Механизмы формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

  • pdf
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Круглый стол Механизмы формирования предпосылок функциональной грамотности_05.11.2025.pdf

    Дата проведения: 05.11.2025

 

 

Круглый стол 

Механизмы формирования предпосылок

функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

                                                      

 

Подготовили:

Плотникова И. В., воспитатель Васильева Т. А., воспитатель

 

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников. Задачи:

1.      Актуализировать            понятие          «функциональная     грамотность»            в          контексте       дошкольного образования.

2.      Рассмотреть ключевые механизмы и педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности.

3.      Обменяться эффективными практиками и методами работы.

                                                                

 

Механизмы формирования предпосылок функциональной грамотности – это система взаимосвязанных педагогических условий, методов, форм и средств, обеспечивающих постепенное становление у дошкольников базовых компетенций, необходимых для решения жизненных задач и успешной адаптации в социуме.

Это не просто набор отдельных приёмов, а целенаправленный, системный процесс,          в котором:

-     содержание образования выстраивается как целостная картина мира;

-     методы и формы соответствуют возрастным особенностям (ведущая роль игры);

-     среда стимулирует познавательную и социальную активность;

-     педагог выступает как сопровождающий, поддерживающий инициативу.

1. Интегрированный подход к образовательной деятельности:

-     объединение задач разных образовательных областей (речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное и др.) в рамках одного мероприятия;

-     формирование целостного восприятия мира: ребёнок видит связи между явлениями, применяет знания в разных контекстах.

2. Игровая деятельность как ведущий механизм усвоения:

игра – естественная форма познания для дошкольника, в которой он пробует роли, правила, способы взаимодействия;

3. Проектная и исследовательская деятельность:

развитие познавательной инициативы, умения ставить вопросы, искать ответы, делать выводы; формирование предпосылок критического мышления и самостоятельности.

4.      Развивающая предметно-пространственная среда: среда как «второй педагог»: стимулирует наблюдение, экспериментирование, общение.

5.      Взаимодействие с семьями воспитанников:

информирование родителей о сути функциональной грамотности и способах её поддержки дома; совместные мероприятия: семейные проекты, читательские марафоны, мастер-классы.

6. Использование современных образовательных технологий:

-     квест-технологии (поэтапное решение задач в игровой форме);

-     технологии критического мышления (кластеры, «толстые и тонкие вопросы»).

7. Рефлексивные практики:

обсуждение            с          детьми            результатов    деятельности:           «Что    узнали?»,       «Как делали?»,          «Что было трудно?»; формирование умения оценивать свои действия, ставить новые цели.

8.      Индивидуальный и дифференцированный подход: учёт возрастных, психологических и личностных особенностей каждого ребёнка.

9.      Партнёрское взаимодействие со сверстниками:

групповые и парные формы работы: совместные проекты, игры, обсуждения.

10. Системность и последовательность в образовательной работе:

-     планомерное наращивание сложности задач;

-     повторение и закрепление знаний в разных контекстах;

-     взаимосвязь занятий, режимных моментов, свободной деятельности. Важные условия эффективности механизмов:

1.      Активная позиция ребёнка (инициатива, самостоятельность, выбор).

2.      Профессиональная компетентность педагога (знание механизмов, гибкость в выборе методов).

3.      Доброжелательная психологическая атмосфера (безопасность, доверие, поддержка).

4.      Единство целей детского сада и семьи (согласованность требований и подходов).

5.      Мониторинг динамики (наблюдение, портфолио, диагностические ситуации).

                                                              Практическая часть 

Блок 1. Механизмы формирования: практика  Работа в микрогруппах:

-     каждая     группа            получает        карточку        с          механизмом   и          шаблон           для       фиксации:          «Методы → Результаты → Трудности»;

-     оформляют на листе А4, готовят 2-минутное выступление; презентация итогов. 

Блок 2. Практикум: анализ кейсов 

Работа в микрогруппах по созданию реального кейса из практики детского сада:

-     «Ребёнок не проявляет интерес к книгам, как сформировать читательскую грамотность?»; «Дети не умеют договариваться в игре, как развивать социально-коммуникативную грамотность?»;

-     «Как включить математическую грамотность в повседневную деятельность?»;

-     «В группе 5-летних детей многие не понимают смысловые связи в коротких текстах (например, не могут ответить на вопрос «Почему заяц спрятался?» после прочтения сказки). Как развивать читательскую грамотность через повседневную деятельность?»;

-     «Дети 6 лет не используют математические понятия в игре («больше», «меньше», «поровну»), хотя       знают их        на        занятиях.        Как     интегрировать           математическую       грамотность          в сюжетно-ролевые игры?»;

-     «В совместной деятельности дети часто конфликтуют, не умеют выслушивать друг друга.

Какие игровые приёмы помогут сформировать предпосылки социально-коммуникативной грамотности?»;

-     обсуждение стратегии решения, записывают 3 – 4 конкретных приёма/игры/ситуации.

Блок 3. Обмен опытом «Быстрый питч» Работа в микрогруппах: 

-     за 1 – 2 минуты рассказывает об одном эффективном приёме/игре/проекте, который развивает предпосылки функциональной грамотности;

-     почему этот метод работает, какие результаты даёт.

Рефлексия «Дерево отзывов»

Участники «сажают» на дерево плоды (успехи) и листья (вопросы/трудности). На большом листе   –          нарисованное            дерево.           Участники     получают       цветные          карточки: зелёные          –          «что получилось/понравилось» (плоды), жёлтые – «что осталось непонятным/требует доработки» (листья). Участники записывают на листочках 1 – 2 фразы и прикрепляют к дереву.