Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне
Оценка 4.7

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
27.02.2019
Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне
XIX веке история села была связана с Кавказской войной и её последствиями, в которой мехельтинцы приняли самое активное участие.При первом имаме Газимагомеде - Шамиль возглавлял армию гумбетовцев.Но из-за не правильных действий и отступления койсубилинцев, во время штурма хунзахской крепости, оказавшиеся в окружении крепости. Гумбетовцы ничего об этом не знали. Они понесли огромные потери, а в бессмысленных жертвах обвинили Шамиля. В потасовке они разоружили его и не известно чем бы всё кончилось, но заступничество Дарбишмагомеда из Инхо и Хадиса из Мехельта спасло жизнь будущему имаму. В период правления второго имама Гамзатбега - Шамиль также возглавлял войско гумбетовцев. Старожилы рассказывают о том, что когда Шамиль уже был имамом - он приехал Мехельта. Тогда все и стар, и млад вышли на крыши своих сакель и стали наблюдать, у кого остановится имам гостевать
Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне МОЙ.docx
Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне Гумбет (Гюнбет) название одного из административных районов Дагестана. Исторически ­  Гумбетовское владение. Название его производят от кумыкского "гюнбет" в  значении "солнечная сторона". Гильденштедт (ХУ111 в.) указывал: "Гумбет,  по андийски Мехельта, при речке Гумбет, впадающей в Койсу. Он подвластен  кумыкскому князю, находящемуся в Чечене" (ДИРЗЕА, с. 225), а генерал  Клюки фон Клюгенау в своей записке также отмечает, что "Гумбетовские  князья (беки) владели землями до самого Терека, и теперь их потомки живут  в Брагунах, а дома их до сих пор еще целы в сел. Мехельтах". (См. Институт  истории АН СССР. ОРФ, Б, разр.У, д. 12, с. 161­162; Цит. по: Х.М. Хашаев.  Общественный строй в Дагестане в Х1Х в. М. 1961, с. 137) Относительно крупными считались села Аргвани, Инхо, Чирката, Сивух,  Данух. Через Салатавию Гумбет был связан торгово­экономическими путями  с Эндирейским владением. Имел он тесные торгово­экономические связи и с  соседней Чечней. Чеченцы пригласили себе в управители выходцев из дома  хунзахских ханов, поселившихся первоначально в Гумбете (иногда ханы были  и в Мехельте).       XIX веке история села была связана с Кавказской войной и её  последствиями, в которой мехельтинцы приняли самое активное участие.При  первом имаме Газимагомеде ­ Шамиль возглавлял армию гумбетовцев.Но из­ за не правильных действий и отступления койсубилинцев, во время штурма  хунзахской крепости, оказавшиеся в окружении крепости. Гумбетовцы ничего об этом не знали. Они понесли огромные потери, а в бессмысленных жертвах  обвинили Шамиля. В потасовке они разоружили его и не известно чем бы всё  кончилось, но заступничество Дарбишмагомеда из Инхо и Хадиса из Мехельта спасло жизнь будущему имаму. В период правления второго имама  Гамзатбега ­ Шамиль также возглавлял войско гумбетовцев. Старожилы  рассказывают о том, что когда Шамиль уже был имамом ­ он приехал  Мехельта. Тогда все и стар, и млад вышли на крыши своих сакель и стали  наблюдать,  у кого остановится имам гостевать: у Адус ­ наиба или у Хадиса.  Но белого коня, на котором приехал имам ­ адъютант повёл к дому Хадиса.  Потому дом до сих пор сельчане именуют "имам рещтIараб рукъ", т.е. "домом в котором гостил имам Шамиль". И он считался одним из архитектурных  памятников XVIII века, которую не сумели сохранить, так как послеперестроечный период он был перестроен. О нём ещё говорили, что из  него вышло семь имамов мечети. Другим важным памятником архитектуры  считается вороточная арка дом Саласкарова Хамида (спортсен­борец,  саратник и друг олимпийского чемпиона по вольной борьбе В. Юмина. Сам  Хамид сегодня мастер на все руки, т.к. из рода "Гобечилал". Название тухума  происходит от слова "кубачи" ­ так сельчане оценили мастеров из этого рода,  сравнив их с кубачинскими мастерами. А Юмин не раз приезжал в гости  Мехельта.). Хадис сам из тухума "НухIилал", наверное в честь Пророка Нух,  т.к. были очень набожными и образованными. Сохранилось письмо имама Шамиля к наибу Гумбета из Мехельта Эльмурзе  от 4 апреля 1840 года. Это письмо­возванте к наибу, чтобы тот не  чинил  препятствия вступлению на путь газавата подвластному ему народу своими  речами и действиями и дать им возможность вступить на истинный путь.             За кристальную честность и прямоту имам Шамиль ценил и особо доверял  Кудияв Идайилаву , которого назначил своим кассирем.Рассказывают, что  когда Шамиль пребывал в Петербурге он узнал о смерти Кудияв Идайлава.  После очередной аудиенции с императорм, когда тот поинтересовался у него  ­Будут ли какие­нибудь просьбы или пожелания? Имам ответил, что хотел бы  чтоб моему кассиру Кудияв Идайлаву из Мехельта Андийского округа на  могиле был установлен памятник. Для исполнения воли Шамиля по указу  начальника Дагестанской области из Ботлиха в Мехельту прибыли два  мастера по каменной кладке, которые соорудили вокруг надгробного камня  минарет из тёсанного белого камня.Этот минарет находится на (Хьонда)  Северной  кладбище села.  Батыр из Мехельта ­ герой битвы при Ахульго, который уже после ухода  Имама с Ахульго сумел не просто вырваться оттуда живым, но вызволил ещё  15­20 раненых. А наиб Аварии Хаджи­Мурад, когда его имам направлял в  поход на Кайтаг ­ из сотен мюридов отобрал Мухаммадали и Курбанил  Мухаммада из Мехельта, Бабал Мухаммада из Игали, Гитина из  Дануха,Нурали из Арадериха, Сулеймана из Цилитль, Саидкади из Инхо и  Кади из Ичичали. Уже в 1851 году, когда Хаджи­Мурада направляли чтоб поднять на борьбу  Табасаран и Кайтаг ­ он попросил имама отпустить с ним Батыра из  Мехельта. По пути, как не уговаривал Батыр Хаджи­Мурада не отвлекаться  от поручения имама и не нападать на Буйнакск­резиденцию щамхала, тот не послушался.Здесь Батыр был смертельно ранен, умер в Табасаране, а  похоролнен в Закаталах. Хаджи ­ Мурат не­сколько уклонился от своего прямого назначения. Он  сделал налет на селение Буйнак, на дворец брата Шамхала Абумуслима ­  Шахвалихана, убил последнего и увез в плен его семью, забрав золото,  серебро и все драгоценности. Со всей этой богатою добычей он направился в  Хайдак. Смелый до дерзости набег этот не обошелся без жертвы. При  учинении его тяжело был ранен наиб Батыр из Мехельты, который скончался  вскоре по прибытии в Хайдак. Хайдакцы убедительно просили Хаджи ­  Мурата освободить из плена ханскую семью, обещая за это мирное  соглашение с мюридами их владетельного хана Джамова. Просьба эта была  отвергнута к великому сожалению и неудовольствию просителей. Хаджи ­  Мурат был послан имамом в Кайтаго ­ Табасаран, чтобы, утвер­дившись  прочно в каком либо из местных селений, склонить его население всеми  доступными ему мерами и средствами к восприятию шариата и газа­вата.  Посланный же, упустив из вида цель поездки, погнался только за бога­той  добычей. Такое свое ­ корыстное отношение к выполнению своих обя­ занностей и не соответствие прямой цели употребления власти не могли рас­ положить местное население в пользу Хаджи ­ Мурата. Затем все видели,  чувствовали и понимали, что совсем не подобает истинному джигиту, каким  они себе представляли Хаджи ­ Мурата, таскать всюду с собою вдову, только  что повергнутую им в глубокую скорбь убийством ее мужа. И Хаджи ­ Мурат  вследствие всего этого, встреченный холодным равнодушием хайдакцев, пос ­  пешил вернуться во свояси, потеряв в беспорядочном бегстве и столь дорогую для его сердца вдову, а также одного своего наиба ­ Шангеря, убитого в одной из путевых стычек, и многих других лучших своих мюридов". Дождавшись,  пока жители отправятся на полевые работы, наиб ворвался в аул, смел охрану  и бросился во дворец Шах­Вали­хана. Внезапное нападение застало ханскую  семью за завтраком. Хан отбивался одним кинжалом и даже сумел убить  несколько мюридов, но вскоре погиб и сам. Хаджи­Мурад подверг дом  яростному разорению, взял в плен семью хана с прислугой и двинулся дальше. Слух об этом набеге достиг Кайтага раньше Хаджи­Мурада. Местные жители  подняли восстание и встретили наиба как освободителя. Они были готовы  присоединиться к Шамилю, но просили освободить вдову Шах­Вали­хана,  считая недостойным возить с собой несчастную женщину в качестве военно­го трофея. Хаджи­Мурад не внял их просьбе. Кайтагцам заносчивость Хаджи­ Мурада не понравилась, но ради главного дела они решили не осложнять отношения с шамилевским посланцем. Тем более что Хаджи­Мурад был занят тем, что нападал на укрывшихся в своих имениях дворян, выбивал их оттуда,  а уцелевших беков  Во время своего последнего перехода из Чечни в Дагестан имам Шамиль  вместо наиба Магомедали, наибом Мехельта назначил его сына Уцуми,  который был муфтием Мехельта. При этом имам подарил ему книгу  с  Кодексом по шариату, сделав надпись и личным автографом имама Шамиля.  После окончания Кавказской войны, царская администрация действительно  преследовала тех, которых считала наиболее непримиримыми и опасными  участниками сопротивления. Когда Уцуми из Мехельта, Кади из Ичичали и  ещё одного гумбетовца вызвали в Темир­Хан­Шуру к губернатору области, у  окраины села Аракани (по аварски Какашура), наступило время намаза.  Уцуми по окончании намаза, чуть повернув голову к спутникам, сказал:  "Сейчас буду читать дуа и собираюсь в нём упомянуть и ваши имена". Но оба  спутника, поняв, что за дуа собирается читать Уцуми, и до конца веря тому,  что их действительно вызвали для важной беседы ­ отказались. После  продолжили путь, но не успели пройти и десяток шагов Уцуми упал замертво. Он захоронен на кладбище селения Аракани. Его же спутников постигла  мученическая смерть. Недаром Абдурахман из Казикумуха в главах своего  сочиненгия ­ "Тазгират Абдурахмана", которая была завершена 28 рамадана  1285 г. (12 января 1869 г.) ­ в главах " О Дагестан­ских учёных", "О  знаменитых мутаалимах, ставших учёными моей эпохи", среди других  дагестанских учёных называет и наших земляков: "…в обществе Гумбет ­  учёный Уциму из Мехельта…;...". Именно Уцуми и его спутников губернатор  области считал зачинщиками вооружённого выступления в Андийском округе  1860 г. И 1863 г. Многие участники этих выступлений были заточены в  тьюрмы, сосланы в русские губернии и в Сибирь, а некоторые сами  переселились кто в Турцию, кто в Сирию. Среди них:         Нугамирза хаджи,  Улубил Али, Гайирбег и мн.др.    Ещё одним героем Кавказской войны является КьвабкIа Гусейн. Ему в 1839  г. во время Аргванинского сражения в бою покалечило руку, которая мешала  ему. вести рукопашный бой.Тогла он ногой наступив на руку оторвал её и  продолжал сражаться.    Свою доблесть и мужество в этой войне показали и женщины. Такой была  Парида, заменившая в этом же бою убитого своего мужа. В последующем имам Шамиль взял её с собой на Ахульго. А по возвращении из Чечни выдал  её замуж за аргванинца­ там она и похоронена.  Мектим стрелком и просвещённым человеком был Дибир из Мехельта.  Рассказывают, что после очеродного удачного выстрела и падения своей  жертвы оно всегда произносил слово ­ "ГIукI". Так к нему и его роду в  последующем прикрепилось ­ "ХIуку" это ещё одно название тухума  мехельтинцев.

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне

Мехельта и мехельтинцы в Кавказской войне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019