Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.
Оценка 4.7

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Оценка 4.7
Мероприятия
rtf
история
6 кл
03.03.2018
Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.
Цели: Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян. Привлечь ребят к изучению славянской мифологии. . В игре участвуют три команды. Предварительно им дано домашнее задание: а) придумать название команды; б) подготовить представление Бабы Яги, Перуна, Лешего (презентации); в) подготовить материал о славянских именах, суевериях, приметах; г) подготовить фрагмент одного из славянских праздников: Коляды, Масленицы, Ивана Купалы.
6класс мероприятие.rtf
Подготовил Учитель истории МАОУ сош № 25 г. Уссурийск Козловский Андрей Анатольевич.      Мероприятие  в 6 классе по теме: «Славянские корни». Цели: Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян. Привлечь ребят к изучению славянской мифологии. Форма проведения: игра.  Ход игры: 1.         В игре участвуют  три команды.  Предварительно  им дано домашнее задание: а) б) в) придумать название команды; подготовить представление Бабы Яги, Перуна, Лешего (презентации); подготовить материал о славянских именах, суевериях, приметах; г) Масленицы, подготовить   фрагмент   одного   из   славянских   праздников:   Коляды, Ивана   Купалы. 2.     Объяснение правил игры:             В мир древних славян ведут три дороги. Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу (изображены на интерактивной доске). Каждая команда выбирает дорогу, по которой отправляется в путь. Правильно отвечая на вопросы ведущего,   команда   получает   оберег   в   виде   уточки   с   головой   коня,   который прикрепляется к дороге.  После  выполнения  всех заданий  подсчитывается  общее количество баллов каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает. 3.      Представление команд. 4.      Выполнение заданий. 5.      Подведение итогов, награждение. Учитель:          Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях. Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Все перечисленные обычаи   как   раз   оттуда,   из   наших   языческих   времен.   Там,   в   этом   загадочном   и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне­язычники, мы проводим нашу игру ­ "Славянские истоки".Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не объяснить умея   многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.                       И   начинается   наш   путь   в   таинственном   лесу,   где   жила   древняя   и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых. Кто это? Баба Яга! (одна из команд представляет Бабу Ягу.) (презентация) ­ Задание № 1. Учитель: Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? ("Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом".) Вопрос первой команде1 А почему избушка стоит именно таким образом? ­ (Древние  славяне  считали,  что вход в  нее  возможен  только  со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей ­ мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.) Вопрос второй команде: ­ Почему Баба Яга встречает путников словами: "Фу­фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь"? (Русский дух ­ запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик ("избушка на курьих ножках"). Его называли "домом мертвых". Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора.(Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.) Вопрос третьей команде:  ­ Что это такое: «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь»? Как этот предмет связан с Бабой Ягой? (Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.) Учитель:         Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то он становится вашим покровителем. Задание № 2. Вопрос первой команде: ­ Откуда пошло выражение "Что на роду написано, того не миновать"?. (Род ­ бог­творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение "Что на роду написано".) Вопрос второй команде:   Откуда пошли выражения: "Чур, меня!", "Чур, мое!", "Чур, тебе на язык!"? (Чур ­ божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: "Чур, побереги меня!", то есть "Чур, меня!". Кто найдет что­то и не захочет ни с кем делиться, просит: "Чур, мое!". Если же скажут кому­то что­то плохое, в ответ можно услышать: "Чур тебе на язык", ­ и злое пожелание не сбудется.) Вопрос третьей команде: ­   С   именем   какого   славянского   бога   связано   выражение:   "После   дождичка   в четверг"? (Перун ­ Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой   день   недели   ­   четверг.   Если   молиться   Перуну   в   этот   день,   то   молитвы считались особенно действенными.) Вторая команда представляет бога Перуна.( презентация) Учитель:             И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое   влияние   на   жизнь   людей.   Для   того,   чтобы   их   увидеть,   нужно   их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше. Задание № 3. Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? (Команды по очереди называют духов, назвавшая последней получает дополнительный оберег.) Третья команда представляет Лешего.( презентация) Вопрос первой команде: ­ чтобы Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, его   обмануть. Какие это были меры? (Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её  на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: "Шел, нашел, потерял". А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.) Вопрос второй команде: ­ Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его ласково называли   "дедушкой"   или   "хозяином".   А   представляли   этот   дух   в   облике маленького   мужичка   с   седой   бородой,   обросшего   мягким   пушком,   с   длинными когтями. хорошие Как     хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку? (Хорошие   хозяева   подкладывали   домовому   под   печку   горбушки   хлеба,   немного вкусной   еды,   разноцветные   ленточки.   Славяне   считали,   что   домовой   любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)   Вопрос третьей команде: ­ Хозяевами   рек   и   озер   славяне   считали   водяных.   Водяного   представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной? (С левой полы его одежды постоянно капает вода.) Задание № 4. Учитель:                     Следующее  задание  посвящено славянским  именам.  Команды  должны написать   как   можно   больше   мужских   и   женских   славянских   имён.   Команда, написавшая наибольшее число имён, получает оберег. Задание № 5. Учитель:                      В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим   о   них.   Команды   по   очереди   называют   известные   им   суеверия, подсчитывают количество названных примет и, в зависимости от их числа, ставят баллы на оберегах. Задание № 6. И вновь командам предлагаются вопросы: Учитель:                         У   древних   славян   существовали   ритуальные   танцы,   исполняемые   в определенное время. Один   из   таких   танцев   сохранился   и   по   сей   день.   Этот   ритуальный   танец   был   посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.  (Хоровод. Танцующие образуют круг ­ символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.) ­ Почему розги на Руси делали из берёзы? (Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто­то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза ­ оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд. ­ Какой   совет   можно   услышать   в   русских   народных   сказках   перед   очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения? ("Ложись спать, утро вечера мудренее".) Дополнительный вопрос всем командам: Что значил у славян этот совет? ­ (Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.) Учитель:          Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян вы знаете? Каждая   из   команд   представляет   фрагменты   одного   из   славянских   праздников: Коляды, Масленицы, Ивана Купалы. Подведение итогов, награждение. Учитель:          Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость: Прочь отступите, чудовища, все, Явится Русь перед вами в красе.  Вам ли, чудовища, наши сокровища – Молодость, силушку  Спрятать в могилушку!  Вам ли всю Русь погубить?  Вам ли свалить великана­гиганта?  Есть у него три бессмертных таланта:  Верить, терпеть...и любить!

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.

Мероприятие по истории 6 класс по теме Славянские корни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018