использование топлива с низким октановым числом. В процессе эксплуатации перегретых свечей начинает развиваться выгорание электродов. следует заменить (д)
.
Выгорание электродов (особенно центрального), следы оплавления металла на тепловом корпусе изолятора, застывшие шарики металла на ободке корпуса
Причины
калильное зажигание и чрезмерный перегрев свечи;
раннее зажигание;
не отрегулированы зазоры в клапанном механизме
Выяснить причины и устранить неисправности. Свечи заменить. (е).
Разрушение изолятора свечи зажигания в виде трещин или сколов
Причины: не аккуратное обращении со свечой , повышенной детонацией двигателя, перегрева свечи Здесь следует отметить, что появление повышенной детонации и стуков в двигателе может быть вызвано ранним зажиганием (она опасна не столько для свечи, сколько для поршня – он может разрушиться)., использованием топлива с несоответствующим октановым числом или калильным зажиганием при перегреве двигателя. Иногда изолятор повреждается при неаккуратной установке межэлектродного зазора.
Следует помнить, что работа двигателя с повышенной детонацией приводит к его преждевременному износу и выходу из строя (ж).
Свеча неработающего цилиндра
Двигатель работает не в полную мощность, троение и вибрация двигателя, особенно на холостых оборотах..
Причина: Один из цилиндров вышел из строя.
Устранить неисправность, свечи не причем
Металлизация электродов в свечах зажигания
(Красно-кирпичный нагар)
Причина: При постоянном использовании бензина с
антидетонационными присадками имеющими в составе свинец и марганец,. Срок службы свечей зажигания резко
сокращается с 50 000 до 10-15 000
тысяч километров пробега. Объясняется это тем,
что и центральный, и боковой электроды нормально
работающей свечи зажигания покрываются налетом
свинцовых соединений в виде тонкой зеленоватой
пленки с большим удельным сопротивлением.
При появлении перебоев в системе зажигания
такие свечи подлежат замене.
Толстый белый рыхлый налет
Причина:
в камеру сгорания попадает тосол это бывает при дефектах прокладки между
головкой и блоком цилиндров или при температурной деформации головки блока.
При работе двигателя с такой неисправностью в расширительном бачке наблюдаются
пузырьки выхлопных газов, проходящих в систему охлаждения через тот же дефект.
Выхлоп при такой неисправности частично состоит из паров охлаждающий жидкости.
Свечи заменить.
Зазор между электродами свечи зажигания
Несмотря на всю простоту строения свечей зажигания, с ними нужно правильно работать и обращаться. Их нужно правильно чистить, правильно выбирать и менять. Однако даже новые варианты, иногда могут доставлять проблемы – машина может работать неровно, иногда бывают рывки (толчки) при наборе скорости, а также легкая детонация. Многие сразу начинают искать причину в системе зажигания – конечно ведь свечи новые! Однако виной всему может быть зазор между электродами, достаточно его поправить и двигатель просто «запоет
Зазор свечи зажигания – это расстояние между верхним и нижним электродами, нужно для оптимальной работы и поджигания топливной смеси. Если это расстояние отличается от рекомендованных норм, двигатель будет работать не ровно, возможны либо подергивания, либо детонация схожая с"троением" вашего агрегата Простыми словами если зазор отличается от нормы, выставлен так с завода или продавцом, то вы можете хоть половину мотора перелопатить, а причину не найти.
Зазор между электродами свечи увеличивается в среднем на 1,5 миллиметра через тысячу километров пробега. Поэтому проверять его следует не реже чем через каждые 15-20 тыс. км пробега.
Неправильный зазор между электродами в свече зажигания может спровоцировать следующее :
Двигатель работает с перебоями.
Резко повысился расход горючего.
Снизилась мощность.
1.Большой зазор :
может спровоцировать пробой катушки зажигания и вывести ее из строя или пробой изоляции. Кроме того, возникает обрыв искры из-за недостаточного количества энергии. В результате возможно появление хлопков при выхлопе.
2.Маленький й зазор :.
искра при этом становится короткой и отличается высокой мощностью. Также увеличивается вероятность поджога дуги. Искре не хватает времени для разрыва, из-за чего формируется поток плазмы постоянного характера. Это может спровоцировать короткое замыкание, и как результат — вывести из строя катушку. Стабильность работы двигателя нарушается, он может заглохнуть в любой момент времени.
Величина зазора между электродами в свечах зажигания устанавливается заводом-изготовителем и отражается в технической характеристике автомобиля
Последовательность выполнения регулировки зазоров
между электродами:
1.Выкрутить свечи из цилиндров.
2.Измерить расстояние между центральным и боковым электродом.
3.Зная необходимое значение зазора при помощи щупа выставить необходимое расстояние.
Для этого подобрать щуп необходимой толщины, вставить между электродами и отрегулировать его. 4.Если щуп не проходит или проходит чересчур свободно – отгибаем или подгоняем электрод по размеру вставленного в зазор щупа.
5.Установить свечи зажигания обратно в ГБЦ.
Порядок действий по регулировке между электродами иридиевых и прочих свечей идентичен для всех автомобилей.
Правильность регулировки зазоров между электродами влияет на уровень мощности двигателя, его динамические характеристики, а также на расход топлива.
Установка свечей зажигания
При монтаже необходимо выполнить следующее:
Отсоединить имеющуюся свечу зажигания.
Перед демонтажем очистить сжатым воздухом возможно присутствующие в свечном отверстии отложения и загрязнения.
Выкрутить старую свечу зажигания.
Удалить грубые загрязнения в области отверстия свечи зажигания.
Вручную вкрутить свечу зажигания, насколько это возможно.
Не используйте свечи зажигания, упавшие без упаковки на твёрдое покрытие.
Установить на динамометрическом ключе нужный момент затяжки.
Надеть звёздочку динамометрического ключа прямо на натяжную гайку свечи зажигания и плотно её затянуть.
Момент затяжки свечи зажигания при установке в ГБЦ
Техника безопасности
Работать в спецодежде.
Работать в хорошо освещенном и хорошо проветриваемом помещении;
Работать только исправным инструментом ;
Инструмент должен быть чистым, не замасленным;
Работать только на выключенном и остывшем двигателе;
Не браться руками за провода.
Работа в группах
Ребята ,наше занятие будет проходить в нетрадиционной форме, то-есть в форме игры.
Вчера мы с вами были на экскурсии на СТО «Форсаж» и я думаю, что вы можете представить себя в качестве работников в составе бригады на СТО или на любом другом автопредприятии.
Вы разобьетесь на бригады по три человека.
В каждой бригаде будет бригадир. Роль клиента будет выполнять
мастер п. о.
Бригадир получает задание от клиента , обсуждают возникшую проблему с членами бригады и приступают к выполнению устранения этой неполадки.
Задание состоит из четырех пунктов, которые необходимо будет выполнить.
Про выполнении заданий будут учитываться такие качества как:
умения работать в команде, взаимопомощь и сотрудничество, переживать за результаты своей работы и работы команды.
№ | Составляющие свечи зажигания | Отсутствие или | Метод устранения | Примечания |
| Наконечник для присоединения привода |
| ||
2 | Изолятор | |||
3 | Завальцованная кромка | |||
4 | УПЛОТНЯЮЩИЕ ПРОКЛАДКИ | |||
5 | Прокладка корпуса | |||
6 | Ввертная часть корпуса | |||
7 | Центральный злектрод | |||
8 | Боковой электрод |
Бригада №1 Задание
1.Возникла следующая ситуация
Двигатель не запускается, необходимо выяснить причину возникшей ситуации
и найти метод ее устранения.(заполнить таблицу 1)
2.Составить диагностическую карту свечей зажигания (заполнить таблицу 2)
3. Отрегулировать зазор между электродами свечи зажигания
4. Расшифровать маркировку свечей зажигания
Причина | Метод устранения |
|
|
Таблица 2
Таблица 1
Причина | Метод устранения |
|
|
№ | Составляющие свечи зажигания | Отсутствие или | Метод устранения | Примечания |
| Наконечник для присоединения привода |
| ||
2 | Изолятор | |||
3 | Завальцованная кромка | |||
4 | УПЛОТНЯЮЩИЕ ПРОКЛАДКИ | |||
5 | Прокладка корпуса | |||
6 | Ввертная часть корпуса | |||
7 | Центральный злектрод | |||
8 | Боковой электрод |
Таблица 1
Таблица 2
Бригада №2 Задание
1.Возникла следующая ситуация Перебои в работе двигателя на всех режимах, необходимо выяснить причину возникшей ситуации и найти метод ее устранения (заполнить таблицу 1)
2.Составить диагностическую карту свечей зажигания (заполнить таблицу 2)
3. Отрегулировать зазор между электродами свечи зажигания
4. Расшифровать маркировку свечей зажигания
№ | Составляющие свечи зажигания | Отсутствие или | Метод устранения | Примечания |
| Наконечник для присоединения привода |
| ||
2 | Изолятор | |||
3 | Завальцованная кромка | |||
4 | УПЛОТНЯЮЩИЕ ПРОКЛАДКИ | |||
5 | Прокладка корпуса | |||
6 | Ввертная часть корпуса | |||
7 | Центральный злектрод | |||
8 | Боковой электрод |
Причина | Метод устранения |
|
|
Таблица 1
Таблица 2
Бригада №3 Задание
1.Возникла следующая ситуация : Двигатель работает неравномерно, тяжело запускается или останавливается на холостом ходу, необходимо выяснить причину возникшей ситуации и найти метод ее устранения (заполнить таблицу 1)
2.Составить диагностическую карту свечей зажигания (заполнить таблицу 2)
3. Отрегулировать зазор между электродами свечи зажигания
4. Расшифровать маркировку свечей зажигания
Работать необходимо в спецодежде, которая должна быть в нормальном состоянии, (согласно технологических требований).
Помещение должно быть с хорошим освещением и вентиляцией.
Рабочие места оснащены необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами, которые отвечают характеру работ по диагностированию и техническому обслуживанию и обеспечивает продуктивность труда.
Внимание:
Двигатель имеет много острых выступов, кромок, поэтому необходимо быть внимательным и осторожным чтобы избежать травмирования.
Необходимо постоянно следить, чтобы инструмент был чистым и не замасленным, иначе работа даже исправным инструментом может привести к травме.
Во время проверки рабочего состояния СЗ нельзя браться рукой за провод во избежание травмы руки.
Техника безопасности
Первый обход:
С целью проверки правильности рациональной организации рабочего места.
Второй обход:
С целью правильности выполнения приемов по регулировке зазоров, выполнение требований по вопросам охраны труда.
Третий обход:
С целью проверки правильности выполнения регулировочных работ, выполнение технических требований , норм времени;
сдача инструмента, уборка рабочего места.
Текущий инструктаж
Подвести итоги занятия;
Ознакомить студентов с полученными оценками;
Отметить студентов, которые отлично выполнили задание;
Остановиться на ошибках, которые допустили студенты выполняя задание и нарушили правила по технике безопасности;
Провести анализ ошибок и наметить пути их устранения;
Ознакомить студентов с темой следующего занятия;
Выдать домашнее задание.
Заключительный инструктаж
Список используемой литературы
1.Крамаренко Г.В.,Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей. М.: Транспорт,1982.
2. Кузнецов Ю.М. Охрана труда на авторемонтных предприятиях .
М.: Транспорт, 1990.
3. Юрковский И.М.Неисправности грузовых автомобилей с карбюраторным двигателем М. Транспорт, 1995.
4.Килимник И.В. Знаете ли вы автомобиль? Кишинев, Картя Молдовеняскэ , 1995.
5.Вишневецкий Ю.Т. Слесарь по ремонту автомобилей, Учебник, Москва, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.