ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах .Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие. В жизни же дети с ограниченными возможностями сталкиваются с трудностями, а то и невозможностью получить хорошее образование. Сегодня большинство инвалидов получает среднее образование или в спецшколах и интернатах, или на дому.
Эксперты говорят о слабой правовой информированности среди родителей. Не многие помнят, что в пакете социальных услуг, гарантируемых государством своим гражданам, право на образование является одним из важнейших. В соответствии с Конституцией РК (ст.30) каждый гражданин РК имеет право на обязательное и бесплатное среднее образование, включающее начальную, основную и старшую ступени общего среднего образования. Вместе с тем реальная ситуация гораздо сложнее: в последнее десятилетие наметилась тенденция расширения списка и состава детей из социально уязвимых и маргинальных групп.
Детей с инвалидностью можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это называется - инклюзивное образование. Когда ребенок с ограниченными возможностями учится вместе со здоровыми ребятами.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, — создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе[1].
Инклюзивное образование является одним из процессов трансформации системы образования, ориентированным на формирование условий доступности качественного образования для всех.
Инклюзивное образование предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей в общеобразовательную среду, устранение всех барьеров для получения качественного образования, социальной адаптации и интеграции в социуме.
Развитие инклюзивного образования с конца прошедшего столетия стало ведущим ориентиром образовательной политики многих развитых стран мира: США, Великобритании, Дании, Испании, Финляндии, Германии, Италии, Австралии и др. Дети с психофизическими нарушениями и отставаниями в развитии в этих странах успешно обучаются совместно с нормальными сверстниками в общеобразовательных организациях, в которых для их развития и социальной адаптации созданы соответствующие психолого-педагогические условия. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования разработаны согласно основополагающим международным документам в области прав человека, с учетом тенденций и достижений мировой практики в сфере образования и приоритетных задач развития казахстанской системы образования.[2, с 13]
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги. В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом».
Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение в «Государственной программе развития образования», в «Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования» в рамках выполнения «Конвенции о правах инвалидов».
Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В целом можно выделить основные направления в планах мероприятий по реализации Государственной программы:
· увеличение доли школы, создавших условия для инклюзивного образования;
· увеличение доли детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии;
· совершенствование системы инклюзивного образования в школе и повышение качества образовательных услуг [3].
На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и высших учебных заведениях.
Остро стоит и вопрос подготовки педагогических кадров, способных работать в новой системе. Сейчас в год выпускается до тысячи, специалистов-дефектологов.
По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане:
Ø некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями;
Ø отсутствие специально подготовленного педагогического состава;
Ø очень низкий уровень материально-технической и методической оснащенности учебных заведений;
Ø барьер физического доступа;
Ø жесткие требования государственного стандарта.
Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.[4]
Нужно понимать, что у инклюзивного образования должны быть границы. Это не безграничное и не хаотичное пересаживание ребенка с любой проблемой в общий класс. Массовый набор детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов невозможен. Очень тяжело объяснять родителям, что не каждый ребенок может учиться в общеобразовательной школе. Родители должны прилагать большие усилия в дошкольном и школьном образовании, чтобы в будущем увидеть своего ребенка в обществе.
У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса.
Мы должны понимать, что у любого ребенка есть право получить качественное образование. И если ребенок с какими-то серьезными проблемами в рамках образовательного процесса не дает реализовывать права здорового ребенка на образование, значит, нужно думать о том, может ли он учиться здесь?Полезно ли для него и для других детей такое включение?
Для определенной части детей общеобразовательная среда иногда бывает чрезмерной. Ребенок с очень серьезными отклонениями в развитии более комфортно будет чувствовать себя в ситуации, где созданы особые условия.
Я думаю, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество. Множество проблем стоит на пути детей-инвалидов и детей с ОВР к получению образования по инклюзивному методу.
И родители, и педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Так, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата – нужно специальное техническое оснащение, подъемники, поручни. Для детей с нарушениями слуха и зрения необходимо специальное оборудование .Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей, и без основательной подготовки кадров проблему инклюзива не решить.[5]
Таким образом, существует множество проблем психологического плана: к инвалидам предвзято относятся и дети, и родители, и педагоги. Инвалиды, как правило, учатся самостоятельно, на дому, поэтому впоследствии им трудно общаться с обычными детьми в школе.
Проблема усугубляется еще и тем, что сегодня инвалиды однозначно воспринимаются обществом, как особая, отграниченная от других, группа людей.
В государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы впервые определены механизмы включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, обеспечения для них доступной среды. Однако темы нетерпимости, неподготовленности школ, учителей, родителей всё так же актуальны, как и прежде.
У детей-инвалидов появилась возможность учиться в обычных школах. Но не каждый родитель отдаст своего ребёнка в класс, где тот будет выделяться.
Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в массовых организациях образования, испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала и овладении социальными навыками вследствие отсутствия индивидуального подхода, специальной коррекционно-педагогической, психологической исоциальной поддержки, учета специальных образовательных потребностей. Педагоги массовых школ не имеют соответствующих знаний об особенностях взаимодействия и способах обучения детей с ограниченными возможностями, поскольку эта информация не является содержанием их вузовской подготовки. В результате эта категория школьников часто попадает в число стойко неуспевающих и социально дезадаптированных учеников.
Планируемое, целенаправленное включение детей с ограничениями в развитии в общеобразовательную среду осуществляется в республике в виде отдельных фактов, индивидуального опыта.
Увеличилось число медико-психолого-педагогических консультаций (ПМПК), которые открываются из расчета одна консультация на 60000 детского населения. Однако актуальными остаются вопросы кадрового обеспечения специальных организаций образования нового типа, механизм их взаимодействия с общеобразовательными организациями.
Сегодня ребенок с ограниченными возможностями может получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь в системе дифференцированного обучения, так как только в этой системе работают специалисты, имеющие соответствующие профессиональные знания и опыт, имеется программное, учебно-методическое, материально-техническое обеспечение учебного процесса.[1]
По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно. Делать любую работу с душой – залог успеха!!!
Петрова Т.А.
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актах.
Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие. В жизни же дети с ограниченными возможностями сталкиваются с трудностями, а то и невозможностью получить хорошее образование. Сегодня большинство инвалидов получает среднее образование или в спецшколах и интернатах, или на дому.
Эксперты говорят о слабой правовой информированности среди родителей. Не многие помнят, что в пакете социальных услуг, гарантируемых государством своим гражданам, право на образование является одним из важнейших. В соответствии с Конституцией РК (ст.30) каждый гражданин РК имеет право на обязательное и бесплатное среднее образование, включающее начальную, основную и старшую ступени общего среднего образования. Вместе с тем реальная ситуация гораздо сложнее: в последнее десятилетие наметилась тенденция расширения списка и состава детей из социально уязвимых и маргинальных групп.
Детей с инвалидностью можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это называется - инклюзивное образование. Когда ребенок с ограниченными возможностями учится вместе со здоровыми ребятами.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, — создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение (включенное или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как полноценным людям становиться более толерантным и научиться уважать другие личности.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. Казахстан ввел инклюзивное образование в 2008 году.В государственной программе образования предусмотрена усиленная поддержка детей-инвалидов и инвалидов в области получения образования – начиная с дошкольного. На тот момент в Казахстане 47 тысяч ребят, имели различные группы инвалидности. Третья часть из них осваивала школьную программу в интернатах, столько же на дому, а еще треть не училась нигде.
В Казахстане в последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении.В республике на январь 2009 года по данным республиканской психолого-медико-педагогической консультации выявлено 149246 детей с ограниченными возможностями в развитии. Обучение детей данной категории осуществлялось в 35 специальных детских садах и 228 специальных группах в организациях дошкольного образования общего назначения, в 101 специальной (коррекционной) школе и 820 специальных классах при общеобразовательных школах.В 80-е годы прошлого столетия для детей с задержкой психического развития в общеобразовательных школах стали открываться специальные классы. В настоящее время в массовых школах функционируют специальные классы и для школьников с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, что, по сути, является одной из форм интеграции школьников с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.
В программе развития образования до 2020 года ясно написано, что к 2020 году 70% школ в стране будут инклюзивными. А сейчас, в соответствии с официальной статистикой Министерства образования, 16 тысяч учащихся с ограниченными возможностями тем или иным образом интегрированы в среду их нормально развивающихся сверстников, из них свыше 3000 детей дошкольного возраста посещают 395 детских садов, более 12000 детей школьного возраста обучаются в 769 общеобразовательных школах. Но у каждого министерства, ведомства свои цифры, поэтому данные не точные. В этих организациях ребенка-инвалида вовлекают во все виды деятельности — образовательную и во внеклассную, при этом у одноклассников сформированы к инвалиду, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому нужна помощь и поддержка.
Концепция инклюзивного образования строится на основании следующих принципов:
организация ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями в развитии;
обязательное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, интегрированного в общеобразовательный процесс;
определение для каждого ребенка возможной и полезной формы интеграции.
Основными направлениями развития инклюзивного образования являются следующие:
1. Формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии.
Для внедрения Концепции инклюзивного образования в повседневную практику необходимо формирование позитивного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, средств массовой информации (СМИ), благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных организаций.
2. Создание нормативной правовой базы, призванной определить:
статус интегрированного ребенка, в том числе обеспечение его специальным образовательным «полисом», позволяющим получать необходимую коррекционно-педагогическую помощь;
статус общеобразовательных организаций, принимающих ребенка с ограниченными возможностями;
статус, новые функции и структурные изменения в специальных (коррекционных) организациях образования в связи с выполнением ими консультативно-методической работы по сопровождению интегрированных детей в организациях образования общего типа.
3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии.
Для своевременного выявления, диагностики и консультирования детей с ограниченными возможностями в развитии необходимо функционирование диагностико-консультативной службы, состоящей из двух последовательных этапов:
выявления (скрининга) детей с риском отклонений в развитии в организациях родовспоможения и первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
комплексной, углубленной диагностики психического развития в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).
Дети раннего возраста, нуждающиеся в коррекционно-педагогической поддержке должны получать ее в кабинетах коррекции и инклюзивного образования, кабинетах психолого-педагогической коррекции (КППК), реабилитационных центрах (РЦ), в условиях специальной (коррекционной) дошкольной организации образования.
Вовремя начатая и грамотно организованная ранняя психолого-педагогическая поддержка ребенка с ограниченными возможностями в развитии и его семьи обеспечит значительной части детей возможность полноценной социальной интеграции и включения в общеобразовательную среду уже на этапе дошкольного и младшего школьного возраста.
4. В общеобразовательной среде должны быть предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития варианта включения:
обучение ребенка по общеобразовательной или по индивидуальной программе в общем классе или группе детского сада и получение им специальной коррекционно-педагогической помощи;
основное школьное время ребенок обучается в специальном классе по специальной программе (язык, чтение, математика), другую часть времени он занимается по обычной общеобразовательной учебной программе (ИЗО, технология, физкультура, музыка) вместе с учениками своего возраста;
ребенок посещает только специальный класс и учится там по специальной программе, но при этом он принимает непосредственное участие в жизни школы: совместные завтраки, совместные посещения воспитательных мероприятиях и досуга, участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях.
В зависимости от степени выраженности недостатков в развитии дети получают образование в полном или неполном объеме учебной программы общеобразовательной школы.
5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение интегрированных детей.
Все дети с ограниченными возможностями в развитии должны получать специальную коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую поддержку в соответствии с их особыми потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической консультации. В ПМПК в результате комплексного обследования определяется вид и форма образования для каждого ребенка, составляется комплексная программа реабилитации и разрабатываются рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение может быть как внутренним, так и внешним (при отсутствии необходимых специалистов в штате школы, например сурдопедагога, тифлопедагога, специалиста по ЛФК).
Внутреннее сопровождение осуществляется специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (специальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник).
Внешнее сопровождение осуществляют специалисты районных кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) организаций образования. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в индивидуальном темпе.
6. Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии.
Инклюзивное образование предполагает право получения лицами с ограниченными возможностями профессионального образования в общеобразовательном пространстве на всех уровнях: в профессиональной школе, колледже, вузе при создании необходимых условий и среды.
7. Программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение образования общего типа для удовлетворения особых потребностей детей.
Необходима разработка методических пособий для учителя и дидактических материалов для учеников, обеспечение общеобразовательных школ специальными учебными программами, учебниками и учебно-методическим комплексом, специальными наглядно-дидактическими материалами.
8. Кадровое обеспечение.
Эффективное инклюзивное образование требует специальной подготовки педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) организаций образования. В связи с чем, необходимо:
внесение соответствующих изменений в содержание подготовки педагогических кадров в вузах и колледжах;
предусмотреть планомерную переподготовку уже работающих педагогов в организациях образования общего типа посредством годичных курсов профессиональной переподготовки;
систематически проводить курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров системы общего и специального образования.
9. Материально-техническое оснащение организаций образования общего типа для удовлетворения особых потребностей детей.
Детям должны быть созданы условия:
для физического доступа (пандусы, лифты, поручни, специально оборудованные места общего пользования и пр.);
для организации процесса обучения (рабочее место в классе, устройства для чтения и письма, современное оборудование для звукоусиления, специальные наглядно-дидактические пособия и комплекты).
10. Проведение специальных научных исследований.
Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем, связанных с развитием инклюзивного образования в республике необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований.
11. Включение родителей и общественных организаций в процесс развития инклюзивного образования.
Медицинские, социальные и образовательные организации должны обеспечивать родителей и иных законных представителей полной информацией о различных путях медицинской и психолого-педагогической реабилитации. Родителей и иных законных представителей необходимо включать в абилитационный процесс, привлекать их к составлению индивидуальной программы развития ребенка, предоставлять возможность присутствовать на специальных занятиях у специалистов и на общеобразовательных занятиях.
Отношение к инклюзивному образованию далеко не однозначно. Казалось бы, идея хорошая. Только не всегда она находит поддержку.Теоретически, все правильно и хорошо, но существует множество проблем, связанных с введением инклюзивного образования в нашу жизнь.
Об инклюзиве говорят, пишут, некоторые даже разрабатывают специальные программы. Но применить теорию на практике оказалось довольно трудно. Существует ряд определенных проблем. Инклюзивное образование в Казахстане складывается стихийно. Ребенку, нуждающемуся в таком обучении, должны быть созданы все условия.: переоборудовать учебные места в аудиториях, делать спуски, пандусы, пересматривать расписание занятий, чтобы инвалидам не пришлось подниматься на вторые и третьи этажи зданий и т.д. Кто и как это будет делать, за чей счет - до сих пор не ясно. А ведь эти проблемы неизбежно встанут и перед руководством учебных заведений, где инвалиды будут учиться, и перед самими инвалидами.
Специальные условия необходимы для организации инклюзивного образования.
1. Должны быть разработаны специальные программы для учителей.
2. В классах, где обучаются дети с ограниченными возможностями (далее ОВ), должны работать ассистенты.
3. С детьми с ОВ должны проводиться дополнительные занятия с дефектологом, логопедом, сурдопедагогом.
4. Дети с ОВ должны свободно передвигаться, в инклюзивной школе не должно быть архитектурных барьеров.
Безбарьерные условия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
1. Вход в школу
Вход в школу начинается с лестницы, которая является серьезным или непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления.
Пандус должен быть достаточно пологим, чтобы ученик мог на коляске самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса — не менее 90 см, необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик и поручни, которые устанавливаются по обеим сторонам пандуса.
Двери должны открываться
в противоположную сторону от
пандуса или оборудовать вход звонком.
2. Внутреннее пространство школы
Ширина дверных проемов
должна быть не менее 80–85 см.
Для того, чтобы ученик на коляске смог подняться на верхние этажи, должен быть
предусмотрен лифт или установление на лестницах подъемников.
В раздевалке желательно выделить зону
в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями,
скамьями, полками и крючками для сумок и одежды
или отдельную комнату.
3. Школьный туалет
Предусмотреть одну специализированную
туалетную кабинку для инвалидов,
в том числе для инвалидов-колясничков, ширина двери не
менее 900 мм, в кабине рядом с одной из сторон
унитаза должна быть предусмотрена свободная
площадь для размещения кресла-коляски
для возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна
быть оборудована поручнями, штангами и т. д.
4. Спортивный зал
Раздевалку, душевую и туалет
при физкультурном зале необходимо переоборудовать. В душевой,
как и в туалете, одну кабинку необходимо
оборудовать так, чтобы ребенок-инвалид мог ею воспользоваться,
т. к. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна
входить в кабинку целиком.
5. Классные кабинеты
Входная дверь в кабинет без порога. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1500–1500 мм.
Около парты необходимо пересмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ученик пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т. д. Желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ученик на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. Доска должна висеть пониже.
Безбарьерные условия для детей с нарушением зрения.
Ученик с нарушением зрения
испытывает затруднения в ориентировке в пространстве,
поэтому для комфортного пребывания
его в школе надо помочь. Для этого необходима
экскурсия по зданию школы, для того чтобы запомнил
месторасположение кабинетов и помещений.
Все препятствия и повороты должны быть озвучены, желательно
дать ребенку возможность пощупать двери и углы.
1. Вход в школу
Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета, обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см, для младших классов — 50 см.
Дверь лучше сделать яркой
контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на
них яркой краской пометить открывающиеся части.
2. Внутреннее пространство школы
Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы ученик с нарушенным зрением мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе.
Способом облегчения ориентации
инвалида по зрению внутри школы может являться
разнообразное рельефное покрытие полов
(при смене направления меняется и рельеф пола)
или напольная плитка и просто ковровые дорожки.
3. Школьная раздевалка
В раздевалках с нарушением
зрения нужно выделить зону в стороне от проходов
и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками
для сумок и одежды. Необходимо несколько раз провести
ребенка к этому месту, чтобы он запомнил.
4. Классные комнаты
Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола.
Уделить особое внимание освещению рабочего стола. Парта должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Ученик может пользоваться диктофоном (его способ конспектирования). Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ребенок смог их потрогать.
Безбарьерные условия для детей с нарушением слуха
Архитектурные барьеры для неслышащих детей — не препятствие. Главная проблема — получить информацию в том же объеме, что и все остальные дети, поэтому в школе должен быть сурдопереводчик. Учебные фильмы по возможности должны быть снабжены субтитрами.
Чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Места для тех, чей слух слабый,
могут быть оборудованы электроакустическими и индивидуальными
наушниками.
Территория школы
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, не скользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.
Такие условия не созданы ни в одной общеобразовательной организации Казахстана. Школы не готовы, не готовы пед.коллективы, не готовы родители. По всей стране родители особых детей вынуждены отдавать их в обычные школы, где нет никаких условий. Из-за этого страдает качество образования. Не понял ребенок тему- это его проблемы, ему никто повторно не объяснит. Лишь единицы школ Казахстана на сегодняшний день могут соответствовать статусу инклюзивного образования.Чтобы таких школ стало больше, необходимы деньги, но инклюзивное образование дороже обычного.
Кроме того, существует множество проблем психологического плана: к инвалидам предвзято относятся и дети, и родители, и педагоги. Инвалиды, как правило, учатся самостоятельно, на дому, поэтому впоследствии им трудно общаться с обычными детьми в школе.
Проблема усугубляется еще и тем, что сегодня инвалиды однозначно воспринимаются обществом, как особая, отграниченная от других, группа людей.
В государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы впервые определены механизмы включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, обеспечения для них доступной среды. Однако темы нетерпимости, неподготовленности школ, учителей, родителей всё так же актуальны, как и прежде.
У детей-инвалидов появилась возможность учиться в обычных школах. Но не каждый родитель отдаст своего ребёнка в класс, где тот будет выделяться.
Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в массовых организациях образования, испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала и овладении социальными навыками вследствие отсутствия индивидуального подхода, специальной коррекционно-педагогической, психологической и социальной поддержки, учета специальных образовательных потребностей. Педагоги массовых школ не имеют соответствующих знаний об особенностях взаимодействия и способах обучения детей с ограниченными возможностями, поскольку эта информация не является содержанием их вузовской подготовки. В результате эта категория школьников часто попадает в число стойко неуспевающих и социально дезадаптированных учеников.
Планируемое, целенаправленное включение детей с ограничениями в развитии в общеобразовательную среду осуществляется в республике в виде отдельных фактов, индивидуального опыта.
Увеличилось число медико-психолого-педагогических консультаций (ПМПК), которые открываются из расчета одна консультация на 60000 детского населения. Однако актуальными остаются вопросы кадрового обеспечения специальных организаций образования нового типа, механизм их взаимодействия с общеобразовательными организациями.
Сегодня ребенок с ограниченными возможностями может получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь в системе дифференцированного обучения, так как только в этой системе работают специалисты, имеющие соответствующие профессиональные знания и опыт, имеется программное, учебно-методическое, материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Садихова М. С. «Внедрение инклюзивного образования в школах
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья.
Развитое мировое сообщество в системе образования давно отказалось от понятий «инвалид», «больной».
Термин «ограниченные возможности в развитии» (ОВР) принят в Казахстане в качестве официального, и именно он используется в нормативно-правовых документах. В России и Киргизии, например, используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), в Беларуси – «дети с особенностями психофизического развития» (ОПФР).
В настоящее время система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в состоянии активного обсуждения. Эта тема содержит множество дискуссионных вопросов. Один из самых актуальных — где должны обучаться дети с ОВЗ. В специальных образовательных учреждениях или же, как гласит ныне популярный слоган, «все дети должны учиться вместе»?
«Мы живем, как можем, а ОНИ живут, как мы поможем». За этой рифмовкой — весь смысл инклюзии.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах.
Инклюзивное образование в процессе осуществления адаптации личности опирается на восемь основных принципов:
1) Все ученики равны в школьном коллективе;
2) каждый человек способен чувствовать и думать;
3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4) все люди нуждаются друг в друге;
5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Семьи активно участвуют в жизни школы;
7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8)разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование в Казахстане.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги. В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом».
Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение в «Государственной программе развития образования», в «Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования» в рамках выполнения «Конвенции о правах инвалидов».
Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В целом можно выделить основные направления в планах мероприятий по реализации Государственной программы:
· увеличение доли школы, создавших условия для инклюзивного образования;
· увеличение доли детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии;
· совершенствование системы инклюзивного образования в школе и повышение качества образовательных услуг.
Образовательные учреждения с системой инклюзивного образования основываются в своей работе на нормативно-правовую базу, включающую следующие документы:
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.).
2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.
3. Конституция Республики Казахстан.
4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96).
5. Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
6. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан».
7. Закон «Об образовании».
8. Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Проекты:
9. Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.
10. План действий по развитию системы инклюзивного образования в Республике Казахстан.
11. Методические рекомендации по определению детей с ограниченными возможностями в инклюзивные (общеобразовательные) организации образования.
12. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в республике Казахстан.
13. Правила о порядке организации деятельности инклюзивных (общеобразовательных) организаций образования.
Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей. Самым мощным учебным, методическим центром является Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Переподготовка специалистов ведется на базе ННПЦКП. Недавно в Актюбинском педагогическом институте появилась кафедра дефектологии.
Как уже говорилось, в Казахстане инклюзивное образование еще не получило широкого распространения. Между тем определенные шаги в данном направлении уже делаются. Инструктивно-методическое письмо на новый учебный год называется «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году». То есть инклюзивное образование, пусть даже в скобочках, но уже прописывается. Значит, через какое-то время оно начнет реализовываться во всех общеобразовательных учреждениях нашей страны.
Пока же к этому непростому процессу нужно готовиться. Первое, что следует сделать, – дополнить законодательную базу. Второй важный момент – необходимы специализированные кадры. Третий нюанс – надо подготовить основную массу детей к тому, что в их среду придут ребята с особенностями в развитии. Начинать эту интеграцию следует не со школы, а еще с детского сада.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.
Для того, чтобы эта система работала, нужно тщательно создавать условия: нужна особая оборудованная среда, классы с меньшей наполняемостью, специально подготовленные педагоги... Если всё это будет, я за инклюзию.
Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, перспективы Есиргепова В. Ж. магистр педагогических наук АркГПИ имени Ы.Алтынсарина,г. Аркалык На сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. В Казахстане это явление также не оставлено без внимания. Данная проблема требует к себе акцентированного внимания, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. Система образования, в свою очередь должна по мере возможности включить данную категорию детей в процесс обучения в массовых детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных лицеях и высших учебных заведениях. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Имеющаяся практика социализации детей с ограниченными возможностями в большей степени сложилась в рамках клинического подхода, в котором ограниченные возможности рассматриваются как патология, нарушение развития, что в свою очередь предполагает лечение, создание специальных служб. Данный подход, ослабляет социальную позицию ребенка и усугубляет его неравный социальный статус. Специальное образование, с одной стороны, является элементом социальной защиты таких детей и предоставляет им возможность одновременного лечения и обучения. С другой стороны, специальное образование, сегрегируя детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированные школы, интернаты способствует воспроизводству сложившейся социальной структуры, в которой люди впоследствии занимают маргинальные статусные позиции. В противовес инклюзивное образование стремится развить систему, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование стремится к разработке подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в общеобразовательной школе, среди нормально развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе. Общество не имеет право лишать детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными детьми. Теперь, детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и есть инклюзивное образование. Один из путей преодоления их проблем – продвижение идеи инклюзивного (включающего или интегрированного образования), о котором говорится в Конвенции о правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году. В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы инклюзивные. В настоящее время в Казахстане работает 56 психолого-медико-педагогических консультаций, финансируемых местными бюджетами. Согласно нормативам, таких организаций в республике должно быть 79. Методическое руководство данными консультациями закреплено за Республиканской психолого-медико-педагогической консультацией, расположенной в Алматы. По данным министерства образования и науки, на 1 января текущего года в стране проживают 149 246 детей с ограниченными возможностями, это примерно 3,15 % от общего числа несовершеннолетних граждан республики. Однако данная статистика не отражает реальную ситуацию, поскольку существуют факты приписки статистических данных и, наоборот, не включения в учет нуждающихся детей. Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. C 2011 по настоящее время в регионах республики работает программа Круглых столов по теме «Инклюзивное образование: международная практика и пути реализации в Казахстане» для руководителей системы общего среднего образования при поддержке Фонда Сорос Казахстан. В текущий период реализуется интернет-проект на базе сайта www.inclusion.kz в рамках информационной поддержки заинтересованных сторон в развитии инклюзивного образования в Казахстане [1]. По словам директора департамента среднего образования МОН РК Н.Аршабекова, международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центральноазиатскими республиками, процесс внедрения инклюзивного образования идет очень активно. Результаты социологических опросов показали, что более 68% казахстанцев считают, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество. Но на сегодня существует достаточно проблем, которые являются барьерами для детей с ограниченными возможностями на пути получения образования. Казахстанское общество прекрасно видит неготовность системы образования к приему детей с инвалидностью. Нужна модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка, необходимы специальные оборудования. Остро стоит и вопрос подготовки педагогических кадров, способных работать в новой системе. Сейчас в год выпускается до тысячи, специалистов-дефектологов. Самым мощным учебным, методическим центром является Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Переподготовка специалистов ведется на базе ННПЦКП. Недавно в Актюбинском педагогическом институте появилась кафедра дефектологии. И главной их задачей является качество обучения тех, кто займется на практике коррекционной педагогикой. Ведь сегодня и дети уже не те, что 10–20 лет назад: мир меняется, в нашу жизнь прочно вошли компьютер, новые средства связи. Родители обеих категорий детей также нуждаются в поддержке, формировании правильного отношения к совместному обучению ребят. Опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также мотивировать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи. Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определѐнные физические особенности в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учѐбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причѐм в нашем обществе данное отношение культивируется ещѐ с детского возраста. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является развитие в Республике Казахстан инклюзивного образования, которое направлено на: •вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс; •адаптация детей-инвалидов в современном обществе; •создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе; • умение превращать свои недостатки в достоинства; • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями. Инклюзивная политика - это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Исследования, проводимые в странах ближнего Зарубежья и в нашей стране, показывают, что сейчас не все родители желают отдавать своих детей в систему общего образования, так как понимают, что пока необходимые условия созданы только в системе специального образования [2, c.31]. По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане: -некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями. -отсутствие специально подготовленного педагогического состава. -очень низкий уровень материально-технической и методической оснащенности учебных заведений. -барьер физического доступа. -жесткие требования государственного стандарта. Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте. На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения. Специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования. При этом они отмечают невозможность полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу [3, c.67]. У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса. В перспективе, при правильной организации реализации программы по внедрению инклюзивного образования в систему образования РК, даст положительные результаты для всех участников вышеуказанного процесса.
ДюсекеноваГульмираГаббасовна
– учитель начальных классов.
Павлодарская область Павлодарский район
Красноармейская СОШ
Инклюзивное образование.
Мы исключили эту часть людей из общества, и надо
вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».
Жан Ванье.
Тема доклада посвящена относительно новому
явлению в казахстанской системе образования – инклюзивному обучению детей –
инвалидов, детей с ограниченными возможностями.
Эта проблема, является актуальной и требующей
должного внимания, так как количество детей с врожденными и приобретенными
пороками психического , умственного, физического развития с каждым годом
растет.
Ключевым моментом в реабилитационных
мероприятиях детей – инвалидов, детей с ОВР является их обучение. На
сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов
(Е.В. Кулагина, 2009 и др.).
К ним относятся: коррекционное образование,
интеграционное образование, надомное образование и его разновидность
дистанционное образование. Однако, в большей или меньшей степени все эти формы
имеют свои недостатки. Недостатки обучения на дому:
- Социализация. Недостаток общения со
сверстниками при домашнем обучении отрицательно влияет на последующую адаптацию
ребенка в обществе. Как показывает практика, друзей-соседей оказывается мало
для нормального общения. Дети, посещающие школы, обычно имеют больше друзей,
быстрее приспосабливаются к социальным условиям различного характера в
будущем.
- Конкуренция. «Домашний» ученик, конечно,
получает максимум информации, проходит процесс обучения в уютной домашней
обстановке, к нему организован индивидуальный подход. Но опять же, с точки зрения
психологии, эти плюсы могут стать большими минусами. Во-первых, ребенок
привыкает к тому, что он получает все внимание преподавателя. В последующем это
приведет к возникновению проблем в высших учебных заведениях и даже в рабочем
коллективе. Во-вторых, он не учится преодолевать трудности и проблемы
социального характера, т.к. находится в «тепличных условиях» родного дома, а
это значительно «тормозит» процесс психологического взросления ребенка.
- Объективность по отношению к ребенку. В
школьном обучении существует опасность, что ваш ребенок останется незамеченным
на фоне одноклассников, его таланты не будут до конца раскрыты. Дома же,
наоборот, вы рискуете проявлять излишнее снисхождение к ребенку, либо же «сверх
строгость». Помните про дисциплину, она обязательно должна присутствовать в
домашнем обучении. . В любом случае, какой бы способ образования вы ни выбрали,
помните – недостатки есть и у школьного и у надомного обучения. Главное вовремя
их обнаружить и свести к минимуму
Недавно появился еще один вид образования -
инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование воспринимает
ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. В
основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ
к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких
детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной
формой образования детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование – это, если можно так
сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление
невозможно.
Но мы, современные педагоги, должны об этом
знать, иметь об этом представление и своё мнение.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий
в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования,
который
подразумевает доступность образования для всех,
в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить
методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с
различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование старается разработать
подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения
различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более
эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование,
тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Обучение в массовой школе, среди нормально
развивающихся сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными
потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья,
одноклассники.
Принципы инклюзивного образования построены на
поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка-инвалида, ребенка с
ОВР важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие
качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и
преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном потенциале. Участвуя
совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети – инвалиды учатся
толерантному отношению друг к другу.
Общество не должно лишать детей с ограниченными
возможностями права получить образование, развить свои способности, талант и
главное, иметь среду общения с нормальными детьми. Теперь, детей-инвалидов,
детей с ограниченными возможностями в развитии можно не отдавать в закрытые
интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это и есть инклюзивное
образование.
Многие дети, имеющие серьезные проблемы со
здоровьем, живут в нашей стране и нуждаются в нашей поддержке.
Дети с ограниченными возможностями, дети-
инвалиды в основном общаясь в кругу семьи, не готовы к взрослой жизни. И
общеобразовательная организация - это единственная возможность для детей
обучаться в режиме инклюзии, общаться с другими детьми и узнавать мир.
Инклюзия заключается в том, чтобы дети с
ограниченными возможностями, дети- инвалиды обучались вместе с обычными детьми
по государственной программе, получая такие же знания, как и другие дети.
Безусловно, в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие
состояние здоровья этих детей.
Путь преодоления проблем детей- инвалидов, детей
с ОВР– это продвижение идеи инклюзивного (включающего или интегрированного
образования), о котором говорится в Конвенции о правах инвалидов, подписанной
Казахстаном в 2008 году.
В Казахстане инклюзивное образование делает
только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы
инклюзивные.
Нужно понимать, что у инклюзивного образования
должны быть границы. Это не безграничное и не хаотичное пересаживание ребенка с
любой проблемой в общий класс. Массовый набор детей с ограниченными
возможностями, детей-инвалидов невозможен. Очень тяжело объяснять родителям,
что не каждый ребенок может учиться в общеобразовательной школе. Родители
должны прилагать большие усилия в дошкольном и школьном образовании, чтобы в
будущем увидеть своего ребенка в обществе.
У некоторых людей система инклюзивного
образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения
обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана
предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников
образовательного процесса.
Мы должны понимать, что у любого ребенка есть
право получить качественное образование. И если ребенок с какими-то серьезными
проблемами в рамках образовательного процесса не дает реализовывать права здорового
ребенка на образование, значит, нужно думать о том, может ли он учиться
здесь?
Полезно ли для него и для других детей такое
включение?
Для определенной части детей общеобразовательная
среда иногда бывает чрезмерной. Ребенок с очень серьезными отклонениями в
развитии более комфортно будет чувствовать себя в ситуации, где созданы особые
условия.
Я думаю, что эти ребята должны учиться в обычной
среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество. Множество проблем
стоит на пути детей-инвалидов и детей с ОВР к получению образования по
инклюзивному методу.
И родители, и педагоги отлично понимают, что в
целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима
модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка.
Так, например, если у ребенка нарушения опорно-двигательного аппарата – нужно
специальное техническое оснащение, подъемники, поручни. Для детей с нарушениями
слуха и зрения необходимо специальное оборудование.
Специальную подготовку должны иметь педагоги,
знать, как оценивать успехи особых детей, и без основательной подготовки кадров
проблему инклюзива не решить.
Сейчас в учебных заведениях появилась кафедра
дефектологии. И главной их задачей является качество обучения тех, кто займется
на практике
коррекционной педагогикой.
Мир меняется, и опыт развитых стран показывает,
что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы,
главное – создать оптимальные условия их существования, а также замотивировать,
поддержать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление
этой гуманистической идеи.
В Красноармейской школе обучаются дети с ОВР,
дети-инвалиды, которые имеют разный диагноз: ДЦП, СиндронНунан, Анофтальм
слева, Расщелина нёба и специальных программ для детей, включенных в общее
образование нет, кроме детей с ОВР . Дети посещают все уроки и выполняют весь
государственный стандарт, не включая детей с диагнозом ЗПР т.к имеют
специальную программу. На переменах они играют ,также ходят на все уроки и даже
стараются на уроках подсказывать своим одноклассникам. Дети находятся внутри
коллектива, принимая активное участие в различных конкурсах и
мероприятиях.
Отсутствие комплексов помогает им комфортно
чувствовать себя в детском коллективе. Они раскрепощенные, не боятся обращаться
за помощью. Участвуют в различных конкурсах Республиканского , областного,
районного масштаба и занимают призовые места.
Например, учащаяся 7 класса Садвакасова Диана
заняла 1 место в конкурсе «Разные – равные» в номинации «Умники», также ученица
3 класса Леонова Ксения активная участника конкурсов рисования.
К сожалению, в настоящее время в школе
отсутствует специалист (дефектолог, логопед), который должен помогать
корректировать какие-то знания ребенку, помогали бы учителям выстраивать
правильные взаимоотношения с этими детьми включенных в общее образование.
Учителя начальных классов, учителя- предметники
отмечают, что в настоящее время дети справляются с государственной программой в
зависимости от диагноза. В общем стараются ничем не выделять. Наша задача
состоит в том, чтобы они шли с нами на одном уровне, чтобы наши обычные дети не
обращали на них особого внимания, чтобы эти дети чувствовали себя равными и
ничем не ущемленными.
Большие надежды возлагаем на родителей. Доведут
ли родители своих детей до конца? Ведь эти дети однозначно требуют к себе
повышенного внимания.
По словам родителей, несмотря на все трудности,
с которыми сталкиваются дети, обучающиеся в школе по программе общего
образования, они с радостью идут на учебу, понимая, что для них это хороший
шанс общения с обычными детьми.
Инклюзивное образование только начинает
развиваться в Казахстане и пока многие школы не готовы к серьезному
реформированию, но медленные шаги они могут и должны делать. Итак, основной
принцип инклюзивного образования: «Дети должны учиться вместе».
Инклюзивное образование - это участие всех
граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии,
т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями
в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это
процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в
одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не
обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах,
который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если
инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.
Ценности инклюзии:
Каждый имеет право высказываться и быть
услышанным.
Каждый имеет право принадлежать к обществу и
быть его частью.
Каждый имеет право на образование и обучение в
течение жизни.
Каждый имеет право на дружбу и значимые
отношения.
Каждый имеет право на полноценную жизнь.
Инклюзивное образование:
- признает, что все дети могут учиться;
- работает над улучшением образовательных
структур, систем и
методик для обеспечения потребностей ВСЕХ
детей;
- является частью большой стратегии по созданию
инклюзивного
общества;
- является динамичным процессом, который
постоянно в развитии.
Что дает инклюзивное образование:
- предлагает новый социальный подход к
инвалидности;
- приветствует разнообразие систем и методик
работы с детьми;
- рассматривает различие между людьми как
ресурс, не как проблему;
- личностное развитие и социальные навыки;
- развитие самостоятельности и
самоопределения;
- развивает равные права и возможности вместо
дискриминации.
Приведу пример своей практики надомного обучения
с учащимся 1 класса по программе ЗПР . Мой ученик был зачислен в 1 класс
с диагнозом : РОП ЦНС. ДЦП имипареатическая
форма. ЗПР церебрально-органического генеза. Общее недоразвитие речи – 3
уровень. Дислалия рекомендовано обучение на дому.
Работа с Романом продолжается уже в течение года
. К сожалению встречается множество трудностей и вопросов, с которыми вынуждена
справляться самостоятельно. Ясно одно: к данному ребенку необходим
индивидуальный подход, особые требования и много внимания. Только в этом случае
можно достичь положительной динамики развития ученика. Работа с Романом требует
больших временных затрат и системы занятий. Систематически проводится работа
над исправлением недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха,
работа над обогащением словарного запаса, образного и логического видов
мышления. На сегодняшний день заметно улучшилось состояние звукопроизношения,
устной речи, удалось значительно улучшить коммуникативные способности
мальчика.
Хотя работа предстоит длительная и трудоемкая,
мальчик относится к занятиям положительно, но иногда отрицательно зависит от
настроения, всегда охотно выполняет задания устного характера, несмотря на
быструю утомляемость, не старается писать. Роман посещает вместе с мамой наша
традиционные мероприятия класса, где рассказывает стихи и даже поет.
Одноклассники относятся к нему с пониманием, помогают. Всегда рады встрече с
ним. Очень жаль то, что Роман не с особым энтузиазмом относится к учебе, но я
уверена, это еще связано с тем, что ребенок не осознает значение получения
знаний. Возможно обучение в общеобразовательном классе благоприятно скажется на
общем развитии моего ученика, если не помешает его диагноз, который не один, а
несколько в одном ребенке.
По моему мнению, проблеме обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов государству следует
уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми
детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые,
одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.
Делать любую работу с душой – залог
успеха!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.