Механические колебания
Оценка 4.8

Механические колебания

Оценка 4.8
Карточки-задания +1
docx
физика
11 кл
13.02.2017
Механические колебания
Публикация является частью публикации:
1 мех колебания.docx
Механические колебания Физика, 11 класс. Учитель: Купенова Г.М. Механические колебания  Физика, 11класс Цели урока: Образовательные: сформировать у учащихся представления о колебательном движении; изучить  свойства и основные характеристики периодических (колебательных) движений.  Развивающие:  развивать умения и навыки анализировать знания и делать выводы; развитие речи  учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания  учащихся через смену учебной деятельности. Воспитательные:  формировать познавательный интерес; воспитывать внимательность,  дисциплинированность, трудолюбие; создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной  приподнятости, радости преодоления трудностей. Межпредметные связи: математика  Наглядность: демонстрация колебаний математического и пружинного маятников. Оборудование:  набор   приборов   для   демонстрации   колебательных   процессов,  справочник (Приложение 1). План урока I. Оргмомент; II. Повторение известного материала; III. Изучение колебательных систем; IV. Практическая работа по таблицам; V. Домашнее задание. Ход занятия I.  Проблемная ситуация:  Какое физическое явление мы будем наблюдать, если отклонить шарик от положения равновесия и  отпустить? Как называется эта система? (продемонстрировать) . Математический маятник, пружинный, физический. Возможные применения колебаний: 1) солнечного ветра, 2) крови,  3) вибрации), Колебание геомагнитного поля Земли под действием ультрафиолетовых лучей и  Влияние колебаний магнитного поля Земли на живые организмы, движение клеток  Вредная вибрация ( разрушение мостов при резонансе, разрушение самолётов при  4) 5) 6) Полезная вибрация (полезный резонанс при уплотнении бетона, вибросортировка, Электрокардиограмма работы сердца, Колебательные процессы в человеке ( колебание барабанной перепонки, голосовых  связок, работа сердца и лёгких, колебания клеток крови). II.  Начнем  с повторения. Вопросы классу: 1. Какое движение совершает тело?  Сформулируйте определение колебательного процесса. Колебательный процесс ­ это процесс, который повторяется через определённые промежутки  времени. 2. Сформулируйте определения свободных и вынужденных колебаний (с примерами).  Свободные ­ это колебания, которые происходят без воздействия внешней силы.  Свободные  колебания являются затухающими.  Вынужденные ­ это колебания, которые происходят под воздействием внешней периодической силы.  Вынужденные  колебания ­ незатухающие. 3. Какие ещё виды колебаний вы знаете?  Сформулируйте определение. Гармонические колебания ­ это колебания, которые происходят по закону синуса или косинуса. 4. Условия возникновения колебаний? (продемонстрировать) 1) Наличие возвращающей силы, направленной против смещения; 2) Достаточное малое трение в системе. III.  Изучение колебательных систем. Какова  связь между колебательными движениями и функциями синус и косинус? Для построения этой модели обратим внимание, что равномерное движение точки по окружности  является периодическим процессом.  Даже будучи не знакомы с тригонометрическими функциями, достаточно легко построить график  закона движения тени шарика. Для этого необходимо изобразить окружность, отметить на ней  равноотстоящие точки, а затем нанести на график временной зависимости их координаты через  равноотстоящие интервалы времени.   Графики каких   функций  напоминает эта линия?  (sin x, cos x).   Характеристики гармонических колебаний: 1.  Период колебаний – время, за которое маятник совершается одно полное колебание. [Т] = с                 Т =    2. Частота колебаний – число полных колебаний в единицу времени.  [ν] = Гц     ν  =  [А] = м. 3. Амплитуда колебаний – наибольшее (по модулю) отклонение тела от положения равновесия.       4. Скорость  [] = м/с  5. Ускорение [a] = м/с2   6.  Фаза колебаний ­ Величину φ, стоящую под знаком функции косинуса или синуса, называют фазой  колебаний, описываемой этой функцией. 7. Циклическая частота ­ число колебаний за 2π с [  ] φ = рад. ω0 = 2πν; ω0Т = 2 ;   Т =  π Связь периода колебаний с частотой:  T =   ;     ν =  Рассмотрим колебания математического маятника  Механические колебания ­ это периодические изменения координаты, скорости и ускорения тела. Что необходимо сделать, чтобы в колебательной системе возникли колебания?  ­ отклонить тело от положения равновесия и отпустить  (продемонстрировать). На примере пружинного маятника: (продемонстрировать ). (Приложение 2) Превращение энергии в колебательном процессе Ep 0 0 0 Eк Eп Вывод уравнения для пружинного  маятника с помощью  закона сохранения энергии: Уравнение колебательного процесса  ) 0 IV.  Итак, мы получили уравнение колебательного процесса.  x m 2  kx 2 2 2 x 2 ( Вторая производная функции пропорциональна самой функции. Таким свойством обладают только  функции синуса и косинуса. (sin x)' = cos x;  (cos x)' = ­ sin x. Решение уравнения гармонических колебаний должно иметь вид произведения амплитуды колебаний   хт  на синус или косинус.  Проверим: х = хmax cos ω0t х = хmax sin ω0t Когда какую функцию выбирать зависит от значения координаты тела в начальный момент времени.  Если   х = хmax, то выбираем функцию косинус. Если   х = 0  ­  то синус. V. Домашнее задание: §18­24, упр 3.  Литература 1. Физика 11 класс /Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин­М. : Просвещение,2009. 2. "Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями"/О.Н. Бурлова.

Механические колебания

Механические колебания

Механические колебания

Механические колебания

Механические колебания

Механические колебания

Механические колебания

Механические колебания

Механические колебания

Механические колебания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017