Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии
Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
10.12.2018
Системными нарушениями психических функций называют отклонения в характере их развития, основной причиной которых является непосредственная связь с другой или с другими функциями, поврежденными вследствие воздействия различных травматических или болезнетворных факторов. В соответствии с терминологической традицией, подобные нарушения в литературе часто называют вторичными отклонениями (о чем говорилось в предыдущей главе). Слово системные подчеркивает природу их возникновения — наличие многообразных связей между различными функциями. Еще раз напомним, что идея выделения в структуре нарушенного развития первичных и вторичных отклонений принадлежит Л. С. Выготскому. Вместе с тем мысль о существовании межфункциональных связей, при которой расстройство одной функции неизбежно приведет к нарушениям других, вряд ли могла быть новой в первой трети двадцатого столетия. Подлинно новаторской была его теория культурно-исторического развития психики. Точно также как эволюционная биология начала двадцатого века рассматривала организм и среду его обитания как элементы единой системы, Л. С. Выготский не противопоставлял сознание и культуру как независимые друг другу сущности.
загрузить.docx
Тема: «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии».
Из кн. Сорокина В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред.
Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. С. 101 – 110.
Системными нарушениями психических функций называют отклонения в характере
их развития, основной причиной которых является непосредственная связь с другой или с
другими функциями, поврежденными вследствие воздействия различных травматических
или болезнетворных факторов. В соответствии с терминологической традицией, подобные
нарушения в литературе часто называют вторичными отклонениями (о чем говорилось в
предыдущей главе). Слово системные подчеркивает природу их возникновения — наличие
многообразных связей между различными функциями. Еще раз напомним, что идея
выделения в структуре нарушенного развития первичных и вторичных отклонений
принадлежит Л. С. Выготскому. Вместе с тем мысль о существовании межфункциональных
связей, при которой расстройство одной функции неизбежно приведет к нарушениям
других, вряд ли могла быть новой в первой трети двадцатого столетия. Подлинно
новаторской была его теория культурноисторического развития психики. Точно также как
эволюционная биология начала двадцатого века рассматривала организм и среду его
обитания как элементы единой системы, Л. С. Выготский не противопоставлял сознание и
культуру как независимые друг другу сущности.
Л. С. Выготский недвусмысленно указывал на жизненно важную роль этих
отношений, подчеркивая при этом, что «для активности ребенка открыт только один путь
к внешнему миру — путь, пролегающий через другого человека» (Выготский Л. С. Собр.
соч. Т. 4, с. 305). Концепция Л. С. Выготского, которую он сам называл вершинной
психологией, по своему содержанию была обращена к изучению организации наиболее
сложных уровней психики и противопоставлялась
натуралистическому,
узкобиологическому ее пониманию. С позиций данной концепции возникновение системных
отклонений связано с тем, что любое первичное нарушение препятствует процессу
усвоения человеческого опыта социализации, врастанию ребенка в культуру общества, ибо
все социальные институты так или иначе рассчитаны на нормальную, стандартную
психофизиологию. Трудности в усвоении общечеловеческого опыта могут в известной мере
преодолеваться за счет создания обходных путей, установления новых связей с социальным
миром при опоре на сохранные возможности ребенка. Говоря о механизмах возникновения
системных отклонений, сразу укажем на весьма распространенное и в корне ошибочное
представление о том, что эти отклонения возникают сами по себе, непроизвольно. В
формулировках Л. С. Выготского эти слои обозначаются как сознание для бытия и
сознание для сознания.
Основными элементами, образующими бытийный слой, является чувственная и
биодинамическая ткань сознания. Чувственная ткань представляет собой совокупную
сенсорную базу перцептивных образов и их свойств. Биодинамическая ткань воплощается в
живом человеческом движении, выступая основой предметных действий. Рефлексивный
слой сознания тоже складывается из двух компонентов — это значения и смыслы. Значение
часто трактуется как содержание понятия, выраженное в слове. В значениях в обобщенной
форме фиксируется исторический опыт; они связаны с речемыслительной деятельностью
человека. Наличие смысловой сферы указывает на несводимость индивидуального
сознания к безличному знанию. Это знание всегда принадлежит живому субъекту, и в силу
этого оно пристрастно. Смысл — это внутренняя сторона значения, соотносящая его с
реальностью жизни конкретного человека. В рамках бытийного сознания существует тесная
связь между чувственной и биодинамической тканями.
Благодаря функционированию рефлексивного слоя такую же реальность обретает и
внутренний субъективный мир личности. Связь бытийного и рефлексивного слоев
осуществляется через взаимодействие составляющих их компонентов. Представленный в самом общем виде механизм формирования системных
отклонений не является единственным. Другой связан с сензитивными периодами
становления разных сторон психики. Принцип действия этого механизма в общих чертах
сводится к следующему. В момент действия патогенного фактора, прежде всего,
нарушаются стороны психики, находящиеся в фазе наиболее интенсивного развития. При
этом могут отмечаться расстройства функций, непосредственно не связанных с первично
поврежденными. В специальной психологии особенно часто используются схемы
психического развития В. В. Ковалева и Г. К. Ушакова, для которых характерна
избыточная обобщенность. Именно поэтому иллюстрируемые с их помощью нарушения
выглядят глобально и расчлененно. В этом отношении куда более выигрышна система
представлений этапности возрастного развития Л. М. Веккера. Схема представлена
дифференцированными структурными уровнями. В ней определенная ступень развития
психики соотнесена не с конкретным возрастом, а с соответствующим видом деятельности,
регуляция которого осуществляется на данном уровне развития психики.
С развитием речи и мышления осуществляется переход к произвольному способу
регуляции своего поведения, которое преобразуется в деятельность в собственном смысле
этого слова с наличием цели, мотива и образа конечного результата. Сознательность и
целенаправленность деятельности приводит к формированию более сложной психической
организации — личности как субъекта сознания и общения. Личностный уровень
психической интеграции способствует возникновению социальной деятельности,
преобразуя ее в особую форму — поступок как сознательное действие, акт нравственного
определения человека, в котором он утверждает свое отношение к другому, к себе самому
и обществу в целом.
Общение выступает важнейшим условием становления высших психических
функций. Последние, как указывал Л. С. Выготский, являются прижизненно
формируемыми по своему генезу, произвольными по способу регуляции и
опосредованными по строению. В процессе своего формирования высшие психические
функции проходят последовательно две фазы — интерпсихическую и интрапсихическую.
Конкретным проявлением данного механизма можно считать нарушение процесса
формирования умственных действий. Наличие различных нарушений в моторной сфере так
или иначе негативно скажется на становлении умственных действий. Кроме того, родители
детей с отклонениями в развитии, наблюдая за трудностями, которые испытывает их
ребенок в различных формах деятельности, стараются оградить его от этой активности и
тем самым дополнительно осложняют процесс психического развития.
Одно только наличие первичного нарушения автоматически не приводит к
появлению системных отклонений, формирование которых связано с действием
разнообразных механизмов.
Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии
Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.