МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
"Пусть предметы сразу схватываются
несколькими чувствами,
зарисовываются, чтобы запечатлеваться
через зрение и действие руки...
всеми средствами нужно воспламенять
жажду знаний и пылкое усердие к учению".
Я.А.Каменский
Нам предстоит работать в соответствии с новым образовательным Стандартом. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Госстандарт ориентирован на становление личностных характеристик. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования, в том числе и метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Кроме того, Госстандарт указывает и на необходимость формирования способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Итак, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по
совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Что же такое метапредметы и метапредметные связи?
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В. Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.
Именно эти важнейшие моменты я и пытаюсь осмыслить и использовать в своей работе. Опираясь на эти теоретические положения, я включаю формирование метапредметных связей в задачи своей работы на уроках английского языка, причём на всех уровнях обучения. Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Моя методическая система предполагает коммуникативное и социокультурное развитие школьников на основе использования современных педагогических технологий.
Несомненно, на вооружении учителя остаются фундаментальные технологии. Однако, требования времени предполагают включение в работу как основных новых образовательных технологий, так как преподавание по старинке не даёт желаемых результатов в получении конечной цели.
При обучении я опираюсь на принципы коммуникативной методики, использую, по возможности, доступные инновационные методики и приёмы работы.
Всё это и создаёт возможности для обращения внимания на такой компонент учебного процесса, как метапредметные связи на уроках английского языка.
Неоднократно подчёркивалось многими педагогами и методистами, что новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни. А я могу добавить: и приводит к конкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое владение иноязычной речью (предметные связи), а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи) - и направлены мои старания как учителя английского языка.
В своей практике я использую развивающие, здоровьесберегающие технологии, информационные коммуникационные, исследовательские, проектные и т.д.
Сама тематика языкового общения по предмету английский язык предполагает воспитательную направленность уроков иностранного языка и помогает мне как учителю реализовывать воспитательные задачи и достигать поставленной цели, помогает формировать метапредметные связи.
Именно работа на уроках иностранного языка формирует многие метапредметные связи. Мы учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. Например, к тексту «Friends» были подобраны следующие задания:
1. Отметить картинку, соответствующую содержанию текста. Данное задание позволит проверить умение работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.
2. Расположить предложения, сохранив последовательность событий рассказа. Проверяется умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность.
3. В следующем задании учащиеся высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном.
Как ты думаешь, почему братец Кролик решил поделиться морковкой с братцем Козликом?
4. При выполнении четвёртого задания учащиеся должны выписать глаголы в нужной форме из текста. Метаумение – получение, поиск и фиксация информации.
Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.
Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Например, на уроке английского языка по теме «Город и деревня», метатема «Знание» можно рассмотреть понятия «город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка, географа, социолога, эколога, политика. Прием кодирования слов заключается в составлении ребусов к словам из учебного текста на основе общепринятых правил шифрования слов в русском языке. Однако, в процессе шифрования учащиеся или учитель могут добавлять собственные адекватные приемы шифрования. Ниже приведены примеры ребусов к словам по теме «Еда» из учебника Rainbow English-7
pancake
mushroom
cabbage
При изучении таких тем как «Знаменитые исторические личности» и «Страны
мира», данный прием способствовал не только активизации изученной лексике,
расширению кругозора учащихся, но и формированию целостного восприятия мира.
Суть квест- приема заключается в кодировании какого-то события при помощи
ключевых фраз, картинок и символов, разгадав которые учащиеся должны составить
предложения. Ниже прводятся примеры квест- задач.
В первой интеллектуальной задаче мы видим флаг Великобритании, что означает принадлежность исторической личности к этой стране. Второй символ представляет собой старинную лампу, что как-то связано с героем, которого надо угадать. И наконец, слова – Крымская война – подсказывают, что квест связан с Флоренс Найтингел, которая была сестрой милосердия во время Крымской войны и всегда имела при себе фонарь - лампу, чтобы осматривать больных солдат. Предполагаемый вариант ответа: I think, number 1 is Florence Nightingale. People called her “the Lady of the lamp”, because she used her lamp to walk through dark corridors to help soldiers wounded in the Crimean War”. По такому же принципу разгадываются две последующие интеллектуальные задачи про великого Леонардо да Винчи и египетского фараона Тутанхамона.
Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать получением практического результата. Радостный гномик: всё хорошо
«грустный гномик» – грустно.
Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык. Уже много лет, начиная с раннего возраста, мы обучаем детей проектной деятельности. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.
В процессе своей педагогической деятельности, учителя английского языка как никто другой сталкиваются с тем, что недостаточно только знаний по данному предмету, постоянно требуются знания из области географии, истории, литературы, искусств и т.д. В какой-то момент я задумался над тем, что кто лучше даст детям знания, как не сам учитель предметник. И если дети получают знания в интересной яркой форме, то это запоминается надолго. Я постарался узнать, как можно больше об интегрированном обучении, изучая теоретические материалы параллельно внедряя новое в практику работы.
Под влиянием изучения английского языка, учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: русского языка, истории, географии, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы. Интегрированный урок – это такая форма проведения урока, где происходит объединение знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов, который подразумевает, что обучающиеся смогут осуществить их получение средствами и методами различных учебных дисциплин. Это способствует формированию научного представления о мире как о целостной системе отдельных взаимосвязанных частей. Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и английский. Напротив, по своей сути, школьный предмет «английский язык» является интегрированным. Он весь пронизан меж предметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Типы интегрированных уроков: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; урок-практикум; урок-диалог; урок - деловая или ролевая игра; ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов. За всю мою педагогическую деятельность мною было разработано и проведено 11 интегрированных уроков и 3 интегрированных мероприятия, на которых были реализованы межпредметные связи с русским языком, биологией, физикой, географией, историей, литературой, обслуживающим трудом. На всех уроках для создания условий максимально приближенных к практической научной и хозяйственной деятельности использовалось видео, а также аутентичные (подлинные) материалы из различных сфер деятельности общества. Пример интеграции из русского языка: степени сравнения прилагательных, прямая и косвенная речь, имя числительное, времена глаголов и так далее. И самое главное, что интеграция, зачастую, не совпадает с изучением этих тем с этапом изучения их на уроках английского языка. Этим самым ставит нас в трудное положение!
Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:
l Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
l Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
l Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.
l В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке, благо уроки английского языка позволяют это делать на достойном уровне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.