Метеоры, болиды и метеориты
Оценка 4.8

Метеоры, болиды и метеориты

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
астрономия
10 кл—11 кл
27.01.2020
Метеоры, болиды и метеориты
Для развития творческих способностей необходимо в ходе обучения ставить учащихся в такие ситуации, в которых они вынуждены высказывать предположения, строить догадки, проявлять и развивать свою интуицию. Организовать творческую поисковую деятельность можно только на этапе применения знаний, но и при изучении нового материала.
Метеоры.docx

Предмет: Астрономия.

Класс: 10 -11

Учитель: Елакова Галина Владимировна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г Канаш Чувашской Республики                   

 

                     

                   Тема: «Метеоры, болиды и метеориты».

 

Цели: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний учащихся по теме «Метеоры, болиды и метеориты», развивать способности к поиску решения проблемы, самостоятельному мышлению, умению формировать определения, стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться со строением метеоров и метеоритов, выяснить, почему и как изменяется ее вид при движении вокруг Солнца, размеры и массы, происхождение, столкновение с другими телами.

Основные понятия: метеорное тело, метеор, болид, радиант, «падающая звезда, метеорный поток, метеорит, типы метеоритов, хондр.

Метапредметные:

-коммуникативные: формирование компетентностей в использовании ИКТ, умение организовать учебное сотрудничество, работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; развивать навыки контроля и самоконтроля; совершенствовать умение вести предметный диалог.

- регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

-познавательные: умение работать с разными источниками информации, умения анализировать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, определять причины явлений

Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры; развитие личностно-смыслового отношения к предметам; учиться взаимодействовать с другими, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Межпредметные связи: астрономия, физика, литература, история.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

      Эпиграфом к нашему занятию будут следующие слова:

 «Знания бывают двух видов: мы сами знаем предмет, или же знаем, где найти о нем сведения». Бенджамин Франклин

 

                Учитель:

Попытаемся объяснить следующие вопросы:

Что такое метеорное тело?

Что такое «падающая звезда»?

Что произойдет, если Земля пройдет через кометный хвост?

Что такое метеорит?

Как возникают метеорные потоки?

Какая взаимосвязь между кометами и метеорными потоками?

Какие типы метеоритов выделяются по химическому составу?

Что такое радиант?

Как определить орбиты метеорного тела?

Какова связь метеоров с кометами?

Вы вспомните:

Какие небесные тела есть в Солнечной системе.

Размеры и массы кометы.

Некоторые замечательные кометы.

Столкновения комет с другими телами.

 

    Учитель: Загадывали ли вы когда-нибудь желание при виде «падающей звезды»? Эти вспышки света – совсем не падающие звезды, а метеоры. Название «падающей звезды» появилось тогда, когда люди не понимали самого явления, которое при этом происходит. Астрономы называют их метеорами. Это явление никак не связано со звездами.

    Ученик: Когда оно происходит?

    Учитель: Это явление происходит в воздухе, когда в него влетает встретившийся Земле на ее пути небольшой осколок – метеорное тело, каких очень много носится в межпланетном пространстве. Это достаточно малые тела, масса которых измеряется граммами или даже долями грамма. Двигаясь с большой скоростью в воздухе, они раскаляются и образуют светлые следы, обычно на высоте от 80 до 100 км над земной поверхностью.   

   Ученик: Каковы скорости их движения относительно Земли?

   Учитель: Скорости их движения относительно Земли различны, но обычно не превышают 10 – 15 км/с, попадая в земную атмосферу, они не испытывают резкого торможения и либо остаются взвешенными в ней, либо медленно оседают на земную поверхность. Но если в атмосферу влетает частица со скоростью свыше 30 км/с, то из-за трения о воздух она быстро раскаляется, вспыхивает и порождает метеор. Чем больше масса и скорость частицы, тем ярче метеорная вспышка. В средне по всему небу за 1ч появляются 5-6 ярких метеоров.

     Ученик:  … Каждый, кто хоть раз смотрел на небо,
                          Любовался, глаз не отводя,
                          Также как и самым первым снегом,
                           Видом метеорного дождя.

                           Метеоры разные такие:
                           Яркие, изогнутой дугой,
                           А бывают скромные, простые,
                           Пролетают ровно по прямой.

                           Метеоры очень не похожи:
                           Яркие, с короткою судьбой,
                           И такие скромные, но всё же
                         Медленней сгорают под луной… (Сергей Арсенин)

       Учитель: При своем движении в атмосфере метеорные частицы вызывают свечение молекул воздуха. Поэтому яркие метеоры оставляют после себя светящиеся следы, иногда видимые на протяжении нескольких секунд.

      Ученик:   Они летят, друг в друге отражаясь,
                            Нет ничего полёта в небе круче.
                             Светом во тьму вселенскую вторгаясь,
                            Сгорят светло. И участи нет лучше.
                             Пространства холод их дробит на части,
                            Сверкает след в космической метели,
                            Чтоб всей Земли влюблённые про счастье.

                        Свои желанья загадать успели.

                                                                              (Гладышева С. Н.) 

     Учитель: В любую ясную темную ночь вы можете увидеть в среднем около 6 метров в час, которые в случайных направлениях прочерчивают небо. Метеоры падают и днем, но мы их в дневное время не видим, потому что небо светлое. Очень яркий метеор называется болидом. Болиды иногда бывают ярче Луны и даже ярче Солнца. На несколько секунд ночью становится светло, как днем, видны бегущие тени от больших предметов. Полет болида может завершиться падением метеорита. Только редко кому выпадает удача стать свидетелем подобного события. И это при том, что ежедневно в атмосфере Земли пролетает около сотни ярких болидов.

      Ученик: Скользит метеор, в атмосферу войдя,
                     Блестящею первою каплей дождя.
                     На небе луна неподвижно висит
                      И дождь метеорный всю ночь моросит. (Г. Дядина)

      Ученик: Значит, «падающая звезда», или метеор, это полоска света, которая становится видна в момент полного сгорания метеорного тела.

      Учитель: Каждый год в определенные даты можно видеть много метеоров, вылетающих из какой-то одной области неба. Этот тип «падающих звезд» называется метеорным потоком.

        Ученик: Метеорные потоки связаны с кометами? Как объяснить их взаимосвязь?

        Учитель: В 1867 году было установлено, что августовские метеоры Персеиды движутся по орбите одной периодической кометы с временем обращения около 120 лет, а Леониды обращаются по орбите другой кометы, имеющей период примерно 33 года. Метеорные тела, входящие когда-то в состав ядра кометы, распределяются мало-помалу по всей орбите и образуют эллиптическое кольцо. Метеорные потоки порождены распадающимися или уже распавшимися кометами и наблюдаются в тех случаях, когда Земля, двигаясь по орбите вокруг Солнца, пересекает рой метеорных тел, простирающийся по орбите кометы. Каждый метеорный рой обращается вокруг солнца с постоянным периодом, равным периоду обращения породившей этот рой кометы, и многие из них в определенные дни года встречаются с Землей.    При встрече Земли с потоком метеорных частиц наблюдаются метеоры с почти параллельными траекториями в атмосфере (метеорный поток). Для земного наблюдателя, вследствие перспективы, такие траектории выглядят как бы выходящими из одной точки неба, которую называют радиантом.

     Ученик: Если видимые следы метеоров нанести на звездную карту, то направление этих следов пересекаются в одном месте неба, которое называется радиантом.

     Учитель: Все такие метеоры составляют один поток, называемый по тому созвездию, в котором находится его радиант. Метеорных потоков известно несколько сотен. Они получили названия по тем созвездиям, в которых находится радиант, например, Персеиды, Леониды, Дракониды и т.д., по названию созвездий Персея, Льва, Дракона. Так, в первой половине августа наблюдается поток Персеид, а в середине ноября – поток Леонид. Радиант первого лежит в созвездии Персея, а второго – в созвездии Льва. В августе 1980 г. наблюдался звездный дождь Персеид, 17 ноября 1966 г. – метеорный дождь Леонид, настолько сильный, что число метеоров за час достигало 70000, а 8 октября 1985 г. на Дальнем Востоке был виден великолепный метеорный дождь Драконид. Наиболее интересные метеорные потоки: Квадрантиды (наблюдаются ежегодно 3 января). Метеорный поток, исходящий из созвездия Лиры, Лириды (20-24 апреля) порожден яркой кометой 1861I, Эта- Аквариды (1-4 мая), Дельта-Аквариды (30 июля), Персеиды (5-18 августа) – яркой кометой 1862 III, Дракониды (10 октября), Ориониды (20-24 октября)- кометой Галлея, Тауриды (4 ноября) –яркой кометой Энке, Леониды (15-17 ноября) – кометой 1866 I Темпля, Геминиды (13декабря), Урсиды (22 декабря) – кометой Туттля, а метеорный поток Андромедиды – распавшейся кометой Биэлы. Но не все метеорные потоки образуются при распаде комет. Другой источник метеорных потоков (по Бредихину) это- аномальные хвосты, т.е. извержение из кометы твердых частиц, которые при вылете из кометного ядра движутся, слегка расходящимся пучком. Этим объясняется, что при встрече с Землей метеоры потока не всегда движутся в точности по параллельным путям.

      Учитель: Большинство главных метеорных потоков не имеют большой пространственной плотности частиц в рое, а движутся навстречу Земле и потому обладают большой относительной скоростью. В результате этого даже многочисленные мелкие частицы способны порождать метеоры, доступные наблюдению. В роях некоторых слабых потоков, догоняющих Землю, плотность частиц больше, чем в роях главных метеорных потоков. Большинство метеоров называют спорадическими, т. е. случайными, но на самом деле они принадлежат слабым невыявленным потокам. Несколько раз в столетие Земля встречается с особо плотными частями метеорных роев, и тогда наблюдаются кратковременные "метеорные дожди", длящиеся 1-2 ч. Подсчитано, что за сутки выпадает на Землю около 100 т метеорного вещества.

     Ученик: Равномерно ли распределен метеорный поток Леонид вдоль своей орбиты?

     Учитель: Метеорный поток Леонид не распределен равномерно вдоль своей орбиты, а особенно уплотнен на протяжении примерно 1/15 части своей орбиты, образуя в этой части пространства нечто вроде густого и плотного облака метеорных тел. Это объясняет тот факт, что в день встречи Земли с наиболее густой его частью действительно наблюдались чрезвычайно обильные «дожди» «падающих звезд». Леониды немногочисленны, но были годы, когда они появлялись в виде настоящих звездных дождей (1799,1833,1866 гг.) десятками тысяч в час. Эти звездные дожди представляют одно из самых великолепных небесных явлений. По описаниям наблюдателей «делается светло, как при сильной молнии», звезды «сыплются, как хлопья снега во время метели», и «нужно было бы затратить несколько часов, чтобы пересчитать все падающие звезды, видимые одновременно». При этом все явление протекает абсолютно бесшумно, и не один метеор не падает на земную поверхность. 

     Ученик: Число наблюдаемых метеоров к утру увеличивается. Почему?

      Учитель: Это объясняется направлением движений Земли в пространстве. Земля несется в пространстве как гигантский космический корабль; «нос» корабля – та часть Земли, где наступает утро и где суточное и годичное движения совпадают.

    Ученик: Помимо пыли и мелких частиц, в межпланетном пространстве движется множество твердых тел размерами от нескольких сантиметров до десятков метров. Есть ли у них специальные названия?

    Учитель: Их называют метеороидами. Выпавшие на Землю метеороиды называются метеоритами – кусок камня или металла, прилетевший из космических глубин. Постепенно утрачивая скорость вследствие сопротивления все уплотняющегося воздуха, метеорит под влиянием притяжения упадет на Землю. Еще до этого крупный метеорит иногда распадается в воздухе на мелкие куски. Температура оболочки крупного метеорного тела от разогревания в воздухе достигает 2000 - 3000℃. Потоки воздуха срывают с его поверхности мельчайшие капельки расплавленного вещества, видимые снопы искр. Сотрясения воздуха и распространяющиеся воздушные волны производят громоподобные звуки. Некоторые яркие болиды представлялись огненными шарами, и в некоторых случаях с змеевидными хвостами, это могло породить у наших предков сказки о змеях горынычах и об огненных драконах.

    Ученик: Каждый год в атмосферу Земли пронизывают сотни тонн космического вещества. Вызывают ли они какие-либо повреждения?

    Учитель: За десятки лет в среднем только два или три метеорита падают в населенные места и еще реже они вызывают какие-либо повреждения. Например, 8 марта 1976 года в северо-восточной провинции Китая Хейлунцзян множество людей видели красный болид размером с полную Луну. Десятки тысяч людей на большой территории видели, как метеорит вошел в земную атмосферу и, взорвавшись, упал на Землю. Так как никому не известно, когда и где пролетит яркий болид или упадет метеорит, то не существует никакой специальной службы по их наблюдению. И главная надежда у специалистов, занимающихся изучением метеоритов, на информацию от населения.

  Ученик: Яркие кометы, болиды всегда изумляли людей. В прежние времена некоторые метеориты служили предметами религиозного культа, например, известный «черный камень», хранящийся в Мекке, куда совершаются паломничества верующих мусульман.

    Учитель: Самый крупный метеорит Гоба найден на территории Намибии; он имеет размеры 3х 3 х 1м и массу 60 т.

         Ученик: Металл? Минерал?!.Через пространства и эры
                         В каком ты нездешнем родился в краю?
                         Быть может, красавица с синей Венеры
                        Тебя обронила на Землю мою?

                         Каких ты миров заключаешь приметы,
                         По чьим небесам пролететь довелось,
                         Какого далёкого Солнца приветы
                         Ты нам через звездную бездну принес?.. (
Гайнан Амири)

        Учитель: 30 сентября 2008 года великолепный болид оказался замечательным сюрпризом для группы астрономов-любителей штата Оклахома на Среднем западе США. Вспышка исключительно яркого метеора в знакомых всем созвездиях Тельца и Ориона.

     15 октября 2009 удивительный гость посетил во время вечерних сумерек небо над городом Гронинген. Это был сверкающий болид. Метеор, яркость которого была сравнима с яркостью Луны, пролетел над территорией Нидерландов и Германии. Падение метеора сопровождалось гулом и грохотом. Метеор распался на яркие куски, оставив за собой дымный след, который долго еще висел в небе. И хотя яркие болиды падают на Землю каждый день, наблюдения их случаются гораздо реже, потому что в большей части болиды падают в океаны и на необитаемые территории.

      Ученик: Летит по небу, скрежеща,
                        метеорит, страша народы.
                        Пуляет звёздная праща
                        в нас эти камни год за годом.

                         На свете многое не так,
                         и расплодилось разных гадов..
                         Несётся камень, но не факт,
                         что приземлится там, где надо!(Агеев Ю.М.)

   Учитель: 19 марта 1718 года Галлей наблюдал пролёт болида диаметром 2,5 версты на высоте 476 вёрст (измерения Галлея), который «блистал, как Солнце».

  Особо яркие болиды иногда называют суперболидами. Болиды часто оставляют яркий след (хвост) из пыли и ионизованных газов. Метеориты, перед выпадением на Землю, видны как болиды. Полёт может сопровождаться звуком или нарушением радиосвязи.

      Учитель: 30 июня 1908 года в атмосферу вошло тело, известное как «Тунгусский метеорит», и взорвалось в воздухе в районе реки Подкаменная Тунгуска. Это падение произвело гигантскую катастрофу: при падении метеорита на Земле произошло землетрясение, отмеченное сейсмографом. Горячая волна взрыва обожгла и повалила тайгу. Этот сильный ожог охватил площадь радиусом до 15 км. В момент падения были слышны звуки, подобные пушечной стрельбе. Царское правительство не уделило внимания этому явлению. Массу Тунгусского метеорита оценивают свыше 2000 тонн по последствиям падения. Кусков метеорита на месте падения не было обнаружено.

     Ученик: В космосе места хватает всему.
                     Он бесконечный  не тесный, не узкий.
                      Как в нем столкнуться с Землей, не пойму,
                      Метеорит умудрился тунгусский?

                      Запросто мимо промчаться он мог 
                      В космосе места свободного много!
                      Но почему-то из многих дорог
                      Выбрал он прямо на Землю дорогу.

                      Громко взорвался, тайгу покосил!
                      Чуть не проделал в планете воронку!

                      Лучше бы вежливо он попросил,
                      Чтобы Земля отступила в сторонку. (Г. Дядина)

(Показ видео «Тунгусский метеорит).

     Учитель: Ранним утром 9 апреля 1941 года в Катав- Ивановском районе Челябинской области наблюдался пролёт яркого болида, названного Катавский болид. Были найдены некоторые находки, отнесённые на его счёт. Начало войны не позволило продолжить исследования в этом направлении.

   Другой крупный метеорит, так называемый Сихоте-Алинский, выпал 12 февраля 1947 года в Приморском крае в 500 км северо-восточнее Владивостока. На месте падения было обнаружено около 100 воронок различных размеров и глубины, разбросанных на площади примерно в 1 кв. км. В большом количестве были найдены и собраны осколки около 37 тонн. Предполагается, что общая масса метеорита была порядка полторы тысячи тонн.

   Ученик: Летит, летит метеорит
                   Сквозь атмосферу и горит!
                   За горизонт упал во тьму
                   В вечерних сумерках в лесу.

                   Погас недолгой вспышки свет.
                   И будет тайной много лет,
                   В каких космических мирах
                   Он был рождён, каков состав
                   Его обугленных камней,
                  И сколько к нам летел он дней. (Л. Костина)

  Учитель: Падение метеорита «Челябинск» — явление, произошедшее утром 15 февраля 2013 года. Метеорное тело взорвалось в окрестностях Челябинска на высоте 15—25 км. Падение этого метеороида не имеет аналогов в мировой документированной истории, хотя в китайских источниках и встречаются упоминания о летальных случаях, связанных с падением метеоритов.

    Метеороид, диаметром около 17 метров и массой порядка 10 тыс. тонн, вошёл в атмосферу Земли на скорости около 18 км/с. Судя по продолжительности атмосферного полёта, вход произошёл под очень острым углом. Спустя примерно 32,5 сек после входа в атмосферу небесное тело разрушилось. Разрушение представляло собой серию событий, сопровождавшихся распространением ударных волн. Мощность взрыва составляла от 0,4 до 1,5 Мт в тротиловом эквиваленте. Это самое большое из известных небесных тел, падавших на Землю со времени падения Тунгусского метеорита в 1908 году, и соответствует событию, происходящему в среднем раз в 100 лет. Из-за пологой траектории вхождения тела только сравнительно небольшая часть энергии взрывов достигла населённых пунктов.

    Ученик:… Но он спокойно пролетел,
                        И город, к счастью, не задел,
                        Взорвался где-то в стороне,
                        Вновь повезло моей стране!
                        Челябинский метеорит

                        К Земле летел метеорит,
                        Большая часть его сгорит,
                        Его не видно в телескоп,
                        Удар был пулей прямо в лоб.

                        Был взрыв в десятки килотонн,
                        Раздался стёкол битых звон,
                        И шум от выбитых дверей,
                        И звук разбитых фонарей.

                        Опасность сильная была
                        В осколках острого стекла,
                       Они ударною волной
                       Из окон сыпались гурьбой…( Марк Львовский).

    Ученик: Каков химический состав метеоритов?

    Учитель: По химическому составу метеориты делятся на три группы: каменные, железокаменные и железные. В каменных метеоритах содержится около 70% кислорода и кремния, немного железа, магния и других элементов.  Встречается в каменных метеоритах и никелистое железо в виде зёрнышек, рассеянных по всей массе метеорита. В железокаменных – около половины железа, 40% кислорода, магния и кремния. Железные метеориты на 91% состоят из железа и на 8% - никеля. Изучение железных метеоритов показало, что их структура могла возникнуть лишь в условиях высокой температуры и колоссального давления. Следовательно, они когда-то находились в недрах крупных небесных тел. Если взглянуть на излом каменного метеорита, то можно заметить округлые частицы -хондры. Они имеют форму шариков диаметром 2-5 мм. В разных местах Земли были обнаружены тектиты - стеклянные куски небольшого размера, массой в несколько граммов. В настоящее время установлено, что тектиты - это застывшие брызги земного вещества, выброшенные (иногда на огромные расстояния) при образовании метеоритных кратеров.
   Ученик: Были ли обнаружены на метеоритах новые химические элементы?

   Учитель: Никаких новых химических элементов, неизвестных на Земле, в метеоритах не найдено, что подтверждает единство вещества как на Земле, так и вне ее.

    Ученик: На месте падения крупных метеоритов образуются метеорные кратеры значительных размеров. Где они обнаружены?

    Учитель: такие кратеры обнаружены в Аризоне (США), Канаде, на Таймыре (Россия) и в других местах. Например, Аризонский метеорный кратер имеет диаметр 1207 м, глубину 174 м и высоту окружающего его вала от 40 до 50 м.

      Ученик: Падают ли метеориты на другие планеты и их спутники?

      Учитель: Метеориты падают не только на Землю. При отсутствии у планет и их спутников атмосферы даже небольшие метеориты, падающие с большой скоростью на поверхность этих тел, взрываются, плавят поверхность и образуют на ней кратеры внушительных размеров. Крупные метеориты могут образовать кратеры диаметром в несколько десятков километров. Это подтверждается обилием метеоритных кратеров на поверхностях Луны, Меркурия, Марса и спутников Марса, Юпитера, Сатурна и Урана.

          Ученик: Между ними Тунгусским и Челябинским метеоритами - чуть больше ста лет. Значит ли это, что такие небесные тела прилетают к нам раз в столетие? И в ближайшее время ждать нечего?

      Учитель: Тело размером в десятки метров прилетает раз в сто лет. В среднем - что не исключает, что оно прилетит прямо завтра. Но беда в том, что опасность может нести в несколько раз меньший по массе болид – диаметром около 10 метров, а если железный – и того меньше. А такие тела могут посещать Землю каждые 20 - 30 лет или ещё чаще. Наша планета становится все густонаселенней, все больше вероятность, что метеорит упадет не в лесу или в пустыне, а в городе. 

     Ученик: Как вы думаете, что же все-таки произойдет, если Земля пройдет через кометный хвост?

    Учитель: Можно будет наблюдать метеорный поток. Для наблюдения метеорных потоков невооруженным глазом лучше всего подходят ночи, когда Луна не яркая. Луна может затмить метеорный поток.

     Ученик: Почему кометы и метеориты представляют интерес для ученых?

     Учитель: Потому что они образуются в космосе и могут помочь нам глубже узнать историю и строение нашей собственной Земли и других планет Солнечной системы. По незначительному содержанию в метеоритах радиоактивных элементов установлено, что их возраст различен – от 0,5 до 4,5 млрд. лет, т.е. порядка возраста Земли. Поэтому изучение метеоритов дает возможность выяснить состояние вещества при формировании Солнечной системы.

        Смысловая и эмоциональная рефлексия деятельности, домашнее задание.

Цель учителя: подвести учеников к анализу деятельности и оценке достижения поставленной цели урока, ее рефлексии.

Цель ученика: подводят итог урока, сравнивая цель, поставленную в начале урока с полученным результатом, анализируют свою деятельность.

Учитель: Оцените свои достижения и затруднения по изучаемой теме, какие вопросы вызывают наибольшие затруднения? Что удается лучше?

Ученики: В ходе проведения рефлексии определяют

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстраивают индивидуальную линию развития.

Учитель:

                 Контрольные вопросы:

1.Что такое метеорное тело?

Ответ: Очень маленькие твердые частички, обращающиеся вокруг Солнца.

2. Что такое «падающая звезда»?

Ответ: «Падающая звезда», или метеор, это полоска света, которая становится видна в момент полного сгорания метеорного тела.

3. Что такое метеорит?

Ответ: Кусок камня или металла, прилетевший из космических глубин.

4. Объясните взаимосвязь между кометами и метеорными потоками?

Ответ: Метеорный поток образуется, когда Земля, двигаясь по орбите вокруг Солнца, пересекает рой метеорных тел, оставшихся на орбите кометы.

5. Можно ли на Луне наблюдать метеоры?

Ответ: Нет, вследствие отсутствия атмосферы.

6. Существуют ли различия между метеором и метеоритом?

Ответ: Метеор – явление, возникающее при полете небольшого тела с космической скоростью в атмосфере Земли. Метеорит – обломок астероида, упавший на Землю.

7. Оцените примерную ширину метеорного потока Персеид (в километрах), зная, что метеоры наблюдаются с 16 июля по 22 августа.

Ответ: Его ширина не менее длины пути, пройденного за это время (37 сут.) Землей, что составляет примерно 1/10 часть длины всей орбиты:

   L = 2•3,14•1,5•108 км/10  9,4•107 км.

8. Метеорит падает на Землю под углом 45℃. Оцените, сколько секунд будет наблюдаться явление метеора в атмосфере?

Ответ: Свечение метеоров происходит на высотах ниже 130 км. Следовательно, максимальную длину пути можно оценить как 130/sin 450 = 184 км. Скорость влета метеороида в атмосферу может составлять до 72 км/с, но не менее 11,2 км/с. Если не учитывать снижение скорости при полете в атмосфере, то длительность полета составит от 184/72 = 2.6 с до 184/11,2 = 16 с. В большинстве случаев сгорание мелких частиц происходит на высотах от 120 до 80 км, а скорость влета составляет около 30 км/с; поэтому явление метеора наблюдается около 2 с.

9. В 1860 г. в Индии упал метеорит. Прочертив на небе огненный след, раскаленное добела тело упало в болото. Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте падения метеорита они обнаружили глыбу... льда. Итак, «небесный огонь» принес в знойную Индию лед! Как объяснить этот парадокс природы?

Решение: Полет метеорита сквозь земную атмосферу длится всего несколько секунд. За такое короткое время тепло, возникающее при трении метеорита о воздух, не успевает проникнуть в его толщу, так как теплопроводность метеоритного вещества, как и пород земной коры, мала. Поэтому, хотя поверхность метеорита, как правило, оплавлена, в его глубине сохраняется температура, которую он имел перед встречей с Землей. Если метеорит имел светлую поверхность, хорошо отражающую солнечные лучи, то его температура в космосе могла быть существенно ниже 0° С. При падении в воду поверхностные слои метеорита быстро охлаждаются до температуры окружающей воды, а затем охлаждаются еще больше из-за оттока тепла во внутреннюю часть метеорита. Поэтому через непродолжительное время после падения поверхность метеорита может стать очень холодной. Может ли это привести к замерзанию воды вокруг метеорита, с полной определенностью сказать трудно. Утверждается, что брошенный в воду сильно охлажденный кусок железа покрывается тонким слоем льда. Было бы интересно произвести этот опыт с охлажденным камнем. Во всяком случае, факт, описанный в задаче, не выдуман: сообщения о нем приводились в научной печати.

 

  Учитель подводит итоги урока.

Очень надеюсь, что урок прошел для вас с пользой и таинственный мир комет, метеоров и болидов стал немного ближе и понятнее. Закончить урок мне бы хотелось словами великого ученого Менделеева: «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». Мы с вами только в начале большого пути познания природы и пусть впереди вас ждет мир удивительных открытий и свершений!

                 Литература:

1. Моше Д. Астрономия: Кн. для учащихся. пер. с анг. / Под ред. А.А. Гурштейна. – М.: Просвещение, 1985. -255 с.

2. Малахова Г.И. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. -3-е изд., перераб. - М.: Просвещение/ Г.И. Малахова, Е.К. Страут., 1989.- 96 с.

3. Полак И.Ф. Курс общей астрономии/И.Ф. Полак; Государственное издательство технико-теоретической литературы. – М.: 1955 - 371 с.

4. Зигель Ф.Ю. Астрономия в ее развитии: Кн. для учащихся 8 – 10кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1988. -159 с.

5. Орлов В.Ф. «300 вопросов по астрономии»; Издательство «Просвещение», 1967г.

6. Разбитная Е.П. Программированные задания по астрономии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. - 80 с.

7. Дагаев М.М., Чаругин В.М. Книга для чтения по астрономии: Астрофизика: Учеб. пособие для учащихся 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

8. Чаругин В.М. Астрономия 10-11 классы:учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.М. Чаругин.- М.: Просвещение, 2018.-144 с.

9. Воронцов-Вельяминов Б.А.: Астрономия. Базовый уровень 11 класс: учебник/Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. -5 изд., пересмотр. -М.: Дрофа, 2018. -238.

 10. https://www.nkj.ru/archive/articles/10143/ (Наука и жизнь, «О наблюдениях ярких болидов и поиске метеоритов)

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Предмет: Астрономия. Класс: 10 -11

Предмет: Астрономия. Класс: 10 -11

Какие типы метеоритов выделяются по химическому составу?

Какие типы метеоритов выделяются по химическому составу?

Свои желанья загадать успели. (

Свои желанья загадать успели. (

Ориониды (20-24 октября)- кометой

Ориониды (20-24 октября)- кометой

Ученик : Каждый год в атмосферу

Ученик : Каждый год в атмосферу

Земле произошло землетрясение, отмеченное сейсмографом

Земле произошло землетрясение, отмеченное сейсмографом

Ученик :… Но он спокойно пролетел,

Ученик :… Но он спокойно пролетел,

Ученик: Между ними Тунгусским и

Ученик: Между ними Тунгусским и

Ответ: Его ширина не менее длины пути, пройденного за это время (37 сут

Ответ: Его ширина не менее длины пути, пройденного за это время (37 сут

Разбитная Е.П. Программированные задания по астрономии:

Разбитная Е.П. Программированные задания по астрономии:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020