Психодрама как способ борьбы со страхами
Психодрама – воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.
В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состо яния особого эмоционального возбуждения, может как бы «осмелеть» и начать совершать действия, не присущие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным лицом стал зарывать ее в гречку, приговаривая страшным голосом: «Осторожно – машина!».
Механизм возникновения психодрамы
Психодрама как способ борьбы со страхами
Психодрама – воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с
постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным
резрешением в конце.
В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состо яния особого
эмоционального возбуждения, может как бы «осмелеть» и начать совершать
действия, не присущие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время
игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с
машинкой, с напряженным лицом стал зарывать ее в гречку, приговаривая
страшным голосом: «Осторожно – машина!». Или, играя с водой, внезапно
схватил полотенце и замахнулся им на взрослого со словами: «Сейчас как дам!».
Тут правомерно говорить о появлении у ребенка свернутой психодрамы.
Свернутая психодрама может появиться у аутичного ребенка и вне
терапевтической игры. Однако можно утверждать, что после начала
психотерапевтической работы психодрама возникает чаще. любом случае ее
появление – это важное достижение, говорящее о зарождении у ребенка
механизма борьбы со страхами. Особенности психодрамы аутичного ребенка:
– Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит
в состояние сильного возбуждения. Внешне это проявляется в импульсивных
движениях, агрессивных действиях по отношению к предметам, игрушкам, людям,
проговаривании (возможно, криком) какойлибо фразы, объясняющей состояние
ребенка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение
повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации
психодрамы.
– Психодрама аутичного ребенка представлена в свернутом варианте: в своей
попытке бороться со страхом ребенок достигает состояния аффективного
напряжения, однако самостоятельно не может найти вариант положительного
завершения ситуации и в результате облегчение не наступает.
– Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы
индивидуальны, а часто уникальны для каждого ребенка. Однако природа
переживания ребенка, этапы, через которые проходит это переживание, а также
логика действий взрослого в момент психодрамы остаются в каждом случае
общими.
повторений.
– Психодрама
Перечисленные особенности свернутой психодрамы определяют главную задачу,
стоящую перед взрослым, – помочь привести каждое такое переживание к
положительному разрешению. Для этого необходимо давать немедленный
положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации
психодрамы воспроизводите такой комментарий многократно в неизменном виде
до тех пор, пока действия и высказывания ребенка не станут менее
напряженными.
потребует