Практическое занятие Основные точки, линии и плоскости небесной сферы
Оценка 5

Практическое занятие Основные точки, линии и плоскости небесной сферы

Оценка 5
Разработки уроков
docx
астрономия
Взрослым
18.04.2023
Практическое занятие Основные точки, линии и плоскости небесной сферы
урок открытия нового знания . Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов дейстивя. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых эленментов. Практическая работа.
ТК 09.02.07 (2).docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина  Астрономия

Специальность/профессия 09.02.07 Информационные системы и программирование

Тема занятия

Практическое занятие № 1 “Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты”

Содержание темы

Небесная сфера, точки, литнии и плоскости небесной сферы, горизонтальная и экваториальная система координат

Тип занятия

урок открытия нового знания . Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов дейстивя. Образовательная цель: расширение понятийной базы  за счет включения в нее новых эленментов. Практическая работа.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная,  параня ( взаимопроверка)

 

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

1. Организационный этап занятия

 

Приветствие, проверка готовности  обучающихся к уроку, выслушивает дежурных группы о причинах отсутствия на занятии обучающихся группы , мотивация на активную работу

Приветствуют преподавателя

Демонстрируют готовность к активной работе

 

 

 

 

 

 

 

2. Основной этап занятия

 

Вступительное слово преподавателя: невооруженным глазом на всем небе можно видеть примерно 6000 звезд, но мы видим  лишь половину из них, потому что другую половину звездного неба закрывает от нас Земля. вследстве ее вращения вид звездного неба меняется. Одни звезды только   еще появляются из-за горизонта( восходят) в восточной его части, другие в это время находятся высоко над головой , а третьи уже скрываются за горизонтом в западной стороне(заходят). При этом нам кажется, что звездное небо вращается как единое целое. Теперь каждому хорошо известно, что вращение небосвода- явление кажущееся, вызванное вращением Земли. На сегодняшнем уроке, мы познакомимся с  понятием “небесная сфера”, основными точками, линиями и плоскастями небесной сферы, а также определим, что положение светил на небе задается системами координат, горизонтальной и экваториальной.

Сформулируйте цели и задачи урока . Познакомтесь с материалом практической работы, определите цель работы , последовательно выполняйте задания, инструкции по выполнению прописаны.

 

Практическая работа №1

 Часть 1

Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты

 

Цель работы:познакомиться с небесной сферой, рассмотреть точки, линии и плоскости небесной сферы, научиться находить данные элементы на небесной сфере.

Задание№  1.  Ответить письменно на вопросы

1.  Укажите, основной источник информации в астрономии?

2. Укажите, какой раздел астрономии изучает движение небесных тел под действием сил тяготения?

3. Укажите, как называются специализированные научно- исследовательские учреждения для проведения астрономических наблюдений и их обработки?

4. Укажите, какой раздел астрономии изучает происхождение, строение и эволюцию Вселенной, как единого целого?

5. Укажите, что означает 1 а.е. в астрномии?

Задание № 2. Изучение нового материала.

а) Запишите определение небесной сферы в рабочую тетрадь

Небесная сфера- это воображаемая сфера произвольного радиуса, центр  которой совмещается с той, или иной точкой пространства.

б) Зарисуйте схемау № 1 в рабочую тетрадь. Запишите определения основных линий и плоскостей в рабочую тетрадь

1. Прямая, проходящая через центр небесной сферы и совпадающая с направлением нити отвеса в месте наблюдения называется - отвесной(вертикальной) линией.

2. Ось мира- прямая, проходящая через центр небесной  сферы, параллельная оси вращения Земли.

3. Линия, соединяющая точки севера N и юга S- называется - полуденной линией.

4. Плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная отвесной линии, называется плоскостью исинного (математического) горизонта.

5. Большой круг, проходящий через центр небесной сферы и перпендикулярный оси мира, называется небесным экватором.

6. Небесный меридиан - большой круг небесной сферы , проходящий через  точки зенита, надира и полюсы мира.

Элементы  небесной сферы ( запишите в тетрадь):

1. P n - северный полюс мира

11.  P s- южный полюс мира

2. Зенит

12. Надир

13. Точка севера N

8. Точка юга S

5. Запад

10. Восток

6. Центр небесной сферы.

3. Отвестная линия

7. Полуденная линия

14. Небесный меридиан

4. Небесный экватор

9. Плоскость истинного ( математического горизонта).

 

 

 

 

                                               Схема № 1.

Задание № 3. Выполните задания тестового типа

1.  Продолжить утверждение: “Астрономия – наука, изучающая …”

А) движение и происхождение небесных тел и их систем.

Б) развитие небесных тел и их природу.

В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

2. Укажите, для чего используют телескоп?

А) собрать свет и создать изображение источника.

Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.

В) получить увеличенное изображение небесного тела.

3. Укажите, самую  высокуя точку небесной сферы?

А) точка севера.

Б) зенит.

В) надир.

Г) точка востока.

4.Укажите, на сколько созвездий разделено небо?

А) 108.

Б) 68.

В) 88.

5. Укажите, третью планета от Солнца – это …

А) Сатурн.

Б) Венера.

В) Земля.

Критерии оценки за тест:

«5»- 5 правильных ответов;

«4»- 74правильных ответов;

 «3»- 3 правильных ответов

«2» - менее 3 правильных ответов.

 

Часть 2. Небесные координаты

Цель: познакомится с системами координат в астрономии : горизонтальной и экваториальной и их практическом применении.

Задание:  Запишите информацию,  представленную ниже в свою рабочую тетрадь

Системы координат.

Система небесных координат используется в астрономии для описания положения светил на небе или точек на воображаемой небесной сфере. Координаты светил или точек задаются двумя угловыми величинами (или дугами), однозначно определяющими положение объектов на небесной сфере. Таким образом, система небесных координат является сферической системой координат.

Горизонтальная система координат. В этой системе координатами являются высота (h) и азимут (А). Высота светила — угловое расстояние светила М от истинного горизонта, Азимут светила — угловое расстояние, измеренное вдоль истинного горизонта, от точки

юга до точки пересечения горизонта с вертикальным кругом, проходящим через светило М. зенитным расстоянием (z). Оно отсчитывается в пределах от 0 до +180° к надиру. Высота и зенитное расстояние связаны соотношением: z + h = 90°. (см. рис) Изобразите рисунок № 1  в свою рабочую тетрадь.

                                                           рисунок № 1.

Экваториальная система координат. В этой системе координатами служат склонение

(δ) и прямое восхождение (α). Склонение светила — угловое расстояние светила М от небесного экватора, измеренное вдоль круга склонения. Склонение отсчитывается в пределах от 0 до +90° к Северному полюсу мира и от 0 до −90° к Южному полюсу мира. За начальную точку отсчета на небесном экваторе принимается точка весеннего равноденствия , где Солнце бывает в день весеннего равноденствия, около 21 марта.

Прямое восхождение светила — угловое расстояние, измеренное вдоль небесного экватора, от точки весеннего равноденствия до точки пересечения небесного экватора с кругом склонения светила. Прямое восхождение отсчитывается в сторону, противоположную суточному вращению небесной сферы, в пределах от 0 до 360° в

градусной мере или от 0 до 24ч в часовой мере. Изобразите рисунок № 2 в свою рабочую тетрадь.

 

 

                                                             Рисунок № 2.

 

 

 

 

 

 Высота полюса мира над горизонтом. Угловая высота полюса мира над горизонтом равна географической широте места наблюдения: hP = ϕ. На средних географических широтах ось мира и небесный экватор наклонены к горизонту, суточные пути звезд также наклонены к горизонту. Поэтому наблюдаются восходящие и заходящие звезды, невосходящие и незаходящие.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте определение “небесной сферы”?

2. Назовите основные точки небесной сферы?

3. Назовите основные линии небесной сферы?

4. Назовите основные плоскости небесной сферы?

5. Для каких целей  используют систему небесных координат?

6. Какие координаты являются основыми в горизонтальной системе координат?

7. Какие координаты являются основными в экваториальной системе координат.

8.  Чему равна угловая высота полюса мира над горизонтом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся высказывают предположения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, задают вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание тестового типа, осуществляют взаимопроверку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, задают вопросы преподавателю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображают схему в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют тестовое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, задают вопросы преподавателю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на контрольные вопросы, формулируют вывод о выполненной работе

 Результаты освоения дисциплины:

Характеризовать влияние космических технологий на практическую деятельность человека

Описывать роль отечественной и зарубежной науки в освоении и использовании космического пространства

Определять влияние космических технологий на практическую деятельность человека и дальнейшее научно-техническое развитие

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

- использовать современное программное обеспечение;

использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач

Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приемы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации, - современные средства и устройства информатизации;

Формируемые компетенции:

Дисциплинарные

Уметь:

-описывать историческую роль отечественной науки в процессе освоения космоса;

-объяснять значение современных астрономических открытий и технологий

Умения:

-решать задачи на применение изученных астрономических законов;

-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах. Знать:

- смысл понятий: астероид, болид, кометы, метеор, метеорит.

 

       

Письменный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение ситуационных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключительный этап занятия:

 

 

Выполните тестовое задание : (проверка правильности выполнения «работа в парах»)

 

Выполните тестовое задание

1.Укажите, что лежит в основе экваториальной системе координат? (выберите ответ)

А) небесный экватор;  б) земной экватор;  в) космический экватор.

    2. Укажите, в каком созвездии находится точка весеннего равноденствия? (выберите ответ)

      А) в созвездии Льва;  Б) в созвездии Рака;  В) в созвездии Рыбы.

     3. Укажите, какой горизонт используется в горизонтальной системе координат ? (выберите ответ)

    А) математический горизонт;  Б) реальный горизонт;  В) воображаемый горизонт

    4. Укажите, что называют небесным меридианом? (выберите ответ)

А) круг небесной сферы, проходящий через зенит и полюса мира;

Б) круг небесной сферы, проходящий через экватор;

В) полукруг небесной сферы, проходящий через полюса.

5. Укажите, чем неудобна горизонтальная система координат? (выберите ответ)

А) сложности использования;  Б) сложности понимания;  В) зависимостью от небесных светил.

6. Укажите, как называется угловое расстояние светила от горизонта? (выберите ответ)

А) долгота;  б) высота;  в) широта.

7. Укажите, как называется координата аналогичная географической долготе? (выберите ответ).

А) координата с названием «Азимут»;  Б) координата с названием «высота»; 

В) координата  с названием «горизонт» .

8. Укажите, какая координата не используется в системе небесных координат? (выберите ответ)

А) расстояние;  Б) часовой угол;  В) широта.

Критерии оценки за тест:

«5»- 8 правильных ответов;

«4»- 7 правильных ответов;

 «3»- 6 правильных ответов

«2» - менее 6 правильных ответов.                                     

 Выполняют тестовое  задание, осуществляют взаимопроверку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовое задание

 

 

 

 

 

Задания для самостоятельного выполнения:  Опишите с точки зрения  программного обеспечения электронный планетарий  Stellarium (верися 0.10.0)  по  плану 1. небо; 2. интерфейс; 3. Визуализация. Укажите преимущества и недостатки данной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Дисциплина

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Дисциплина

Вступительное слово преподавателя: невооруженным глазом на всем небе можно видеть примерно 6000 звезд, но мы видим лишь половину из них, потому что другую половину звездного…

Вступительное слово преподавателя: невооруженным глазом на всем небе можно видеть примерно 6000 звезд, но мы видим лишь половину из них, потому что другую половину звездного…

Цель работы: познакомиться с небесной сферой, рассмотреть точки, линии и плоскости небесной сферы, научиться находить данные элементы на небесной сфере

Цель работы: познакомиться с небесной сферой, рассмотреть точки, линии и плоскости небесной сферы, научиться находить данные элементы на небесной сфере

Укажите, что означает 1 а.е. в астрномии?

Укажите, что означает 1 а.е. в астрномии?

Плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная отвесной линии, называется плоскостью исинного (математического) горизонта

Плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная отвесной линии, называется плоскостью исинного (математического) горизонта

Запад 10. Восток 6. Центр небесной сферы

Запад 10. Восток 6. Центр небесной сферы

Схема № 1. Задание № 3. Выполните задания тестового типа 1

Схема № 1. Задание № 3. Выполните задания тестового типа 1

Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект

Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект

А) Сатурн. Б) Венера. В) Земля

А) Сатурн. Б) Венера. В) Земля

Координаты светил или точек задаются двумя угловыми величинами (или дугами), однозначно определяющими положение объектов на небесной сфере

Координаты светил или точек задаются двумя угловыми величинами (или дугами), однозначно определяющими положение объектов на небесной сфере

Экваториальная система координат

Экваториальная система координат

Солнце бывает в день весеннего равноденствия, около 21 марта

Солнце бывает в день весеннего равноденствия, около 21 марта

Рисунок № 2. Высота полюса мира над горизонтом

Рисунок № 2. Высота полюса мира над горизонтом

Высота полюса мира над горизонтом

Высота полюса мира над горизонтом

Чему равна угловая высота полюса мира над горизонтом?

Чему равна угловая высота полюса мира над горизонтом?

В) воображаемый горизонт 4

В) воображаемый горизонт 4

Выполните тестовое задание : (проверка правильности выполнения «работа в парах»)

Выполните тестовое задание : (проверка правильности выполнения «работа в парах»)

Практическое занятие Основные точки, линии и плоскости небесной сферы

Практическое занятие Основные точки, линии и плоскости небесной сферы

Практическое занятие Основные точки, линии и плоскости небесной сферы

Практическое занятие Основные точки, линии и плоскости небесной сферы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023