МЕЛКАЯ МОТОРИКА ИЛИ ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ РУК НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Оценка 4.9

МЕЛКАЯ МОТОРИКА ИЛИ ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ РУК НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Оценка 4.9
docx
01.12.2022
МЕЛКАЯ МОТОРИКА ИЛИ ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ РУК НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
11.docx

МЕЛКАЯ МОТОРИКА ИЛИ ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ РУК НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

В последнее время мы очень часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развития. По утверждению древних китайцев, упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, благотворно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. При массаже определенны точек можно воздействовать на внутренние органы, которые имеют связь с этими точками. Так, при воздействии массажными движениями на большой палец - повышается активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником.

 Массаж безымянного пальца оказывает положительное воздействие на работу печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Отечественные физиологи так же отмечают положительную взаимосвязь работы мозга с развитием рук. В.М. Бехтерев в своих трудах доказывает, что с умственной усталостью прекрасно справляются простые движения рук, улучшается произношение звуков. В.А. Сухомлинский говорит о том, что “ум ребенка находится на кончике пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.

Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться.» По мнению М. М. Кольцовой, развитие речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы. Она рассматривает кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Всестороннее представление об окружающем мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно является основой чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия формируются первые знания о форме, величине предметов, их положении в пространстве. Чтобы помочь малышу хорошо говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но совершенствовать развитие мелкой моторики рук. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Одной из главных частей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они направлены на развитие речи, воображения, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы воспроизводят картину окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым воздействуют на речевые центры. Так формируется ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Большинство игр задействуют обе руки, что позволяет детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками положительно влияют на эмоциональный фон, развивают навыки подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, концентрировать внимание, развивается память, воображение и фантазия. Приобретают силу кисти рук и пальцы, повышается их подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

• Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами).

• Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

• Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

• Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

• Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

• Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

• Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

• Использование методики Су Джок

• Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики)

• Игры с песком

В результате регулярной работы с детьми с нарушениями речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная скованность, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети стали свободно выполнять сложные действия с предметами, правильно держать карандаш. Эти достижения помогают преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе. 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 286 с. 2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006. – 56 с. 3. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами, определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. – М.: Изд. «АРКТИ», 2009. – 48 с.


 

МЕЛКАЯ МОТОРИКА ИЛИ ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ

МЕЛКАЯ МОТОРИКА ИЛИ ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ

Одной из главных частей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры»

Одной из главных частей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры»

Игры с песком В результате регулярной работы с детьми с нарушениями речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная…

Игры с песком В результате регулярной работы с детьми с нарушениями речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2022