Местоимение как часть речи
Оценка 4.7

Местоимение как часть речи

Оценка 4.7
docx
12.04.2021
Местоимение как часть речи
МЕСТОИМЕНИЕ.docx

Тема урока: Местоимение как часть речи.

Цели:

- обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

- развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

- воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Задачи:

Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме: «Местоимение» для контроля над усвоенными знаниями.

Организовать нестандартную форму проведения занятий в виде игры-соревнования для привлечения интереса и познавательной активности со стороны учащихся.

Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.

Тип урока:

·         по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

·         по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

·         по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

 

Оборудования:презентация, карточки, УМК по русскому языку.

                                                                    Ход урока.

1.      Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Наш мир прекрасен и велик. Только лишь человек способен передать словами всю прелесть природы.  А для этого мы должны обладать правильной и красивой речью. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой темой, которая поможет разнообразить нашу речь.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, ответим на вопросы.

  -Как называется раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи? (морфология)

                -Отгадайте загадки.

1) Всё, что существует, оно обозначает.

На вопросы КТО? и ЧТО?

Верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склонения есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

                                                                       ( Имя существительное)

2) Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

С папой существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется  никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

                                                                                            ( Имя прилагательное)

3) Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

                                                                 (Имя числительное)

 

 

- Молодцы! Отгадали все загадки.

III. Изучение новой темы.

  А теперь загадаю ещё одну.

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы…

-С какой частью речи мы сегодня будем знакомиться?                                                      (Местоимение)

-Ребята, запишите сегодняшнюю дату и тему урока: «Местоимение».

-Что мы должны узнать о местоимении?

 - Прочитайте предложение:

 Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

-Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Работа в парах: Давайте изменим предложение, чтобы смысл был понятен:

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

(один из вариантов ответа записывается на доске)

Ответьте на вопросы:

- Кто он? (Вова)

- От кого узнал? (От синоптиков)

- Какая погода установится? (Солнечная)

- Через сколько дней? (Через семь дней)

- Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь).

- А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)

-Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).

-Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ.

      -А что означает слово «этимология»? (раздел языкознания, изучающий происхождение слов)

- Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

(Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет).

Не Вова, он;

не от синоптиков, а от них;

не солнечная, а такая;

не семь, а несколько.

Учитель:

-Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам).

Задания по рядам:На экране и у вас на партах расположена таблица. Попробуйте изменить предложенные местоимения по родам, числам и падежам.

Местоимение

я

такой

себя

род

 

 

 

число

 

 

 

Падежи

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

 

 

 

 

1 ряд-я

2 ряд-такой

3 ряд-себя

(ответы учеников)

- Учитель. Итак, как изменяется местоимение «себя»? (только по падежам)

                         -А в каком падеже не склоняется местоимение «себя»?

                         - На какой вопрос отвечает местоимение «такой»? (какой)

                         -Какая ещё часть речи отвечает на вопрос «какой»? (прилагательное)

                          -Что обозначает имя прилагательное? (признак)

                          -Значит местоимение «такой» указывает на что? (на признак)

                         -Как склоняется местоимение «такой»? ( по падежам, родам и числам)

                           -Как изменяется местоимение «я» ?

 - Как же изменяются местоимения? (Местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам).

-Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений.

IV. Физкульминутка.

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Задания по рядам. На каждой парте расположены листочки с предложением. Запишите это предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор. ( из каждого ряда вызываю к доске по одному ученику)

- А теперь проверим, как ребята выполнили задание, и посмотрим, какими членами предложения могут быть местоимения.

1 ряд-Он заболел и не пришел в школу.

2 ряд-Петя подошел к другу и обнял его.

3 ряд-Самый ожидаемый праздник – Новый год.

(проверка)

-Какими членами предложения могут быть местоимения? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).

Учитель: А теперь, ребята, подумайте и скажите, что такое местоимение?

-Откройте учебники.

– Такой ли вывод сделали мы? Проверим.

Выполнение упражнения 434. (самостоятельное выполнение с последующей проверкой)

Задача: устранить речевые недочеты в тексте.

-Итак, мы в “Туннеле”, выбраться из него нам поможет только ваше внимательное отношение к местоимениям. Будьте внимательны.

– Послушайте предложение.

Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх.

– Подумайте, почему получилась такая двусмысленность? (Местоимение часто заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.)

– Постройте предложение так, чтобы смысл не искажался.

Прочитайте предложения.

Ребята собрались в поход. Ребята взяли с собой рюкзаки.

-Какой речевой недочёт вы заметили в этом тексте? (повторение)

-Исправьте речевую ошибку. (Ребята собрались в поход. Они взяли с собой рюкзаки)

А теперь поработайте самостоятельно Исправьте речевые ошибки. Работаем в парах.

1.Толя подошел к дому. Он был высокий.

2.Надя подошла к клетке с тигром. Он зарычал.

3.Щенок подбежал к мальчику. Щенок выглядел мило.

Проверяем. (Ребята читают предложения в исправленном виде).

Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавались двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим.

 

 

V. Итог. Рефлексия. 

– Что такое местоимение?

– Для чего нужны местоимения?

– Почему при употреблении местоимений нужно быть осторожными?

           Закончите предложения.

           Местоимения нужны для того, чтобы…

           При употреблении местоимений нужно быть осторожным, потому что…

VI. Оценивание.Сегодня хорошо работали ...

VII. Домашнее задание:п.76, упр.433

Желаю вам успехов в дальнейшей работе над темой “Местоимение”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Местоимение как часть речи

Тема урока: Местоимение как часть речи

Падежей различных сразу целых шесть

Падежей различных сразу целых шесть

Итак, вам понятен смысл этого предложения?

Итак, вам понятен смысл этого предложения?

Падежи И.п. Р.п. Д.п. В

Падежи И.п. Р.п. Д.п. В

Задача: устранить речевые недочеты в тексте

Задача: устранить речевые недочеты в тексте

Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2021