Республиканский конкурс методических разработок «Методический шедевр»
Номинация «Методическая копилка»
Направление номинации «Открытое мероприятие для детей»
Образовательно-воспитательное мероприятие по истории Отечества для обучающихся 8 классов.
Калейдоскоп исторических фактов «А он, мятежный, просит бури…»
(Россия в эпоху петровских преобразований)
Авторы: Ткаченко Наталья Михайловна, учитель истории МОУ «Амвросиевская школа №6» Амвросиевского района ДНР
Амвросиевка – 2017год
Пояснительная записка
Калейдоскоп исторических фактов «А он, мятежный просит бури…» – результат совместной творческой деятельности учителя истории, библиотекаря и коллектива обучающихся.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых условиях, потребностью в активном участии граждан Республики в создании мощного, независимого, цивилизованного, сильного государства.
Данное образовательно-воспитательное мероприятие, организованно в форме калейдоскопа. Это позволило максимально разнообразить освещаемые события и факты, увеличить их информационную наполняемость, что способствовало расширению кругозора обучающихся и углублению знаний по предмету.
Процесс подготовки тематического материала, в большей степени, основывался на самостоятельности учащихся в поиске и отборе информации, творческом оформлении и презентации результатов.
В ходе мероприятия была создана доброжелательная эмоциональная атмосфера, условия для удобства работы и общения детей, распределены обязанности, использовались различные виды деятельности, дети были максимально активны. Основой взаимодействия обучающихся было сотрудничество, а не соперничество, формирование «чувства локтя».
Поисково-исследовательская и аналитико-синтетическая работа детей с разнообразными источниками информации способствовала совершенствованию навыков самообразования. Творческая и интеллектуальная деятельность обучающихся в познании историко-культурного наследия, возможность реализовать свои способности и талант, способствовали социализации детей, повышению у них интереса к изучению истории.
Мероприятие способствовало становлению у обучающихся таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность и стало эффективным средством дифференциации обучения и воспитания.
Тема: «А он, мятежный просит бури…» (Россия в эпоху петровских преобразований).
Цель: формирование и развитие осознанной гражданской позиции, чувства патриотизма на примере личности Петра I и его преобразований.
Задачи:
образовательные:
более детально ознакомить обучающихся с личностью Петра Великого, его жизнью и результатами деятельности;
обогатить новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни российского императора и его подданных;
расширить знания о социально-экономических, политических, культурно-духовных явлениях и процессах петровской эпохи;
показать важность и цивилизационную значимость личности Петра I и его преобразований для российской истории и становления России;
сформировать целостное представление об этом периоде российской истории и исторических деятелях эпохи.
развивающие:
подготовка детей к восприятию разных точек зрения на исторические факты, понимание разницы между фактом и его толкованием;
формирование социально-значимых и культурно-эстетических ценностей;
совершенствование разнообразных умений и навыков: учебные навыки, умения самостоятельной работы, организации различных общественных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы;
совершенствование навыков и умений отбора и анализа различных исторических источников информации, использования данных источников информации для подготовки выступлений;
содействие формированию личностных качеств учащихся;
содействие совершенствованию приемов мыслительной деятельности;
формирование предметных и ключевых компетенций.
воспитательные:
воспитание любви к Родине, гордости за ее историческое прошлое, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам;
формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма;
осознание неповторимости Отечества и его судьбы, через познание исторических корней.
Оборудование:
Медиадоска
Ноутбук
Магнитная доска – 2
Ёлка
Материалы:
Презентация «А он, мятежный просит бури…»
Презентация «Виртуальная экскурсия»
Видео-клип
Музыкальный подарок
Дополнительная информация: «Экскурсия», «Украшения для елки», «Быт и кухня петровских времен», «10 интересных фактов о Петре Великом».
Приложения:
Фотоматериалы мероприятия
Видеосъемка мероприятия «А он, мятежный просит бури…»
Примечание: все материалы мероприятия, кроме презентации «А он, мятежный просит бури…», для удобства просмотра прикреплены к тексту конспекта через гиперссылку.
КАЛЕЙДОСКОП ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ
«А ОН, МЯТЕЖНЫЙ, ПРОСИТ БУРИ…»
(Россия в эпоху петровских преобразований)
Ход мероприятия
I. Вступительная часть
(Звучит колокольный перезвон, на экране иллюстративное сопровождение слайды 2-7)
Учитель:
Февральские морозы, студеная вода,
Нарядные березы с каймой из серебра …
Сегодня, в день особый, так хочется любить
И жизнью восхищаться, и снова говорить:
Давайте быть дружнее, дарить другим тепло,
И станет мир светлее, уйдут печаль и зло.
Давайте не скупиться на добрые слова,
Улыбкою делиться и радостью сполна!
(колокольный звон усиливается на 30 секунд и прекращается)
Библиотекарь:
Вопреки февралю непогожему
Ты сегодня, мой друг, улыбнись,
И скажи незнакомцу прохожему:
«Добрый день» и теплом поделись!
И пускай эти птицы-приветствия
Полетят от тебя и к тебе!
И от этого, может, впоследствии
Станет больше добра на земле!
II. Организационный момент
Учитель: Добрый день! Мы рады вас всех видеть. Устраивайтесь поудобнее.
Библиотекарь: Все расселись по местам, никому не тесно, мы надеемся, что вам будет интересно. Но прежде, чем начать нашу работу, давайте все вместе (и наши гости тоже) настроимся на позитивный лад.
Вводно-психологический настрой для организации начала ОВМ
Слайд 8
Учитель: Поднимите правую руку вверх, кисть руки расположите ковшиком над головой и медленно опускайте руку ниже, пока она не коснётся головы. Погладьте себя по голове и скажите «Я – хороший», «Мы – хорошие». Я тебе желаю добра! Я себе желаю добра! Мы желаем друг другу добра!
Библиотекарь: Повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен». Пусть наше занятие принесёт всем вам радость познания!
III. Сообщение темы, цели, задач ОВМ и мотивация познавательной деятельности
Слайд 9
Учитель: Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. 28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов. «…Кого хороним? Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!» - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - высочайшая оценка.
Библиотекарь: Однако еще при жизни Петра І высказывались и другие суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Сегодня мы с вами расширим свои знания о Петре Великом, собрав мозаичные картины его жизни и деятельности в КАЛЕЙДОСКОП ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ «А ОН МЯТЕЖНЫЙ ПРОСИТ БУРИ…»
Слайд 10
(На интерактивной доске медленно появляется название и эпиграф урока)
«Петр Великий один есть целая всемирная история!»
А. С. Пушкин – П. Я. Чаадаеву,
19 октября 1836 год, Петербург.
IV. Актуализация знаний обучающихся по данной теме
Слайд 11
Учитель:
Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом. Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте вспомним наиболее важные.
«Мозговой штурм» Ученики озвучивают задачи. Если они верные, то на экране появляется соответствующая иллюстрация: строительство азовского флота, модернизация жизненного устройства и быта русского народа, победа над шведами, строительство Санкт-Петербурга – северной столицы России. Слайды 12,13,14,15.
Библиотекарь: Молодцы, вы хорошо усвоили материал уроков. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с поставленными задачами? Давайте все вместе вспомним жизнь и деятельность Петра 1 и составим его словесный портрет, используя знания, полученные на уроках русского языка. Слайд 16
Учитель: Современники писали о нем: Он был тогда горяч и молод, стремился Русь преобразить… Это характеризует Петра І, как человека энергичного. Слово «энергичный» – прилагательное. Подберите другие прилагательные, для характеристики личности Петра прикрепив их вокруг его портрета на флипчарте. Поясните свой выбор.
Библиотекарь: Итак, мы в творческой мастерской портретистов, в которой мастера работают над портретом Петра І.
Работа с магнитной доской: Портрет Петра І и заготовки прилагательных.
Возможные ответы учеников: сильный, любознательный, трудолюбивый, решительный, целеустремленный, дальновидный, волевой, энергичный, смелый.
Учитель: Спасибо вам, ребята, за прекрасную характеристику личности Петра. Да, действительно он был такой яркой и харизматичной личностью.
V. Основная часть. Изучение дополнительного материала по теме
Библиотекарь: Историческая личность, величие которой неоспоримо и несоизмеримо, первый российский император Петр І был, в сущности, простым человеком. Будучи дважды женатым, имея 11 детей, он хотел оставить после себя не только просвещенных наследников, будущих деятелей наук и разумных властителей, но и просвещенных людей. Предлагаем Вам углубить и расширить знания об этом выдающемся человеке, приняв участие в «Фестивале интересных фактов о Петре Великом».
Слайд 17
Учитель: «Вся наша жизнь — ко знанью устремление…»
Жизнь великого императора со всеми ее сложностями и интересными фактами до сих пор будоражит умы историков, исследователей и простых обывателей. Сотни научных трактатов, статей и эссе, документальные и художественные фильмы, воспоминания соратников и ученых – все это не дает нам полной картины жизни гениального ребенка своей страны, но позволяет узнать о нем больше. Представляем слово ведущим Фестиваля Богдану и Дарье.
Учащиеся выполнили опережающее задание и подготовили презентацию «10 интересных фактов о Петре Великом».
Слайд 18
Богдан и Дарья: «Пётр I взошел на российский престол 18 августа 1682 года. Этот государь, получивший впоследствии титул Императора, правил Россией в течение 43 лет. Личность Петра I связана с весьма важными для российского государства историческими событиями. Здесь собраны интересные факты о Петре I».
Ведущие поочередно озвучивают интересные факты о Петре Великом. (Приложение_1).
Слайд 19 - Слайд 28
Учитель: Спасибо вам за интересный материал, представленный на фестивале интересных фактов о Петре Великом.
Слайд 29
«Он столько странствовал по свету…» Современники называли Петра I человеком необыкновенным. Поражает разносторонность его дарований. Он был незаурядным полководцем и дипломатом, флотоводцем и законодателем. Его можно было встретить с топором в одной руке и пером в другой, вырезающим новый шрифт, сидящим за чертежом нового корабля, озабоченного постигшей неудачей, ликующим по поводу одержанной победы, за изучением какой-либо диковинной машины, размышляющим над устройством правительственного механизма обширного государства.
Библиотекарь: Помимо глобальных реформ в сфере армии, административного управления, экономики при Петре I кухня и быт России так же претерпели немало изменений.
Слайд 30 - Слайд 31
Сейчас мы посетим «Вернисаж петровских нововведений», где из предложенного набора экспонатов, составим коллажи «Быт и Кухня петровских времен». Перед Вами находится макет для коллажа и экспонаты петровской эпохи. Ваша задача составить коллажи из предложенного набора экспонатов.
Правила таковы: выбираете любой понравившийся вам экспонат, размещаете его на один из ватманов по тематике этого экспоната и поясняете его связь с петровской эпохой. (Приложение_2)
Экспонаты «съедобные»: баклажаны, савойская капуста, сельдерей, петрушка, кольраби, тмин, фенхель, сахарная свекла, морена, шалфей, мята, шпинат, эстрагон, фасоль, картофель, ветчина, балык, солонина, сало, буженина, перец, шафран, корица, гвоздика, мускатный орех, имбирь, кардамон, горчица, уксус, виноград, квас, варенья, коврижки, цукаты, леденцы, цитрусовые, щи, студень, различные каши, жаркое, паштеты, ветчину, солёные огурцы, горох, редька, орехи, фиги, инжир, груши и яблоки, сливочное масло и мягкие сорта сыра.
Экспонаты « не съедобные»: кухонные плиты, шумовки, кастрюли, фаянсовая, фарфоровая и керамическая посуда с цветной эмалью, кубки, рюмки и штофы, столовые приборы.
Учитель: Вот такое разнообразие принес Петр в жизнь и быт русского народа. И с помощью коллажей вы воссоздали кусочек Петровской эпохи. Перед нами ЕЛКА. А знаете ли вы, … как она связана с именем Петра Первого?
Библиотекарь: А знаете ли вы, как изменился стиль одежды, привычки, предпочтения, дворцовый этикет?
Учитель: А знаете ли вы, что несколько ваших одноклассников творчески подошли к поиску ответов на эти вопросы. Предоставляем им слово.
Учащиеся выполнили творческое домашнее задание и подготовили необычные украшения для ЁЛКИ. Наряжая ёлку, дети поочередно комментируют украшения. (Приложение_3).
Учитель: Вот и мы с вами выполнили Петровский указ – украсили елку.
«На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова». Многие высказывания Петра приобрели статус крылатых выражений. Перед вами ларец с высказываниями и Указами Петра Великого. «Ларец императорских мыслей Петра I»
Слайд 32
Библиотекарь: Сейчас мы по очереди будем извлекать из ларца мудрые изречения Российского царя и зачитывать их. Ваша задача – подобрать смысловой аналог среди крылатых выражений и озвучить его.
Учащиеся выполняют задание и подбирают смысловой аналог:
1.Боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого была видна.
2. Говори кратко, проси мало, уходи борзо!
3. Есть желание, - тысяча способов; нет желания, - тысяча поводов!
4. Кто жесток, тот не герой.
5. Несчастья бояться - счастья не видать.
6. Мир - хорошо, однако при том дремать не надлежит.
7. Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.
8. Зло тихо летать не может. 9. Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума - пуста.
10. Могу ли я приказать кому-либо идти вперед, если сам не буду впереди всех?
11. Когда человек залез в воду выше горла, ему естественно заботиться только о том, как бы спасти жизнь, забывая все остальное.
12. Дело являет, каков был труд.
13. Всякий человек, когда ни спросят, должен знать свою должность и место.
14. Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство. Учитель: Мы надеемся, что указы и высказывания царя, помноженные на народную мудрость, будут вам полезны и пригодятся в жизни. Слайд 33 Санкт-Петербург – молодой город, ему всего лишь 300 лет, но среди крупнейших городов Европы он считается одним из самых старых. Здания, возведенные в Петербурге до 1917 года, практически полностью сохранились. Сейчас их насчитывается около 18 тысяч. От Обводного канала до Невы и от Александро-Невской лавры до порта Санкт-Петербург выглядит практически так же, как до 1917 года. Библиотекарь: Ни в одном городе Европы или Америки не найдется такого количества сохранившихся старых зданий. Не зря Петербург называют «музеем под открытым небом». Кроме того, в мире больше нет мест, где можно одновременно увидеть постройки таких разных архитектурных стилей, как классицизм, эклектика и модерн. Учащиеся читают стихотворение о Санкт-Петербурге на фоне клипа. (Приложение_5) О, град Петра, мне сердцу милый, Ты царской прихоти каприз. Ты прозван Северной Пальмирой, Петром любимый Парадиз! Твой облик ублажает око. Знаком и мил в нём каждый штрих, Витиеватый стиль барокко Апартаментов дорогих. Град позолоченных соборов, Дворцов изящных и палат, Работ скульптурных без укора… Виват, Санкт-Петербург, виват! Ты красотой подобен раю, На свете града лучше нет. Тебя нисколько не пугают Ни наводнения, ни швед. Здесь Петропавловская крепость И знаменитый порт Кронштадт С врага сбивают всю свирепость – Руси не страшен супостат. Врата России на щеколде – Их охраняет стольный град. Здесь отмечает пушка полдень. Здесь ночи белые стоят. Здесь имена всплывают чинно, Те, что любой назвать готов: Великий Пётр, Екатерина, Князь Меньшиков и граф Орлов… Здесь, на Сенатской, виден взору, Царь Пётр работы Фальконе. Он свой осматривает город Верхом на вздыбленном коне. Нет на «окне Европы» ставен. Зефир всегда здесь свеж и юрк… Да здравствует в веках и славен Блистательный Санкт-Петербург! Учитель: Как только не именуют Санкт-Петербург! Это и северная столица, и Северная Пальмира, и «Окно в Европу», и «культурная столица», и «Северная Венеция», и «колыбель революции». Этот город — действительно особенный, и попадая в него, чувствуешь его величие, гордость и строгость. Столичный статус за два века сделал Санкт-Петербург жемчужиной архитектуры, а также Меккой мирового туризма. Давайте все вместе посетим Виртуальную видео-экскурсию по северной столице России – Санкт-Петербургу. Библиотекарь: Пётр I пожелал немедленно закрепиться на отвоеванной у шведов части балтийского моря. Повелел построить в устье Невы крепость в честь апостолов Петра и Павла, которая стала называться Петропавловской. А затем вокруг крепости начали строить новую столицу - Санкт - Петербург, что значит «город святого Петра», в честь небесного покровителя. Приглашаем наших гидов Артема, Дарью, Дмитрия, Валерию. (Приложение_4). Презентация – виртуальная экскурсия «Блистательный Санкт-Петербург!» (Приложение_6.) VI. Подведение итогов ОВМ |
Учитель: Подведем итоги. Как вы считаете, удалось ли нам собрать мозаичную картину жизни и деятельности Петра І в КАЛЕЙДОСКОП ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ. Отражает ли наша тема «А ОН МЯТЕЖНЫЙ ИЩЕТ БУРИ» суть жизни и деятельности Великого российского императора?
Библиотекарь: Предлагаем Вам высказать одним словом ваше отношение к Санкт-Петербургу и личности Петра І.
VII. Заключительная часть ОВМ
Великий Петр, царь – реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему не страшны были войны:
Играя, строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны крепкой,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
И что там шведы, Карл, Полтава –
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.
Вот таков он был ГЕНИАЛЬНЫЙ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ!!!
Музыкальный подарок (Приложение_7).
Список использованной литературы
1. Афоризмы Петра Первого [Электрон. ресурс] // http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/233449-aforizmy-petra-pervogo/
2. Афоризмы, цитаты о Славе [Электрон. ресурс] // http://www.liveinternet.ru/users/volodylgov/post187742050/
3. Детям о Петре 1. Интересные факты [Электрон. ресурс] // http://zhizn-rebenka.ru/interesnoe-dlja-detej/detjam-o-petre-1-interesnye-fakty.html
4. Известные выражения, высказывания и цитаты первого российского императора Петра 1. [Электрон. ресурс] // http://docfish.ru/documents/izvestnoe-vyrazhenie-citata-pervogo-imperatora-petr-i-famous-russian-phrases
5. Интересные факты [Электрон. ресурс] // http://interesnie-faktu.ru/interesnyie-faktyi-iz-zhizni/interesnyie-faktyi-iz-zhizni-petra-1/
6. Интересные факты о Петре Первом [Электрон. ресурс] // http://www.liveinternet.ru/users/natuanet/post391046496
7. Интересные факты о Санкт-Петербурге [Электрон. ресурс] // http://np-travel.spb.ru/ab_intfacts.html
8. Исторические факты о Санкт-Петербурге [Электрон. ресурс] // http://ng-relocation.com/istoricheskie-fakty-o-sankt-peterburge.html
9. Каланов, Н. Афоризмы русских военных моряков [Электрон. ресурс] // https://bookz.ru/authors/nikolai-kalanov/aforizmi_864/1-aforizmi_864.html
10. Козлов, Ю. Блистательный Санкт-Петербург! [Электрон. ресурс] // http://2007.wedbok.ru/konkurs/show.php?f=337
11. Крыши Санкт-Петербурга [Электрон. ресурс] // http://www.vitamarg.com/article/foto/1832-krishi-sankt-peterburga
12. Кухня России при Петре I [Электрон. ресурс] // https://magmens.com/polezno/6150-kuhnya-rossii-pri-petre-i/
13. Музей под открытым небом [Электрон. ресурс] // http://petersburglike.ru/2013-07-13/muzej-pod-otkrytym-nebom/
14. О Санкт-Петербурге [Электрон. ресурс] // http://gas-forum.ru/o-sankt-peterburge
16. Пётр I Великий (Романов Пётр Алексеевич): лучшие фразы, цитаты, выражения и мысли. [Электрон. ресурс] // http://weaft.com/documents/petr-veliky-romanov-alekseevich-luchshie-fraza-citata-mysli-great-best-sayings-quotes
17. Петр I кто он: «Злой гений или отец нации» [Электрон. ресурс] // http://keepslide.com/no_category/125872
18. Пора вспомнить Петра Первого. Цитаты, афоризмы, высказывания [Электрон. ресурс] // https://www.politforums.net/other/1453222770.html
19. Поучения Петра Первого Великого [Электрон. ресурс] // https://yvision.kz/post/240332
20. Прогулки по Питеру. часть №1 [Электрон. ресурс] // https://ekabu.ru/130094-progulki-po-piteru.-chast-1___profsoyuz.html
21. Самый красивый город в России [Электрон. ресурс] // http://educalanguageschool.com/ru/o-sankt-peterburge
22. Cегодня день рождения основателя моего города [Электрон. ресурс] // http://www.liveinternet.ru/users/2991253/post364060141/
23. Сказочный Санкт-Петербург [Электрон. ресурс] // http://souztourrussia.tilda.ws/stpetersburg
24. Сподвижники Петра I [Электрон. ресурс] // http://www.skachatreferat.ru/referaty/Сподвижники-Петра-i/68579698.html
25. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.