МЕДИАЦИЯ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Принципы медиации: добровольность, равноправие сторон, нейтральность, беспристрастность медиатора, конфиденциальность. Добровольность: в отличие от судебной тяжбы в процедуре медиации все решения являются добровольными и должны устраивать обе стороны. Медиатор также является добровольно выбранным, а стороны пользуются его услугами по общему соглашению. Равноправие сторон: процедурные правила и права являются одинаковыми для обеих сторон. Им предоставляется одинаковая возможность высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д. Нейтральность, беспристрастность медиатора: медиатор сохраняет независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса. Конфиденциальность: процедура медиации является закрытой и то, что происходит на процессе остается на процессе. Так же медиатор не может быть привлечен в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию. Для проведения процедуры медиации необходим ряд условий. Во-первых, конфликт должен исчерпать все возможности для его разрешения. Во-вторых, обе стороны должны быть согласны на проведения процедуры. В-третьих - необходимое условие для применения практики медиации это - высокое социокультурное развитие сторон конфликта. Они должны обладать определённым нравственным и культурным потенциалом, чтобы понимать: худой мир лучше доброй войны. Иными словами, прибегать к насильственным способам разрешения конфликта неприемлемо. Первой и самой важной целью использования медиации можно считать налаживание опосредованного диалога между сторонами конфликта. Медиатор сглаживает и устраняет языковые и иные коммуникационные барьеры, переводя различную информацию в ту плоскость, которая понятна другой стороне и не является для неё унизительной. Ещё одной важной целью использования медиации является ее результат. Результат - это конкретное соглашение, которое устраивает все стороны конфликта. Субъекты конфликта оставляют за собой право не принять данное решение и отказаться от его исполнения, если оно им не подходит. Конфликты в дошкольном учреждении, как и в обществе в целом, неизбежны и естественны. Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т.д.). Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения. Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми. В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании. Основываясь на своём опыте работы, могу отметить, что к основной линейке наиболее острых и частых конфликтов в ДОУ относятся конфликты, происходящие между родителями и воспитателями, а также в самом педагогическом коллективе. Ни одна из конфликтующих сторон, в основном, не хочет уступать другой, при каждой встрече происходят столкновения, спокойно поговорить не удается, и изо дня в день они находятся в постоянном напряжении, которое накапливается и приводит к негативным последствиям. Я считаю, что служба медиации в ДОУ поможет эффективно разрешать подобные конфликтные ситуации, в результате чего обе стороны смогут услышать друг друга во время открытого совместного диалога и определить пути выхода из конфликта. В процессе организации методической работы с педагогическими кадрами обучение медиативным технологиям поможет повысить профессиональный уровень воспитателей, педагогическое мастерство при реализации своих трудовых функций. Обучение медиативному подходу воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходимо для развития их коммуникативной компетенции: желании и умении вступать в коммуникацию, способности ориентироваться в ситуации общения. Владение коммуникативными техниками повысит эффективность и скорость урегулирования конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В моей практике были сложные конфликтные ситуации, которые при помощи медиативного подхода можно было бы разрешить намного эффективнее. Список литературы: 1. Иванов А.А. Закон деловой этики/ А.А. Иванов // Медиация и право. Посредничество и примирение, 2011 - № 3 – 20 с. 2. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее/ М.И. Клеандров - М.: Юристъ, 2012 – 248 с. 3. Крашенников П.В. Почему посреднику нужна своя буква закона/ П.В. Крашенников // Медиация и право. Посредничество и примирение, 2012 - № 4 – 26 с. 4. Кудрявцев В.Н. Юридическая конфликтология/В.Н. Кудрявцев - М.: Юрайт, 2011 - 116 с. 5. Леонард Л. Рискин, Нэнси А. Уэлш. «О чем мы говорим?»/Л. Леонард // Медиация и право. Посредничество и примирение, 2010 - № 3 – 41 с. 6. Лисицын В.В. Полтора века медиации в России/ В.В. Лисицын // Медиация и право Посредничество и примирение, 2010 - № 2. 29 с. 7. Пель М.. Приглашение к медиации./ М. Пель - М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2011 – 214 с. 8. Романенко М.А. Медиация как форма альтернативного разрешения правовых конфликтов. Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе/ М.А. Романенко - М.: Юмаком, 2010 - 150 с. 9. Свириденко О.М. На пользу и правосудию и гражданам/ О. М. Свириденко // Медиация и право. Посредничество и примирение, 2011 - № 5 – 19 с 10. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров./ Ц.А. Шамликашвили - М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования,2010 – 250 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.