Первый человек стоит на поверхности земли, поэтому
деревяшка падает вниз.
Второй находится под водой, поэтому деревяшка под
нимается вверх — всплывает.
Третий находится на космическом корабле, где нулевая
гравитация,поэтому деревяшка остается там,где ее выпус
тили из рук.
Пытаясь объяснить поведение второй и третьей дере
вяшки в мире первой, сделать это мы не сможем.
Сходнымобразом,пытаясьобъяснитьтворчествов«пас
сивной» информационной системе, мы ничего не достиг
нем.
Механизм разума
Первый человек стоит на поверхности земли, поэтому
деревяшка падает вниз.
Второй находится под водой, поэтому деревяшка под
нимается вверх — всплывает.
Третий находится на космическом корабле, где нулевая
гравитация,поэтомудеревяшкаостаетсятам,гдееевыпус
тили из рук.
Пытаясь объяснить поведение второй и третьей дере
вяшки в мире первой, сделать это мы не сможем.
Сходнымобразом,пытаясьобъяснитьтворчествов«пас
сивной» информационной системе, мы ничего не достиг
нем.
Рассматривать следует «самоорганизующуюся» инфор
мационную систему. Такие системы создают паттерны -
как упоминалось в этой моей книге и рассказывается в кни
ге «Механизм разума».
Что происходит, если у паттерна имеется обходный
путь? Останавливаемся ли мы на каждой развилке, выби
рая, какой дорогой пойти? Если бы дело обстояло так,
жизнь была бы невероятно медленной. Но такой необхо
димости нет. Обычно доминирующая зона деятельности
подавляет все остальные. Поэтому обходные дороги вре
менно перекрыты, и мы продолжаем идти по главной.
Однако, если мы все же попадаем на обходный путь, мы
можем вернуться по нему к исходной точке — как показано
нарис.2.Таквозникаетасимметричнаясистема.Маршрут
от «А» до «Б» отличается от маршрута от «Б» до «А».
Эта асимметричная система является основой юмора.Стоит появиться пунктирной линии, как «логический»
маршрут обратно к исходной точке становится очевидным.
Умирает девяностолетний старик и попадает в ад. Блуж
дая там, встречает другого старика того же возраста, у кото
рого на коленях сидит молодая красавица.
Он спрашивает: «Послушай, а это точно ад? Тебе тут,
кажется, совсем неплохо».
Другойстарикотвечает:«Точно,ад.Я —еенаказание».
Творчество использует тот же механизм. Последова
тельность нашего опыта прокладывает главные дороги, за
которые нам следует быть крайне благодарными. Пока мы
используем эти дороги, или паттерны, обходные пути пе
рекрыты.
Если мы «как-то» попадаем на обходный путь, он стано
вится очевидным. Это — основа идейного творчества.
Целью латерального мышления является предоставить
нам это «как-то», с помощью которого мы попадаем (сто
роной)наобходныйпуть.Найтиметоды,которыеистанут
инструментамилатеральногомышления.
Некоторые инструменты уже существуют. Я опишу
здесьдва,посколькуонипоказывают,какэтонеобходимо—
понятьосновноесистемноеповедениемозга