Тема мероприятия «Культура общения»
Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Ход мероприятия:
Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас,
Guten tag, салам алейкум,
Zdravo, Buenas tardes,...
(Л. Филатов).
- Дорогие ребята, скажите, пожалуйста, на скольких языках я с вами поздоровалась? (Ответы учащихся)
- Правильно, на пяти.
- Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о приветствии. Вы помните, как надо приветствовать своих ровесников, старших, пожилых людей? Расскажите.
- В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. В Беларуси при встрече утром «Добрай раніцы», днем «Добры дзень», а вечером «Добры вечар», в России - обмениваются пожеланием «Здравствуйте» и еще как? В большинстве европейских стран и в Америке спрашивают: «Как дела?» В Малайзии в качестве приветствия спрашивают: «Куда ты идешь?», а китаец спросит: «Ел ли ты?» У евреев принято пожелать: «Мир вам!», у персов — «Будь весел!» Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются дружеским рукопожатием. В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
Есть, конечно, и экзотические знаки приветствия. Трение носами в качестве приветствия распространено в Новой Зеландии. Например, в Замбези люди при встрече хлопают в ладоши и делают реверанс.
Люди разных народов в приветствии подчеркивают, что является наиболее важным в их жизни. Для русских — здоровье («Здравствуйте!»), т.е. живи в здравии, будь здоров. Для англичан и американцев — это труд. Для итальянцев — стабильность и мир.
Многое могут сказать жесты:
• у нас большой палец, поднятый вверх — все хорошо, а у шведов — остановите машину;
• у нас поглаживание подбородка — удовольствие, а у итальянцев — разговор затянулся;
• у нас кивок головой вверх-вниз — да, у болгар — нет;
• у японцев — чем глубже поклон, тем больше уважения к человеку.
Ребята, вы поняли, что общение и знакомство начинается со слова «здравствуйте»? Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
А сейчас давайте поиграем в игру «Вежливые слова». Я буду давать вам задания и попрошу их выполнить. А вы будете выполнять задания, только тогда, когда я попрошу вас вежливо.
1.Поднимите ручки. Поднимите, пожалуйста, ручки.
2. Повернитесь к другу. Повернитесь к другу, пожалуйста.
3. Дотроньтесь до носика. До носика, пожалуйста, дотроньтесь.
4. Покрутите головой. Пожалуйста, покрутите головой.
5. Попрыгайте на месте. Попрыгайте, пожалуйста, на месте.
- Ребята, что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.
Давайте представим себе, что к нам в гости прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Крокодил Гена и Чебурашка, Буратино, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.
При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:
Ø смотреть в глаза гостю,
Ø улыбаться, слегка наклонив голову,
Ø говорить следует вежливо, ровным, спокойным голосом,
Ø важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания.
Ø говорить по очереди, уметь слушать и слышать.
Ø не допускайте ссор, драк, брани, крика, угроз.
В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу, взрослому?
Шуточные ситуации «Поприветствуй друга»
Сейчас я хочу пригласить несколько пар ребят. Каждой паре в течение двух минут надо обыграть ситуацию:
• поздороваться в переполненном автобусе;
• поздравить друга с победой в спортивных соревнованиях;
• поздороваться рукопожатием;
• поприветствовать друг друга, проходя по городскому бульвару;
• поздороваться друг с другом, находясь на разных рядах кресел в театре.
Музыкальная физминутка
Подведение итогов занятия.
• Какие приветствия вам знакомы?
•Приведите ситуацию, в которой младший должен поздороваться с родителями, бабушкой и дедушкой. С кого надо начать? Обоснуйте свой выбор.
• По вашему мнению, сколько раз надо здороваться со взрослыми, если за день вы их видите несколько раз?
• Надо ли здороваться по утрам и прощаться по вечерам (перед сном) со своими родителями? Почему?
А теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма «Крошка Енот».
Закончить нашу встречу хочу отрывком из стихотворения В. Кудлачева «Важные слова»:
Слова «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста»,
«Здравствуйте!»
Щедро дарите...
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.