Механизм управления жилищным фондом
План:
1.Структура жилищного фонда.
2.Осовые участники системы управления эксплуатацией жилищного фонда.
3. Основные положения концепции управления недвижимостью частными компаниями.
I
Формирование
системы управления эксплуатацией жилищного фонда во многом зависит от формы
собственности. На сегодняшний день структура жилищного фонда муниципального
образования включает жилые дома и общежития различных форм юридической
собственности:
— частный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности гражданам, а
также юридическим лицам — частным организациям;
— смешанный жилищный фонд, находящийся в общей собственности нескольких
собственников (юридических и физических лиц, жилищных, жилищно-строительных
кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений
собственников);
— государственный жилищный фонд, находящийся в ведении государственных
унитарных предприятий и государственных учреждений;
— муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальному
образованию.
Управление жилищным фондом, обеспечивающее эффективное использование
недвижимости в жилищной сфере, включает в себя:
— целевое и рациональное использование жилищного фонда для удовлетворения
потребностей собственника (собственников) жилищного фонда и граждан,
проживающих в нем на иных основаниях;
— обеспечение необходимого качества среды проживания путем организации работ по
обслуживанию, ремонту и реновации зданий и строений;
— обеспечение содержания объектов недвижимости через определение источников и
размеров финансирования, обеспечение сбора денежных средств, а также путем
планирования и контроля использования финансовых ресурсов.
Создание
эффективной системы управления эксплуатацией жилищного фонда города связано с
необходимостью рационального разделения функций между участниками данного
процесса, в обосновании муниципального заказа на эксплуатацию жилья, в подборе
рациональных форм и методов организации конкурсного подбора подрядчиков, в
определении адекватных форм контроля за деятельностью жилищно-эксплуатационных
организаций.
Предлагаемая схема управления процессом эксплуатации жилищного фонда города в
условиях реформирования ЖКХ предусматривает формирование конкурентных начал в
жилищном хозяйстве и расширение круга участников хозяйственного процесса.
II
Основными участниками предлагаемой системы взаимоотношений являются
администрация города, служба заказчика, городские жилищно-эксплуатационные
организации, население, проживающее в муниципальном (или государственном)
городском жилищном фонде, а также альтернативные структуры: независимые
управляющие компании, ремонтно-эксплуатационныe фирмы, население, проживающее в
частном или коллективном жилищам фонде.
Администрация города определяет стратегические направления развития жилищного
сектора города, разрабатывает и принимает программу реформирования жилищного
хозяйства, формирует службу заказчика и регулирует централизованные финансовые
потоки, направляемые в данную сферу деятельности. Осуществляет общий контроль
за обеспечением потребителей ЖКУ в соответствии с утвержденными правилами и
нормами их предоставления.
Дирекция муниципального заказа выступает от лица администрации
муниципального образования, формирует муниципальный заказ на содержание и
ремонт жилья, заключает договоры с производителями работ и потребителями услуг,
обеспечивает контроль за проведением и сдачей выполнениях работ.
Городская (или районные в крупных городах) дирекция муниципального заказа
организует конкурсный набор подрядчиков на проведение работ по содержанию и
ремонту государственного и муниципального жилищного фонда. Финансирование
этих работ осуществляется из двух основных источников: плата потребителей за
содержание и ремонт жилья и предоставленные услуги, а также дотации из
городского бюджета, направляемые через дирекцию муниципального заказа подрядным
жилищным организациям в связи с низкими тарифами для населения.
Дирекция муниципального заказа может иметь различный правовой статус:
учреждение или муниципальное (государственное) унитарное предприятие, частное
предприятие или акционерное общество. Она может формировать собственные
управленческие, контрольные и хозяйственные подрзделения и выступать в форме
управляющих компаний, а так же:
— является титульным балансодержателем объектов инженерной инфраструктуры,
жилого и нежилого фонда;
— осуществляет бухгалтерский учет;
— представляет интересы муниципалитета как собственника в управлении
многоквартирных домов;
— производит расчет потребностей в бюджетных средствах, подготовку предложений
в проект бюджета, титульные списки;
— проводит или участвует в организации конкурсов, связанных с обеспечением
функционирования системы ЖКХ;
— заключает договор с управляющей компанией на управление муниципальным
имуществом;
— при заключении договора на управление передает управляющей Компании
техдокументацию на жилые дома;
— ведет мониторинг состояния жилого фонда;
— выполняет функцию надзора и контроля за использованием муниципального
имущества;
— планирует и осуществляет финансирование капитального ремонта в объеме
бюджетных средств;
— формирует муниципальный заказ и заключает договора на исполнение работ по
капремонту.
— планирует и осуществляет финансирование работ по благоустройству;
— формирует муниципальный заказ и заключает договора на исполнение работ по
благоустройству;
— контролирует исполнение договоров по благоустройству.
Расширение
альтернативного городского жилищного сектора приводит к необходимости
возникновения управляющих компаний, которые принимают на себя ответственность
за эксплуатацию зданий, находящихся в частной или коллективной собственности.
Они могут выступать в качестве альтернативных заказчиков или привлекать к
выполнению работ отдельных работников на контрактной основе и т. п. При этом
частные и коллективные владельцы жилищного фонда непосредственно рассчитываются
либо прямо с производителями, либо с управляющими фирмами.
Передачу функций управления жилищным фондом частным компаниям целесообразно
осуществлять на праве доверительного управления собственностью (траст). В этом
случае фирма выполняет текущее управление и обслуживание жилищного фонда
независимо от формы собственности. Владелец фонда принимает эти услуги и
выплачивает фирме вознаграждение в соответствии с договором.
Подрядные организации: ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные
организации, коммунальные предприятия в соответствии со своим профилем
выполняют работы по содержанию и ремонту городского государственного и
муниципального жилищного фонда, а также фонда других форм собственности в
соответствии с договорными обязательствами.
III.
Основные положения концепции управления недвижимостью частными
компаниями
Договор на управление объектом недвижимости заключается между собственником
и управляющей компанией сроком на 5 лет. Выбор такого срока обусловлен
практическим опытом работы аналогичных компаний за рубежом, так как 5 лет —
минимальный срок, в течение которого целесообразно проводить долгосрочные
инвестиционные проекты.
Управляющими организациями могут являться юридические лица любой
организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, соответствующие
требованиям.
Управляющие организации должны отвечать следующим обязательным требованиям:
1. Соответствие организационной структуры целевой структуре управляющей организации.
2. Наличие Квалификационного сертификата Госстроя РФ.
3. Наличие у руководителей организации (директора, гл. инженера, гл.
бухгалтера), сертификата соответствия и стаж работы по специальности не Менее
трех лет.
Управляющая компания за предоставление услуг по управлению недвижимостью
получает вознаграждение, размер и форма которого указываются в договоре;
компания самостоятельно определяет направления его использования, что может
стать одним из основных стимулов в ее работе. В то же время при работе с
муниципальной недвижимостью компания должна нести полную ответственность за
рациональное использование получаемых ею бюджетных средств.
Управляющая компания предоставляет залог в обеспечение возмещения материального
ущерба, который может быть нанесен объекту в результате ненадлежащего
исполнения договора на управление (так называемое гарантийное обеспечение
договора).
Отбор частных компаний для выполнения работы по управлению и организации
обслуживания объектов недвижимости производится на основе I открытого конкурса.
Для объектов государственной и муниципальной собственности это требование
является обязательным.
Контроль за качеством управления объектом остается за собственником.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.