Тема урока: Местоимение как часть речи.
Цели:
- обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;
- развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;
- воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
Задачи:
Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме: «Местоимение» для контроля над усвоенными знаниями.
Организовать нестандартную форму проведения занятий в виде игры-соревнования для привлечения интереса и познавательной активности со стороны учащихся.
Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.
Тип урока:
· по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
· по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
· по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Оборудования:презентация, карточки, УМК по русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Наш мир прекрасен и велик. Только лишь человек способен передать словами всю прелесть природы. А для этого мы должны обладать правильной и красивой речью. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой темой, которая поможет разнообразить нашу речь.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, ответим на вопросы.
-Как называется раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи? (морфология)
-Отгадайте загадки.
1) Всё, что существует, оно обозначает.
На вопросы КТО? и ЧТО?
Верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склонения есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
( Имя существительное)
2) Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
С папой существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
( Имя прилагательное)
3) Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное)
- Молодцы! Отгадали все загадки.
III. Изучение новой темы.
А теперь загадаю ещё одну.
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико же будет удивленье,
Если не узнали вы…
-С какой частью речи мы сегодня будем знакомиться? (Местоимение)
-Ребята, запишите сегодняшнюю дату и тему урока: «Местоимение».
-Что мы должны узнать о местоимении?
- Прочитайте предложение:
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.
-Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.
Работа в парах: Давайте изменим предложение, чтобы смысл был понятен:
Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.
(один из вариантов ответа записывается на доске)
Ответьте на вопросы:
- Кто он? (Вова)
- От кого узнал? (От синоптиков)
- Какая погода установится? (Солнечная)
- Через сколько дней? (Через семь дней)
- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).
- А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)
-Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).
-Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.
-А что означает слово «этимология»? (раздел языкознания, изучающий происхождение слов)
- Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?
(Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет).
Не Вова, он;
не от синоптиков, а от них;
не солнечная, а такая;
не семь, а несколько.
Учитель:
-Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам).
Задания по рядам:На экране и у вас на партах расположена таблица. Попробуйте изменить предложенные местоимения по родам, числам и падежам.
Местоимение |
я |
такой |
себя |
род |
|
|
|
число |
|
|
|
Падежи И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
|
|
1 ряд-я
2 ряд-такой
3 ряд-себя
(ответы учеников)
- Учитель. Итак, как изменяется местоимение «себя»? (только по падежам)
-А в каком падеже не склоняется местоимение «себя»?
- На какой вопрос отвечает местоимение «такой»? (какой)
-Какая ещё часть речи отвечает на вопрос «какой»? (прилагательное)
-Что обозначает имя прилагательное? (признак)
-Значит местоимение «такой» указывает на что? (на признак)
-Как склоняется местоимение «такой»? ( по падежам, родам и числам)
-Как изменяется местоимение «я» ?
- Как же изменяются местоимения? (Местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам).
-Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений.
IV. Физкульминутка.
А теперь,
ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Задания по рядам. На каждой парте расположены листочки с предложением. Запишите это предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор. ( из каждого ряда вызываю к доске по одному ученику)
- А теперь проверим, как ребята выполнили задание, и посмотрим, какими членами предложения могут быть местоимения.
1 ряд-Он заболел и не пришел в школу.
2 ряд-Петя подошел к другу и обнял его.
3 ряд-Самый ожидаемый праздник – Новый год.
(проверка)
-Какими членами предложения могут быть местоимения? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).
Учитель: А теперь, ребята, подумайте и скажите, что такое местоимение?
-Откройте учебники.
– Такой ли вывод сделали мы? Проверим.
Выполнение упражнения 434. (самостоятельное выполнение с последующей проверкой)
Задача: устранить речевые недочеты в тексте.
-Итак, мы в “Туннеле”, выбраться из него нам поможет только ваше внимательное отношение к местоимениям. Будьте внимательны.
– Послушайте предложение.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх.
– Подумайте, почему получилась такая двусмысленность? (Местоимение часто заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.)
– Постройте предложение так, чтобы смысл не искажался.
Прочитайте предложения.
Ребята собрались в поход. Ребята взяли с собой рюкзаки.
-Какой речевой недочёт вы заметили в этом тексте? (повторение)
-Исправьте речевую ошибку. (Ребята собрались в поход. Они взяли с собой рюкзаки)
А теперь поработайте самостоятельно Исправьте речевые ошибки. Работаем в парах.
1.Толя подошел к дому. Он был высокий.
2.Надя подошла к клетке с тигром. Он зарычал.
3.Щенок подбежал к мальчику. Щенок выглядел мило.
Проверяем. (Ребята читают предложения в исправленном виде).
Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавались двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим.
V. Итог. Рефлексия.
– Что такое местоимение?
– Для чего нужны местоимения?
– Почему при употреблении местоимений нужно быть осторожными?
Закончите предложения.
Местоимения нужны для того, чтобы…
При употреблении местоимений нужно быть осторожным, потому что…
VI. Оценивание.Сегодня хорошо работали ...
VII. Домашнее задание:п.76, упр.433
Желаю вам успехов в дальнейшей работе над темой “Местоимение”.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.