Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения
Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 7
Взрослым
05.06.2017
В последние десятилетия наибольшее внимание уделялось разработке программ раннего развития для детей с синдромом Дауна.
Этот акцент сейчас смещается в сторону потребностей взрослых людей: в подходящей работе, жилье, получении возможностей для полноценного досуга, восстановления сил и нормальной деятельности в обществе.
Подготовку молодого человека к «взрослой жизни» во всех ее проявлениях следует начинать довольно рано – в средней школе, то есть приблизительно с 14 лет.
Именно на этом этапе возникла потребность объединить социально-педиатрические силы с педагогической и психологической работой, что привело к созданию адаптированной программы «Круг», в основе которой лежит идея малых групп и принцип социального развития, способствующий вхождению ребенка в общество и усвоению им социального опыта в виде знаний и определенных правил поведения.
статья .docx
Медикосоциальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их
решения
Согласно федеральному закону об образовании каждый ребенок имеет
право на образование. Распространение инклюзии на детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает создание специальных
образовательных условий для получения ими полноценного образования, для
дальнейшего участия в жизни общества и социализации. Среди детей с
особенностями развития много детей с синдромом Дауна.
Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия,
которая определяется наличием в клетках человека дополнительной 47ой
хромосомы.
Каждый 700й ребенок на планете появляется на свет с синдромом
Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах,
социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья,
вредных привычек, цвета кожи, национальности. Ничьей вины в этом нет и
быть не может. Это случайность, каприз природы. В России ежегодно
рождается около 2500 детей с синдромом Дауна. Детей с синдромом Дауна
«вылечить» нельзя, потому что это не болезнь. Но им можно помочь.
Подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может научиться
ходить, есть, одеваться, говорить, играть, заниматься спортом. В настоящее
время нет никаких сомнений в том, что дети с синдромом Дауна обучаемы и у
них есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения,
увлечения и интересы.
Несомненно, и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше
реализуют свой потенциал, если живут дома, в атмосфере любви. Если у них
есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать
качественное медицинское сопровождение, ходить в детский сад, в школу,
дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна это целый
комплекс проблем, связанных с его лечением, образованием, социальной
адаптацией и интеграцией в общество.
В последние десятилетия наибольшее внимание уделялось разработке
программ раннего развития для детей с синдромом Дауна.
Этот акцент сейчас смещается в сторону потребностей взрослых людей:
в подходящей работе, жилье, получении возможностей для полноценного
досуга, восстановления сил и нормальной деятельности в обществе.
Подготовку молодого человека к «взрослой жизни» во всех ее
проявлениях следует начинать довольно рано – в средней школе, то есть
приблизительно с 14 лет.
Именно на этом этапе возникла потребность объединить социально
педиатрические силы с педагогической и психологической работой, что
привело к созданию адаптированной программы «Круг», в основе которой
лежит идея малых групп и принцип социального развития, способствующий
вхождению ребенка в общество и усвоению им социального опыта в виде
знаний и определенных правил поведения.
Критериями для перевода ребенка от индивидуальной терапии к
терапии малых групп являются его социальная готовность к работе в
коллективе и его самостоятельность. Так же, как и при индивидуальной
терапии, в группах сохраняется тесный контакт с педагогом«терапевтом», в
то время как новым требованием данной ступени является отдаление ребенка
от родителей. Иными словами, малые терапевтические группы призваны
ослабить слишком тесную привязанность к матери (или другому близкому
человеку). На этом этапе дети учатся устанавливать положительные контакты
с другими детьми, обращать внимание на потребности других и предоставлять
им помощь.
Основываясь на выше указанных данных, была определена цель
программы. Цель программы: формирование навыков самообслуживания и
взаимодействия у детей с синдромом Дауна.
Задачи:
1) Развитие первичного навыка рефлексии, самопознание;
2) Развитие навыков крупной и мелкой моторики;
3) Развитие социальноэмоциональной сферы и эмоционального
диапазона;
4) Развитие навыков уверенного взаимодействия и поведения, работа с
негативными эмоциональными состояниями (с помощью телесно
ориентированной и арттерапии).
Отличительная особенность программы заключается в том, что она
построена по принципу «Круг», который может использоваться в групповых
занятиях для детей с различными видами нарушениями.
Форма занятий: групповая.
Продолжительность и режим занятий: 3 часа. Каждое занятие
состоит из трех блоков по 45 минут, после каждого блока делается 1015
минутный перерыв. Последние 5 минут закладываются на то, чтобы собрать
внимание детей и перейти к следующему блоку.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно
речевого,
эмоционального,
двигательного,
сенсорного,
умственного,
эстетического и социальноличностного развития ребенка с синдромом Дауна;
ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности;
социальной ситуации развития ребенка.
Построение работы в виде игровой формы в соответствии с указанными
принципами обеспечивает социальную направленность педагогических
воздействий и социализацию ребенка.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики
общего и речевого развития детей. Исследование проходило на базе Свердловской региональной
общественной организации инвалидов «Солнечные дети». В исследовании
приняли участие 7 человек – дети с синдромом Дауна в возрасте 1417 лет.
Для данной группы проводилась адаптированная программа в течение 3
недель. Работа специалистов с ребенком включала 2 этапа: медицинскую и
психологическую диагностику и развитие ребенка через программу Круг.
Реализация принципа комплексности предусматривала взаимосвязь в
работе педиатра, медицинской сестры, педагогапсихолога, специалистов
Свердловской региональной общественной организации инвалидов
«Солнечные дети».
Основными критериями эффективности инклюзивного процесса,
реализуемого через программу являются:
– активизация зрительного и слухового внимания;
– стимуляция сенсорного развития;
– стимуляция тактильного взаимодействия ребенка с другими детьми;
– развитие навыков крупной и мелкой моторики.
В программе выделены следующие блоки: развивающий, арт
терапевтический и нейрокоррекционный.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных
функций, познавательной сферы, поведения и личности в целом,
социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.
В арттерапевтическом блоке ведущей задачей является организация
комплексного медикопсихологопедагогического изучения особенностей
развития ребенка, а также определение эффективности реализации
индивидуальной программы развития ребенка. Нейрокоррекционный блок направлен на осознание ребенком
ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия и формирование базовых
составляющих произвольной саморегуляции.
В результате освоения ребенком содержания программы учитывали
индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с
поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
Данная программа подтвердила целевые ориентиры:
– ребенок заинтересовался окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий.
– ребенок овладел простейшими навыками самообслуживания;
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
– ребенок стал стремиться к общению со взрослыми, появляются игры,
в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
– ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их
действиями;
– ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам,
рассматриванию картинок;
– у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной
и мелкой моторики.
Преимущество адаптированной программы «Круг» заключается в том,
что она ориентирована на общее развитие ребенка, что становится возможным
благодаря диагностическому контролю развития, позволяющему проследить
взаимосвязи между отдельными блоками не только перед началом
коррекционной работы, но и по ходу всех терапевтических мероприятий, в
которых участвуют многочисленные специалисты: педиатры, педагоги,
психологи и др. Таким образом, детское социальное развитие, то есть, «развитие
самостоятельности и способности установления положительных контактов с
другими детьми и взрослыми», является воспитательной целью в программе.
Разработанная адаптированная программа «Круг» для детей с
ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) может быть
рекомендована для использования не только педагогам, но и врачам,
психологам и всем тем, кто связан с областями реабилитации развития и
педагогической интеграции, представляющими собой по сути единый процесс.
междисциплинарного сотрудничества
Этот процесс немыслим без
специалистов и широкого вовлечения родителей в процесс обучения и
воспитания.
Врач и педагог должны, наконец, сделать шаг навстречу друг другу – на
благо ребенка.
Первые шаги сделаны, будущее – за нами!
Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения
Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения
Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения
Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения
Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения
Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.