В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Цели в метапредметном направлении:
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Метапредметный урок – это урок, на котором:
школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Понятие метапредметных результатов
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех предметов обобщенные способы деятельности или универсальные учебные действия, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
В структуре универсальных учебных действий выделяют личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный блоки.
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
В качестве требований к метапредметным результатам ФГОС выдвигают
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
требования к метапредметным результатам
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
требования к метапредметным результатам
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно:
планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных
задач,
соотносить свои действия с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения
результата, …
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Для достижения метапредметных результатов
создание возможностей действовать разными способами, применять различные приемы и алгоритмы решения;
снабжение задач советами, указаниями и подсказками, которые помогают ученику увидеть идею решения и начать решение;
введение и применение приемов самоконтроля и самопроверки, доступных для усвоения учащимися на данном этапе обучения при изучении самых разных разделов курса;
введение в системе упражнений заданий, направленных на распознавание верных или неверных утверждений, на поиск ошибок и их исправление (рубрика «Верно или неверно»);
включение в систему упражнений заданий на развитие логического мышления учащихся, обучение приемам доказательных рассуждений.
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно:
планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных
задач,
соотносить свои действия с планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения
результата, …
Тарасова Елена алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Объект наблюдения – - группа из нескольких числовых равенств.
Данные равенства иллюстрируют некоторое правило. Сформулируйте это правило и запишите его с помощью букв:
а) 7 · 0 = 0, б) 50 : 1 = 50, в) 0 : 7 = 0;
15,3 · 0 = 0, 2,6 : 1 = 2,6, 0 : 3,2 = 0; … … …
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Исследование в теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
1) Вычислите суммы:
0,1 + 0,2 + 0,3 + …+ 0,9;
0,01 + 0,02 + 0,03 + …+ 0,09;
0,001 + 0,002 + 0,003 + …+ 0,009.
2) Запишите следующую сумму. Догадайтесь, чему равно ее значение и проверьте себя с помощью вычислений.
3) Найдите значение выражения
0,000001 + 0,000002 + 0,000003 + …+ 0,000009.
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
К заданиям на наблюдение с выявлением признака изменения элементов заданного множества полезно возвращаться
При закреплении умения складывать десятичные дроби:
«По какому правилу составлена последовательность чисел 2,1; 2,3; 2,5;…?
Запишите три следующих числа этой последовательности. найдите сумму всех шести записанных чисел»
При знакомстве с теоретико-множественными понятиями:
«Задайте множество A описанием:
а) A = {1, 3, 5, 7, 9};
б) A = {11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99};
в) A = {–2, –1, 0, 1, 2}; …»
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Метапредметные результаты(продолжение)
Умение определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии,
…,
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
и делать выводы.
Тарасова Елена алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Найдите неверные утверждения и опровергните их с помощью контрпримера:
1) Любое четное число имеет только четные делители.
2) Если число делится на 9, то оно делится на 3.
3) Число, оканчивающееся цифрой 4, делится на 4.
4) Число, оканчивающееся цифрой 5, не делится на 3.
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Образец упражнения к теме «Делимость чисел»
Коля купил несколько продуктов массой
0,756 кг, 1,2 кг и 2,87 кг.
Чтобы выяснить, тяжелой ли будет сумка, он прикинул, сколько примерно килограммов ему придется нести:
0,756 ≈ 1; 1,2 ≈ 1; 2,87≈ 3; 1 + 1 + 3 = 5 (кг).
Рассуждая таким же образом, прикиньте общую массу покупок, если масса каждой равна: 0,6 кг, 1,87 кг, 2,2 кг и 3,08 кг.
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Пример практической ситуации в
теме « Округление десятичных дробей»
Способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты.
Петя потратил много сил и времени, чтобы вычислить произведение 5683 3789 и получил результат 21532884. Петин папа только взглянул на Петин ответ сразу сказал, что Петя ошибся. Что заметил папа?
– способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
– умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умения находить необходимую информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;
– владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых и причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;
– умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
Основные объекты для оценки метапредметных результатов
Процедуры оценивания метапредметных результатов
Защита индивидуального проекта.
Тематические проверочные работы по всем предметам.
Обязательные составляющие системы внутришкольного мониторинга ОУ:
стартовая диагностика;
текущее выполнение учебных иссделований и учебных проектов;
промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе (при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом, использованием ИКТ, на основе саморегуляции, самоорганизации);
защиты итогового индивидуального проекта.
Тарасова Елена Алексеевна, МБОУ гиназия № 10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.