Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии
Оценка 4.6

Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
10.12.2018
Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии
Системными нарушениями психических функций называют отклонения в характере их развития, основной причиной которых является непосредственная связь с другой или с другими функциями, поврежденными вследствие воздействия различных травматических или болезнетворных факторов. В соответствии с терминологической традицией, подобные нарушения в литературе часто называют вторичными отклонениями (о чем говорилось в предыдущей главе). Слово системные подчеркивает природу их возникновения — наличие многообразных связей между различными функциями. Еще раз напомним, что идея выделения в структуре нарушенного развития первичных и вторичных отклонений принадлежит Л. С. Выготскому. Вместе с тем мысль о существовании межфункциональных связей, при которой расстройство одной функции неизбежно приведет к нарушениям других, вряд ли могла быть новой в первой трети двадцатого столетия. Подлинно новаторской была его теория культурно-исторического развития психики. Точно также как эволюционная биология начала двадцатого века рассматривала организм и среду его обитания как элементы единой системы, Л. С. Выготский не противопоставлял сознание и культуру как независимые друг другу сущности.
загрузить.docx
Тема: «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии».  Из кн. Сорокина В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. С. 101 – 110. Системными нарушениями психических функций называют отклонения в характере их развития, основной причиной которых является непосредственная связь с другой или с другими функциями, поврежденными вследствие воздействия различных травматических или болезнетворных факторов. В соответствии с терминологической традицией, подобные нарушения в литературе часто называют вторичными отклонениями (о чем говорилось в предыдущей главе). Слово системные подчеркивает природу их возникновения — наличие многообразных   связей   между   различными   функциями.   Еще   раз   напомним,   что   идея выделения   в   структуре   нарушенного   развития   первичных   и   вторичных   отклонений принадлежит Л. С. Выготскому. Вместе с тем мысль о существовании межфункциональных связей,   при   которой   расстройство   одной   функции   неизбежно   приведет   к   нарушениям других,   вряд   ли   могла   быть   новой   в   первой   трети   двадцатого   столетия.   Подлинно новаторской была его теория культурно­исторического развития психики. Точно также как эволюционная   биология   начала   двадцатого   века   рассматривала   организм   и   среду   его обитания как элементы единой системы, Л. С. Выготский не противопоставлял сознание и культуру как независимые друг другу сущности.  Л.   С.   Выготский   недвусмысленно   указывал   на   жизненно   важную   роль   этих отношений, подчеркивая при этом, что «для активности ребенка открыт только один путь к внешнему миру — путь, пролегающий через другого человека» (Выготский Л. С. Собр. соч.   Т.   4,   с.   305).   Концепция   Л.   С.   Выготского,   которую   он   сам   называл   вершинной психологией,   по   своему   содержанию   была   обращена   к   изучению   организации   наиболее сложных   уровней   психики   и   противопоставлялась   натуралистическому, узкобиологическому ее пониманию. С позиций данной концепции возникновение системных отклонений   связано   с   тем,   что   любое   первичное   нарушение   препятствует   процессу усвоения человеческого опыта социализации, врастанию ребенка в культуру общества, ибо все   социальные   институты   так   или   иначе   рассчитаны   на   нормальную,   стандартную психофизиологию. Трудности в усвоении общечеловеческого опыта могут в известной мере преодолеваться за счет создания обходных путей, установления новых связей с социальным миром при опоре на сохранные возможности ребенка. Говоря о механизмах возникновения системных отклонений, сразу укажем на весьма распространенное и в корне ошибочное представление   о   том,   что   эти   отклонения   возникают   сами   по   себе,   непроизвольно.   В формулировках   Л.   С.   Выготского   эти   слои   обозначаются   как   сознание   для   бытия   и сознание для сознания.  Основными   элементами,   образующими   бытийный   слой,   является   чувственная   и биодинамическая   ткань   сознания.   Чувственная   ткань   представляет   собой   совокупную сенсорную базу перцептивных образов и их свойств. Биодинамическая ткань воплощается в живом человеческом движении, выступая основой предметных действий. Рефлексивный слой сознания тоже складывается из двух компонентов — это значения и смыслы. Значение часто трактуется как содержание понятия, выраженное в слове. В значениях в обобщенной форме фиксируется исторический опыт; они связаны с речемыслительной деятельностью человека.   Наличие   смысловой   сферы   указывает   на   несводимость   индивидуального сознания к безличному знанию. Это знание всегда принадлежит живому субъекту, и в силу этого оно пристрастно. Смысл — это внутренняя сторона значения, соотносящая его с реальностью жизни конкретного человека. В рамках бытийного сознания существует тесная связь между чувственной и биодинамической тканями.  Благодаря функционированию рефлексивного слоя такую же реальность обретает и внутренний   субъективный   мир   личности.   Связь   бытийного   и   рефлексивного   слоев осуществляется через взаимодействие составляющих их компонентов. Представленный   в   самом   общем   виде   механизм   формирования   системных отклонений   не   является   единственным.   Другой   связан   с   сензитивными   периодами становления разных сторон психики. Принцип действия этого механизма в общих чертах сводится   к   следующему.   В   момент   действия   патогенного   фактора,   прежде   всего, нарушаются стороны психики, находящиеся в фазе наиболее интенсивного развития. При этом могут отмечаться расстройства функций, непосредственно не связанных с первично поврежденными.   В   специальной   психологии   особенно   часто   используются   схемы психического   развития   В.   В.   Ковалева   и   Г.   К.   Ушакова,   для   которых   характерна избыточная обобщенность. Именно поэтому иллюстрируемые с их  помощью нарушения выглядят   глобально   и   расчлененно.   В   этом   отношении   куда   более   выигрышна   система представлений   этапности   возрастного   развития   Л.   М.   Веккера.   Схема   представлена дифференцированными   структурными   уровнями.   В   ней   определенная   ступень   развития психики соотнесена не с конкретным возрастом, а с соответствующим видом деятельности, регуляция которого осуществляется на данном уровне развития психики.  С развитием речи и мышления осуществляется переход к произвольному способу регуляции своего поведения, которое преобразуется в деятельность в собственном смысле этого слова с наличием цели, мотива и образа конечного результата. Сознательность и целенаправленность деятельности приводит к формированию более сложной психической организации   —   личности   как   субъекта   сознания   и   общения.   Личностный   уровень психической   интеграции   способствует   возникновению   социальной   деятельности, преобразуя ее в особую форму — поступок как сознательное действие, акт нравственного определения человека, в котором он утверждает свое отношение к другому, к себе самому и обществу в целом.  Общение   выступает   ­   важнейшим   условием   становления   высших   психических функций.   Последние,   как   указывал   Л.   С.   Выготский,   являются   прижизненно формируемыми   по   своему   генезу,   произвольными   по   способу   регуляции   и опосредованными   по   строению.   В   процессе   своего   формирования   высшие   психические функции проходят последовательно две фазы — интерпсихическую и интрапсихическую.  Конкретным проявлением данного механизма можно считать нарушение процесса формирования умственных действий. Наличие различных нарушений в моторной сфере так или иначе негативно скажется на становлении умственных действий. Кроме того, родители детей   с   отклонениями   в   развитии,   наблюдая   за   трудностями,   которые   испытывает   их ребенок в различных формах деятельности, стараются оградить его от этой активности и тем самым дополнительно осложняют процесс психического развития.  Одно   только   наличие   первичного   нарушения   автоматически   не   приводит   к появлению   системных   отклонений,   формирование   которых   связано   с   действием разнообразных механизмов.

Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии

Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии

Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии

Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018