МЕТОД АССОЦИАЦИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ
Оценка 5

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
английский язык +1
2 кл—11 кл
22.10.2020
МЕТОД АССОЦИАЦИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ
Данная статья знакомит с методом ассоциации, как одним из эффективных методов при обучении английскому языку
метод ассоциаций.docx

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ

На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой, требующей новых путей решения, является проблема улучшения качества знаний английского языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенной на изучение предмета. Владение иностранным языком сегодня - это необходимое условие для получения интересной, хорошо оплачиваемой работы, как в нашем государстве, так и за границей, для общения с зарубежными партнерами, для получения возможности продолжения образования за рубежом, профессионального развития в своей области.

Современная языковая ситуация характеризуется активным развитием межкультурных контактов в разнообразных сферах деятельности. Международные связи постоянно расширяются, а также Интернет как средство массовой коммуникации активно внедряется в нашу жизнь и делает разнообразную информацию на иностранных языках все более доступной, а, следовательно, и возрастает потребность в умении пользоваться иностранным языком в коммуникативных целях. Владение иностранным языком необходимо для специалиста в любой области. На сегодняшний день это совершенно неоспоримый факт и в то же время на неязыковых факультетах ВУЗов практика преподавания иностранного языка показывает, что традиционные методы и приемы обучения зачастую оказываются малоэффективными, а уровень коммуникативных умений у выпускников часто недостаточный.

Основной целью изучения иностранного языка становится формирование лингвистической компетенции. Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. Следовательно, в преподавании акцент делается не на язык как систему, а на речь.

Современное обучение направлено на подготовку студентов к активному освоению ситуации социальных перемен, не только развитие способности адаптироваться.

Одним из нетрадиционных методов обучения является метод ассоциаций или метод ключевых слов. Данный метод недостаточно широко распространен среди приемов и методов, традиционно используемых на уроках английского языка, и не слишком подробно описан в методической литературе. Однако в последнее время интерес к этому методу значительно возрос.

Основоположник данной методики неизвестен, но ассоциативный способ запоминания иностранных слов упоминается уже в литературе конца девятнадцатого века. Одним из первых научных исследований посвященных этому методу было исследование Аткинсона. Он с группой соавторов описал данную методику в своих статьях (там этот метод называется методом ключевых слов key word method). Эксперимент проводился в Стенфордском университете. Англоязычным студентам, участвовавшим в этом эксперименте, было предложено запоминать русские слова с использованием метода ключевых слов (метода фонетических ассоциаций) и без него. Высокая степень эффективности применения этого метода была доказана в результате этого эксперимента по сравнению с обычным заучиванием.

При работе с ассоциациями очень важно подавать изучаемый материал системно. Одним из важнейших условий в применении метода являются мимика, жесты, выразительность речи.

В ассоциативном методе применяются ассоциативные образы. Одним из главных требований к ассоциативным образам является их связь каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть, например, по цвету (black – white), форме (square), размеру (big – small).

Не следует навязывать студенту свою ассоциацию. Ценность идеи заключается в наличии у каждого своего ассоциативного образа при определенных требованиях: связь и общая заданная тема. Главное в методе ассоциация - это яркость образа. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними, следовательно, тем больше слов можно запомнить. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми. Например: есть английское слово bread (произносится как брэд), означающее «Хлеб». Ему созвучно русское слово «бред». Теперь представьте, что вы пришли в булочную, а там нет хлеба. Бред, верно? Складывается цепочка: «bread»-«бред»-«хлеба нет»-«хлеб». Подбор ярких ассоциаций позволяет быстро пополнять словарный запас. Вполне возможно запоминать по 100 новых слов в день.

На занятии английского языка в группе второго курса был проведен следующий эксперимент. Студентам было предложено запомнить 20 слов по новой теме, используя те методики, которыми они обычно пользуются, то есть просто заучить. На следующем занятии была проведена проверка запоминания слов и предложен ряд заданий на употребление их в устной и письменной речи. Затем было предложено запомнить еще 20 новых слов, но уже на этот раз с помощью метода ассоциаций, при этом на самом занятии в группе ассоциации, возникающие у студентов в связи с предложенными словами, активно обсуждались. Результатом проведенного эксперимента явилось более успешное и быстрое запоминание.

Преподаватель всегда стремиться к тому, чтобы понятие «перевод» потеряло смысл. То есть основная цель при обучении лексике на иностранном языке, запоминать новые слова так чтобы создать устойчивую связь между зрительным и словесным образом. Тогда иностранная речь начинает пониматься непосредственно, как и речь на родном языке, а слова оказывают стимулирующее действие для возникновения образов. Действие этого рефлекса должно быть автоматическим и мгновенным. Если этого нет, то, несмотря на отличные оценки, студент забудет и новые слова, и сопровождающую грамматику. Поэтому задача состоит в том, чтобы помочь сформировать рефлекс.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: использование на занятиях английского языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемонических приемов позволяет улучшить качество знаний и добиться улучшения успеваемости, повысить мотивацию к изучению английского языка, развить познавательные интересы.

Литература

1.      Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

2.      Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе. // Иностранные языки в школе, 1995, № 4, с. 6 - 12.

3.      Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.

4.      Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации.// «ИЯШ», №2, 1995, с.3-4.

5.      Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. - 301с.

6.      Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. М.: Русский язык, 1977. 211с.


 

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО

В ассоциативном методе применяются ассоциативные образы

В ассоциативном методе применяются ассоциативные образы

Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе

Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020