Статья по ЗОЖ Учитель физической культуры – Удрас.И.К
Место и значение лыжного спорта в физическом воспитании школьников В системе физического воспитания лыжная подготовка и лыжный спорт занимают одно из основных мест школьной программы. Зима — это время для любителей лыж, санок и коньков. В рамках программы физического развития ребенка в школе лыжная подготовка является обязательной. –лыжный бег-циклический аэробный вид спорта. Так как занятия проходят на открытом воздухе, а условия окружающей среды постоянно меняются-это заставляет организм совершенствовать механизм адаптации к внешним условиям. Самое главное-уметь прислушиваться к своему организму. Если чувствуете, что вам тяжело, не хватает дыхания или сил-уменьшите темп, сократите количество километров, которые намерены пройти. Помните: стремление сделать что-то через силу-первый признак наносимого себе вреда! Вы ведь не стремитесь пробежать, например, десять километров как чемпион мира? Нагрузку необходимо наращивать постепенно. Начинать кататься по 2-3 километра, потом плавно увеличивать дистанцию. Обязательно перед катанием делать разминку: приседания, махи руками, небольшую растяжку. А после катания- «заминку»: пройти пару сотен метров спокойным шагом, успокоить дыхание и пульс. Чтобы поддерживать свою форму достаточно двух занятий в неделю, чтобы наращивать ее, - необходимо 3-4 занятия. С большей частотой тренируются лишь профессионалы. Причем 6-разовые тренировки применяются в период подготовки к соревнованиям, и длится этот период не более 2-3 недель, а сами тренировки имеют разную направленность – скоростно-силовые, скоростные, на выносливость и силу воли. Если хотите быть в форме круглый год, существует великая триада: лыжи-бег, плавание. Доступно и очень полезно. Основываясь на своем опыте, могу уверенно сказать: занятие лыжным спортом- одно из самых гармоничных и эффективных средств развития организма человека. Уроки физкультуры состоят из набора элементов, взятых из различных видов спорта, например, лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол, и так далее. Программа оставляется так, чтобы учащиеся могли развиваться физически разными путями, и попробовали себя в большом количестве спортивных направлений. Включение лыж в школьную программу помогло расширить список школьных спортивных дисциплин, и разнообразить занятия спортом для детей. Поэтому теперь с наступлением зимнего сезона дети под руководством учителя выходят на улицу, и начинают постигать азы лыжной подготовки. Кому-то это нравится, кому-то – не очень, однако при грамотном подходе учителя, а также при наличии удобного и безопасного инвентаря привить любовь к лыжам можно абсолютно каждому ребёнку. В нашей школе во втором триместре 1-9 классы и 2 полугодие 10-11 классы, после новогодних каникул на уроках физической культуры проходит лыжная подготовка. Занятия на лыжах имеют образовательное значение, способствуют укреплению иммунитета, тренируют все группы мышц. Лыжная подготовка в школе проводится во всех классах без исключения. Дети должны приобрести навыки обращения с лыжами и освоить элементарные способы передвижения на них с целью повышения физической активности и укрепления собственного здоровья. В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого-монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же большое количество сменной одежды, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, а дети после лыж мокрые, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке. Зачем нужны лыжи в школе? Во многих школах на уроках лыжной подготовки, мало обращают внимание на предметную (образовательную часть урока) Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 10-20 минут. Такая прогулка надолго отбивает желание повторить еще раз или прийти в следующий раз на урок физической культуры по теме; лыжная подготовка. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить. Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технике лыжных ходов, поворотам, спускам в различной стойке, подъемам и торможениям и они полюбят этот вид спорта. Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах, это как раз затрачивает один урок 40-45 минут, и тут тоже ребята делают по 200-300 метров несколько кругов. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость. Чем полезен лыжный спорт для детей? Как для детей, так и для взрослых тренировки на лыжах являются очень полезным во всех отношениях времяпровождением. Среди положительных сторон лыж можно отметить следующие: - Физическое развитие. Ходьба на лыжах укрепляет мышцы и скелет, помогает разработать равновесие, координацию и ловкость. Отлично влияет на суставы и связки. Несмотря на кажущуюся простоту занятий, при лыжных тренировках задействуется большое количество мышц, весь организм учится работать слаженно и точно.
- Польза для здоровья. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Кроме того, такие тренировки заставляют активно работать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что является первоклассной профилактикой от болезней. Также занятия на лыжах – это отличное «лекарство» от лишнего веса, и люди, с детства практикующие этот вид спорта, будут с большой вероятностью избавлены от проблем с весом в дальнейшем. Польза для психики. Даже недолгие прогулки на лыжах способны поднять настроение и зарядить энергией надолго! -- Это происходит из-за того, что во время ходьбы на лыжах на свежем морозном воздухе организм активно вырабатывает эндорфины (гормоны счастья), нормализуя психическое состояние, и даря огромное количество сил. Для школьников, проводящих много времени в душных классах, сидя за партами или дома за домашним заданием, это особенно необходимо. Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах. Задачи: - Овладеть техникой передвижения на лыжах – лыжные ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты. -Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах) - Способствовать оздоровлению учащихся (пребывание на свежем воздухе – закаливание, развитие выносливости). Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении: 1)Устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже); 2)Определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъёмов, поворотов, торможений. 3) Обучение способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует и специфике передвижения на лыжах. На уроках лыжной подготовки передвижение на лыжах совершается в течение всего занятия, не только во время обучения тому или иному способу, но и при передвижении к месту занятий, к учебному склону, при возвращении в школу. В неделю на лыжную подготовку обычно проводятся сдвоенные уроки (один раз в неделю) желательно проводить в старших. При правильной организации можно чаще проводить одночасовые уроки на свежем воздухе, лучше решать задачи оздоровления школьников и координировать учебные занятия, занятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия. Школьная программа лыжной подготовки. Программой физического воспитания учащихся I—XI классов предусмотрены технические навыки, величина нагрузок и нормативные требования, которые должны выполнить ученики:
- 1 класс: ступающий и скользящий шаг без палок, поворот переступанием на месте, подъем ступающим шагом и спуск в высокой стойке, прогулки на лыжах;
- 2 класс: скользящий шаг с палками, подъем на небольшие склоны, спуск в основной стойке, прохождение дистанции до 1,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;
- 3 класс: одноопорное скольжение,
подъем «лесенкой», спуск
в низкой стойке, поворот переступанием на выкате со склона,
прохожденье дистанции до 1,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1
км или прохождение 2 км без учета времени;
- 4 класс: попеременный двухшажный ход, спуск с прохождением ворот из палок, торможение «плугом» и упором, поворот переступанием в движении, подъем «лесенкой», прохождение дистанции до 2 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;
-5 класс: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, подъем наискось «полуелочкой», торможение «плу¬гом», поворот переступанием в движении, прохождение дистанции до 2,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;
-6 класс: одновременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, подъем «елочкой», торможение и поворот упором, прохождение дистанции до 3 км, выполнение временного норматива на дистанции 2 км или прохождение дистанции 3 км без учета времени;
- 7 класс: одновременный одношажный ход, подъем в гору скользящим шагом, поворот на месте «махом», преодоление бугров и впадин при спуске с горы, прохождение дистанции до 3,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 2 км или прохождение дистанции 3 км без учета времени;
-8 класс: одновременный одношажный (скоростной вариант) и коньковые ходы, торможение и поворот «плугом», прохождение дистанции 3—8 км, выполнение временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени;
-9 класс: попеременный четырехшажный и коньковые ходы, переход с попеременных ходов на одновременные, преодоление контруклона, прохождение дистанции 4 км, выполнение временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени;
-10 класс (девушки): коньковые ходы, переход с одновременных ходов на попеременные, преодоление препятствий, прохождение дистанции 4—5 км,
выполнение временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени и прохождение дистанции 5-6 км, выполнение временного норматива на дистанции 5 км или прохождение дистанции 10 км без учёта времени (юноши).
-11 класс (девушки): коньковые ходы, переход с одного хода на другой в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни, обгон на дистанции, финиширование, прохождение дистанции до 5 км, выполнение временного норматива, на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени (девушки) и на дистанции 5 км или прохождение дистанции 10 км без учета времени (юноши). Вывод: Творческий подход учителя к урокам на основе новых знаний, введение новых упражнений и методических приемов в обучение будут положительно влиять на повышение интереса школьников к урокам лыжной подготовки и к занятиям лыжным спортом, повысят их активность и сознательность. Учащиеся должны приобрести навыки обращения с лыжами и освоить элементарные способы передвижения на них с целью повышения физической активности и укрепления собственного здоровья.
В одной из статей под названием «Прислушайтесь к себе» я напечаталась в газете Зеленый дол от 06 февраля 2019 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.