Место и значение лыжного спорта

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 19.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Место и значение лыжного спорта в физическом воспитании школьников
Иконка файла материала Статья лыжи Удрас 12 .02.2021год (1).docx

Статья по ЗОЖ                                                                                                           Учитель физической культуры – Удрас.И.К                                                           

Место и значение лыжного спорта  в физическом воспитании школьников                                                                                                                                                В системе физического воспитания лыжная подготовка и лыжный спорт занимают одно из основных мест школьной программы.                                                                                           Зима — это время для любителей лыж, санок и коньков. В рамках программы физического развития ребенка в школе лыжная подготовка является обязательной. –лыжный бег-циклический аэробный вид спорта. Так как занятия проходят на открытом воздухе, а условия окружающей среды постоянно меняются-это заставляет организм совершенствовать механизм  адаптации к внешним условиям. Самое главное-уметь прислушиваться к своему организму. Если чувствуете, что вам тяжело, не хватает дыхания или сил-уменьшите темп, сократите количество километров, которые намерены пройти. Помните: стремление сделать   что-то через силу-первый признак наносимого себе вреда! Вы ведь не стремитесь пробежать, например, десять  километров как чемпион мира? Нагрузку необходимо наращивать постепенно. Начинать кататься по 2-3 километра, потом плавно увеличивать дистанцию. Обязательно перед катанием делать разминку: приседания, махи руками, небольшую растяжку. А после катания- «заминку»: пройти пару сотен метров спокойным шагом, успокоить  дыхание и пульс. Чтобы поддерживать свою форму достаточно двух занятий в неделю, чтобы наращивать ее, - необходимо 3-4 занятия. С большей частотой тренируются  лишь профессионалы. Причем 6-разовые тренировки применяются в период подготовки к соревнованиям, и длится этот период не более 2-3 недель, а сами тренировки  имеют разную направленность – скоростно-силовые, скоростные, на выносливость и силу воли.                                                                                                     Если хотите быть в форме круглый год, существует великая триада: лыжи-бег, плавание. Доступно и очень полезно. Основываясь на своем опыте, могу уверенно сказать: занятие лыжным спортом- одно из самых гармоничных и эффективных средств развития организма человека.                                       Уроки физкультуры состоят из набора элементов, взятых из различных видов спорта, например, лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол, и так далее. Программа оставляется так, чтобы учащиеся могли развиваться физически разными путями, и попробовали себя в большом количестве спортивных направлений. Включение лыж в школьную программу помогло расширить список школьных спортивных дисциплин, и разнообразить занятия спортом для детей. Поэтому теперь с наступлением зимнего сезона дети под руководством учителя выходят на улицу, и начинают постигать азы лыжной подготовки. Кому-то это нравится, кому-то – не очень, однако при грамотном подходе учителя, а также при наличии удобного и безопасного инвентаря привить любовь к лыжам можно абсолютно каждому ребёнку.                                                                                                                                                                                                                                                            В нашей школе во втором триместре 1-9  классы  и  2 полугодие 10-11 классы, после новогодних каникул на уроках физической культуры проходит лыжная подготовка. Занятия на лыжах имеют образовательное значение, способствуют укреплению иммунитета, тренируют все группы мышц. Лыжная подготовка в школе проводится во всех классах без исключения. Дети должны приобрести навыки обращения с лыжами и освоить элементарные способы передвижения на них с целью повышения физической активности и укрепления собственного здоровья. В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого-монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же большое количество сменной одежды, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, а дети после лыж мокрые, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке.                                                                                                                       Зачем нужны лыжи в школе? Во многих школах на уроках лыжной подготовки, мало обращают внимание на предметную (образовательную часть урока) Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 10-20 минут. Такая прогулка надолго отбивает желание повторить еще раз или прийти в следующий раз на урок физической культуры по  теме; лыжная подготовка. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить. Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается.  Детей надо учить технике лыжных ходов, поворотам, спускам в различной стойке, подъемам и торможениям и они полюбят этот вид спорта.                       Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах, это как раз затрачивает один урок  40-45 минут, и тут тоже ребята делают по 200-300 метров несколько кругов. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость.                                                                        Чем полезен лыжный спорт для детей? Как для детей, так и для взрослых тренировки на лыжах являются очень полезным во всех отношениях времяпровождением. Среди положительных сторон лыж можно отметить следующие:                                                                                                                                                                    - Физическое развитие. Ходьба на лыжах укрепляет мышцы и скелет, помогает разработать равновесие, координацию и ловкость. Отлично влияет на суставы и связки. Несмотря на кажущуюся простоту занятий, при лыжных тренировках задействуется большое количество мышц, весь организм учится работать слаженно и точно.

- Польза для здоровья. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Кроме того, такие тренировки заставляют активно работать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что является первоклассной профилактикой от болезней. Также занятия на лыжах – это отличное «лекарство» от лишнего веса, и люди, с детства практикующие этот вид спорта, будут с большой вероятностью избавлены от проблем с весом в дальнейшем. Польза для психики. Даже недолгие прогулки на лыжах способны поднять настроение и зарядить энергией надолго!                                                                                     -- Это происходит из-за того, что во время ходьбы на лыжах на свежем морозном воздухе организм активно вырабатывает эндорфины  (гормоны счастья), нормализуя психическое состояние, и даря огромное количество сил. Для школьников, проводящих много времени в душных классах, сидя за партами или дома за домашним заданием, это особенно необходимо.         Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школенаучить детей владеть разными способами передвижения на лыжах.                                                                                                                                                  Задачи:                                                                                                                                                                              - Овладеть техникой передвижения на лыжах – лыжные  ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты.                                                                                        -Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах)                                                                - Способствовать оздоровлению учащихся (пребывание на свежем воздухе – закаливание, развитие выносливости).                                                                    Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении:                                                                                                                                     1)Устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);  2)Определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъёмов, поворотов, торможений.                                3) Обучение способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего.                                                                                                                  Такая методика полностью соответствует и специфике передвижения на лыжах. На уроках лыжной подготовки передвижение на лыжах совершается в течение всего занятия, не только во время обучения тому или иному способу, но и при передвижении к месту занятий, к учебному склону, при возвращении в школу.                                                                                                                            В неделю на лыжную подготовку обычно проводятся сдвоенные уроки (один раз в неделю) желательно проводить в старших. При правильной организации можно чаще проводить одночасовые уроки на свежем воздухе, лучше решать задачи оздоровления школьников и координировать учебные занятия, занятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия.                                                                           Школьная программа лыжной подготовки.                                                             Программой физического воспитания учащихся I—XI классов предусмотрены технические навыки, величина нагрузок и нормативные требования, которые должны выполнить ученики:

- 1 класс:   ступающий   и   скользящий   шаг  без   палок,   поворот переступанием на месте, подъем ступающим шагом и спуск в высокой стойке, прогулки на лыжах;

- 2 класс:  скользящий  шаг  с  палками,   подъем  на  небольшие склоны,   спуск   в   основной   стойке,   прохождение   дистанции   до 1,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;

- 3 класс:  одноопорное скольжение,  подъем  «лесенкой»,  спуск
в низкой стойке, поворот переступанием на выкате со склона, прохожденье дистанции до 1,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение 2 км без учета времени;

- 4 класс:   попеременный   двухшажный   ход,   спуск  с   прохождением ворот из палок, торможение «плугом» и упором, поворот переступанием в движении, подъем «лесенкой», прохождение дистанции до 2 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;

-5 класс: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, подъем наискось «полуелочкой», торможение «плу¬гом», поворот переступанием в движении, прохождение дистанции до 2,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 1 км или прохождение дистанции 2 км без учета времени;

-6 класс:   одновременный   двухшажный   ход,   одновременный бесшажный ход, подъем «елочкой», торможение и поворот упором, прохождение дистанции до 3 км, выполнение временного норматива на дистанции 2  км  или  прохождение дистанции 3  км  без учета времени;

- 7 класс:   одновременный   одношажный   ход,   подъем   в   гору скользящим шагом, поворот на месте «махом», преодоление бугров и  впадин при спуске с горы,  прохождение дистанции до 3,5 км, выполнение временного норматива на дистанции 2 км или прохождение дистанции 3 км без учета времени;

-8 класс:   одновременный   одношажный    (скоростной   вариант) и коньковые ходы, торможение и поворот «плугом», прохождение дистанции 3—8 км, выполнение временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени;

-9 класс: попеременный четырехшажный и коньковые ходы, переход с попеременных ходов на одновременные,  преодоление контруклона, прохождение дистанции 4 км, выполнение временного норматива  на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени;

-10 класс (девушки): коньковые ходы, переход с одновременных ходов на попеременные, преодоление препятствий, прохождение дистанции 4—5 км,

выполнение временного норматива на дистанции 3 км или прохождение дистанции 5 км без учета времени и прохождение дистанции   5-6   км,   выполнение   временного   норматива   на   дистанции 5 км или прохождение дистанции 10 км без учёта времени (юноши).

-11 класс  (девушки): коньковые ходы, переход с одного хода на другой в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни, обгон на дистанции, финиширование, прохождение дистанции до 5 км, выполнение временного   норматива,  на   дистанции   3   км   или   прохождение дистанции 5 км без учета времени (девушки)  и на дистанции 5 км или прохождение дистанции 10 км без учета времени (юноши).                                          Вывод: Творческий подход учителя к урокам на основе новых знаний, введение новых упражнений и методических приемов в обучение будут положительно влиять на повышение интереса школьников к урокам лыжной подготовки и к занятиям лыжным спортом, повысят их активность и сознательность.  Учащиеся должны приобрести навыки обращения с лыжами и освоить элементарные способы передвижения на них с целью повышения физической активности и укрепления собственного здоровья.

В одной из статей под названием «Прислушайтесь к себе» я напечаталась в газете Зеленый дол от 06 февраля 2019 год.


 

Посмотрите также